Театр
Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: shedevrum.ai
Театральные критики потихоньку исчезают вместе с самим институтом критики. Во многих крупных городах нет штатных рецензентов во влиятельных СМИ. В ближайшем будущем выбор будет не между хорошей рецензией и плохой, а между единственной рецензией и полным отсутствием квалифицированной оценки.
Когда в театре успех, режиссёры и актёры охотно берут на себя ответственность за результат. Когда это провал (что случается чаще), крайним делают критика и при этом пытаются любым способом заткнуть ему рот. А кому же хочется постоянно конфликтовать?
Но не только поэтому театральная рецензия становится вымирающим жанром. Для этого есть много причин, но основная заключается в том, что читатели не хотят театральных рецензий так же, как раньше. Интернет изменил многое. Людям всё больше нравятся короткие тексты с картинками, они не воспринимают анализ, им чуждо ассоциативное мышление.
Короткие, яркие обзоры в соцсетях, зачастую лишённые глубины анализа, заменили собой вдумчивые статьи. Читатели привыкли к быстрому потреблению информации, к мгновенной оценке – лайку или дизлайку, но не к тщательному разбору, к аргументированной критике. Пишущим волей-неволей приходится подстраиваться.
И это ужасно. С потерей квалифицированной критики, великие постановки останутся недооценёнными, а талантливые актёры не станут звёздами. Театр эфемерен. Единственное, что поддерживает живыми старые спектакли, — это архив рецензий. Рецензии означают, что театральное искусство живёт и может расцвести снова.
Было много рассуждений о том, почему театр находится в кризисе, и всевозможных объяснений, но главное остаётся без внимания: всё меньше и меньше внимания прессы, как позитивного, так и (что не менее важно) негативного. И – сюрприз! – театр страдает, деградирует, превращается в место заработка театральных деятелей, рутину и обиталище сводящей скулы скуки.
Критика жизненно важна для здоровья театра. Как можно этого не понимать?
Ситуация с театральной критикой – это не просто уменьшение количества рецензий, это симптом более глубокого кризиса, затрагивающего все аспекты взаимодействия театра с обществом. Утрата квалифицированной критики – это не только потеря объективного взгляда на постановку, но и лишение театрального процесса важного элемента саморегуляции. Ведь критика – это не только осуждение, но и анализ, выявление тенденций, поиск новых форм выражения и диалог между творцами и аудиторией.

Уход в тень профессиональных рецензентов приводит к тому, что театр теряет связь с интеллектуальной и эмоциональной жизнью, постепенно приходя в художественное запустение и превращаясь в застойное болото.
Театральные учреждения должны поменять свое отношение к критике, воспринимая её не как угрозу, а как возможность для диалога и самосовершенствования. Нужно понимать, что конструктивная критика – это инструмент развития, а не оружие для разрушения.
Возможно, нужно искать новые форматы критики, более доступные и интересные для современного читателя – подкасты, видеообзоры, интерактивные платформы...
В конечном итоге, вопрос выживания серьёзной театральной критики – это вопрос выживания самого театрального искусства. Если мы потеряем способность к анализу, к объективной оценке постановок, театр рискует либо превратиться в развлечение, лишенное глубины и смысла, либо утонуть в самодовольной выхолощенной «серьёзности».
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронеже проходят традиционные «Болховитиновские чтения»
Место проведения: Воронежский государственный институт искусств. Возрастное ограничение: 12+
В России — Санатории Воронежской области заметно увеличили выручку, сократив число гостей
Это следует из опубликованной статистики портала «Санатории-России. РФ».
В мире — Падение ребёнка в шахту лифта в Воронеже стало мировой новостью
Об этом жутком инциденте сообщили не только российские медиа, но и Mirror, Daily Mail, US Sun и другие издания.
Общество — Грандиозный проект прокладки ливневого коллектора в Центральном районе Воронежа завершился уголовным делом
Речь идёт о профуканных сотнях миллионов рублей. Объекта нет даже в первом приближении.
Театр — Хулиганскую трагикомедию абсурда представит Михаил Бычков на Новый год
Кто виноват? Что делать? И кто писает в лифте? Вот три главных вопроса, которые волнуют нас по-настоящему!
Кино и телевидение — Неудачники телевизионной недели 3-9 ноября: есть неожиданности
Особенно неудачно стартовали «гладиаторские» проекты, в которых «богатыри» меряются силушкой.
Персона — Многоцветный мир художника Нины Гапоновой. К 90-летию со дня рождения
О выдающемся сценографе рассказывает архивариус Кольцовского театра Николай Тимофеев.
Литература — Роман Каграманов выпустит книгу в издательстве «Эксмо»
Это яростное остросюжетное эпическое фэнтези и борьбе мирового зла с добром.
Музыка — Билли Айлиш получила номинации на «Грэмми» 2026 года незаконно?
Оказывается, Академия звукозаписи различает понятия «треки» и «сингл»: «трек» выпускается в составе альбома, а «сингл» – отдельно.
Изобразительное искусство — В Воронеже открывается выставка Анатолия Любавина, его жены и дочери под названием «Солнечный круг»
А. А. Любавин является одним из наиболее ярких представителей современного искусства.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, что посетить в выходные дни 8 и 9 ноября
Благоприятная погода позволит много времени провести на свежем воздухе.
Главное — Выставка Виктора Бойченко и Татьяны Фомичёвой стала подарком ко Дню университета
Картины русской природы, портреты, натюрморты вызвали живой интерес студентов и преподавателей.





