Войти
Театр
13.04.2025 20:33
Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

Худрук велел не пущать…

Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: shedevrum.ai

Театральные критики потихоньку исчезают вместе с самим институтом критики. Во многих крупных городах нет штатных рецензентов во влиятельных СМИ. В ближайшем будущем выбор будет не между хорошей рецензией и плохой, а между единственной рецензией и полным отсутствием квалифицированной оценки.

Неуважение и даже враждебность к настоящей, а не проплаченной критике глубоко укоренились во многих театрах. Провинциализм и чувство привилегированности многих театральных деятелей не идут на пользу ни критике, ни театральному искусству. Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил, что этот обзор (рецензия) убил спектакль, обидел/оскорбил творцов и даже уничтожил рабочие места?

Когда в театре успех, режиссёры и актёры охотно берут на себя ответственность за результат. Когда это провал (что случается чаще), крайним делают критика и при этом пытаются любым способом заткнуть ему рот. А кому же хочется постоянно конфликтовать?

Но не только поэтому театральная рецензия становится вымирающим жанром. Для этого есть много причин, но основная заключается в том, что читатели не хотят театральных рецензий так же, как раньше. Интернет изменил многое. Людям всё больше нравятся короткие тексты с картинками, они не воспринимают анализ, им чуждо ассоциативное мышление.

Короткие, яркие обзоры в соцсетях, зачастую лишённые глубины анализа, заменили собой вдумчивые статьи. Читатели привыкли к быстрому потреблению информации, к мгновенной оценке – лайку или дизлайку, но не к тщательному разбору, к аргументированной критике. Пишущим волей-неволей приходится подстраиваться.

И это ужасно. С потерей квалифицированной критики, великие постановки останутся недооценёнными, а талантливые актёры не станут звёздами. Театр эфемерен. Единственное, что поддерживает живыми старые спектакли, — это архив рецензий. Рецензии означают, что театральное искусство живёт и может расцвести снова.

Было много рассуждений о том, почему театр находится в кризисе, и всевозможных объяснений, но главное остаётся без внимания: всё меньше и меньше внимания прессы, как позитивного, так и (что не менее важно) негативного. И – сюрприз! – театр страдает, деградирует, превращается в место заработка театральных деятелей, рутину и обиталище сводящей скулы скуки.

Критика жизненно важна для здоровья театра. Как можно этого не понимать?

Ситуация с театральной критикой – это не просто уменьшение количества рецензий, это симптом более глубокого кризиса, затрагивающего все аспекты взаимодействия театра с обществом. Утрата квалифицированной критики – это не только потеря объективного взгляда на постановку, но и лишение театрального процесса важного элемента саморегуляции. Ведь критика – это не только осуждение, но и анализ, выявление тенденций, поиск новых форм выражения и диалог между творцами и аудиторией.


Уход в тень профессиональных рецензентов приводит к тому, что театр теряет связь с интеллектуальной и эмоциональной жизнью, постепенно приходя в художественное запустение и превращаясь в застойное болото.

Театральные учреждения должны поменять свое отношение к критике, воспринимая её не как угрозу, а как возможность для диалога и самосовершенствования. Нужно понимать, что конструктивная критика – это инструмент развития, а не оружие для разрушения.

Возможно, нужно искать новые форматы критики, более доступные и интересные для современного читателя – подкасты, видеообзоры, интерактивные платформы...

В конечном итоге, вопрос выживания серьёзной театральной критики – это вопрос выживания самого театрального искусства. Если мы потеряем способность к анализу, к объективной оценке постановок, театр рискует либо превратиться в развлечение, лишенное глубины и смысла, либо утонуть в самодовольной выхолощенной «серьёзности».

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже проходят традиционные «Болховитиновские чтения»

Место проведения: Воронежский государственный институт искусств. Возрастное ограничение: 12+

В РоссииСанатории Воронежской области заметно увеличили выручку, сократив число гостей

Это следует из опубликованной статистики портала «Санатории-России. РФ».

В миреПадение ребёнка в шахту лифта в Воронеже стало мировой новостью

Об этом жутком инциденте сообщили не только российские медиа, но и Mirror, Daily Mail, US Sun и другие издания.

ОбществоГрандиозный проект прокладки ливневого коллектора в Центральном районе Воронежа завершился уголовным делом

Речь идёт о профуканных сотнях миллионов рублей. Объекта нет даже в первом приближении.

ТеатрХулиганскую трагикомедию абсурда представит Михаил Бычков на Новый год

Кто виноват? Что делать? И кто писает в лифте? Вот три главных вопроса, которые волнуют нас по-настоящему!

Кино и телевидениеНеудачники телевизионной недели 3-9 ноября: есть неожиданности

Особенно неудачно стартовали «гладиаторские» проекты, в которых «богатыри» меряются силушкой.

ПерсонаМногоцветный мир художника Нины Гапоновой. К 90-летию со дня рождения

О выдающемся сценографе рассказывает архивариус Кольцовского театра Николай Тимофеев.

ЛитератураРоман Каграманов выпустит книгу в издательстве «Эксмо»

Это яростное остросюжетное эпическое фэнтези и борьбе мирового зла с добром.

МузыкаБилли Айлиш получила номинации на «Грэмми» 2026 года незаконно?

Оказывается, Академия звукозаписи различает понятия «треки» и «сингл»: «трек» выпускается в составе альбома, а «сингл» – отдельно.

Изобразительное искусствоВ Воронеже открывается выставка Анатолия Любавина, его жены и дочери под названием «Солнечный круг»

А. А. Любавин является одним из наиболее ярких представителей современного искусства.

Зал ожиданияВоронежцам и гостям региона подсказали, что посетить в выходные дни 8 и 9 ноября

Благоприятная погода позволит много времени провести на свежем воздухе.

ГлавноеВыставка Виктора Бойченко и Татьяны Фомичёвой стала подарком ко Дню университета

Картины русской природы, портреты, натюрморты вызвали живой интерес студентов и преподавателей.