Театр
Мне скучно без…
- Текст: Геннадий Колосов
- Фото: voronezhdrama.ru
Неужели нельзя решить спектакль по Пушкину без подпорок из Гёте и Марло? Что за навязчивая идея у режиссёров непременно подмешивать к «Маленьким трагедиям» Фауста и Мефистофеля? Почти полвека этой идее, а она всё жива и кочует из театра в театр.
Александр Пушкин (при участии Иоганна Вольфганга фон Гёте и Кристофера Марло)
Маленькие трагедии (Фаустиана в двух действиях)
Постановка и сценография: Владимир Петров.
Художник по костюмам: Фагиля Сельская.
Вся жизнь человека умещается между двумя датами. Но дата рождения всегда воспринимается радостно. Ведь родился человек. И никто не знает при его рождении, чем этот человек прославится, запомнится всему человечеству. В следующем году исполнится двести двадцать пять лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. «Пушкин – наше всё!», – провозгласил Аполлон Григорьев, и это укоренилось в сознание русского человека, точно так же как то, что Волга впадает в Каспийское море. Пройти мимо 225-летия Поэта невозможно.
К этому событию российские театры выпускают премьеры по произведениям Пушкина. Так как «Борис Годунов» прошёл в 2014-2015 годах практически по всей стране, вспомнить хотя бы спектакли К. Богомолова в «Ленкоме» и М. Бычкова в Воронеже, то возвращаться к этой пьесе сегодня это не comme il faut, по многим причинам. Поэтому большинство театров обратило внимание на «Маленькие трагедии». Никакого политического подтекста, о людях и их страстях, о грехе и покаянии. Выбор очевиден.
Но оказывается, не всё так очевидно постановщикам спектакля. В Воронеже спектакль имеет четкую окраску и звучание. Но без начала нет конца, а без конца − бессмысленно начало.
Спектакль Владимира Петрова обрамлён вставками из произведений о Фаусте. Начало из «Театрального вступления», где Директор театра (Татьяна Беляева) увещевает и наставляет Поэта (Дамир Миркамилов) и Комического актера (Юрий Смышников):
А главное, гоните действий ход
Живей, за эпизодом эпизод.
<…>
Немножко жизни, выдумки немножко,
Вам удаётся этот вид рагу.
Толпа и так всё превратит в окрошку,
Я дать совет вам лучший не могу.
Всё, что дальше было на сцене, выполнено по рецепту, озвученному выше. Но главная мысль спектакля прозвучала опять же из уст Директора театра:
В дощатом этом балагане
Вы можете как в мирозданье,
Пройти все ярусы подряд,
Сойти с небес сквозь землю в ад.
Начинается путешествие двух персонажей, Фауста (Дамир Миркамилов) и Мефистофеля (Юрий Смышников). Кто из них ведомый, а кто ведущий, догадаться не сложно. Откуда в "Маленьких трагедиях" Фауст и Мефистофель? Ответ находят у самого Пушкина. Есть у Александра Сергеевича стихотворение "Сцены из Фауста". Его использовал Михаил Швейцер в телефильме "Маленькие трагедии" (1979). Но там стихотворение использовалось как увертюра, Петров же им заканчивает спектакль. Тем самым обрамляя спектакль двумя произведениями, связанными с Фаустом.
Жанр спектакля определен как "Фаустиана в двух действиях". Петров создаёт спектакль про Фауста и Мефистофеля, которые разыгрывают пьесы "Маленьких трагедий" и являются сквозными персонажами. При этом режиссёр нарушает авторский порядок пьес, а одну совсем опускает. Но в дополнение к пушкинскому тексту звучат фрагменты из "Фауста" Гёте и "Трагической истории жизни и смерти доктора Фауста" Кристофера Марло.
Отличная режиссёрская задумка, рассчитанная на высочайшее актёрское мастерство и умение актеров по мановению руки превращаться из одного персонажа в другого. Один актёр должен воплотить на сцене множеств ообразов. Так Д. Миркамилов должен сыграть на сцене Поэта, Фауста, Моцарта, Фауста, Альбера, вновь Фауста, Председателя, и снова Фауста. Задача у Ю. Смышникова не легче: Сальери, Барон, Священник и все эти роли перемежаются с Мефистофелем. И ко всему – стихотворный текст.
Нельзя сказать, что у двух ведущих актёров спектакля всё получилось. Моцарт у Миркамилова получился бледной копией Моцарта из фильма Милоша Формана, а Барон Смышникова очень напоминал Иннокентия Смоктуновского в этой же роли в вышеупомянутом телефильме. Иногда казалось, что Миркамилов зеркалит Смышникова. И кто из них Фауст, кто Мефистофель, где гений, а где злодейство – не разобрать.
И в это же время исполнители второстепенных ролей вызывают восхищение, аплодисменты и Bravo! Татьяна Беляева (Директора театра), Валерий Блинов (Соломон) и Артур Платов (Иван) исполняют свои роли легко, с чётким пониманием предлагаемых обстоятельств, с хорошим чувством юмора, только это и спасает спектакль от окончательного скатывания в мрак и хтонь. Каждый из актёров создал образы, их персонажи полновесные и полнокровные без лишнего кривляния и ужимок.
Есть в спектакле хореография, которая вызывает много вопросов. Три Мойры (А. Климушкина, А. Гаврилова, М. Щербакова) под руководством Зевса Мойрагета (И. Болдышев) изображают классический балет. Но зачем драматические актрисы делают то, что никак нельзя принять за классический балет?
Начало спектакля, где происходит разминка танцевальной группы и непринуждённые разговоры, затянуто. Это явная отсылка к тому легендарному пожарному, вышедшему на сцену в начале спектакля. Но это уже не актуально. Насколько ярким, динамичным и эффектным было появление Директора театра, Поэта и Комического актёра, да ещё в костюмах от Фагили Сельской. А невнятные разговоры актрис и Зевса-хореографа только распылили внимание зрителей и затянули действие. Сами Мойры, кроме заполнения пауз, пытаются ещё пристроить нить жизни и судьбы. Не определившись с ней, в конце спектакля они нарезают всем действующим лицам по небольшому кусочку. Но если произошёл Конец Света, то жизнь всех людей оборвется сразу, а не по очереди. Неудачное решение. В финале спектакля яркая вспышка, которая знаменует собой конец всего сущего. Это намек на известный фильм Л. Гайдая с его ядерным взрывом?
В музыкальном сопровождении спектакля есть всё: от французского панка до американского кантри. Но две композиции являются знаковыми для спектакля. В "Моцарте и Сальери" звучит, естественно, Моцарт. И гениальная музыка резко контрастирует с тем, что происходит на сцене. В финале звучит кавер композиции "Sound of Silence" в исполнении чикагской металлической группы Disturbed. Известная антивоенная песня, по мнению некоторых, становится гимном апокалипсиса.
В спектакле есть что-то эсхатологическое. Есть в нём и отсылка к всадникам апокалипсиса Чума, Война, Голод, а с ними, и Смерть. Усиливает эти ощущения видеопроекция гравюр Джованни Баттисты Пиранези. И выглядит это не как руины древнего Рима, а как круги ада. И это вторая аллюзия на Данте.
Если все свести к единому итогу, то задание Директора театра выполнено в полной мере. Рагу, окрошка, винегрет.
И становится скучно. Скучно без понимания режиссёром текста, без жизни в спектакле, где всё идёт от головы, но никак не от сердца. Но ведь жестокий век, жестокие сердца.
Насколько оригинальным можно считать ход режиссёра, когда Фауст и Мефистофель перевоплощаются в различных персонажей «Маленьких трагедий»? Но этот ход задан всё тем же Михаилом Щвейцером. И любой человек, смотревший фильм, вспомнит, что это уже было. Тем более в этом телефильме одну из последних своих ролей исполнил Владимир Высоцкий (Дон Гуан) в «Каменном госте». И именно этой пьесы нет в спектакле Владимира Петрова. Придумывать объяснения этому – дело неблагодарное. И с отсутствием этой пьесы исчезает момент наказания грешника, поставившего себя наравне с Богом.
Если же посмотреть другие сценические воплощения «Маленьких трагедий», то можно найти спектакль Камышинского драматического театра «Из путешествий Фауста» (премьера 5 декабря 2020 года, режиссер-постановщик Павел Лаговский), где используется тот же ход. «Сцена из Фауста» как увертюра и дальнейшее путешествие Фауста и Мефистофеля по произведению Пушкину в разных ролях.
Эта идея, видимо, носится в воздухе. На днях премьера «Маленьких трагедий» в Красноярском драматическом театре имени Пушкина. Цитата с сайта театра: «Режиссёр Олег Рыбкин, объединив в своем спектакле героев «Сцены из Фауста» и «Маленьких трагедий», исследует не столько вопросы нравственности и трагической судьбы личности, жаждущей самоутверждения любой ценой». И, судя по списку действующих лиц и исполнителей, схема та же: Фауст и Мефистофель перевоплощаются в других персонажей. Так что «Маленькие трагедии» шагают по стране. И всё же скучно без…
(жизни, оригинального решения, чёткости замысла, высочайшего класса исполнительства – выберете сами)
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронеже заявили о необходимости укрепления конструкций бывшего Дома офицеров
Однако работы начнутся нескоро – год понадобиться только на разработку проектной документации.
В России — За неделю заболеваемость гриппом и ОРВИ выросла в России на 17,5%
Роспотребнадзор зафиксировал в России рост заболеваемости ОРВИ на 17,5%, что даже больше, чем на прошлой неделе.
В мире — Дональд Трамп упразднил Президентский комитет по искусствам и гуманитарным наукам
По мнению Трампа и его администрации, комитет злоупотреблял своими полномочиями, проявляя вкусовщину и протекционизм
Общество — Специалисты рассказали, могут ли посторонние снять ваши деньги со счёта без банковской карты
Ответ, к сожалению, положительный, но для этого вы сами должны подсобить мошенникам.
Театр — Художественным руководителем фестиваля «Маршак» назначен Максим Иванов
Деятель театра, не поставивший ни одного достойного, внятного спектакля, будет верстать программу детского фестиваля.
Кино и телевидение — «Маска» с Биланом не зашла
Рейтинги оказались ниже, чем надеялись создатели в преддверии шестого сезона.
Персона — В Воронеже умер художник Виктор Мириленко
Художник работал в жанре сельского, городского пейзажа, писал картины на исторические сюжеты.
Литература — Вышел новый детектив Валентена Мюссо «Тайна Дома трёх вязов»
Сначала тебе кажется, что перед тобой ещё один классический герметичный детектив, но потом ты понимаешь, что он не так прост.
Музыка — Названы лауреаты премии «Грэмми» 2025 года: куча сюрпризов
Триумфатором вечера вышел Кендрик Ламар, на чью композиция Not Like Us пролился дождь из золотых граммофонов.
Изобразительное искусство — Юным воронежцам предложили нарисовать выхухоль за награду
Рисунок может быть выполнен в любой традиционной технике – хоть картина маслом.
Зал ожидания — О том, как хорошо быть прислугой, расскажет Дворцовый комплекс Ольденбургских
Наконец, в Рамони вспомнят о классовом характере дворцовой жизни господ и обслуги.
Главное — Воронежский театр оперы и балета приглашает на праздничную «Весеннюю рапсодию»
Музыкальный руководитель – маэстро Вероника Кунцевич, недавно принятая в труппу театра.