Войти
Театр
26.10.2023 20:30
Мне скучно без…

Мне скучно без…

  • Текст: Геннадий Колосов
  • Фото: voronezhdrama.ru

Неужели нельзя решить спектакль по Пушкину без подпорок из Гёте и Марло? Что за навязчивая идея у режиссёров непременно подмешивать к «Маленьким трагедиям» Фауста и Мефистофеля? Почти полвека этой идее, а она всё жива и кочует из театра в театр.

Воронежский Государственный Академический театр драмы имени А. Кольцова.
Александр Пушкин (при участии Иоганна Вольфганга фон Гёте и Кристофера Марло)
Маленькие трагедии (Фаустиана в двух действиях)
Постановка и сценография: Владимир Петров.
Художник по костюмам: Фагиля Сельская.

Вся жизнь человека умещается между двумя датами. Но дата рождения всегда воспринимается радостно. Ведь родился человек. И никто не знает при его рождении, чем этот человек прославится, запомнится всему человечеству. В следующем году исполнится двести двадцать пять лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. «Пушкин – наше всё!», – провозгласил Аполлон Григорьев, и это укоренилось в сознание русского человека, точно так же как то, что Волга впадает в Каспийское море. Пройти мимо 225-летия Поэта невозможно.

К этому событию российские театры выпускают премьеры по произведениям Пушкина. Так как «Борис Годунов» прошёл в 2014-2015 годах практически по всей стране, вспомнить хотя бы спектакли К. Богомолова в «Ленкоме» и М. Бычкова в Воронеже, то возвращаться к этой пьесе сегодня это не comme il faut, по многим причинам. Поэтому большинство театров обратило внимание на «Маленькие трагедии». Никакого политического подтекста, о людях и их страстях, о грехе и покаянии. Выбор очевиден.

Но оказывается, не всё так очевидно постановщикам спектакля. В Воронеже спектакль имеет четкую окраску и звучание. Но без начала нет конца, а без конца − бессмысленно начало.

Спектакль Владимира Петрова обрамлён вставками из произведений о Фаусте. Начало из «Театрального вступления», где Директор театра (Татьяна Беляева) увещевает и наставляет Поэта (Дамир Миркамилов) и Комического актера (Юрий Смышников):

А главное, гоните действий ход
Живей, за эпизодом эпизод.
<…>
Немножко жизни, выдумки немножко,
Вам удаётся этот вид рагу.
Толпа и так всё превратит в окрошку,
Я дать совет вам лучший не могу.

Всё, что дальше было на сцене, выполнено по рецепту, озвученному выше. Но главная мысль спектакля прозвучала опять же из уст Директора театра:

В дощатом этом балагане
Вы можете как в мирозданье,
Пройти все ярусы подряд,
Сойти с небес сквозь землю в ад.


Начинается путешествие двух персонажей, Фауста (Дамир Миркамилов) и Мефистофеля (Юрий Смышников). Кто из них ведомый, а кто ведущий, догадаться не сложно. Откуда в "Маленьких трагедиях" Фауст и Мефистофель? Ответ находят у самого Пушкина. Есть у Александра Сергеевича стихотворение "Сцены из Фауста". Его использовал Михаил Швейцер в телефильме "Маленькие трагедии" (1979). Но там стихотворение использовалось как увертюра, Петров же им заканчивает спектакль. Тем самым обрамляя спектакль двумя произведениями, связанными с Фаустом.

Жанр спектакля определен как "Фаустиана в двух действиях". Петров создаёт спектакль про Фауста и Мефистофеля, которые разыгрывают пьесы "Маленьких трагедий" и являются сквозными персонажами. При этом режиссёр нарушает авторский порядок пьес, а одну совсем опускает. Но в дополнение к пушкинскому тексту звучат фрагменты из "Фауста" Гёте и "Трагической истории жизни и смерти доктора Фауста" Кристофера Марло.

Отличная режиссёрская задумка, рассчитанная на высочайшее актёрское мастерство и умение актеров по мановению руки превращаться из одного персонажа в другого. Один актёр должен воплотить на сцене множеств ообразов. Так Д. Миркамилов должен сыграть на сцене Поэта, Фауста, Моцарта, Фауста, Альбера, вновь Фауста, Председателя, и снова Фауста. Задача у Ю. Смышникова не легче: Сальери, Барон, Священник и все эти роли перемежаются с Мефистофелем. И ко всему – стихотворный текст.

Нельзя сказать, что у двух ведущих актёров спектакля всё получилось. Моцарт у Миркамилова получился бледной копией Моцарта из фильма Милоша Формана, а Барон Смышникова очень напоминал Иннокентия Смоктуновского в этой же роли в вышеупомянутом телефильме. Иногда казалось, что Миркамилов зеркалит Смышникова. И кто из них Фауст, кто Мефистофель, где гений, а где злодейство – не разобрать.


И в это же время исполнители второстепенных ролей вызывают восхищение, аплодисменты и Bravo! Татьяна Беляева (Директора театра), Валерий Блинов (Соломон) и Артур Платов (Иван) исполняют свои роли легко, с чётким пониманием предлагаемых обстоятельств, с хорошим чувством юмора, только это и спасает спектакль от окончательного скатывания в мрак и хтонь. Каждый из актёров создал образы, их персонажи полновесные и полнокровные без лишнего кривляния и ужимок.


Есть в спектакле хореография, которая вызывает много вопросов. Три Мойры (А. Климушкина, А. Гаврилова, М. Щербакова) под руководством Зевса Мойрагета (И. Болдышев) изображают классический балет. Но зачем драматические актрисы делают то, что никак нельзя принять за классический балет?

Начало спектакля, где происходит разминка танцевальной группы и непринуждённые разговоры, затянуто. Это явная отсылка к тому легендарному пожарному, вышедшему на сцену в начале спектакля. Но это уже не актуально. Насколько ярким, динамичным и эффектным было появление Директора театра, Поэта и Комического актёра, да ещё в костюмах от Фагили Сельской. А невнятные разговоры актрис и Зевса-хореографа только распылили внимание зрителей и затянули действие. Сами Мойры, кроме заполнения пауз, пытаются ещё пристроить нить жизни и судьбы. Не определившись с ней, в конце спектакля они нарезают всем действующим лицам по небольшому кусочку. Но если произошёл Конец Света, то жизнь всех людей оборвется сразу, а не по очереди. Неудачное решение. В финале спектакля яркая вспышка, которая знаменует собой конец всего сущего. Это намек на известный фильм Л. Гайдая с его ядерным взрывом?

В музыкальном сопровождении спектакля есть всё: от французского панка до американского кантри. Но две композиции являются знаковыми для спектакля. В "Моцарте и Сальери" звучит, естественно, Моцарт. И гениальная музыка резко контрастирует с тем, что происходит на сцене. В финале звучит кавер композиции "Sound of Silence" в исполнении чикагской металлической группы Disturbed. Известная антивоенная песня, по мнению некоторых, становится гимном апокалипсиса.


В спектакле есть что-то эсхатологическое. Есть в нём и отсылка к всадникам апокалипсиса Чума, Война, Голод, а с ними, и Смерть. Усиливает эти ощущения видеопроекция гравюр Джованни Баттисты Пиранези. И выглядит это не как руины древнего Рима, а как круги ада. И это вторая аллюзия на Данте.

Если все свести к единому итогу, то задание Директора театра выполнено в полной мере. Рагу, окрошка, винегрет.

И становится скучно. Скучно без понимания режиссёром текста, без жизни в спектакле, где всё идёт от головы, но никак не от сердца. Но ведь жестокий век, жестокие сердца.

Насколько оригинальным можно считать ход режиссёра, когда Фауст и Мефистофель перевоплощаются в различных персонажей «Маленьких трагедий»? Но этот ход задан всё тем же Михаилом Щвейцером. И любой человек, смотревший фильм, вспомнит, что это уже было. Тем более в этом телефильме одну из последних своих ролей исполнил Владимир Высоцкий (Дон Гуан) в «Каменном госте». И именно этой пьесы нет в спектакле Владимира Петрова. Придумывать объяснения этому – дело неблагодарное. И с отсутствием этой пьесы исчезает момент наказания грешника, поставившего себя наравне с Богом.

Если же посмотреть другие сценические воплощения «Маленьких трагедий», то можно найти спектакль Камышинского драматического театра «Из путешествий Фауста» (премьера 5 декабря 2020 года, режиссер-постановщик Павел Лаговский), где используется тот же ход. «Сцена из Фауста» как увертюра и дальнейшее путешествие Фауста и Мефистофеля по произведению Пушкину в разных ролях.

Эта идея, видимо, носится в воздухе. На днях премьера «Маленьких трагедий» в Красноярском драматическом театре имени Пушкина. Цитата с сайта театра: «Режиссёр Олег Рыбкин, объединив в своем спектакле героев «Сцены из Фауста» и «Маленьких трагедий», исследует не столько вопросы нравственности и трагической судьбы личности, жаждущей самоутверждения любой ценой». И, судя по списку действующих лиц и исполнителей, схема та же: Фауст и Мефистофель перевоплощаются в других персонажей. Так что «Маленькие трагедии» шагают по стране. И всё же скучно без…

(жизни, оригинального решения, чёткости замысла, высочайшего класса исполнительства – выберете сами)

Ранее в рубриках
В ВоронежеКазанский «Барс» оставил «Буран» без очков

Игра с первых секунд началась активная. Атаки развивались в обе стороны.

В РоссииВ цирке только девушки!

Парад женских цирковых профессий возглавят более 120 уникальных артисток мира.

В миреУгрожающий Флориде ураган «Милтон» может усилиться до гипотетической шестой категории

В любом случае, от «Милтона» ожидают беспрецедентных масштабов разрушений.

ОбществоВ Воронеже стартовал цикл полезно-оздоровительных занятий «Источник жизни»

Основная цель – привлечение внимания к важности активного образа жизни и поддержания здоровья.

ТеатрОпубликовано обращение руководителей СТД РФ в связи с трагедиями в Екатеринбурге и Хабаровске

Печальные события в Екатеринбурге и Хабаровске должны ещё больше сплотить наше театральное сообщество. Берегите себя и наши театры!

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 3-6 октября: сенсационная победа «Графа Монте-Кристо»

Эксперты ставили на новый фильм «Василиса и хранители времени», но на финише картина Павла Лунгина проиграла.

ПерсонаАль Пачино рассказал о своём посмертном опыте и том свете

В 2020 году голливудский актёр пережил клиническую смерть в результате тяжёлого течения Covid-19.

ЛитератураНобелевская премия по литературе за 2024 год – экзотические фавориты

В этом году, по мнению экспертов, премию должен получить кто-то из Азии. Ну, или из Австралии. Или из Африки.

МузыкаОт Shaman'а до Эмина – новые фавориты и аутсайдеры воронежской публики

Среди артистов лидеры спроса в Воронеже – Анна Асти, Zivert и Shaman.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 28 сентября – 5 октября в мировых СМИ

Хорошая неделя. Множество неплохих снимков, правда, шедевров маловато.

ГлавноеОткрытие сезона в Воронежском Доме композиторов вызвало ажиотаж

В этот вечер звучали сочинения воронежских композиторов на стихи поэта.