Войти
Театр
19.06.2022 18:03
Николай Тимофеев: Образ Петра Великого на Кольцовской сцене

Сергей Папов в спектакле «От Полтавы до Гангута»

Николай Тимофеев: Образ Петра Великого на Кольцовской сцене

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Архив автора

Не знаю, есть ли какой-то скрытый смысл в том, что Пётр Великий родился именно 9 июня – как раз посередине между днём рождения Пушкина – 6 июня – и Днём России – 12 июня. Хотя символика, конечно, впечатляет: Пушкин – Пётр – Россия…

В День России сразу несколько телеканалов транслировали фильмы о Петре, созданные в разные годы разными режиссёрами. И тут кстати вспомнить, что кинематограф, который «всего» на две с половиной тысячи лет моложе театра, к сегодняшнему дню имеет гораздо больше воплощений образа Петра, чем двухсполовинойтысячелетний театр.

В 1909 году режиссёры Кай Ганзен и Василий Гончаров сняли немой художественный короткометражный фильм «Пётр Великий». В главной роли актёр Пётр Воинов. В 1937-38 режиссёр Владимир Петров на киностудии «Ленфильм» снял двухсерийный историко-биографический фильм «Пётр Первый» по роману А.Н. Толстого. Фильм одобрил сам Сталин. В роли Петра Николай Симонов. В 1970-м на киностудии им. М. Горького режиссёр Юрий Швырёв снял «Балладу о Беринге». В роли Петра Роман Ткачук. В 1972-м появился «Табачный капитан» по мотивам пьесы Н. Адуева. В роли Петра Владлен Давыдов. В 1976-м «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Режиссёр Александр Митта. В роли Петра – Алексей Петренко. В роли Ганнибала – Владимир Высоцкий.

Известный режиссёр Сергей Герасимов в начале 1980-х по мотивам романа А.Н. Толстого создаёт одну за другой две экранизации – «Юность Петра» и «В начале славных дел…». В обеих в роли Петра актёр Дмитрий Золотухин. Интересно, что рост Петра, его характер и темперамент настолько хрестоматийны в сознании народа, что, по воспоминаниям современников, всякий раз было непросто найти актёра на главную роль. Первым требованием было: актёр, играющий Петра, ростом должен выделяться среди прочих исполнителей, включая массовку. Правда, были случаи, когда актёра ставили на котурны. Напомним: рост Петра Алексеевича – 203 сантиметра.

С середины 1980-х и до наших дней о Петре и его эпохе были сняты ещё более десятка фильмов. Среди них стоит внимания работа режиссёра Марвина Дж. Чомски «Пётр Великий», в которой целое созвездие знаменитых голливудских актёров. А также фильм 2000-го года «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой. В нём снимался Юрий Александрович Лактионов, замечательный актёр и режиссёр Кольцовского театра. Он исполнил роль боярина Сергея Долгорукова, который при Петре Великом был послом России в Англии.

Надо сказать, что ряд фильмов о Петре и его эпохе, снятых в последние два десятилетия, используют популярный сегодня жанр триллера. В них богатые костюмы, соблазнительные женщины в богатом интерьере, громкая музыка, батальные и прочие массовые сцены с использованием последних достижений кинематографа, но, бывает, маловато мысли и чувства, а то и исторической достоверности…

Ну, а что же театр? В театре, как известно, «В начале было Слово». То есть пьеса. Если в поисковой программе вы наберёте тему «Образ Петра Великого в искусстве», то получите – образ Петра в: прозаических произведениях; литературе для детей; поэзии; живописи. Но, увы, почти ничего о Петре в драматургии. Полагаю, причин тому немало. И одна из них – творческая равновеликость. Она либо есть, либо её нет. Пушкин, к примеру, не мог не написать «Моцарта и Сальери», а также не писать «Историю Петра». Он инстинктивно чувствовал себя равновеликим и Моцарту и Петру. О Петре не одна сотня романов, повестей, рассказов разной степени художественности и достоверности. Но пьеса о Петре – совсем другое дело. Пишущий на эту тему понимает, что постановка потребует очень больших затрат. Тема диктует хорошее знание эпохи, особенности языка общения в петровское время, а кроме того: множество действующих лиц в разнообразных дорогих костюмах, соответствующих эпохе, множество мест действия, различных по обстановке, наличие массовых сцен и т.д. В общем, пьес о Петре, достойных внимания театра, крайне мало.

Копаясь в теме, обнаружил любопытный факт: Михаил Булгаков в 1930-е написал либретто оперы «Пётр Великий» в четырёх актах для Большого театра. Очень хотел, чтобы автором музыки был композитор Борис Асафьев. Но… оба были в те годы в опале, и проект партийное начальство от искусства отвергло. Писатель-либреттист весьма переживал по этому поводу.

Но всё же была уже в 1930-е пьеса о Петре, которую партийное руководство рекомендовало ставить. Это, конечно, «Пётр Первый» А.Н. Толстого. Есть мнение, что и пьесу и роман написать о Петре рекомендовал автору сам Сталин, желая видеть сходство своей реформаторской власти с личностью и эпохой Петра. (Сто лет назад до этого Пушкину заняться историей Петра рекомендовал Николай Первый, что совпадало с интересом Поэта).

Сиятельный граф А.Н. Толстой, клеймивший в своё время большевиков, вернувшись из эмиграции в 1924-м, вскоре стал одним из апологетов диктатора нового времени, получив за это три Сталинских премии Первой степени. Известный эмигрант, поэт и критик Глеб Струве дал точную характеристику феномену А.Н. Толстого: «Он превзошёл своих менее способных коллег в искусстве прославления Сталина, проведя тонкие аналогии между последним и Петром Великим». Что же касается пьесы А.Н. Толстого «Пётр Первый», то позднее обнаружилось, что он целыми абзацами переписал текст запрещённого в то время Дмитрия Мережковского. Имеется в виду часть его романа «Антихрист и Христос (Пётр и Алексей)». Пьеса А.Н. Толстого в 1930-е -1940-е шла, в основном, в известных столичных театрах. Провинциалам она была «не по карману».

А в те же 1930-е – 1940-е в СССР жил и творил ещё один талантливый поэт, прозаик, драматург, один из крупных представителей авангарда в русской поэзии, основатель «Литературного центра конструктивистов» Илья Львович Сельвинский (1899-1968). В 1949-м он написал хорошую пьесу в стихах «От Полтавы до Гангута», утверждающую идею русской державности. Представленная автором в Министерство культуры, она было отвергнута, как «несценичная». Истинная причина заключалась в том, что чиновники от культуры боялись… всего. Время было беспокойное, был жив Сталин, широко развернулась «борьба с космополитизмом», которая практически велась против собственной интеллигенции, а автор, к тому же, был с весьма сомнительным прошлым. Всего пять лет назад, в 1944-м, жизнь автора «висела на волоске». А причиной стало стихотворение «Кого баюкала Россия…», в котором некоторые «весьма бдительные» усмотрели карикатурное изображение Сталина, скрытого под словом «урод». По этому поводу автор срочно был отозван с действующего фронта в Москву.

Вот как описывает ситуацию в книге «Сталин и писатели» известный прозаик и литературовед Бенедикт Сарнов: «Дело происходит 10 февраля 1944 года. <…> Идёт заседание секретариата ЦК ВКП(б). <…> Обсуждается «идейно-порочное» стихотворение Ильи Сельвинского «Кого баюкала Россия». Неожиданно в зале заседания появляется Сталин и, указывая на проштрафившегося поэта, кидает такую реплику: — С этим человеком нужно обращаться бережно, его очень любили Троцкий и Бухарин». Несмотря на всю парадоксальность ситуации, даже на то, что Сталин уже надёжно «упаковал» и Троцкого и Бухарина, всё это могло быть правдой. Об этом говорят документальные свидетельства об отношении Сталина к писателям и особенно – к поэтам. Может быть, причина в том, что вождь в молодости писал весьма приличные стихи…

Чтобы иметь представление о поэтическом мастерстве автора пьесы, приведём её начальный фрагмент, который звучит как пролог ко всему действию: «На заре у шатра Петра, на холме, где скоро разыграется одна из величайших в истории битв, стоит маленький фельдъегерь

Ганнибал

Как страшно поле маками цветёт…
Я никогда не видывал такого.
Их полчища! От этого покрова
Дыханье и у храброго сведёт.
А как они зловещи в полумраке!
Как тягостны! Откуда знают маки,
Что будет бой? К чему им было цвесть?
Да и цветы ли вправду эти пятна?
Быть может, это роковая весть
Про то, что и без красного понятно?

В марте 1953-го умирает Сталин. А в конце 1955 года Воронежский театр драмы ставит пьесу И. Сельвинского «От Полтавы до Гангута», в которой речь идёт о двух славных победах русской армии в войне со шведами – под Полтавой /июль 1709 г./ и у мыса Гангут на Балтике /первая победа русского флота, август 1714 г./. Не каждый режиссёр отважится на такой подвиг: поставить на маленькой театральной сцене два грандиозных сражения, одно сухопутное, другое морское, да ещё если пьеса написана стихами! Но это не испугало главного режиссёра Меера Абрамовича Гершта, который принял театр в 1953-м и в первом же сезоне ошеломил театральную публику грандиозной постановкой пьесы И.Ф. Попова и А.Н. Степанова «Порт-Артур», в которой разыгрывалось чудовищное морское сражение. Важным фактором было обстоятельство, что в Воронеже режиссёр встретил на редкость мощную труппу актёров, способных воплотить любого масштаба историческую личность.

Обе пьесы объединяют не только известные исторические события, но и наличие в них крупных личностей. В «Порт-Артуре» это был, прежде всего, адмирал Макаров, которого играл народный артист РСФСР Аркадий Поляков. А всего в ней 25 действующих лиц. Разбирая пьесу И. Сельвинского, режиссёр обрадованно обнаружил, что и для её 37 персонажей, среди которых половина в той или иной степени известна народу, он найдёт в труппе отличных исполнителей. А ещё ему повезло с художником В. Цибиным, который вполне понимает и реализует его художественный замысел и выстраивает на сцене впечатляющие декорации, как это было в «Порт-Артуре».

Итак, началась работа. А в конце 1955 года состоялась премьера, на которой присутствовало не только областное партийное руководство, но и приехавший из Москвы автор пьесы И.Л. Сельвинский, который, кажется, остался весьма доволен воплощённым на сцене. А 15 января 1956 года в областной партийной газете «Коммуна» почти целая полоса была отведена постановке в драмтеатре. Автор отзыва М. Агеев, в духе «требований времени», одобряет режиссёра не только за впечатляющий образ Петра и его соратников, но и за воплощение роли «народных масс» в истории России. Стоит внимания такой пассаж: «М. Гершт с большим мастерством поставил массовые сцены. Особенно хороша картина, где показан восставший народ. Нищие, измождённые люди с ясным взором, говорящем о недюжинном уме, твёрдости духа и непреклонной воле. – так выглядит народ в спектакле». Кстати, помимо 37 действующих и говорящих текст, в спектакле была ещё грандиозная массовка – русские офицеры, фельдъегери, рекруты, матросы, повстанцы, ряженые, кухмистеры… Это сколько же костюмов, соответствующих эпохе, потребовалось! Автор обзора не без основания отмечает работу художника: «Декорации и костюмы, выполненные по эскизам художника В. Цибина, переносят зрителя в эпоху царствования Петра. Особое восхищение вызывает финальная картина – морское сражение у мыса Гангут. Мы как бы находимся на палубе «Полтавы» и сквозь густой туман всматриваемся в тревожную темень. Но вот рассеивается туман, показываются очертания охваченных огнём вражеских кораблей. Феерическое зрелище!». Это следует комментировать. Сегодня, когда в нашем распоряжении современные технические средства, можно на экране создать любую феерию. Но ведь речь идёт о первой половине послевоенных 1950-х! Тут есть о чём задуматься…


… А чуть позже воронежской публикации, в том же, 1956-м году, в главном в то время в СССР фундаментальном в мире театра журнале «Театр» №7 «вдруг!» появляется большая, размером в четыре развёрнутых страницы, статья «От Полтавы до Гангута». Слово «вдруг!» употреблено не случайно. Крайне редко такой официальный всесоюзный печатный орган отдавал свои страницы для подробных разборов провинциальных постановок. Но и это ещё не всё. Автор её Исидор Шток – коллега И. Сельвинского по цеху драматургов, автор около сорока пьес, идущих в то время в десятках театров страны, в первую очередь в Москве и Ленинграде. Кстати, в 1961-м его «Ленинградский проспект» был поставлен и на воронежской сцене. Не могу не привести начальный фрагмент пространного и подробного разбора воронежской постановки известным драматургом, чтобы дать понятие, что такое был воронежский драмтеатр «всего» семь десятилетий назад, в годы 1950-е. Итак…

«Далёконько пришлось ехать, чтоб увидеть эту пьесу на сцене, – из Москвы в Воронеж. Воронежский театр первый и пока единственный в стране поставил трагедию «От Полтавы до Гангута», хотя наши театры не перестают жаловаться на недостаток исторических пьес, жанра, столь любимого зрителем. Это была не премьера, спектакль шёл в шестнадцатый раз, вместительный зал театра /в то время около 900 мест! – примечание автора/ в шестнадцатый раз был полон, зритель дружно аплодировал, по окончании спектакля актёры долго раскланивались… Словом, пьеса имеет несомненный успех, который от спектакля к спектаклю растёт. Позвольте, а как же быть с легендой о «несценичности» пьесы? Ведь слова «аплодисменты», «успех», «поклоны», «сборы» прямо противоположны сложившейся оценке пьесы… Такое происходит до тех пор, пока не найдётся «рисковый» режиссёр и смелый театр, которые практически докажут ошибочность приклеенного ярлыка. Так случилось с режиссёром М. Герштом, художником В. Цибиным, композитором П. Русаковым, артистами С. Паповым, П. Вишняковым, П. Омельченко и другими, «открывшими» эту пьесу. Спектаклю придан стремительный ритм, в этом ритме - битвы, заговоры, празднества, подвиги и снова битвы сменяют друг друга…».


Далее автор довольно подробно разбирает течение спектакля, отмечая его достоинства и недостатки. Отмечая «схематичность и преувеличенную театральность отдельных сцен», он довольно подробно анализирует игру исполнителей главных действующих лиц. «Сцена в Преображенском приказе, пожалуй, самая сильная в спектакле, превосходно сыграна С. Паповым (Пётр Первый) и П. Вишняковым (царевич Алексей). Артист С. Папов рисует образ царя широкими, яркими мазками. В сценах с Алексеем Пётр предстаёт и как широко мыслящий государственный деятель, и как нежно любящий отец, и как неукротимый в ярости человек, глубоко оскорблённый и одинокий. Здесь актёры живут подлинными человеческими чувствами. Столкновение характеров дано непосредственно. Коварно, дипломатично, осторожно ведёт допрос Пётр Толстой (А. Поляков). Вяло и нагло защищается Гамильтон (Б. Крачковский). Хитрит и старается запутать следы шпионка София Питт (Р. Мануковская)». Тут следует сказать, что все перечисленные выше фамилии артистов-исполнителей – из «золотого фонда» Кольцовского театра. Сергей Папов, Аркадий Поляков, Пётр Вишняков – «последние из могикан» в годы 1950-е, известные не только Воронежу, но и всему СССР ещё с 1930-х. Сергей Иванович Папов, сыгравший в 1951 году главную роль в фильме «Пржевальский», через два года после премьеры «Петра» получит высшее почётное для актёра звание – Народный артист СССР. Этот вышедший из гущи народа богатырь и внешностью и мощью характера идеально подходил для роли Петра Великого. Аркадий Васильевич Поляков ещё до войны был признан лучшим в СССР исполнителем роли Гамлета. Первым в Воронеже в 1930-е получил редкое по тем временам почётное звание – Народный артист Республики.


Пётр Ильич Вишняков, Народный артист РСФСР, в труппе театра с 1935 года (приехал из Московского театра Революции), со второй половины 1950-х один из ведущих артистов Центрального театра Советской армии в Москве, известный чтец-декламатор. Борис Алексеевич Крачковский, Заслуженный артист РСФСР, в 1936-м окончил Воронежское театральное училище, на сцене драмтеатра с 1934 года и до 1998-го.


Ну, и, конечно, нельзя не сказать особо о Римме Афанасьевне Мануковской. В том премьерном году она приехала в Воронеж из Харькова, где окончила театральный институт, студенткой сыграла главную роль на киностудии им. А. Довженко («Судьба Марины») и была в Харькове актрисой Русского драматического театра имени А.С. Пушкина. М. Гершту для спектакля требовалась умная, яркая, с сильным характером актриса лет тридцати, способная воплотить на сцене «коварство и любовь». Римма Мануковская произвела впечатление и дебютировала в этой роли на воронежской сцене. С этого дебюта слава её росла стремительно от роли к роли, и в начале 1960-х её портрет уже на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь» в «Барабанщице» А. Салынского. Народная артистка РСФСР Римма Мануковская полвека была украшением воронежской сцены. Первая в России из провинциальных актрис получила «Золотую маску» в 1998 году в самой почётной номинации – «За честь и достоинство». Ушла из жизни в 2003 году, не доиграв в пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала»…


Были в спектакле 1955 года и другие талантливые артисты, которые составляли славу воронежского драмтеатра в годы 1950-е и получили известность и за его пределами – А. Чернов, В. Корзун, В. Салопов, С. Ожигин… Есть смысл завершить рассказ о театральном событии 1955 года в Воронеже опять же цитатой из Исидора Штока: «В пьесе и в спектакле много пленительных сцен, великолепных стихов, подлинно трагедийных характеров. И в последней картине зрителя волнует судьба Петра, зритель смеётся шуткам Балакирева (В. Салопов), восхищается подвигом Чохова (П. Омельченко). Финал спектакля – монолог Петра о судьбах России – звучит торжественно, пафосно:

…И вот отныне радостно и гордо
Становимся, друзья, ногою твёрдой
На сих брегах. Я как в блаженном сне…
Я плачу, братцы… И не стыдно мне.
Волна морская нынче в нашем быте.
Порвал свои вериги великан!
Кто в силах осознать сие событье? –
Россия!! Ты вышла в океан!


… А спустя три десятилетия после премьеры И. Сельвинского «От Полтавы до Гангута», в 1984-м, состоялась в Кольцовском театре ещё одна постановка, посвящённая Петру Великому. Главный режиссёр театра Анатолий Кузнецов поставил пьесу «Топор и крест». Изюминка, и не одна, заключалась в том, что, во-первых, автором пьесы был воронежский писатель, а конкретно Фёдор Волохов, во-вторых, действие в ней происходило в Воронеже в 1695-96 годах, во время строительства здесь молодым царём Петром русского флота, который будет направлен на завоевание турецкой крепости Азов с целью выхода к Чёрному морю. А приурочены были – и пьеса и постановка в театре – к 400-летию Воронежа, которое готовились отмечать в 1986 году. Таким образом, накануне юбилея воронежским обитателям напоминали: им есть чем гордиться: Воронеж – колыбель русского флота.


Сергей Карпов и Тамара Семёнова

В отличие от пьесы И. Сельвинского в воронежской пьесе нет грандиозных морских и сухопутных сражений. Хотя в ней тридцать действующих лиц, сюжет строится на противостоянии двух главных – молодого царя Петра и весьма преклонных лет воронежского епископа Митрофана. В общем, «конфликт нового, нарождающегося в жизни России, и старого, консервативного, сопротивляющегося нововведениям». Рецензия обозревателя воронежской культурной жизни Бориса Подкопаева, появившаяся 28 марта 1984 года в областной газете «Коммуна», набранная огромными чёрными буквами, называется «ПРОТИВ МРАКА». Внешне весьма напоминает акт печатной антирелигиозной пропаганды. Но автор при этом довольно внимательно и одобрительно разбирает ход спектакля и игру актёров. Молодого Петра играет молодой энергичный актёр Сергей Карпов. Епископа Митрофана народный артист РСФСР Вадим Соколов, который до этого дважды сыграл роль Ленина, причём, один раз без грима. Сразу запоминается наблюдение автора рецензии, которое звучит, как комплимент воронежской постановке: «Первое, что обнаруживаешь, это непохожесть Петра на всех его более ранних двойников. В нём нет ничего размашисто-плакатного… Отказавшись от многих, вроде бы обязательных деталей, исполнитель и театр сосредоточили внимание на выявлении прежде всего петровской мысли, его масштабных и дерзких намерений. Пётр на Кольцовской сцене лишён аффектации, он говорит и действует, как бы вслушиваясь и всматриваясь в самого себя. Внутренняя и внешняя интеллигентность, отчётливо воспринимаемая залом, не мешает Петру – С. Карпову, принимать жёсткие решения, быть напористым и непреклонным в их осуществлении. Образ Петра – несомненная удача молодого актёра Сергея Карпова. Не менее, но по-иному, сложен образ Митрофана. Ревнитель не столько религиозного благочестия, сколько боярско-феодальной старины, истовый крепостник в душе и в своих поступках, он не чужд многих мирских утех. В. Соколов тонко и достаточно полно раскрывает ханжескую природу этого церковного деятеля, которого ожидает посмертная слава «святого».


Вадим Соколов

Прочитав подобную оценку личности Святителя Митрофана, мы отдаём отчёт времени написания данного сочинения и партийной принадлежности газеты «Коммуна». На самом деле, много добрых деяний совершил Святитель Митрофан, не во всём разделяя взгляды Петра, он помогал молодому царю, о чём есть исторические свидетельства. Он почил в 1703 году. За свои деяния был причислен к лику святых Русской православной церкви в 1832-м году.

Но вернёмся к оценке спектакля «Топор и крест». Одобряя в целом его режиссуру, автор рецензии положительно оценивает его сценографию (заслуженный художник РСФСР Н. Гапонова) и музыкальное оформление (композитор В. Горянин), а также участие в спектакле ансамбля народных инструментов «Русская гармонь» под руководством М. Ефименко.

Обобщая рассуждения о двух воронежских постановках, приятно сознавать, что Воронеж, который фактически был «началом славных дел Петра», достойно во всех отношениях представил его сценический образ на сцене Кольцовского театра в ХХ веке.

Есть и ещё один приятный факт: в общем ряду российских писателей, писавших в разное время о Петре и его эпохе, воронежские писатели на одном из первых мест. И начинает этот список, пожалуй, Андрей Платонов. Его повесть «Епифанские шлюзы», написанная в 1926 году, рассказывает о реальных событиях. По указу Петра велось строительство судоходного канала Ока – Дон. А в начале её речь идёт о постройке шлюзов на реке Воронеж для прохода крупных кораблей. Далее. В 1984-м журнал «Подъём» опубликовал драматическое повествование Фёдора Волохова «Топор и крест». В том же году появилась повесть Владимира Кораблинова «Воронежские корабли». В 1993-м Центрально-Чернозёмное издательство в Воронеже опубликовало исторический роман А.А. Соколова «Меншиков». А годом позже появился фундаментальный роман Евгения Люфанова «Великое сидение», в котором с подробностями отражена бурная эпоха Петра Великого.

К сожалению, сегодня, когда Россия отмечает 350-летие Великого Императора, театральный Воронеж ничем новым не может порадовать зрителя. А ведь подготовка к юбилею была объявлена три года назад. В эти дни, с 9 по 24 июня, в северной столице проводится Всероссийский фестиваль «Памяти твоей, Великий Пётр», на который приглашены театры Санкт-Петербурга и «петровских» городов с постановками о Петровской эпохе. Липецкий театр драмы имени Льва Толстого привёз на фестиваль премьеру «Табачный капитан» по пьесе Н. Адуева. Тамбовский молодёжный театр спектакль «Шут Балакирев» по пьесе Григория Горина. Архангельский молодёжный театр спектакль «Россия молодая» по пьесе Сергея Коковкина. Ряд постановок представили на фестиваль театры Москвы и Петербурга. Увы, нет Воронежа среди участников фестиваля. И получается, что так называемые «петровские» города представляют Липецк и Тамбов…

…Что ж, в этих условиях поневоле приходится гордиться хотя бы воспоминаниями о ярких театральных событиях, посвящённых Великому Петру, в нашем теперь уже далёком прошлом…

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.