Войти
Театр
02.01.2022 19:19
Отцы губернии радели о театре (к 200-летию храма Мельпомены)

Отцы губернии радели о театре (к 200-летию храма Мельпомены)

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Фото из архива автора

Радетелей культуры объединяют не чины и даже не эпоха, а внутреннее благородство и стремление сделать жизнь народа осмысленнее и приятнее. Об этом в своём эссе рассуждает театральный критик, архивариус Воронежского государственного академического театра драмы имени А.Кольцова Николай Тимофеев.

В 2018 году появилась книга «Из сумрака времён…», в которой документально изложена история рождения театра в Воронеже. В результате наш старейший драмтеатр «постарел» на 15 лет. Но здесь тот редкий случай, когда «постарение» добавляет Воронежу ещё больше уважительной значимости. Итак, дата рождения театра была переведена из девятнадцатого века в век восемнадцатый – с 1802 года в год 1787-й. И сегодня мы вместо 220-го существуем уже в 235-м сезоне.

Заведение и ведение театра во времени – дело хлопотное и требующее высокой общей культуры ответственных лиц, а также любви и денег. Так вот, когда я собирал материалы о деятелях, создавших воронежский театр и поддерживающих его существование в течение двух столетий, то испытал редкое чувство восхищения масштабом культуры и государственного радения отдельных управителей Воронежской губернии о жителях вверенных им территорий.


Первым таким человеком, достойным восхищения, является, конечно, Василий Алексеевич Чертков, благодаря которому в 1787 году в Воронеже появилось, первое (!) в российской провинции театральное здание. Поражает диапазон интересов и заслуг перед Отечеством этой Личности. А его биография вмещает полвека исторических событий Елизаветинской (1741-1761) и Екатерининской (1762-1796) эпох русской истории. Итак, в 1748 году в возрасте 22 лет он окончил высшее военное учебное заведение, равнозначное сегодняшней Академии Генерального штаба, – Шляхетский Кадетский корпус в Петербурге. Был оставлен там преподавателем математики. Его педагогическая деятельность продолжалась 12 лет. В 1760-1764-м В.А. Чертков руководит там же типографией, которая издаёт переводы сочинений французских и немецких авторов. Все эти годы в Кадетском корпусе будущих офицеров, помимо «спецпредметов», обучали «пиитике», «театральным акциям», танцам, пластике и поощряли сочинение стихов и пьес. Недаром это заведение окончил, а потом там преподавал первый русский драматург Александр Петрович Сумароков. И кадеты и их наставники были «своими людьми» в Императорском дворце, нередко участвовали там в театральных представлениях, а также имели возможность видеть выступления итальянских, французских и немецких трупп.

Так что В.А. Чертков с юного возраста и в течение более 20 лет находился в центре столичной культурной жизни, где театр играл едва ли не главную роль. В 1770-е В.А. Чертков – среди выдающихся полководцев России, сподвижник Г.А. Потёмкина в освоении Малороссии. В 1771 году произведён в генерал-майоры и назначен главным командиром Днепровской укреплённой линии, в 1775-м Азовским губернатором. Им основаны Екатеринослав (Днепропетровск, сегодня Днепр) и Мариуполь (собственноручно составлял планы городов!). В 1777-м он уже генерал-поручик. Интересно, что, будучи практически на передовой военных действий, он перевёл с французского комедию «Кофейный дом», адаптировав текст к русским нравам, и поставил её с офицерами в военной крепости. Кстати, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона он представлен как писатель.

В 1782-м императрица Екатерина II назначает В.А. Черткова генерал-губернатором Воронежского и Харьковского наместничеств. Отличившиеся на военном поприще кадровые офицеры в генеральском звании в век Екатерины назначались на должности наместников российских губерний. Это было обычной практикой в то время. Кстати, этот опыт использовал в годы своего правления Б.Н. Ельцин. Вспомним: генерал А.И. Лебедь в 1998 году был назначен губернатором Красноярского края.

Но вернёмся к генерал-губернатору В.А. Черткову. В Воронежском наместничестве он провёл антиалкогольную кампанию, создал дворянское депутатское собрание, открыл Народное училище и городскую больницу (1785), ввёл уличное освещение (1786), утвердил план регулярной планировки города, организовал работу Воронежской городской думы. Способствовал постройке дома казённой палаты и архиерейского подворья по проекту Дж. Кваренги, укреплению Чернавской дамбы (1786), учредил в Воронеже три дополнительные купеческие ярмарки (1786). А в 1787 году на принадлежащей ему лично территории построил настоящий театр. «В театре все было устроено, как следует: сцена, в два яруса ложи, партер и парадиз. Здесь давались спектакли детьми Наместника и особами высшего круга тогдашнего воронежского общества», – повествует «Старожил» в «Воронежских губернских ведомостях» №48 за 1849 год.

Вполне естественно для человека государственного мышления, что он начал свою деятельность на новом поприще с существенной реорганизации жизни города по новым, цивилизованным, образцам, а через пять лет после начала деятельности построил театр – по европейскому образцу. Театральные представления раньше Воронежа начались в Калуге (1777 г.) и Тамбове (1786 г.). Но в Калуге они происходили в приспособленном для этих целей купеческом амбаре, а в Тамбове в большой зале дома Наместника Г.Р. Державина. Видимо, В.А. Черткова не устраивал ни тот, ни другой варианты. Поэтому в Воронеже появился именно ТЕАТР! По этой причине мы, воронежцы, можем гордиться тем, что стали практически первым театральным городом российской провинции ещё в XVIII веке! Интересно, что вслед за Воронежем театральное здание появилось в далёком от нас Тобольске – в 1791 году. Со времён Петра Великого этот город долгое время был столицей Сибири. А позже, в 1790-е годы, стали появляться театральные здания в Нижнем Новгороде, Харькове, Курске, Пензе …

Но вернёмся к Воронежу. Свидетельства «Старожила» о том, что в театре Черткова «с успехом исполнялись самые трудные пьесы», позволяют предположить, что могли иметь место представления не только драматические, но и оперные и балетные. У В.А. Черткова было 11 детей. У гражданского губернатора И.А.Потапова шестеро. В сумме семнадцать. Целый «детский сад». Дворянское воспитание и образование было в те времена по преимуществу домашним. Иностранным языкам, этикету, общеобразовательным предметам, танцам, пению, декламации обучали приглашённые специалисты. В.А. Чертков вполне мог пригласить для совершенствования своих детей хороших учителей. В губернаторском доме устраивались балы. Значит, был оркестр., были игры и танцы, разыгрывали какие-то сценки. Сначала, до постройки здания, вероятно, всё это происходило в большой зале и только «для своих». А с 1787 года в построенном специально здании начались театральные постановки, на которые приглашалась публика. И весьма вероятно, что одной из первых была представлена комедия «Недоросль» Дениса Фон Визина (старое написание этой немецкой фамилии). В отделе редких книг библиотеки Воронежского университета до сих пор хранится текст этой пьесы 1783 года издания с «режиссёрскими» купюрами. Кстати, книга эта из личной библиотеки Ивана Потапова.

Генерал-поручик Иван Алексеевич Потапов (1722-1791) был воронежским гражданским губернатором 16 лет – с 1775 по 1791-й, то есть и во время наместничества В. А. Черткова (1782-1793). Его заслуги перед Отечеством, круг его культурных интересов также вызывают восхищение. Он кадровый военный с 15 лет. Храбрость и умелые действия молодого офицера были замечены и оценены во время Семилетней войны России с Пруссией (1756-1763). Он дошёл до Берлина, участвовал во взятии Франкфурта. В 41 год он уже генерал-майор. После окончания войны назначается Екатериной II обер-комендантом Казани, а затем крепости св. Димитрия, которая при его участии превращается в городское поселение. Сегодня это город Ростов-на Дону. После взятия Азова И.А. Потапов командует укреплениями Азова и Таганрога.

В интеллектуальном отношении, по всей видимости, это был, как и наместник В.А. Чертков, передовой человек своего времени. И после появления наместников он оставался гражданским губернатором и отвечал в целом за обустройство города. Он был главой местных учреждений, попечителем учебных заведений и Приказа общественного призрения. В те годы у губернатора были помощники, называемые «товарищами». Среди «товарищей» И.А. Потапова известен Н. И. Попов (1720 – 1782), один из сподвижников Ломоносова, известен как учёный и переводчик, был профессором астрономии Императорской Академии наук. И.А Потапов вёл активную переписку с образованными и влиятельными людьми в Петербурге, в том числе с князем Куракиным, который был страстным театралом, играл в покоях самой Императрицы.

Гражданский губернатор И.А. Потапов оставил заметный след в культуре нашего края. На Большой Дворянской для него был построен дом в три этажа, похожий на дворец в стиле барокко. Сегодня в этом дворце размещается художественный музей имени И.Н. Крамского. И ещё. В 1777 году на месте своей барской усадьбы он основал в Землянском уезде село Семидубравное (Потаповка). В усадьбе находилась большая библиотека, которая накапливалась и сохранялась потомками. Книги из этого родового имения в разное время были в фондах и областной публичной и университетской библиотек. Конволют, содержащий комедию Фонвизина, также сначала был в фонде областной библиотеки. Видимо, после войны он попал в Научную библиотеку ВГУ. Имеется там алфавитный каталог с названием «владельческие библиотеки». В одном из них находится раздел «из библиотеки Потаповых». Перебираю карточки. Их более двадцати. Отмечаю книги, изданные при жизни И.А. Потапова: сочинения Ксенофонта, Иосифа Флавия, Мабли… Да, были просвещённые люди в Воронеже и в то давнее екатерининское время!

В 1793 году Василий Алексеевич Чертков скончался. Фактическим хозяином губернии с 1793 по 1797, как пишет историк-краевед А.Н. Акиньшин в книге «Воронежские губернаторы и вице-губернаторы» был вице-губернатор Александр Борисович Сонцов. Происходил он из древнего дворянского рода, восходящего своими корнями к легендарному Рюрику. В Воронеж был назначен на должность губернского прокурора в том же 1782 году, когда во главе наместничества оказался В.А. Чертков. По всей видимости, он получил хорошее образование. Известный российский учёный, префект Воронежской Духовной семинарии во второй половине 1790-х Евфимий Болховитинов характеризует А.Б. Сонцова с лучшей стороны – «любителем и ободрителем наук». У него было пятеро детей. И, не исключено, что и сам А.Б. Сонцов и дети его в годы правления В.А. Черткова входили в состав «благородной» труппы.

Далее события развивались следующим образом. В марте 1796 года указом Императрицы Воронежским и Харьковским Наместником был назначен генерал-поручик Андрей Яковлевич Леванидов. Он был женат на дочери В.А. Черткова. Вот что сообщает нам о его деятельности на театральном поприще «Старожил». «Зная вкус и привязанность воронежской публики к театральным зрелищам, новый Наместник сам пожелал поддержать эту потребность в жителях и возобновил сценические представления… Его стараниями произведена внутренняя перестройка театра, улучшена сцена и составлен превосходный гардероб, стоивший по-тогдашнему более 10.000 р.асс.». Это весьма большие деньги для того времени!

Анализируя приведённый выше текст, нельзя не остановиться на весьма существенной для нашего изложения фразе – «зная вкус и привязанность воронежской публики к театральным действиям…». Во-первых, сама формулировка «воронежская публика» говорит о том, что это не только «особы высшего круга», как трактовали историки театра в 1930-50-е годы… А во-вторых, понятия «вкус и привязанность… к театральным действиям» подразумевают некоторую временную протяжённость, в течение которой формируются эти самые «вкус и привязанность». Всё это относится, напомним, уже к 1796 году. В ноябре умирает Екатерина II. Объявляется девятимесячный траур. Всякие представления отменяются. Пришедший ей на смену Павел I упраздняет наместничества. С 1797 по 1800 год Воронежским губернатором становится уже известный нам А.Б. Сонцов. По его инициативе в 1798 году создаётся губернская типография. Одной из первых набранных в ней книг была драма «Опыт дружбы», на титульном листе которой значится: «Представлена в Воронеже на благородном театре 1798 года».

Книга сохранилась и в мае 2018 года была на выставке, посвящённой театру, в Воронежском областном литературном музее имени И.С. Никитина. Итак, неопровержимый документ утверждает существование театра в 1798 году. К тому же в том году вице-губернатором был назначен князь Роман Иванович Ухтомский. Мемуаристы в своих воспоминаниях утверждают, что князь был руководителем всей труппы и вообще «знатоком в деле искусств».


Наступает 1799 год. Наместнический дом уже третий год пустует. Евфимий Болховитинов в известном труде 1800 года издания «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» сообщает: «…сего 1799 года указом Правительствующего Сената велено оный дом продать с публичного торгу». «Старожил» в уже известной нам статье поясняет ситуацию более развёрнутым текстом: «…дом, как неспособный по ветхости своей для жилья, был продан со всем надворным строением, но театр остался неприкосновенным» (выделено мной – Н.Т.).

Тексты ушедших столетий требуют очень внимательного чтения – с анализом, с погружением в обстоятельства давней эпохи. Для жителей Воронежа в 1780-е – 1790-е всё, что творилось за оградой территории наместника, естественно, называлось «в доме». Но как в таком случае театр мог остаться «неприкосновенным», если дом был продан, да ещё «со всем надворным строением»? Только в одном случае: это было вполне автономное здание! Вполне возможно, оно соединялось с домом крытой галереей. К тому же, дом Наместника был двухэтажный, а в театре были: «партер, 2 яруса лож и парадиз». Это строение трёхэтажное. Имея в виду, что доступ в театр имел весьма широкий круг жителей, включая мелких чиновников и даже семинаристов, трудно представить, чтобы такая разнокалиберная толпа имела вход в покои генерал-губернатора. Из приведённых выше текстов также следует, что А.Я. Леванидов, зять В.А. Черткова, до такой степени был театральный человек, что, став Наместником и пробыв в должности всего 8 месяцев, в первую очередь занялся ремонтом именно театра, в чём преуспел, а не собственного дома, в котором проживал и принимал гостей. Поэтому дом, пустовавший до него с 1793 года, пришёл в совсем ветхое состояние спустя ещё три года.

Е. Болховитинов в своей книге отмечает: «Театр. Он заведён сперва в 1787 и возобновлён в 1792 году из общества благородных. Но ныне играют на нём кроме того и публичные актёры» /орфография подлинника/. Под словом «ныне» имеется в виду 1799 год. «Публичным актёрам» надо платить.

Эту проблему решил новый губернатор действительный статский советник Фёдор Алексеевич Пушкин, который появился в Воронеже во второй половине ноября 1800 года. До своего назначения к нам он был вице-губернатором в Калуге, где театр имел уже четвертьвековую историю. Не исключено, что именно он и отвечал в Калуге за благополучие театра. Найдя на новом месте театральное здание в хорошем состоянии, он уже в начале 1801 года приглашает из Москвы труппу актёра Петрова. А чтобы покрыть расходы на её содержание, сделал театр «публичным», куда теперь мог прийти горожанин любого сословия, заплатив за вход.

В первый вечер была представлена популярная в то время комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват». «С этого времени, – повествует «Старожил», – продолжались представления в театре, но, по ограниченности числа актёров, давали только комедии, лёгонькие драмы и оперы». Итак, наш театр, начавшись в 1787 году, продолжаясь с небольшими перерывами, вошёл в девятнадцатый век.

Современник и полуприятель А.С. Пушкина, автор известных мемуаров Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» оставил весьма лестное свидетельство о воронежском театре начала XIX века: «Изо всех русских городов в одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актёров. Она не совсем плохо играла «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу». Речь идёт о первых числах февраля 1802 года. В эти дни молодой чиновник был в нашем городе проездом из Киева в Пензу, где в то время губернаторствовал его отец.

В июле 1802 года вице-губернатором в Воронеж назначается Лука Семёнович Кологривов, который в своё время сменил в роли вице-губернатора Фёдора Пушкина в той же Калуге. И Фёдор Пушкин весьма благоразумно передаёт в его руки заботу о театре. Была организована дирекция театра во главе с вице-губернатором. «Старожил» в своих воспоминаниях поясняет: «Желая удовлетворить требованию образованной публики, дирекция выписала знаменитого в то время актёра Бобровского, имевшего диплом на звание содержателя театра. Был произведён ремонт старого помещения театра (выделено мной - Н.Т.) и приглашены в труппу талантливые актёры. Бобровскому помогал ставить спектакли местный драматург А.М. Элин, автор пьес, поставленных не только в Воронеже, но и в Москве.

Усилиями энтузиастов – вице-губернатора Кологривова, актёра Бобровского и драматурга Элина – воронежский публичный театр вскоре стал любимым местом досуга горожан всех сословий». Поражает воображение репертуар тех лет. Его приводит в своих воспоминаниях тот же «Старожил». Тридцать семь названий за один сезон! Среди них – трагедии Сумарокова, немецких и французских авторов, мещанские драмы, комические оперы, социальная сатира – «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Школа злословия» Шеридана. «Театр той поры, – пишет «Старожил», – много способствовал исправлению нравов, облагораживанию чувств и просвещению. Это было окно в другой мир». О каком периоде идёт речь? Ф.А. Пушкин покинул Воронеж в 1805 году, Л.С. Кологривов в 1810-м. С 1805 по февраль 1811 губернатором был уже известный нам по прошлому веку весьма просвещённый деятель А.Б. Сонцов. Так что публичный театр мог радовать воронежцев в период с 1801 по 1811 год. Понятно, что Отечественная война 1812 года повернула жизнь города в другое русло. Приходило в ветхость и построенное ещё в 1787 году театральное здание. А что же было с театральными представлениями?

На этот вопрос отчасти даёт ответ статья «Воронежский театр» в журнале «Репертуар русского театра» на 1840 год, том 2, книга VII, издаваемом И. Песоцким в типографии А.А. Плюшара в Санкт-Петербурге. Её автор учитель воронежской гимназии И. Дацков. В ней, в частности, он сообщает: «В начале нынешнего столетия воронежский театр стараниями одного просвещённого любителя получил лучшее и полнейшее устройство. Впрочем, театр до 20-х годов не имел определённого места, а представления давались в разные годы в различных частях города. Но с сего времени последовали ещё большие улучшения воронежского театра. Для театра было избрано место – центр города. Дом нарочно выстроили для этой цели (выделено мной – Н.Т.).


Содержание труппы приняли на себя сначала Калиновский, а потом актёр из труппы Калиновского – Соколов. Оба люди умные, управители прекрасные. Под их управлением театр находился в наилучшем состоянии – как по удачному выбору пьес, так и по самим талантам участников-актёров. Даже существовал балет, который мог угождать самому прихотливому вкусу». Что можно извлечь из этого текста? Первое, и самое главное, на мой взгляд, что представления в Воронеже не прекращались и после того, как пришёл в ветхость театр В.А. Черткова. К тому же во главе губернии и в первые три десятилетия нового века находились деятели, понимавшие роль театра для общества.

В 1815-16, 1817-20 воронежским вице-губернатором был Пётр Александрович Сонцов, сын уже известного нам своей просветительской деятельностью губернатора А.Б. Сонцова. А в 1820-24 годах П.А. Сонцов уже во главе воронежской губернии. На основании приведённого выше текста И. Дацкова можно с большой вероятностью считать, что именно в годы правления П.А. Сонцова и было выстроено здание театра в центре города, т.е. на том самом месте, где драмтеатр находится и в наши дни. Значит, нашему старейшему храму Мельпомены уже 200 лет!

Интересно, что на только что ушедший 2021-й и на пришедший 2022-й приходятся сразу несколько юбилеев, касающихся нашей темы. В 2021-м исполнилось 295 лет со дня рождения В.А. Черткова. В наступившем году – 235 лет начала театральных представлений в Воронеже и 300 лет со дня рождения И.А. Потапова. Желательно бы помнить и чтить имена деятелей, которым мы, воронежцы, обязаны истокам нашей культуры.

В дальнейшие, после 1820-х годов, десятилетия также можно и нужно вспомнить, хотя бы кратко, имена деятелей, которые способствовали сохранению и процветанию театра. Среди них, конечно же, Николай Иванович Тулинов (1810-1854) – действительный статский советник, губернский предводитель дворянства. Любитель искусств. Был известен в городе щедрой благотворительностью. На его средства в 1843 году капитально отремонтировано театральное здание. Он материально поддерживал гастроли театральных трупп. Дом Тулиновых, в стиле ампир, с колоннами, на углу Большой Дворянской и улицы имени В.Ф. Комиссаржевской, памятник истории и архитектуры, и сегодня привлекает внимание воронежцев, и гостей города – своей архитектурой и именами посещавших его высоких гостей Воронежа в XIX веке.


Граф Дмитрий Николаевич Толстой (1806-1884) был воронежским гражданским губернатором с 1859 по 1861 год. Поклонник творчества А.Н. Островского, в мае 1860 года устроил в Воронеже праздник в честь посетившего город драматурга. Покровительствовал талантам. Был главным директором театра. В 1856 году за свой счёт издал в Петербурге первый стихотворный сборник поэта И.С. Никитина. Благодаря его ходатайству перед чиновниками в Петербурге начала выходить газета «Воронежский телеграф».

К началу 1880-х здание театра на Большой Дворянской, находясь в частном владении, уже требовало капитального ремонта. Представления в нём прекратились. Как пишет в книге «Кольцовский Академический» театровед Зиновий Анчиполовский, этим обстоятельством воспользовался предприимчивый купец В.А. Косырев. «На углу Мясницкой и Старо-Московской улиц (ныне Театральной и Карла Маркса) он сооружает неуклюжее, похожее на барак, деревянное здание. Сколоченное на скорую руку здание вызывало постоянное беспокойство пожарных. Акустика в нём была плоха».


Такое положение, конечно, не устраивало ни горожан, ни руководство города, которое приняло решение заняться реконструкцией старого здания на Большой Дворянской. В 1884-м оно было куплено городской Думой у его владельца, издателя газеты «Дон» Г.М. Веселовского. В 1886-м существенно реконструировано по проекту московского архитектора М.Н. Чичагова (автор Театра Корша и бывшего музея В.И. Ленина в Москве) за потрясающе короткий срок – с марта по август. Была обновлена вся материальная часть театра. Показательно, что весьма приличные расходы оплатили городской голова П.К. Капканщиков, потомственные почётные граждане С.Л. Кряжов, Николай и Алексей Клочковы. Они дали городу нужную сумму из расчёта 6 процентов годовых.

«Это был акт безусловного благородства, – пишет З.Я. Анчиполовский, – так как надеяться на быстрый возврат крупного по тем временам капитала не приходилось». Автор книги З.Я. Анчиполовский выяснил, что даже и в 1898 году ещё не вся сумма была им возвращена. Обновлённое здание являло образец псевдорусского стиля с элементами восточного. Имело много башен и остроконечных шатров. Зрительный зал был увеличен до 750 мест.

Следующий удивительный факт отношения к театру со стороны властей относится уже к советскому периоду. В июле 1942 года театр был разрушен попаданием двух бомб, а потом дважды горел. 25 января 1943 года Воронеж освобожден от фашистов. Город был разрушен более чем на 90 процентов. И вот, после того, как частично кое-где удалось восстановить электро- и водоснабжение, ввести в действие несколько пекарен и примитивных продовольственных магазинов, городские власти – несмотря на острейший недостаток людских и материальных ресурсов! – решают восстановить здание театра. Это означало – построить его почти заново. Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредственный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома: «Было мобилизовано всё, что только можно. Научились выправлять разрушенные стены, пережигали затвердевший алебастр. Фактически всеми делами ведал прикреплённый к строительству заместитель председателя горисполкома Я. И. Портнов, строитель по профессии. Он находился на театре весь день – с утра до ночи /работали тогда весь световой день/. Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П.А. Мирошниченко, и тут же немедленно по ходу дела принимались все необходимые меры. П.А. Мирошниченко обладал исключительной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро.

Точно в намеченный срок – 31 декабря 1944 года – зажглись огни рампы. Публика, заполнившая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по известной пьесе А.С. Грибоедова. И это случилось, когда весь город лежал в руинах, а большинство его жителей ютилось в подвалах под этими руинами». Это, кстати, касалось и большинства зданий на проспекте Революции. На дальних рубежах нашей Родины еще продолжалась Великая Отечественная война… А театр уже был восстановлен!!!

После войны ремонт производился всего один раз, в 1975 году, и к 1990 году здание пришло в аварийное состояние. В октябре 1996- го на его сцене в последний раз был сыгран спектакль – «Бесприданница» А.Н. Островского. А затем труппу перевели в новое здание на Театральной площади. Дальнейшая судьба исторического здания, которое к тому же являлось памятником истории культуры федерального значения, известна нынешнему поколению живущих. 16 лет оно простояло в самом центре города под зелёным покрывалом, окончательно разваливаясь на глазах всех воронежцев. Сменявшие друг друга в это время губернаторы давали торжественные предвыборные обещания восстановить во чтобы то ни стало столь дорогой воронежцам театр. Но, придя к власти, забывали о своих обещаниях.

В марте 2005 года, когда руководители высоких рангов уже договорились между собой отдать здание (а точнее, землю под ним!) в аренду предприимчивому лицу на 49 лет (сколько можно терпеть руины в самом центре города!), ситуацию спасли от такой напасти – коллектив работников театра и Главный Федеральный инспектор по Воронежской области Павел Николаевич Кораблёв. За последующие 7 лет театр, естественно, всё более превращался в руины. Наконец, в марте 2009 года губернатором Воронежской области был назначен Алексей Васильевич Гордеев. Ознакомившись с ситуацией, твёрдо сказал: «Театру быть на его историческом месте!». И – начались работы.

В конце апреля 2012 года в отреставрированное здание на Большой Дворянской, 55 вошли актеры.

В заключение хочу сказать следующее. Память о предках, которые своими трудами облагораживали жизнь воронежцев в течение двух веков, надо бы сохранить в названиях улиц.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцы активно голосуют за объекты благоустройства

Количество проголосовавших перевалило за 20 тысяч, процесс продолжается.

В РоссииФеномен и загадка «Карины» – нового лидера российского проката

Посещаемость сеансов впечатляет – в среднем в залах по 90 человек. Вся касса фильма превысила 20 миллионов рублей.

В миреОАЭ и Дубай затопило

Международный аэропорт Дубая объявил о прекращении приёма рейсов до улучшения погодных условий.

ОбществоНаша массовая культура и поп-музыка – коллективная Инстасамка

Публицист Александр Белов проанализировал современное состояние отечественной массовой культуры и поп-музыки.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеПятый сезон шоу «Маска» завершается с самыми низкими рейтингами, а проект «Звёзды» оказался мертворождённым

С такими проектами НТВ рискует потерять место не только в первой тройке, но и в первой пятёрке вещателей.

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне

Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.

Зал ожиданияВ Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»

В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.