Войти
Театр
02.01.2022 19:19
Отцы губернии радели о театре (к 200-летию храма Мельпомены)

Отцы губернии радели о театре (к 200-летию храма Мельпомены)

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Фото из архива автора

Радетелей культуры объединяют не чины и даже не эпоха, а внутреннее благородство и стремление сделать жизнь народа осмысленнее и приятнее. Об этом в своём эссе рассуждает театральный критик, архивариус Воронежского государственного академического театра драмы имени А.Кольцова Николай Тимофеев.

В 2018 году появилась книга «Из сумрака времён…», в которой документально изложена история рождения театра в Воронеже. В результате наш старейший драмтеатр «постарел» на 15 лет. Но здесь тот редкий случай, когда «постарение» добавляет Воронежу ещё больше уважительной значимости. Итак, дата рождения театра была переведена из девятнадцатого века в век восемнадцатый – с 1802 года в год 1787-й. И сегодня мы вместо 220-го существуем уже в 235-м сезоне.

Заведение и ведение театра во времени – дело хлопотное и требующее высокой общей культуры ответственных лиц, а также любви и денег. Так вот, когда я собирал материалы о деятелях, создавших воронежский театр и поддерживающих его существование в течение двух столетий, то испытал редкое чувство восхищения масштабом культуры и государственного радения отдельных управителей Воронежской губернии о жителях вверенных им территорий.


Первым таким человеком, достойным восхищения, является, конечно, Василий Алексеевич Чертков, благодаря которому в 1787 году в Воронеже появилось, первое (!) в российской провинции театральное здание. Поражает диапазон интересов и заслуг перед Отечеством этой Личности. А его биография вмещает полвека исторических событий Елизаветинской (1741-1761) и Екатерининской (1762-1796) эпох русской истории. Итак, в 1748 году в возрасте 22 лет он окончил высшее военное учебное заведение, равнозначное сегодняшней Академии Генерального штаба, – Шляхетский Кадетский корпус в Петербурге. Был оставлен там преподавателем математики. Его педагогическая деятельность продолжалась 12 лет. В 1760-1764-м В.А. Чертков руководит там же типографией, которая издаёт переводы сочинений французских и немецких авторов. Все эти годы в Кадетском корпусе будущих офицеров, помимо «спецпредметов», обучали «пиитике», «театральным акциям», танцам, пластике и поощряли сочинение стихов и пьес. Недаром это заведение окончил, а потом там преподавал первый русский драматург Александр Петрович Сумароков. И кадеты и их наставники были «своими людьми» в Императорском дворце, нередко участвовали там в театральных представлениях, а также имели возможность видеть выступления итальянских, французских и немецких трупп.

Так что В.А. Чертков с юного возраста и в течение более 20 лет находился в центре столичной культурной жизни, где театр играл едва ли не главную роль. В 1770-е В.А. Чертков – среди выдающихся полководцев России, сподвижник Г.А. Потёмкина в освоении Малороссии. В 1771 году произведён в генерал-майоры и назначен главным командиром Днепровской укреплённой линии, в 1775-м Азовским губернатором. Им основаны Екатеринослав (Днепропетровск, сегодня Днепр) и Мариуполь (собственноручно составлял планы городов!). В 1777-м он уже генерал-поручик. Интересно, что, будучи практически на передовой военных действий, он перевёл с французского комедию «Кофейный дом», адаптировав текст к русским нравам, и поставил её с офицерами в военной крепости. Кстати, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона он представлен как писатель.

В 1782-м императрица Екатерина II назначает В.А. Черткова генерал-губернатором Воронежского и Харьковского наместничеств. Отличившиеся на военном поприще кадровые офицеры в генеральском звании в век Екатерины назначались на должности наместников российских губерний. Это было обычной практикой в то время. Кстати, этот опыт использовал в годы своего правления Б.Н. Ельцин. Вспомним: генерал А.И. Лебедь в 1998 году был назначен губернатором Красноярского края.

Но вернёмся к генерал-губернатору В.А. Черткову. В Воронежском наместничестве он провёл антиалкогольную кампанию, создал дворянское депутатское собрание, открыл Народное училище и городскую больницу (1785), ввёл уличное освещение (1786), утвердил план регулярной планировки города, организовал работу Воронежской городской думы. Способствовал постройке дома казённой палаты и архиерейского подворья по проекту Дж. Кваренги, укреплению Чернавской дамбы (1786), учредил в Воронеже три дополнительные купеческие ярмарки (1786). А в 1787 году на принадлежащей ему лично территории построил настоящий театр. «В театре все было устроено, как следует: сцена, в два яруса ложи, партер и парадиз. Здесь давались спектакли детьми Наместника и особами высшего круга тогдашнего воронежского общества», – повествует «Старожил» в «Воронежских губернских ведомостях» №48 за 1849 год.

Вполне естественно для человека государственного мышления, что он начал свою деятельность на новом поприще с существенной реорганизации жизни города по новым, цивилизованным, образцам, а через пять лет после начала деятельности построил театр – по европейскому образцу. Театральные представления раньше Воронежа начались в Калуге (1777 г.) и Тамбове (1786 г.). Но в Калуге они происходили в приспособленном для этих целей купеческом амбаре, а в Тамбове в большой зале дома Наместника Г.Р. Державина. Видимо, В.А. Черткова не устраивал ни тот, ни другой варианты. Поэтому в Воронеже появился именно ТЕАТР! По этой причине мы, воронежцы, можем гордиться тем, что стали практически первым театральным городом российской провинции ещё в XVIII веке! Интересно, что вслед за Воронежем театральное здание появилось в далёком от нас Тобольске – в 1791 году. Со времён Петра Великого этот город долгое время был столицей Сибири. А позже, в 1790-е годы, стали появляться театральные здания в Нижнем Новгороде, Харькове, Курске, Пензе …

Но вернёмся к Воронежу. Свидетельства «Старожила» о том, что в театре Черткова «с успехом исполнялись самые трудные пьесы», позволяют предположить, что могли иметь место представления не только драматические, но и оперные и балетные. У В.А. Черткова было 11 детей. У гражданского губернатора И.А.Потапова шестеро. В сумме семнадцать. Целый «детский сад». Дворянское воспитание и образование было в те времена по преимуществу домашним. Иностранным языкам, этикету, общеобразовательным предметам, танцам, пению, декламации обучали приглашённые специалисты. В.А. Чертков вполне мог пригласить для совершенствования своих детей хороших учителей. В губернаторском доме устраивались балы. Значит, был оркестр., были игры и танцы, разыгрывали какие-то сценки. Сначала, до постройки здания, вероятно, всё это происходило в большой зале и только «для своих». А с 1787 года в построенном специально здании начались театральные постановки, на которые приглашалась публика. И весьма вероятно, что одной из первых была представлена комедия «Недоросль» Дениса Фон Визина (старое написание этой немецкой фамилии). В отделе редких книг библиотеки Воронежского университета до сих пор хранится текст этой пьесы 1783 года издания с «режиссёрскими» купюрами. Кстати, книга эта из личной библиотеки Ивана Потапова.

Генерал-поручик Иван Алексеевич Потапов (1722-1791) был воронежским гражданским губернатором 16 лет – с 1775 по 1791-й, то есть и во время наместничества В. А. Черткова (1782-1793). Его заслуги перед Отечеством, круг его культурных интересов также вызывают восхищение. Он кадровый военный с 15 лет. Храбрость и умелые действия молодого офицера были замечены и оценены во время Семилетней войны России с Пруссией (1756-1763). Он дошёл до Берлина, участвовал во взятии Франкфурта. В 41 год он уже генерал-майор. После окончания войны назначается Екатериной II обер-комендантом Казани, а затем крепости св. Димитрия, которая при его участии превращается в городское поселение. Сегодня это город Ростов-на Дону. После взятия Азова И.А. Потапов командует укреплениями Азова и Таганрога.

В интеллектуальном отношении, по всей видимости, это был, как и наместник В.А. Чертков, передовой человек своего времени. И после появления наместников он оставался гражданским губернатором и отвечал в целом за обустройство города. Он был главой местных учреждений, попечителем учебных заведений и Приказа общественного призрения. В те годы у губернатора были помощники, называемые «товарищами». Среди «товарищей» И.А. Потапова известен Н. И. Попов (1720 – 1782), один из сподвижников Ломоносова, известен как учёный и переводчик, был профессором астрономии Императорской Академии наук. И.А Потапов вёл активную переписку с образованными и влиятельными людьми в Петербурге, в том числе с князем Куракиным, который был страстным театралом, играл в покоях самой Императрицы.

Гражданский губернатор И.А. Потапов оставил заметный след в культуре нашего края. На Большой Дворянской для него был построен дом в три этажа, похожий на дворец в стиле барокко. Сегодня в этом дворце размещается художественный музей имени И.Н. Крамского. И ещё. В 1777 году на месте своей барской усадьбы он основал в Землянском уезде село Семидубравное (Потаповка). В усадьбе находилась большая библиотека, которая накапливалась и сохранялась потомками. Книги из этого родового имения в разное время были в фондах и областной публичной и университетской библиотек. Конволют, содержащий комедию Фонвизина, также сначала был в фонде областной библиотеки. Видимо, после войны он попал в Научную библиотеку ВГУ. Имеется там алфавитный каталог с названием «владельческие библиотеки». В одном из них находится раздел «из библиотеки Потаповых». Перебираю карточки. Их более двадцати. Отмечаю книги, изданные при жизни И.А. Потапова: сочинения Ксенофонта, Иосифа Флавия, Мабли… Да, были просвещённые люди в Воронеже и в то давнее екатерининское время!

В 1793 году Василий Алексеевич Чертков скончался. Фактическим хозяином губернии с 1793 по 1797, как пишет историк-краевед А.Н. Акиньшин в книге «Воронежские губернаторы и вице-губернаторы» был вице-губернатор Александр Борисович Сонцов. Происходил он из древнего дворянского рода, восходящего своими корнями к легендарному Рюрику. В Воронеж был назначен на должность губернского прокурора в том же 1782 году, когда во главе наместничества оказался В.А. Чертков. По всей видимости, он получил хорошее образование. Известный российский учёный, префект Воронежской Духовной семинарии во второй половине 1790-х Евфимий Болховитинов характеризует А.Б. Сонцова с лучшей стороны – «любителем и ободрителем наук». У него было пятеро детей. И, не исключено, что и сам А.Б. Сонцов и дети его в годы правления В.А. Черткова входили в состав «благородной» труппы.

Далее события развивались следующим образом. В марте 1796 года указом Императрицы Воронежским и Харьковским Наместником был назначен генерал-поручик Андрей Яковлевич Леванидов. Он был женат на дочери В.А. Черткова. Вот что сообщает нам о его деятельности на театральном поприще «Старожил». «Зная вкус и привязанность воронежской публики к театральным зрелищам, новый Наместник сам пожелал поддержать эту потребность в жителях и возобновил сценические представления… Его стараниями произведена внутренняя перестройка театра, улучшена сцена и составлен превосходный гардероб, стоивший по-тогдашнему более 10.000 р.асс.». Это весьма большие деньги для того времени!

Анализируя приведённый выше текст, нельзя не остановиться на весьма существенной для нашего изложения фразе – «зная вкус и привязанность воронежской публики к театральным действиям…». Во-первых, сама формулировка «воронежская публика» говорит о том, что это не только «особы высшего круга», как трактовали историки театра в 1930-50-е годы… А во-вторых, понятия «вкус и привязанность… к театральным действиям» подразумевают некоторую временную протяжённость, в течение которой формируются эти самые «вкус и привязанность». Всё это относится, напомним, уже к 1796 году. В ноябре умирает Екатерина II. Объявляется девятимесячный траур. Всякие представления отменяются. Пришедший ей на смену Павел I упраздняет наместничества. С 1797 по 1800 год Воронежским губернатором становится уже известный нам А.Б. Сонцов. По его инициативе в 1798 году создаётся губернская типография. Одной из первых набранных в ней книг была драма «Опыт дружбы», на титульном листе которой значится: «Представлена в Воронеже на благородном театре 1798 года».

Книга сохранилась и в мае 2018 года была на выставке, посвящённой театру, в Воронежском областном литературном музее имени И.С. Никитина. Итак, неопровержимый документ утверждает существование театра в 1798 году. К тому же в том году вице-губернатором был назначен князь Роман Иванович Ухтомский. Мемуаристы в своих воспоминаниях утверждают, что князь был руководителем всей труппы и вообще «знатоком в деле искусств».


Наступает 1799 год. Наместнический дом уже третий год пустует. Евфимий Болховитинов в известном труде 1800 года издания «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» сообщает: «…сего 1799 года указом Правительствующего Сената велено оный дом продать с публичного торгу». «Старожил» в уже известной нам статье поясняет ситуацию более развёрнутым текстом: «…дом, как неспособный по ветхости своей для жилья, был продан со всем надворным строением, но театр остался неприкосновенным» (выделено мной – Н.Т.).

Тексты ушедших столетий требуют очень внимательного чтения – с анализом, с погружением в обстоятельства давней эпохи. Для жителей Воронежа в 1780-е – 1790-е всё, что творилось за оградой территории наместника, естественно, называлось «в доме». Но как в таком случае театр мог остаться «неприкосновенным», если дом был продан, да ещё «со всем надворным строением»? Только в одном случае: это было вполне автономное здание! Вполне возможно, оно соединялось с домом крытой галереей. К тому же, дом Наместника был двухэтажный, а в театре были: «партер, 2 яруса лож и парадиз». Это строение трёхэтажное. Имея в виду, что доступ в театр имел весьма широкий круг жителей, включая мелких чиновников и даже семинаристов, трудно представить, чтобы такая разнокалиберная толпа имела вход в покои генерал-губернатора. Из приведённых выше текстов также следует, что А.Я. Леванидов, зять В.А. Черткова, до такой степени был театральный человек, что, став Наместником и пробыв в должности всего 8 месяцев, в первую очередь занялся ремонтом именно театра, в чём преуспел, а не собственного дома, в котором проживал и принимал гостей. Поэтому дом, пустовавший до него с 1793 года, пришёл в совсем ветхое состояние спустя ещё три года.

Е. Болховитинов в своей книге отмечает: «Театр. Он заведён сперва в 1787 и возобновлён в 1792 году из общества благородных. Но ныне играют на нём кроме того и публичные актёры» /орфография подлинника/. Под словом «ныне» имеется в виду 1799 год. «Публичным актёрам» надо платить.

Эту проблему решил новый губернатор действительный статский советник Фёдор Алексеевич Пушкин, который появился в Воронеже во второй половине ноября 1800 года. До своего назначения к нам он был вице-губернатором в Калуге, где театр имел уже четвертьвековую историю. Не исключено, что именно он и отвечал в Калуге за благополучие театра. Найдя на новом месте театральное здание в хорошем состоянии, он уже в начале 1801 года приглашает из Москвы труппу актёра Петрова. А чтобы покрыть расходы на её содержание, сделал театр «публичным», куда теперь мог прийти горожанин любого сословия, заплатив за вход.

В первый вечер была представлена популярная в то время комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват». «С этого времени, – повествует «Старожил», – продолжались представления в театре, но, по ограниченности числа актёров, давали только комедии, лёгонькие драмы и оперы». Итак, наш театр, начавшись в 1787 году, продолжаясь с небольшими перерывами, вошёл в девятнадцатый век.

Современник и полуприятель А.С. Пушкина, автор известных мемуаров Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» оставил весьма лестное свидетельство о воронежском театре начала XIX века: «Изо всех русских городов в одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актёров. Она не совсем плохо играла «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу». Речь идёт о первых числах февраля 1802 года. В эти дни молодой чиновник был в нашем городе проездом из Киева в Пензу, где в то время губернаторствовал его отец.

В июле 1802 года вице-губернатором в Воронеж назначается Лука Семёнович Кологривов, который в своё время сменил в роли вице-губернатора Фёдора Пушкина в той же Калуге. И Фёдор Пушкин весьма благоразумно передаёт в его руки заботу о театре. Была организована дирекция театра во главе с вице-губернатором. «Старожил» в своих воспоминаниях поясняет: «Желая удовлетворить требованию образованной публики, дирекция выписала знаменитого в то время актёра Бобровского, имевшего диплом на звание содержателя театра. Был произведён ремонт старого помещения театра (выделено мной - Н.Т.) и приглашены в труппу талантливые актёры. Бобровскому помогал ставить спектакли местный драматург А.М. Элин, автор пьес, поставленных не только в Воронеже, но и в Москве.

Усилиями энтузиастов – вице-губернатора Кологривова, актёра Бобровского и драматурга Элина – воронежский публичный театр вскоре стал любимым местом досуга горожан всех сословий». Поражает воображение репертуар тех лет. Его приводит в своих воспоминаниях тот же «Старожил». Тридцать семь названий за один сезон! Среди них – трагедии Сумарокова, немецких и французских авторов, мещанские драмы, комические оперы, социальная сатира – «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Школа злословия» Шеридана. «Театр той поры, – пишет «Старожил», – много способствовал исправлению нравов, облагораживанию чувств и просвещению. Это было окно в другой мир». О каком периоде идёт речь? Ф.А. Пушкин покинул Воронеж в 1805 году, Л.С. Кологривов в 1810-м. С 1805 по февраль 1811 губернатором был уже известный нам по прошлому веку весьма просвещённый деятель А.Б. Сонцов. Так что публичный театр мог радовать воронежцев в период с 1801 по 1811 год. Понятно, что Отечественная война 1812 года повернула жизнь города в другое русло. Приходило в ветхость и построенное ещё в 1787 году театральное здание. А что же было с театральными представлениями?

На этот вопрос отчасти даёт ответ статья «Воронежский театр» в журнале «Репертуар русского театра» на 1840 год, том 2, книга VII, издаваемом И. Песоцким в типографии А.А. Плюшара в Санкт-Петербурге. Её автор учитель воронежской гимназии И. Дацков. В ней, в частности, он сообщает: «В начале нынешнего столетия воронежский театр стараниями одного просвещённого любителя получил лучшее и полнейшее устройство. Впрочем, театр до 20-х годов не имел определённого места, а представления давались в разные годы в различных частях города. Но с сего времени последовали ещё большие улучшения воронежского театра. Для театра было избрано место – центр города. Дом нарочно выстроили для этой цели (выделено мной – Н.Т.).


Содержание труппы приняли на себя сначала Калиновский, а потом актёр из труппы Калиновского – Соколов. Оба люди умные, управители прекрасные. Под их управлением театр находился в наилучшем состоянии – как по удачному выбору пьес, так и по самим талантам участников-актёров. Даже существовал балет, который мог угождать самому прихотливому вкусу». Что можно извлечь из этого текста? Первое, и самое главное, на мой взгляд, что представления в Воронеже не прекращались и после того, как пришёл в ветхость театр В.А. Черткова. К тому же во главе губернии и в первые три десятилетия нового века находились деятели, понимавшие роль театра для общества.

В 1815-16, 1817-20 воронежским вице-губернатором был Пётр Александрович Сонцов, сын уже известного нам своей просветительской деятельностью губернатора А.Б. Сонцова. А в 1820-24 годах П.А. Сонцов уже во главе воронежской губернии. На основании приведённого выше текста И. Дацкова можно с большой вероятностью считать, что именно в годы правления П.А. Сонцова и было выстроено здание театра в центре города, т.е. на том самом месте, где драмтеатр находится и в наши дни. Значит, нашему старейшему храму Мельпомены уже 200 лет!

Интересно, что на только что ушедший 2021-й и на пришедший 2022-й приходятся сразу несколько юбилеев, касающихся нашей темы. В 2021-м исполнилось 295 лет со дня рождения В.А. Черткова. В наступившем году – 235 лет начала театральных представлений в Воронеже и 300 лет со дня рождения И.А. Потапова. Желательно бы помнить и чтить имена деятелей, которым мы, воронежцы, обязаны истокам нашей культуры.

В дальнейшие, после 1820-х годов, десятилетия также можно и нужно вспомнить, хотя бы кратко, имена деятелей, которые способствовали сохранению и процветанию театра. Среди них, конечно же, Николай Иванович Тулинов (1810-1854) – действительный статский советник, губернский предводитель дворянства. Любитель искусств. Был известен в городе щедрой благотворительностью. На его средства в 1843 году капитально отремонтировано театральное здание. Он материально поддерживал гастроли театральных трупп. Дом Тулиновых, в стиле ампир, с колоннами, на углу Большой Дворянской и улицы имени В.Ф. Комиссаржевской, памятник истории и архитектуры, и сегодня привлекает внимание воронежцев, и гостей города – своей архитектурой и именами посещавших его высоких гостей Воронежа в XIX веке.


Граф Дмитрий Николаевич Толстой (1806-1884) был воронежским гражданским губернатором с 1859 по 1861 год. Поклонник творчества А.Н. Островского, в мае 1860 года устроил в Воронеже праздник в честь посетившего город драматурга. Покровительствовал талантам. Был главным директором театра. В 1856 году за свой счёт издал в Петербурге первый стихотворный сборник поэта И.С. Никитина. Благодаря его ходатайству перед чиновниками в Петербурге начала выходить газета «Воронежский телеграф».

К началу 1880-х здание театра на Большой Дворянской, находясь в частном владении, уже требовало капитального ремонта. Представления в нём прекратились. Как пишет в книге «Кольцовский Академический» театровед Зиновий Анчиполовский, этим обстоятельством воспользовался предприимчивый купец В.А. Косырев. «На углу Мясницкой и Старо-Московской улиц (ныне Театральной и Карла Маркса) он сооружает неуклюжее, похожее на барак, деревянное здание. Сколоченное на скорую руку здание вызывало постоянное беспокойство пожарных. Акустика в нём была плоха».


Такое положение, конечно, не устраивало ни горожан, ни руководство города, которое приняло решение заняться реконструкцией старого здания на Большой Дворянской. В 1884-м оно было куплено городской Думой у его владельца, издателя газеты «Дон» Г.М. Веселовского. В 1886-м существенно реконструировано по проекту московского архитектора М.Н. Чичагова (автор Театра Корша и бывшего музея В.И. Ленина в Москве) за потрясающе короткий срок – с марта по август. Была обновлена вся материальная часть театра. Показательно, что весьма приличные расходы оплатили городской голова П.К. Капканщиков, потомственные почётные граждане С.Л. Кряжов, Николай и Алексей Клочковы. Они дали городу нужную сумму из расчёта 6 процентов годовых.

«Это был акт безусловного благородства, – пишет З.Я. Анчиполовский, – так как надеяться на быстрый возврат крупного по тем временам капитала не приходилось». Автор книги З.Я. Анчиполовский выяснил, что даже и в 1898 году ещё не вся сумма была им возвращена. Обновлённое здание являло образец псевдорусского стиля с элементами восточного. Имело много башен и остроконечных шатров. Зрительный зал был увеличен до 750 мест.

Следующий удивительный факт отношения к театру со стороны властей относится уже к советскому периоду. В июле 1942 года театр был разрушен попаданием двух бомб, а потом дважды горел. 25 января 1943 года Воронеж освобожден от фашистов. Город был разрушен более чем на 90 процентов. И вот, после того, как частично кое-где удалось восстановить электро- и водоснабжение, ввести в действие несколько пекарен и примитивных продовольственных магазинов, городские власти – несмотря на острейший недостаток людских и материальных ресурсов! – решают восстановить здание театра. Это означало – построить его почти заново. Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредственный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома: «Было мобилизовано всё, что только можно. Научились выправлять разрушенные стены, пережигали затвердевший алебастр. Фактически всеми делами ведал прикреплённый к строительству заместитель председателя горисполкома Я. И. Портнов, строитель по профессии. Он находился на театре весь день – с утра до ночи /работали тогда весь световой день/. Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П.А. Мирошниченко, и тут же немедленно по ходу дела принимались все необходимые меры. П.А. Мирошниченко обладал исключительной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро.

Точно в намеченный срок – 31 декабря 1944 года – зажглись огни рампы. Публика, заполнившая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по известной пьесе А.С. Грибоедова. И это случилось, когда весь город лежал в руинах, а большинство его жителей ютилось в подвалах под этими руинами». Это, кстати, касалось и большинства зданий на проспекте Революции. На дальних рубежах нашей Родины еще продолжалась Великая Отечественная война… А театр уже был восстановлен!!!

После войны ремонт производился всего один раз, в 1975 году, и к 1990 году здание пришло в аварийное состояние. В октябре 1996- го на его сцене в последний раз был сыгран спектакль – «Бесприданница» А.Н. Островского. А затем труппу перевели в новое здание на Театральной площади. Дальнейшая судьба исторического здания, которое к тому же являлось памятником истории культуры федерального значения, известна нынешнему поколению живущих. 16 лет оно простояло в самом центре города под зелёным покрывалом, окончательно разваливаясь на глазах всех воронежцев. Сменявшие друг друга в это время губернаторы давали торжественные предвыборные обещания восстановить во чтобы то ни стало столь дорогой воронежцам театр. Но, придя к власти, забывали о своих обещаниях.

В марте 2005 года, когда руководители высоких рангов уже договорились между собой отдать здание (а точнее, землю под ним!) в аренду предприимчивому лицу на 49 лет (сколько можно терпеть руины в самом центре города!), ситуацию спасли от такой напасти – коллектив работников театра и Главный Федеральный инспектор по Воронежской области Павел Николаевич Кораблёв. За последующие 7 лет театр, естественно, всё более превращался в руины. Наконец, в марте 2009 года губернатором Воронежской области был назначен Алексей Васильевич Гордеев. Ознакомившись с ситуацией, твёрдо сказал: «Театру быть на его историческом месте!». И – начались работы.

В конце апреля 2012 года в отреставрированное здание на Большой Дворянской, 55 вошли актеры.

В заключение хочу сказать следующее. Память о предках, которые своими трудами облагораживали жизнь воронежцев в течение двух веков, надо бы сохранить в названиях улиц.

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В Воронеже«Еврейское счастье» было так близко, но его отложили

Продолжается эпидемия отмен и переносов спектаклей и концертов в столице Черноземья.

В России63205 человек заразились коронавирусом и 679 умерли в РФ 23 января

Глава Федерации еврейских общин России призвал срочно привиться от Covid-19.

В миреЧисло заболевших ковидом на планете достигло 350 миллионов

Понадобилось два года пандемии, чтобы достичь этого ужасающего рубежа.

ОбществоСтало известно, что будет с реконструкцией боёв за Воронеж

В этом году она вновь не состоится. Планируется, что подобное событие состоится в мае.

ТеатрВ театре кукол «Шут» – замена спектаклей в связи с болезнью

Серьёзная болезнь, актрисы, плотно занятой в репертуаре, поставла театр в трудное положение.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему «Аллея кошмаров» – хороший фильм

Говорят, форма в картине превалирует над содержанием, но как стильно и изящно всё сделано!

ПерсонаМитрополит Сергий призвал верующих не мириться с попранием добродетели и справедливости

Владыка обратился к духовенству и мирянам со словом духовного назидания.

Литература«Этичный капиталист» – книга о том, что только порядочный бизнесмен добьётся долгосрочного успеха

Это универсальное правило справедливо для любого лидера, не только предпринимателя.

МузыкаВоронежская филармония приглашает совершить «Музыкальный променад»

Проект предполагает цикл тематических мероприятий, посетить которые смогут жители и гости Воронежа.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 15-22 января 2022 в мировых СМИ

Вы удивитесь, насколько плодотворно работали фотохудожники планеты эти семь дней.

Зал ожиданияВоронежцам рассказали, как удачно провести уик-энд 21-23 января

Напоминаем об обязательном ношении масок и соблюдении социальной дистанции в общественных местах.

ГлавноеЕщё 799 человек заболели ковидом в Воронежской области 23 января

Процент вакцинированных граждан в Воронежской области застыл и вот уже несколько дней пребывает на отметке 56,3.