Войти
Театр
12.11.2019 12:23
Пушкин – реформатор театра

Пушкин – реформатор театра

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Фото из архива автора

Заметки по случаю 220-летия со дня рождения Пушкина в Год театра в России – такой подзаголовок дал своему эссе театральный критик, архивариус Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова Николай Тимофеев.

Созданных для театра произведений у него всего семь: «Борис Годунов», «Русалка» (не закончено), «Сцены из рыцарских времён» (не закончено) и четыре «маленькие трагедии» – «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Да и те автору не довелось увидеть на сцене.

Для доказательства вынесенного в заголовок смелого утверждения о реформаторской роли Пушкина на театре необходимо сравнить, хотя бы кратко, каков был русский театр в первые три десятилетия XIX века (при жизни Пушкина) и через сто лет, в начале ХХ века.

Важно вспомнить, что в Россию театр пришёл с опозданием в две с половиной тысячи лет по сравнению с Европой. Мощный импульс его развитию дала во второй половине XVIII века Екатерина Великая, которая создала две типографии – в Петербурге и Москве – для перевода западноевропейских классиков. Поэтому уже в начале XIX века российская сцена знала имена Корнеля, Расина и Шиллера, трагедии Шекспира, пьесы Мольера, Кальдерона, Вольтера, а кроме того, русская публика слушала оперы Пуччини, Беллини, Россини, Глюка, Гайдна, Моцарта… Правда, переводы тех лет были весьма невысокого качества. Восемнадцатый век оставил девятнадцатому также имена и сочинения и нескольких русских авторов – А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина…

А что же имели мы в русской драматургии пушкинского периода? Был популярен В.А. Озеров, автор трагедий «Димитрий Донской» и «Ярополк и Олег», а также переводов-переделок сюжетов античности («Эдип в Афинах» и другие). Н.И. Хмельницкий, прямой потомок Богдана Хмельницкого, а заодно и смоленский губернатор, давал сцене свои переделки на русский лад французских водевилей. Но царствовал на театре в первой трети XIX века, конечно, князь А.А. Шаховской. С 1802 по 1826 год служил он в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами северной столицы. За свою продолжительную жизнь (1777-1846) А.А. Шаховской написал более 100 произведений «лёгкого содержания» (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). Пушкин в поэме «Евгений Онегин», характеризуя театральный Петербург конца 1810-х, оставил потомкам весьма ёмкую его характеристику: «Там вывел колкий Шаховской/ Своих комедий шумный рой». Да и названия многих пьес, составляющих этот «рой», тоже весьма «лёгкие» – «Любовное зелье», «Двумужницы», «Беглец от своей невесты»… Мне довелось в середине 1990-х видеть его комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Это была постановка В.М. Пахомова в Липецком драматическом театре. Что творилось на сцене? Лёгкая курортная интрижка, глуповатые жеманные дамы, ловеласные кавалеры, глуповатые реплики, глуповатые жесты. Как говорится, «ни уму, ни сердцу»…

Кто помнит сегодня эти имена – Озеров, Шаховской, Хмельницкий? Они давно уже стали достоянием историков-театроведов. Всё-таки мы ведём отсчёт отечественной драматургии от Грибоедова, Гоголя, Островского…



Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Евгений Онегин. Глава I

А теперь обратимся к Пушкину первого петербургского периода. Он длился, после семилетнего «лицейского заточения», с июня 1817 по май 1820. Это были, быть может, самые «золотые» три года так называемого «золотого века» русской поэзии. Это время «Арзамаса» и «Зелёной лампы», где собирались самые талантливые и просвещённые молодые и не очень люди и бурно обсуждали общественные, литературные и театральные события. Молодой Пушкин был в этой среде желанным и активным участником. А по вечерам все они устремлялись в Большой Каменный театр, где на сцене вперемежку шли оперы, драмы, балеты, водевили. Особенно поражали юное воображение романтические балеты основателя русской балетной школы и ведущего балетмейстера тех лет Шарля Дидло в фантастически красивых декорациях гениального итальянского художника и архитектора Пьетро Гонзаго.

Пушкин среди современников был одним из самых восторженных почитателей театральных зрелищ и талантливых актрис. Об этом свидетельствуют и воспоминания современников и признания самого поэта. Об этом много написано, поэтому не будем повторяться. Для нас важно другое. Молодого Пушкина в эти годы пленяли не только ножки балерины Истоминой («Блистательна, полувоздушна, /Смычку волшебному послушна, /Толпою нимф окружена / Стоит Истомина; она…»), но его уже заботило общее состояние театра, его репертуар, его роль в жизни общества, состояние отечественной драматургии.

Тому свидетельство незавершённая статья 1820 года «Мои замечания об русском театре». Русская сцена, как и русская литература того времени, остро нуждались и ждали появления большого национального таланта. И такой повод надеяться на его появление дал Пушкин в 1820 году, создав поэму «Руслан и Людмила», «волшебную сказку с русскими корнями». Он прочитал её 26 марта 1820 года на квартире В.А. Жуковского. А уже 6 мая того же года распоряжением министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде, утверждённым Александром I, Пушкина отправляют «в канцелярию главного попечителя иностранных поселенцев Южного края России генерал-лейтенанта И.Н. Инзова сверх штата» в Кишинёв. В школе это, кажется, и до сих пор называется «южной ссылкой».



Мы знаем, Всевышний путеводительствовал и до поры, до времени хранил поэта и уготовил ему немало сюрпризов, в том числе и весьма приятных. По пути в Молдавию заболевшего в Екатеринославле Пушкина забирает с собой на Кавказ, а потом и в Крым семейство героя 1812 года генерала Н.Н. Раевского. Пока поэт путешествует по Кавказу, осматривает Керчь, Феодосию и Гурзуф и начинает писать «Кавказского пленника» и обдумывать «Бахчисарайский фонтан», в начале августа 1820 года в Петербурге выходит в свет поэма «Руслан и Людмила». Она привлекает внимание и читателей, и критиков. Но не только их. Московский хореограф А.П. Глушковский и композитор Ф.Е. Шольц создают «большой волшебно-героический балет в пяти действиях» с названием в духе времени – «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря 1821 года. Таким образом, Пушкин впервые появился на российской сцене «танцуя». И эта тенденция – переносить романтические поэмы Пушкина на сцену в первую очередь в форме балета – продолжается несколько лет.

О том, что мысли поэта часто возвращались к театру во время его «южной ссылки», свидетельствуют и строки «Евгения Онегина», и стихи, и интерес к театру в переписке с друзьями. В конце февраля 1821 года в усадьбе Каменка под Киевом Пушкин заканчивает поэму «Кавказский пленник» и тотчас же пересылает её друзьям в Петербург. В 1823 году на сюжет поэмы на петербургской сцене появляется балет Ш. Дидло. Роль Черкешенки в нём танцевала А. Истомина. А 2 декабря 1824 года хореограф Шарль Дидло московский вариант балета «Руслан и Людмила» ставит на сцене Большого театра в Петербурге. Партию Людмилы исполняет та же любезная сердцу поэта Авдотья Истомина.

***

Гения отличают от таланта масштаб замыслов и воплощений, постоянная напряжённая внутренняя работа, интенсивное освоение мировой культуры, взрывчатое отношение к установленным до его появления нормам и формам. Конечно, как ни любил Пушкин балет, едва ли могли удовлетворить творца только балетные интерпретации его сочинений. Всё-таки он создавал тексты и радовался найденным рифмам и ритмам. А в балете они никак не отражаются. Поэтому мы можем думать, что внутреннее чувство создать именно драматическое произведение для сцены, в котором в событийной последовательности воплотился бы острый конфликт личностей, да ещё желательно не пустяшный, как позволяли себе его современники, а в исторически значимую для России эпоху и с исторически значимыми личностями, созревало в нём и во время его «южной командировки». А воплотилось оно в Михайловском в 1825 году. Это была народная драма-трагедия «Борис Годунов». Первое произведение Пушкина, созданное специально для театра. В нём он решительно презрел все утвердившиеся к тому времени законы классицизма с его триединством – времени (одни сутки), места (не меняется) и сюжета.

В этом плане интересно сравнить комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова, законченную в 1824 году, и драму «Борис Годунов» 1825 года рождения. Начнём с формы. Комедия «Горе от ума» (думаю, определение жанра дано в угоду моде и конъюнктуре, по содержанию это социальная драма) вся написана в стихотворной форме. В драме Пушкина стихотворные пассажи перемежаются прозаическими. В «Горе от ума» действие начинается ранним утром и заканчивается глубокой ночью того же дня. В драме «Борис Годунов» действие начинается 20 февраля 1598 года. Продолжается в разные месяцы 1603 и 1604 годов. В комедии Грибоедова всё действие происходит в одном месте – в доме Фамусова. У Пушкина начинается в Кремлёвских палатах. Продолжается на Красной площади. В келье в Чудовом монастыре. В корчме на литовской границе. В Москве в доме Шуйского. В Кракове в доме Вишневецкого. В замке воеводы Мнишка в Самборе. На литовской границе…

При этом, если у Грибоедова всё-таки превалирует главная сюжетная линия Чацкий-Софья, то у Пушкина много побочных сюжетных линий. Существенно разнится у Пушкина и Грибоедова и социальный состав действующих лиц. Если в «Горе от ума», за исключением горничной Лизаньки, все остальные действующие лица представители «высшего», аристократического общества, то в «Борисе Годунове» действуют князья и монахи, содержатели и посетители корчмы, и даже юродивые. И уж совсем новым и дерзким для того времени является факт, что одним из главных действующих лиц в драме выведен «народ на площади», который реагирует на то, что происходит в царских палатах. Недаром творение Пушкина было запрещено цензурой. А за то, что читал его в аристократических салонах, автор получил выговор от Бенкендорфа. Правда, в апреле 1830 года, узнав о женитьбе Пушкина, Николай I смилостивился и разрешил напечатать «Бориса Годунова» с цензурными сокращениями. Цензором был сам царь. Пьеса появилась в печати в конце декабря 1830 года и датирована 1831 годом.

Существенным отличием драмы «Борис Годунов» от того, чему следовала в те годы русская драматургия, было обращение к только набиравшему силу реализму. Чуткий ко всему новому, Пушкин почувствовал совершенно уникальное состояние русской культуры тех лет. К середине третьего десятилетия девятнадцатого века в России плотно сошлись три направления в искусстве и литературе – классицизм, романтизм с ответвлением сентиментализма и всё более заявляющий о себе реализм. В Европе они последовательно и постепенно, в течение нескольких столетий, сменяли друг друга. В России все три течения проявлялись не только в литературе, но и на театре. На петербургской сцене в драмах и трагедиях, начиная с 1820-х годов, властвовал величественный, статуарный, с громоподобным голосом Василий Каратыгин, самый яркий представитель театрального классицизма. В Москве Павел Мочалов – яркий представитель романтизма. А бывший крепостной актёр Михаил Щепкин в Малом театре требовал реалистического исполнения.

Автор романтических «южных поэм» в начале 1820-х годов, Пушкин 1825 года в драме «Борис Годунов» уже писатель-реалист. Это ещё более подробно проявится в его «Повестях Белкина» 1830 года. Так что народная драма «Борис Годунов» во всех отношениях была в русской культуре новым словом. Гения от таланта отличает также масштаб ориентиров. Интересно признание самого Пушкина на этот счёт по поводу «Бориса Годунова»: «…твердо уверенный, что устарелые формы нашего театра требуют преобразования, я расположил свою трагедию по системе отца нашего Шекспира».



Но лишь Божественный глагол
До сердца чуткого коснётся…
то происходит чудо! Со школьных лет знаем мы, в общих чертах, о явлении в биографии Пушкина очень плодотворной «Болдинской осени» 1830 года. Но близкое знакомство с фактами поражает! Судите сами. Поэт приезжает в Болдино (для оформления наследства) в начале сентября 1830 года, надеясь, как пишет он Н.Н. Гончаровой, управиться недели в две. И наряду со всякими официальными делами, происходит вот что. Итак, необыкновенная хронология фактов. 9-е сентября – закончен «Гробовщик». 14 – «Станционный смотритель». 20 – «Барышня-крестьянка» (9 час. вечера!). 25 – IX глава «Евгения Онегина». Октябрь. 5-10 – написан «Домик в Коломне». 12-14 – «Выстрел». 20 – «Метель». 23 – «Скупой рыцарь». 26 – «Моцарт и Сальери». Ноябрь. 1 – «История села Горюхина». 4 – «Каменный гость». Не датирована числом ноября лишь последняя из четырёх «маленьких трагедий» – «Пир во время чумы».

Так быстро пишется в одном единственном случае – когда долго, порой годами, обдумывается. Конечно же, все эти темы и образы складывались долго в сознании поэта, но суетная и тревожная жизнь конца 1820-х не позволяла их реализовать. Потребовался трёхмесячный холерный карантин центральных губерний России, чтобы Пушкин оказался «в заточении», в полном одиночестве – для реализации накопленного. Таким супертворческим периодом в его жизни оказалась и ссылка в Михайловское, где был создан «Борис Годунов» и ещё многое другое. Кстати, вышеперечисленного, созданного в «болдинскую осень» всего за три месяца, кому-то хватило бы, чтобы имя его осталось в русской литературе и в истории театра. В оставшиеся в жизни Пушкина шесть лет были созданы - «Русалка», «Полтава», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Медный всадник», семь сказок, и ещё многое другое.

Продолжение следует

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В Воронеже9 августа в Воронеже опять объявили о 97 заболевших коронавирусом за сутки

На этот раз никто не умер, общее число смертей в регионе осталось 106.

В России10 августа в РФ подтверждено 5118 новых случаев заражения коронавирусом

Коронавирус в России ведёт себя иначе, чем в других странах, где он перешёл в контратаку.

В миреЧисло заболевших Covid-19 во всём мире превысило 20 миллионов

Покорён психологически важный рубеж, при этом темпы прироста заражённых ускоряются.

ОбществоВ Воронежской области стартует конкурс «Территория идей»

Граждане, признанные победителями конкурса, будут поощрены денежными премиями.

ТеатрВоронежский театр-студия «Театральная 17» занял первое место на Международном фестивале в Болгарии

Международный фестиваль-конкурс «Театрфест-2020» привлёк коллективы из России, Болгарии, Казахстана и Молдовы.

Кино и телевидениеНовые фильмы – просмотр онлайн на киносайте SlashTube

Можно выбрать не только название, но и удобное время просмотра, а также получить необходимую информацию.

ПерсонаДмитрий Рогозин предлагает раскрашивать ракеты в традициях народных промыслов

Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино – всё годится для пропаганды почвенной культуры.

ЛитератураВыходит книга Александра Долгова «Спасти Цоя. Роман, где переплелись вымысел и реальность»

Это фантастический роман о путешествии во времени, которое горой книги совершает ради того, чтобы предотвратить трагедию.

МузыкаИскусство эпохи коронавируса: Катя Ростовцева не приедет в Воронеж, а Андрей Гугнин решил сыграть

Противоречивые действия исполнителей свидетельствуют о растерянности общества перед лицом коронавируса.

Изобразительное искусствоCovid-19 вдохновил художников планеты

Они активно создают произведения эпохи коронавируса, порой весьма интересные.

Зал ожиданияВоронежская область станет участником заключительного этапа Всероссийской выставки-смотра «Салют Победы»

Заключительный этап Всероссийской выставки-смотра художников-любителей проводится с 13 августа по 7 сентября 2020 года в Москве.

Главное10 августа в Воронеже объявили о 96 заболевших коронавирусом за сутки

Инфекция не сдаётся, угрожая отозвать разрешение на проведение культурных мероприятий.