Войти
Театр
12.11.2019 12:23
Пушкин – реформатор театра

Пушкин – реформатор театра

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Фото из архива автора

Заметки по случаю 220-летия со дня рождения Пушкина в Год театра в России – такой подзаголовок дал своему эссе театральный критик, архивариус Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова Николай Тимофеев.

Созданных для театра произведений у него всего семь: «Борис Годунов», «Русалка» (не закончено), «Сцены из рыцарских времён» (не закончено) и четыре «маленькие трагедии» – «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Да и те автору не довелось увидеть на сцене.

Для доказательства вынесенного в заголовок смелого утверждения о реформаторской роли Пушкина на театре необходимо сравнить, хотя бы кратко, каков был русский театр в первые три десятилетия XIX века (при жизни Пушкина) и через сто лет, в начале ХХ века.

Важно вспомнить, что в Россию театр пришёл с опозданием в две с половиной тысячи лет по сравнению с Европой. Мощный импульс его развитию дала во второй половине XVIII века Екатерина Великая, которая создала две типографии – в Петербурге и Москве – для перевода западноевропейских классиков. Поэтому уже в начале XIX века российская сцена знала имена Корнеля, Расина и Шиллера, трагедии Шекспира, пьесы Мольера, Кальдерона, Вольтера, а кроме того, русская публика слушала оперы Пуччини, Беллини, Россини, Глюка, Гайдна, Моцарта… Правда, переводы тех лет были весьма невысокого качества. Восемнадцатый век оставил девятнадцатому также имена и сочинения и нескольких русских авторов – А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина…

А что же имели мы в русской драматургии пушкинского периода? Был популярен В.А. Озеров, автор трагедий «Димитрий Донской» и «Ярополк и Олег», а также переводов-переделок сюжетов античности («Эдип в Афинах» и другие). Н.И. Хмельницкий, прямой потомок Богдана Хмельницкого, а заодно и смоленский губернатор, давал сцене свои переделки на русский лад французских водевилей. Но царствовал на театре в первой трети XIX века, конечно, князь А.А. Шаховской. С 1802 по 1826 год служил он в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами северной столицы. За свою продолжительную жизнь (1777-1846) А.А. Шаховской написал более 100 произведений «лёгкого содержания» (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). Пушкин в поэме «Евгений Онегин», характеризуя театральный Петербург конца 1810-х, оставил потомкам весьма ёмкую его характеристику: «Там вывел колкий Шаховской/ Своих комедий шумный рой». Да и названия многих пьес, составляющих этот «рой», тоже весьма «лёгкие» – «Любовное зелье», «Двумужницы», «Беглец от своей невесты»… Мне довелось в середине 1990-х видеть его комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». Это была постановка В.М. Пахомова в Липецком драматическом театре. Что творилось на сцене? Лёгкая курортная интрижка, глуповатые жеманные дамы, ловеласные кавалеры, глуповатые реплики, глуповатые жесты. Как говорится, «ни уму, ни сердцу»…

Кто помнит сегодня эти имена – Озеров, Шаховской, Хмельницкий? Они давно уже стали достоянием историков-театроведов. Всё-таки мы ведём отсчёт отечественной драматургии от Грибоедова, Гоголя, Островского…



Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Евгений Онегин. Глава I

А теперь обратимся к Пушкину первого петербургского периода. Он длился, после семилетнего «лицейского заточения», с июня 1817 по май 1820. Это были, быть может, самые «золотые» три года так называемого «золотого века» русской поэзии. Это время «Арзамаса» и «Зелёной лампы», где собирались самые талантливые и просвещённые молодые и не очень люди и бурно обсуждали общественные, литературные и театральные события. Молодой Пушкин был в этой среде желанным и активным участником. А по вечерам все они устремлялись в Большой Каменный театр, где на сцене вперемежку шли оперы, драмы, балеты, водевили. Особенно поражали юное воображение романтические балеты основателя русской балетной школы и ведущего балетмейстера тех лет Шарля Дидло в фантастически красивых декорациях гениального итальянского художника и архитектора Пьетро Гонзаго.

Пушкин среди современников был одним из самых восторженных почитателей театральных зрелищ и талантливых актрис. Об этом свидетельствуют и воспоминания современников и признания самого поэта. Об этом много написано, поэтому не будем повторяться. Для нас важно другое. Молодого Пушкина в эти годы пленяли не только ножки балерины Истоминой («Блистательна, полувоздушна, /Смычку волшебному послушна, /Толпою нимф окружена / Стоит Истомина; она…»), но его уже заботило общее состояние театра, его репертуар, его роль в жизни общества, состояние отечественной драматургии.

Тому свидетельство незавершённая статья 1820 года «Мои замечания об русском театре». Русская сцена, как и русская литература того времени, остро нуждались и ждали появления большого национального таланта. И такой повод надеяться на его появление дал Пушкин в 1820 году, создав поэму «Руслан и Людмила», «волшебную сказку с русскими корнями». Он прочитал её 26 марта 1820 года на квартире В.А. Жуковского. А уже 6 мая того же года распоряжением министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде, утверждённым Александром I, Пушкина отправляют «в канцелярию главного попечителя иностранных поселенцев Южного края России генерал-лейтенанта И.Н. Инзова сверх штата» в Кишинёв. В школе это, кажется, и до сих пор называется «южной ссылкой».



Мы знаем, Всевышний путеводительствовал и до поры, до времени хранил поэта и уготовил ему немало сюрпризов, в том числе и весьма приятных. По пути в Молдавию заболевшего в Екатеринославле Пушкина забирает с собой на Кавказ, а потом и в Крым семейство героя 1812 года генерала Н.Н. Раевского. Пока поэт путешествует по Кавказу, осматривает Керчь, Феодосию и Гурзуф и начинает писать «Кавказского пленника» и обдумывать «Бахчисарайский фонтан», в начале августа 1820 года в Петербурге выходит в свет поэма «Руслан и Людмила». Она привлекает внимание и читателей, и критиков. Но не только их. Московский хореограф А.П. Глушковский и композитор Ф.Е. Шольц создают «большой волшебно-героический балет в пяти действиях» с названием в духе времени – «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря 1821 года. Таким образом, Пушкин впервые появился на российской сцене «танцуя». И эта тенденция – переносить романтические поэмы Пушкина на сцену в первую очередь в форме балета – продолжается несколько лет.

О том, что мысли поэта часто возвращались к театру во время его «южной ссылки», свидетельствуют и строки «Евгения Онегина», и стихи, и интерес к театру в переписке с друзьями. В конце февраля 1821 года в усадьбе Каменка под Киевом Пушкин заканчивает поэму «Кавказский пленник» и тотчас же пересылает её друзьям в Петербург. В 1823 году на сюжет поэмы на петербургской сцене появляется балет Ш. Дидло. Роль Черкешенки в нём танцевала А. Истомина. А 2 декабря 1824 года хореограф Шарль Дидло московский вариант балета «Руслан и Людмила» ставит на сцене Большого театра в Петербурге. Партию Людмилы исполняет та же любезная сердцу поэта Авдотья Истомина.

***

Гения отличают от таланта масштаб замыслов и воплощений, постоянная напряжённая внутренняя работа, интенсивное освоение мировой культуры, взрывчатое отношение к установленным до его появления нормам и формам. Конечно, как ни любил Пушкин балет, едва ли могли удовлетворить творца только балетные интерпретации его сочинений. Всё-таки он создавал тексты и радовался найденным рифмам и ритмам. А в балете они никак не отражаются. Поэтому мы можем думать, что внутреннее чувство создать именно драматическое произведение для сцены, в котором в событийной последовательности воплотился бы острый конфликт личностей, да ещё желательно не пустяшный, как позволяли себе его современники, а в исторически значимую для России эпоху и с исторически значимыми личностями, созревало в нём и во время его «южной командировки». А воплотилось оно в Михайловском в 1825 году. Это была народная драма-трагедия «Борис Годунов». Первое произведение Пушкина, созданное специально для театра. В нём он решительно презрел все утвердившиеся к тому времени законы классицизма с его триединством – времени (одни сутки), места (не меняется) и сюжета.

В этом плане интересно сравнить комедию «Горе от ума» А.С. Грибоедова, законченную в 1824 году, и драму «Борис Годунов» 1825 года рождения. Начнём с формы. Комедия «Горе от ума» (думаю, определение жанра дано в угоду моде и конъюнктуре, по содержанию это социальная драма) вся написана в стихотворной форме. В драме Пушкина стихотворные пассажи перемежаются прозаическими. В «Горе от ума» действие начинается ранним утром и заканчивается глубокой ночью того же дня. В драме «Борис Годунов» действие начинается 20 февраля 1598 года. Продолжается в разные месяцы 1603 и 1604 годов. В комедии Грибоедова всё действие происходит в одном месте – в доме Фамусова. У Пушкина начинается в Кремлёвских палатах. Продолжается на Красной площади. В келье в Чудовом монастыре. В корчме на литовской границе. В Москве в доме Шуйского. В Кракове в доме Вишневецкого. В замке воеводы Мнишка в Самборе. На литовской границе…

При этом, если у Грибоедова всё-таки превалирует главная сюжетная линия Чацкий-Софья, то у Пушкина много побочных сюжетных линий. Существенно разнится у Пушкина и Грибоедова и социальный состав действующих лиц. Если в «Горе от ума», за исключением горничной Лизаньки, все остальные действующие лица представители «высшего», аристократического общества, то в «Борисе Годунове» действуют князья и монахи, содержатели и посетители корчмы, и даже юродивые. И уж совсем новым и дерзким для того времени является факт, что одним из главных действующих лиц в драме выведен «народ на площади», который реагирует на то, что происходит в царских палатах. Недаром творение Пушкина было запрещено цензурой. А за то, что читал его в аристократических салонах, автор получил выговор от Бенкендорфа. Правда, в апреле 1830 года, узнав о женитьбе Пушкина, Николай I смилостивился и разрешил напечатать «Бориса Годунова» с цензурными сокращениями. Цензором был сам царь. Пьеса появилась в печати в конце декабря 1830 года и датирована 1831 годом.

Существенным отличием драмы «Борис Годунов» от того, чему следовала в те годы русская драматургия, было обращение к только набиравшему силу реализму. Чуткий ко всему новому, Пушкин почувствовал совершенно уникальное состояние русской культуры тех лет. К середине третьего десятилетия девятнадцатого века в России плотно сошлись три направления в искусстве и литературе – классицизм, романтизм с ответвлением сентиментализма и всё более заявляющий о себе реализм. В Европе они последовательно и постепенно, в течение нескольких столетий, сменяли друг друга. В России все три течения проявлялись не только в литературе, но и на театре. На петербургской сцене в драмах и трагедиях, начиная с 1820-х годов, властвовал величественный, статуарный, с громоподобным голосом Василий Каратыгин, самый яркий представитель театрального классицизма. В Москве Павел Мочалов – яркий представитель романтизма. А бывший крепостной актёр Михаил Щепкин в Малом театре требовал реалистического исполнения.

Автор романтических «южных поэм» в начале 1820-х годов, Пушкин 1825 года в драме «Борис Годунов» уже писатель-реалист. Это ещё более подробно проявится в его «Повестях Белкина» 1830 года. Так что народная драма «Борис Годунов» во всех отношениях была в русской культуре новым словом. Гения от таланта отличает также масштаб ориентиров. Интересно признание самого Пушкина на этот счёт по поводу «Бориса Годунова»: «…твердо уверенный, что устарелые формы нашего театра требуют преобразования, я расположил свою трагедию по системе отца нашего Шекспира».



Но лишь Божественный глагол
До сердца чуткого коснётся…
то происходит чудо! Со школьных лет знаем мы, в общих чертах, о явлении в биографии Пушкина очень плодотворной «Болдинской осени» 1830 года. Но близкое знакомство с фактами поражает! Судите сами. Поэт приезжает в Болдино (для оформления наследства) в начале сентября 1830 года, надеясь, как пишет он Н.Н. Гончаровой, управиться недели в две. И наряду со всякими официальными делами, происходит вот что. Итак, необыкновенная хронология фактов. 9-е сентября – закончен «Гробовщик». 14 – «Станционный смотритель». 20 – «Барышня-крестьянка» (9 час. вечера!). 25 – IX глава «Евгения Онегина». Октябрь. 5-10 – написан «Домик в Коломне». 12-14 – «Выстрел». 20 – «Метель». 23 – «Скупой рыцарь». 26 – «Моцарт и Сальери». Ноябрь. 1 – «История села Горюхина». 4 – «Каменный гость». Не датирована числом ноября лишь последняя из четырёх «маленьких трагедий» – «Пир во время чумы».

Так быстро пишется в одном единственном случае – когда долго, порой годами, обдумывается. Конечно же, все эти темы и образы складывались долго в сознании поэта, но суетная и тревожная жизнь конца 1820-х не позволяла их реализовать. Потребовался трёхмесячный холерный карантин центральных губерний России, чтобы Пушкин оказался «в заточении», в полном одиночестве – для реализации накопленного. Таким супертворческим периодом в его жизни оказалась и ссылка в Михайловское, где был создан «Борис Годунов» и ещё многое другое. Кстати, вышеперечисленного, созданного в «болдинскую осень» всего за три месяца, кому-то хватило бы, чтобы имя его осталось в русской литературе и в истории театра. В оставшиеся в жизни Пушкина шесть лет были созданы - «Русалка», «Полтава», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Медный всадник», семь сказок, и ещё многое другое.

Продолжение следует

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеПрокуратура и художественное училище объединили усилия в борьбе с коррупцией

Проблема нашла отражение в творчестве молодых живописцев, графиков, плакатистов, дизайнеров.

В РоссииУтечка врачей ускорилась?

Не проходит и дня, чтобы в СМИ не сообщалось о массовых увольнениях и протестах медиков.

В миреНазваны номинанты премии «Золотой глобус-2020»

В число претендентов на победу в главной категории попал и фильм «Джокер».

ОбществоИ в парк, и во двор, и на дачу – незаменимые скамейки

Они незаменимы в городской среде и весьма разнообразны по форме и материалу изготовления.

ТеатрНазваны лауреаты специальной «Золотой Маски» – за вклад в развитие театрального искусства

Среди них – актёры, режиссёры, певцы, танцовщики, критики, обладатели всевозможных наград и званий.

Кино и телевидениеБукмекеры считают, что Скорсезе, Тарантино и Баумбак поборются за главный Оскар

Профессиональный прогноз на победу в главных номинациях премии американской киноакадемии.

ПерсонаДепутат Госдумы от ЕР Светлана Журова заявила, что россияне умоляют поднять пенсионный возраст до семидесяти лет

Повышение пенсионного возраста – это не только неизбежность, но и благо для людей и страны.

ЛитератураВышел новый детектив Татьяны Устиновой «Серьга Артемиды»

Писательница вновь погружает своих героев в мир творческой элиты, где без тайн и интриг не обойтись.

МузыкаГеоргий Войлочников показал воронежцам честную игру

Дирижировать оркестром пришлось Игорю Вербицкому, заменившему польского коллегу, получившего серьёзную травму.

Изобразительное искусствоВыставку Константина Финакова «От и до», открывшуюся в художественном училище, назвали праздничной

В экспозиции – более 70 работ, преимущественно малых этюдов, созданных художником за последние тридцать лет.

Зал ожиданияПамяти Эдуарда Ефремова и Галины Коротких посвящает концерт Татьяна Шипулина

Концерт пройдёт в Воронежском Доме композиторов в воскресенье, 15 декабря, вход свободный.

ГлавноеВ Воронеже светские и духовные власти почтили память героев Отечества

В торжественно-траурной церемонии приняли участие губернатор Александр Гусев и митрополит Сергий.