Войти
Театр
13.09.2019 10:38
«Друзья, мы дороги друг другу» (К 25-летию основания фонда «Кольцовский театр»)

«Друзья, мы дороги друг другу» (К 25-летию основания фонда «Кольцовский театр»)

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Архив театра

Речь в материале Николая Тимофеева идёт о том, как выживал в лихие 1990-е годы коллектив нашего старейшего театра в здании на проспекте Революции, 55, когда на головы артистов рушились потолки.

1993 год. В рабочее время обрушился потолок в кабинете главного художника на четвёртом этаже правого крыла старого здания. В это время там находилась Елена Михайловна Воронина, художник по костюмам. Слава Богу, пронесло. Но пострадали макеты спектаклей и некоторые ценные вещи. Примерно тогда же дал течь потолок в кабинете завлита на третьем этаже в левом крыле. Несколько тысяч пьес и другие ценные материалы пришлось срочно переносить в подвал. Внутри здания появились зловещие трещины. В общем, ситуация складывалась критическая. Собственно, критической в то время она была во всех сферах большой страны.

Областное руководство на словах кормило обещаниями достроить новое здание на Театральной, 17, а также начать капитально ремонтировать старое, на проспекте Революции, 55. Руководство менялось. Проблемы не решались. Классическая отговорка – нет средств. Тем более – для театра. Мизерную зарплату сотрудникам театра платили нерегулярно. Перестали субсидировать постановочные расходы. В стране царил хаос.


Алексей Голод и Анатолий Иванов

В условиях беспредела каждый должен самоопределяться. Чтобы выжить. Это применимо и к отдельному человеку и отдельному коллективу. Коллективу театра надо было срочно принимать какие-то меры. Единственный в то время способ был – громко обратиться к обществу, послать сигнал SOS общественности. Надежду на позитивный отклик питал факт, что, несмотря на копеечное финансирование и аварийное существование, имидж театра к 1994 году под руководством Анатолия Иванова за семь лет его пребывания в Воронеже достиг российского масштаба. Коллектив, иногда несколько раз в год, показывал спектакли в Москве на лучших сценах столицы, на всероссийских фестивалях в той же Москве, Ростове-на-Дону, в Орле, на родине А.П. Чехова в Таганроге завоёвывал дипломы и почётные призы. Весьма существенно, что все эти поездки оплачивались за счёт средств организаторов фестивалей.

О спектаклях Кольцовского театра в центральной прессе писали ведущие критики той поры – Михаил Швыдкой, Наталья Старосельская, Татьяна Шах-Азизова, Марина Мурзина, Екатерина Дмитриевская, Лана Гарон и другие. Некоторые такие отзывы перепечатывали местные газеты. Постановки кольцовцев показывало центральное телевидение, транслировало радио России. Актёры и другие служители театра один за другим получали почётные звания. В результате и воронежское областное начальство поневоле должно было как-то обозначать своё участие в судьбе известного всей России театра.

Особенно это проявлялось во время предвыборных кампаний, которые в то время проводились почему-то слишком часто. По всему по этому в гости к художественному руководителю А.В. Иванову в театр нередко хаживали кандидаты в губернаторы и в мэры. В частных беседах обещали, в случае победы на выборах, обязательно тотчас же отремонтировать театр. Особенно, если их кандидатуру в прессе поддержат известные народные артисты…


При таком раскладе к середине 1994 года и возникла идея создания фонда «Кольцовский театр», идея воззвания к воронежскому обществу. 24 мая 1994 года в газете «Коммуна» появилось обращение под заголовком «Друзья, мы дороги друг другу». Привожу главные фрагменты этого исторического документа, который к тому же весьма характеризует Воронеж в кризисную эпоху середины 1990-х.

«Дорогие воронежцы и все любители сцены! Нашему академическому театру драмы имени А. Кольцова скоро двести лет. Коллективов с такой богатой историей в России очень мало. Почти два века он дарит вам доброе, светлое, радостное. Располагаясь в самом центре города, он всегда был украшением и гордостью Воронежа. Его поддерживали общество и состоятельные люди, понимавшие, что без духовного начала в человеке не будет великой России. Было понимание, что российский театр – бесценное достояние мировой культуры. А воронежский драматический в течение всего ХХ века был известен России как один из лучших театров страны. Наш зал, как и сто лет назад, почти всегда полон. Это значит, что наше искусство милосердно и необходимо людям.

Однако мало кто знает, в каких условиях мы работаем и создаём так нужное вам искусство. Техническое оснащение сцены давно устарело. Зарплата сотрудников значительно ниже средней по России. Здание не имело капитального ремонта с 1956 года.

Мы не можем равнодушно видеть, как погибает национальное искусство. Мы опасаемся, что после развала российского кинематографа и книгоиздательства наступит и наш черёд. Разрушить можно в считанные минуты, на восстановление потребуются десятилетия. Работники театра и представители общественности города, сознавая ответственность перед потомками, понимая, что в нынешних условиях государство не в состоянии в полной мере нам помогать, учредили общественный фонд спасения театрального искусства «Кольцовский театр».

Основные идеи и задачи нашего общественного объединения следующие:
-содействие сохранению и развитию национального театрального искусства в Воронеже;
- участие в подготовке празднования 200-летия Кольцовского театра;

- содействие появлению и сохранению в репертуаре лучших постановок русской и зарубежной классики в духе национальных традиций;

- оказание помощи в изыскании средств на реконструкцию здания театра на исторически сложившемся с 1820 года месте;

- оказание индивидуальной помощи творческим работникам пенсионного возраста, малообеспеченным молодым актёрам, а также работникам, внёсшим заметный вклад в создание лучших постановок.

Обращаемся к вам, дорогие воронежцы и жители области, с надеждой на понимание. Нам не простят потомки, если мы позволим погубить то, что создано трудом и заботами многих поколений воронежцев. Надеемся, наш театр всем вам дорог. Надеемся на вашу помощь и посильное участие в его судьбе.

Будем благодарны любой сумме, перечисленной на расчётный счёт фонда «КОЛЬЦОВСКИЙ ТЕАТР» №2700663 в АКБ «Пётр Первый».

Любые ваши предложения и пожелания с благодарностью примем по телефонам: 56-52-98 (председатель правления) или 56-52-37 (ответственный секретарь).

Презентация фонда «КОЛЬЦОВСКИЙ ТЕАТР» состоится 1 июня в 19.00. Приглашаем принять в ней участие.

Председатель правления Анатолий ИВАНОВ, заслуженный деятель искусств России. Члены правления: Римма МАНУКОВСКАЯ, народная артистка, лауреат Государственной премии России; Анатолий ГЛАДНЕВ, заслуженный артист России; Сергей КАРПОВ, заслуженный артист России; Юрий КОЧЕРГОВ, заслуженный артист, лауреат Государственной премии России; Николай ТИМОФЕЕВ, ответственный секретарь».

Хорошо помню: первым откликнулся на это обращение, пожалуй, самый титулованный житель области – известный конструктор космических двигателей, генеральный конструктор КБХА до 1993 года Александр Дмитриевич Конопатов, академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, почётный гражданин Воронежа. Он пришёл в театр, беседовал с Анатолием Васильевичем Ивановым, внёс какую-то сумму на расчётный счёт фонда. Далее собирали средства по принципу: с миру по нитке – голому рубашка. «Голым» в данной ситуации был, конечно, театр. Смешно было бы говорить в те годы о том, что на эти средства можно было бы отреставрировать здание, забота была об элементарном выживании. Ведь тогда государство не давало театру средств даже на постановки. Приходилось как-то использовать элементы старых декораций, перелицовывать костюмы…

Появились спонсоры, которые помогали не только денежными вкладами, но и материализованным участием – изготавливали бесплатно декорации для новых премьер, дарили какие-то костюмы, аппаратуру. Одним из способов сбора средств для фонда были внеплановые спектакли. Актёры играли в них бесплатно в свой выходной, во вторник. Естественно, ставили постановки с минимальным количеством участников. Особенно пользовались успехом у зрителей дуэтный спектакль «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова с Тамарой Семёновой и Юрием Лактионовым, моноспектакль «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева с Людмилой Кравцовой, дуэтный спектакль «Там же, тогда же» Б. Слейда с Татьяной Краснопольской и Юрием Кочерговым. По окончании спектаклей проводились творческие встречи зрителей с режиссёром и актёрами-исполнителями ролей.

Большую помощь театру в те роковые годы оказывало Воронежское отделение Сбербанка России. Председатель правления А.К. Соловьёв был большим поклонником творчества А.В. Иванова. Нередко с женой посещал премьеры. При финансовой помощи Сбербанка в течение нескольких лет в театре создавались прекрасные новогодние сказки для детей – «Волшебная лампа Аладдина», «Марья-голубка» и другие.

В 1994 году А.В. Иванов набрал актёрский курс в институте искусств для омоложения творческого состава. Со второго года обучения наиболее способные студенты уже участвовали в массовых сценах в репертуарных спектаклях театра, а на третьем году иные из них уже играли роли. Среди студентов были малообеспеченные. Фонд учредил для этой цели специальную стипендию.

Получили признание среди воронежцев и другие культурные акции, проводимые Фондом. В начале 1995 года Фонд объявил о создании ежегодного конкурса имени народного артиста СССР С.И. Папова на лучший спектакль сезона в Кольцовском театре. С.И. Папов работал здесь с 1940 по 1964 год. В марте 1995 -го, накануне Международного Дня театра, состоялось подведение итогов конкурса. Победителем стала постановка А.В. Иванова «Резвые крылья Амура…» по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы». Газета «Берег» 24 марта писала: «Актёрам, и всем, кто работал над спектаклем, были вручены денежные премии и подарки от Фонда «Кольцовский театр» и многочисленных спонсоров».

В апреле 1995-го, накануне 50-летия Великой Победы, Фонд провёл Декаду лучших спектаклей для ветеранов Великой Отечественной. Нашлись спонсоры, которые оплатили рекламу этого благотворительного мероприятия, а также затраты на его проведение. В эти дни театр посетили несколько тысяч ветеранов войны и труда.

Ещё одной акцией Фонда была организация «Театральной гостиной 131». В большом фойе театра на втором этаже артисты на общественных началах проводили вечера поэзии и музыки. Они собирали много молодёжи. Вход был бесплатный. Первая такая встреча состоялась в феврале 1995 года. Актёр Константин Афонин составил великолепную композицию по стихотворениям пятого российского Нобелевского лауреата по литературе Иосифа Бродского совместно с композитором Елизаветой Ткачёвой и виолончелистом Александром Покровским. А в октябре того же года состоялся вечер «Лишь слову жизнь дана» в честь 125-летия со дня рождения первого Нобелевского лауреата из России Ивана Алексеевича Бунина. Звучали стихи и проза. Исполнителями были артисты Евгений Малишевский, Елена Гладышева, молодая актриса Виктория Стеганцева исполняла под гитару романсы собственного сочинения на стихотворения И.А. Бунина. В том же октябре состоялось также музыкально-драматическое представление в честь 100-летия со дня рождения поэта Сергея Есенина. В таких вечерах принимала участие и пианистка Лариса Вахтель.

12 октября 1996-го на сцене старого здания состоялось открытие нового, 195-го сезона Кольцовского театра – премьерным спектаклем «Бесприданница» по знаменитой пьесе А.Н. Островского. На сцене был выстроен грандиозный пароход «Амур», на палубе которого разворачивалась человеческая трагедия. Трагедия не меньшего накала была в тот вечер в сердцах всех членов коллектива и присутствующих в зале воронежцев. Это был прощальный спектакль. Фактически открытие стало закрытием. Покидали намоленную сцену, зал с идеальной акустикой, театр, который был центром культурной жизни воронежцев в течение двух столетий. Будущее его было под большим вопросом в обстановке творящегося в стране хаоса…
Коллектив в спешном порядке переезжал в недостроенное здание на Театральной, 17. Там была готова только малая сцена с залом на 170 мест. Сцена подходила для выступления, скорее, эстрадных артистов и небольших ансамблей, чем для театральных постановок. По этой причине мы потеряли лучшие свои спектакли, которые возили в Москву, на фестивали в разные города: «Прости меня, мой ангел белоснежный…», «Самоубийца», «Коломба», «Любовь по переписке», «Всё в саду», «Бег» и другие. А те, которые решились перенести, могли поместиться лишь в очень усечённом виде, да и пространство для сценического общения стало весьма ограниченным. Право же, не всякое режиссёрское сердце перенесёт без ущерба для творческого и психического здоровья такие потери…

К этому времени стало понятно, что и большой зал, перспективы ввода которого были весьма туманны, по своей конструкции, по акустике мало подходит для театральных представлений, особенно для коллектива, который привык к залу с абсолютной акустикой. В этих обстоятельствах до предельной степени созрела необходимость призыва к общественности, к властям сделать всё возможное для возвращения в старое здание, то есть призыва к началу незамедлительной его реставрации.


Фойе театра

Почти сразу после открытия 195 сезона газета «Воронежский курьер» публикует большое интервью художественного руководителя театра А.В. Иванова под кричащим заголовком: «Мы хотим как можно скорее вернуться домой!». Автором интервью был Лев Кройчик, признанный учитель воронежских журналистов. Содержательны заголовки на кричащую тему в том октябре 1996 года и в других газетах. «Горький хлеб Мельпомены» – «Молодой коммунар». «Старые стены» – «Коммуна». «Драма театра драмы» – «Берег». «Надо выживать!..» – «Воронежские вести». А к середине ноября Фонд «Кольцовский театр» инициировал воззвание – обращение «Спасём Кольцовский театр!». Его напечатали все воронежские газеты. Под ним стояли подписи 13 известных воронежцев. Среди этих имён – академик РАН А.Д. Конопатов, писатель Ю.Д. Гончаров, ректор ВГУ В.В. Гусев, от медакадемии ректор А.С. Фаустов и профессор В.И. Булынин, от института искусств ректор В.В. Бугров и театровед профессор З.Я Анчиполовский, известный профессор ВГУ О.Г. Ласунский, художественный руководитель театра кукол В.А. Вольховский.

Все эти призывы в итоге были услышаны руководством области. 27 января 1997 года появляется Постановление администрации Воронежской области №78 «О реконструкции и реставрации здания драматического театра имени А.В. Кольцова» из шести пунктов. Один из пунктов обязывал «приостановить хозяйственную деятельность в старом здании, вывести в новое здание основной состав актёров и поэтапно цеха театров». Но главным всё-таки был такой: «Силами проектных организаций г. Воронежа разработать в полном объёме проектную документацию на реконструкцию, реставрацию и ремонт здания». Это был первый конкретный акт со стороны властей. Это была маленькая победа тех, кто целое десятилетие боролся за сохранение главного памятника истории и культуры в городе Воронеже.

Фонд «Кольцовский театр» был закрыт в 2000 году.


Театр в 2007 году

Все мы знаем, что и в начале нового века судьба старого здания не раз «висела на волоске», что потребовалось ещё одно десятилетие, чтобы мечта стала реальностью. Разумеется, Воронеж обязан сохранению театра на историческом месте губернатору А.В. Гордееву, который появился здесь в 2010-м и за два года построил, по сути, новый театр. Это наглядный пример роли личности в истории культуры.


Но вот о чём невольно подумалось при осмыслении фактов исторической давности, это о том, какую огромную, активную, неоценимую роль сыграла в своё время воронежская журналистика. И с ужасом о том, что если бы такая ситуация с театром случилась в последние годы второго десятилетия XXI века, в наше время, когда журналистика, газеты, радио практически оказались уничтоженными, мы потеряли бы один из старейших театров России навсегда…

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.