Театр
Говорят гости фестиваля "Театр детства и юности - XXI век"
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: Екатерина Данилова
- Правка
Надежда Александровна Таршис - театральный критик, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заместитель главного редактора "Санкт-Петербургского театрального журнала":
- В Воронеже я впервые, город мне понравился, но это далеко не первый в моей биографии фестиваль детских и молодежных театров. Проблемы везде одинаковые. Настоящего, хорошего детского спектакля очень трудно найти. Как член экспертного совета фестивалей «Арлекин» и «Радуга» я отсматриваю десятки спектаклей – и очень трудно встретить индивидуальные творческие решения. Хотя они бывают, и мы их отмечаем. Скажу также, что даже в плохих спектаклях бывает что-то живое. Это мое убеждение, которое основывается на опыте.
Слабое место фестиваля – и не только Воронежского – это спектакли для самых маленьких. Как правило, они делаются на основе каких-то прославленных историй, известных нескольким поколениям. Сказки Андерсена, к примеру. Кто, как не Андерсен должен противостоят негативным реалиям современной жизни? Тенденциям обезличивания, торжества бездушного гламура? И я с ужасом вижу, как театр (который наверняка не хочет этого делать намеренно) очень трудно от всего этого отрешается. Когда Дюймовочка в спектакле Липецкого академического театра драмы становится героиней комикса про Барби – это ужасно. Концепция спектакля входит в противоречие с сутью несчастной Дюймовочки. Хотя в спектакль вложены большие силы, есть удачные костюмы, но в целом – это эстрадного типа театр с подтанцовками. Он покидает собственное поле и уходит на поле эстрады. Получается продолжение бесконечного зрелища, которое дети видят по телевизору. Но театр должен быть театром! Нельзя же сказать, что история Дюймовочки – это история пути к удачному замужеству. Там же совсем о другом. Режиссер Сергей Бобровский известен как крепкий профессионал, у него есть хорошие драматические спектакли, но детский спектакль – это минное поле.
Эстрадизация, гламур – этого не должно быть в детском театре. Мы увидели в Воронеже три спектакля для самых маленьких зрителей – в каждом эта тенденция прослеживается. Отбор должен быть более строгим. Необходимо противостоять расхожим, дежурным, неиндивидуальным решениям.
Мне понравился «Вкус меда» Казанского театра юного зрителя. Пьеса эта давно известна, ей много лет. Но в данном случае мне показалось интересным наложение, совмещение двух слоев. Один – пьеса «молодых рассерженных», другой – нынешняя «новая новая драма». Когда на сцене появляется героиня, она несет в себе интонацию «новой новой драмы». Вместе это получается объемно и интересно.
Олег Соломонович Лоевский - театральный критик, художественный директор фестиваля "Реальный театр", член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», член президиума совета Российского АССИТЕЖ:
- Все фестивальное движение вышло «из шинели» ростовского театра юного зрителя, которым руководил Владимир Чигишев. Движение разделилось, размножилось, возник суперфестиваль «Золотая маска», основанной Эдуардом Бояковым (человеком из Воронежа). К 2008 году определилась, устоялась стройная система фестивалей. Часть из них – профессиональные. К ним я отношу «Золотую маску», «Балтийский дом» и «Реальный театр». Общение, обучение, знакомство с коллегами, зарождение новых идей – отличительные черты этой категории фестивалей.
Другие фестивали - презентативные - стремятся собрать картину театральной жизни, не связанную с временным фактором. Неважно, когда создан спектакль, главное, чтобы он был интересным, качественным. Профессиональные (обращенные к профессионалам) фестивали тоже ищут качественные спектакли, но они ограничивают себя сезоном или двумя. Их интересует, прежде всего, театральный процесс. А вот фестиваль подобный воронежскому – это попытка устроить театральный праздник, сделать некий срез театрального искусства. Надо отдать должное этому фестивалю – он выстоял, выжил в то время, когда кризис положил конец целому ряду театральных форумов. Александр Латушко и Юрий Грецов удержали Воронежский фестиваль на плаву – и это замечательно. Ведь стоит один раз сделать пропуск – восстановить все потом практически невозможно.
У фестивалей есть положительная сторона – в концентрированном виде видишь, как все вокруг отвратительно. Или как все вокруг разнообразно. Это, на мой взгляд, плюс. Сразу видишь, в каком театральном мире ты живешь. А минус… Уже несколько лет живет такое понятие, как «фестивальный спектакль». Считается, зрителю можно показывать все, что угодно, а детям и вовсе ерунду. Некоторые режиссеры в ответ на справедливую критику отвечают так: «А детям нравится!» Но это же не критерий! Наркотики тоже могут нравиться.
И все же, когда исчезли гастроли, фестивали стали отдушиной для актерского самосознания – очень важной отдушиной. Когда люди варятся, а могут послушать мнение со стороны, а не варятся в собственном соку.
Как судить об успешности фестиваля? Хорошие спектакли – хороший фестиваль. Плохие спектакли – плохой фестиваль. Все дело в начинке. В Воронеже мы увидели спектакли весьма интересные, менее интересные и, увы, совсем не интересные. Хорош спектакль Санкт-Петербургского театра юных зрителей имени Брянцева «Отцы и дети» (режиссер Георгий Цхвирава), спектакль Казанского ТЮЗа «Вкус мёда» (режиссер Владимир Чигишев). Кроме того, я сделал для себя некоторые актерские открытия. В частности, в спектакле Воронежского ТЮЗа «Ромео и Джульетта». Это Екатерина Грецова в роли Джульетты.
В то же время формировать фестивальный бюджет без специальной статьи расходов на доставку в Воронеж лучших спектаклей театров, которые не могут себе позволить потратиться на дорогу, – не совсем правильно. Авторский театр Николая Коляды или «Арт и Шок» из Алма-Аты могли бы стать украшением фестиваля, но, увы, у них нет денег на дорогу.
Мне нравится Воронеж. Он красивый, соразмерный человеку, здесь замечательные памятники, например, Бим, здесь прекрасный театр Михаила Бычкова, где играет мой любимый артист Анатолий Гафарович Абдулаев, и еще много всякого хорошего. Но если говорить о самом фестивале, особой изюминки у него нет. И в этом нет ничего страшного. Все остальное есть – спектакли, обсуждение, общение – то, что необходимо для процесса совершенствования. Если театр не будет заниматься самосовершенствованием, он остановится. И перестанет представлять интерес.
Виктор Иосифович Ольшанский - драматург, сценарист:
- Не хотелось бы жаловаться, но проблема пьес для детского и молодежного театра существует. Некоторые драматурги, которые активно работали на этой ниве, писать перестали.
Спросил как-то недавно у своих коллег из Москвы – есть новые детские пьесы? Есть, отвечают, только мата много. А потом уже и таких пьес не стало.
Сейчас мы занимаемся тем, что собираем то достойное, что было написано раньше. Выпустили пьесы Улицкой, Жуховицкого, Жеребцова. Но новых имен я не вижу. Возможно, они есть, но я их не знаю.
Когда пытаешься отразить сиюминутное, неизбежно опаздываешь. И я стал писать пьесы, не привязанные к сегодняшнему дню, - истории, не подверженные стремительному старению. Поэтому до сих пор по стране идут мои пьесы, которые написаны лет двадцать назад. Чаще всего ставят «Зимы не будет».
Несмотря на то, что у меня много времени уходит на работу для телевидения, я писать пьесы не бросаю. Недавно закончил две пьесы, надеюсь на их счастливую сценическую судьбу. О чем они? О жизни, о смерти, о любви, предательстве. О старом и вечном. Упрощать, спрямлять, стараться подстроиться под современные вкусы молодежи – бессмысленно и не нужно. Лучше уж сразу разойтись и перестать заниматься тем, чем до сих пор занимаемся.
Если говорить о моих впечатлениях о нынешнем фестивале, то могу сказать, что я очень люблю театр из Орла «Свободное пространство».
Объявление
В сети интернет одним из популярных моментов является общение. Здесь можно создавать различного рода форумы, задавать вопросы и получать ответы. Вашему вниманию, вот например, представлена социальная сеть для общения о музыке. Более детально ознакомиться с информацией об участниках и темах общения можно на сайте musicofrussia.ru.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» вновь вырвал победу на последней минуте
Волевые качества воронежских хоккеистов достойны похвалы.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — «Ювентус» ведёт переговоры с «Байером» по поводу покупки Патрика Шика
Итальянский клуб намерен взять чешского игрока в аренду зимой с возможностью дальнейшего полноценного выкупа.
Общество — В Воронежской области дорогу «отремонтировали» строительным мусором
Видимо, хотели, как лучше, а получилось то, что получилось.
Театр — Воронежский театр драмы назвал дату премьеры «Трёх сестёр»
Над постановкой работает сплочённая творческая бригада во главе с Владимиром Петровым.
Кино и телевидение — В финале «Битвы роботов» дополнительно покажут «Битву дронов»
Команды ведут последние приготовления к яростным поединкам.
Персона — Ушёл из жизни учёный-юрист и адвокат Александр Заварзин
Вся трудовая жизнь Александра Владимировича была связана с кафедрой уголовного права юридического факультета ВГУ.
Литература — Вышел роман «Книжный клуб «Детективы по вторникам» Пьерджорджо Пулижи
Автор написал уже несколько десятков романов и стал весьма популярным в Италии.
Музыка — Новый конфуз в Воронежском концертном зале – забекарили симфонический оркестр
Ни дня без срыва – похоже, таким скоро будет девиз ВКЗ.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 ноября 2024 в мировых СМИ
Мы собрали для вас образцы подлинной красоты и мастерства фотохудожников.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.
Главное — На главной улице Воронежа установили Михайловские часы
Через несколько дней планируют провести завершающие работы: монтаж декоративных элементов, шпиля, настройку часового механизма.