Войти
Театр
05.04.2018 22:30
Куда летит «Кукушечка»?

Куда летит «Кукушечка»?

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов

Может ли пьеса, написанная сто лет назад, звучать столь актуально, как будто вышла из-под пера нашего современника? Может! – доказывает спектакль Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова «Куда летишь, кукушечка…», поставленный Александром Сидоренко по пьесе Максима Горького «Старик».


Спектакль выглядит современно, и для этого не пришлось насиловать текст, ткань и образный строй пьесы классика. Зритель с первых секунд включается в происходящее, начинает сопереживать, примерять обстоятельства на себя, предполагать дальнейшее развитие ситуации. И дело не только во «вневременной» сценографии Алексея Мочалова. Динамичное мизансценирование, сосредоточение постановщика на главном, глубинном, верно расставленные смысловые и эмоциональные акценты (и конечно, сюжетная интрига) исключают театральную скуку. А она, чего греха таить, всё более частый гость в наших храмах Мельпомены.

На фоне только что возведённой кирпичной стены разворачивается настоящий триллер. Состоятельный, предприимчивый застройщик (сейчас сказали бы – девелопер) Иван Мастаков празднует окончание возведения училища, «в котором будут учиться наши дети и внуки». Звучит живая музыка в исполнении фольклорного ансамбля «Паветье», которому, признаюсь, давно симпатизирую. Удивительно удачный режиссёрский ход, подкреплённый чувством меры. Артисты ансамбля не солируют, не суетятся на авансцене, а создают музыкально-эмоциональный фон спектакля – так умело и тонко, что хочется снять шляпу.

Александр Сидоренко вообще с музыкой угадывает. И на этот раз контрапунктом к народным песням в исполнении ансамбля «Паветье» из граммофона звучит романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Просто мурашки по коже – как это точно и глубоко.

Тон задан, актёрам остаётся соответствовать. Они и соответствуют - причём все, независимо от количества реплик и времени нахождения на сцене. Это как раз тот случай, когда можно смело говорить об ансамбле. Актёры чутко слушают друг друга, точно взаимодействуют. Но сказать, что это старый добрый русский психологический театр – значит, обеднить и замысел, и его реализацию. Не просто убедительно воплощают образы, но в той и или иной мере отыгрывают и второй-третий план Евгений Баханов (Яков), Денис Кулиничев (Харитонов), Мария Щербакова (Татьяна) и, конечно же, Евгений Чистяков (Павел) – вот когда трудный опыт работы над ролью Галмета пригодился!


И прямо-таки мастер-класс дают актёры старшего поколения – Ирина Кулешова (Захаровна), Вячеслав Бухтояров (Каменщик), Валерий Блинов (Степаныч).


Об исполнителях главных ролей – разговор особый. Роман Слатвинский делает Ивана Мастакова совестливым богачом, не успевшим забронзоветь, зачерстветь и увериться в собственной исключительности. Не случайно приглядывается к нему полковница Софья Марковна (Магдалена Магдалинина). Актёры убедительно и тонко (на полутонах и нюансах) играют зарождающуюся любовь. Счастье так близко, так возможно… Но даже, казалось бы, успешная (как сказали бы сегодня) жизнь не подготовила их к встрече с тем злом, которое воплощает Старик.


Уже первый выход Валерия Потанина на сцену производит впечатление появления чего-то инфернального. Как будто пахнуло серой, повеяло жутким холодом, встрепенулось пламя лампадок под образами. Эти ноты в трактовке образа Старика нарастают к финалу, когда зрители в ужасе замирают в своих креслах и не сразу понимают, что спектакль закончился и можно бурно, освобождаясь от морока и испуга, аплодировать. Ничего лишнего в актёрской палитре народного артиста – только необходимые краски, но каков потрет!


Через образ Старика драматург воплощает философскую проблематику пьесы. Можно ли оправдать человека, который мстит за свои страдания людям более успешным и счастливым? Можно ли поверить в то, что странный гость выполняет миссию, возложенную на него Богом – карает грешника, спасая тем самым его душу, нуждающуюся в покаянии? Старик просто упивается своей значимостью, своей властью над большим человеком, его жизнью и…


И, конечно, Анна Кикас. У её Марины – хриплый, абсолютно неженственный голос и, кажется, выжженная дотла душа. Но страсти там, в глубине, бушуют нешуточные. Пройдёт ещё два-три года, и эта Девица станет комиссаром, убьёт кучу народу и сама сгинет в пламени революции.

Вертится круг, поворачивается разными сторонами сценическая конструкция, меняя место действия и тональность. В камерном доселе сценическом пространстве появляются глубина и объём. Но разлитая в воздухе беда никуда не исчезает. Она выплёскивается на экран, по которому проходят вереницей исчезнувшие во тьме истории русские люди. Теснота острогов и убожество казённых больниц, беспросветная нужда и вечное хождение по кругу.

В финале персонажи пьесы вливаются в этот бесконечный серый людской поток, протянувшийся сквозь время и пространство. Нет у него начала, нет и конца. Только место действия одно – Россия.





Объявление

Для того, чтобы изолировать провода, раньше использовали изоленту. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня достаточно установить термоусадочную трубку с клеем. Приобрести её можно на сайте https://termousadka.com.ua/p...trubka-c-kleem.html. Хорошее качество, приемлемая цена.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеДежавю: воронежцам предлагают высказать мнение о будущем Бринкманского сада

Шесть лет минуло с тех пор, как были обнародованы грандиозные планы реконструкции этого сквера, а всё приходится начинать с нуля.

В РоссииСкандал с переносом премьеры последних «Мстителей» не утих, сети кинотеатров просят Минкульт вернуть релиз на 25 апреля

Россиян лишили возможности смотреть картину в день мировой премьеры ради сомнительного «Миллиарда».

В миреПопулярность «Игры престолов» сильно преувеличивается

Возможно, это делается с целью ещё глубже погрузить человечество в сон и отвлечь его от решения жизненно важных проблем.

ОбществоИнтернет-газета «Правда УРФО» в Челябинске

Журналистика в провинции старается не отставать от времени ни по дизайну, ни по контенту.

ТеатрПремьера спектакля «Человек с детским акцентом» в Кольцовском театре 17 мая не состоится

Первый показ спектакля по произведениям Григория Остера отложили на неопределённое время.

Кино и телевидениеРейтинг критиков Каннского кинофестиваля-2019 – первые лидеры и первые аутсайдеры

Фавориты форума – «Мёртвые не умирают» Джима Джармуша и «Рокетмэн» Декстера Флэтчера наткнулись на кислую реакцию профи.

ПерсонаАндрей Норкин рассказал, почему исчез из студии и сможет ли вернуться в эфир

Сегодня телеведущий НТВ всё ещё под действием успокоительных, но в студию программы «Место встречи» всё-таки вернётся.

Литература«Арарат» Кристофера Голдена – книга для любителей мистики и фантастики

Книга выходит в русском переводе в начале мая, через два года после публикации романа в оригинале.

МузыкаВоронежский академический симфонический оркестр собрал в Лисках 400 человек

Концерт оркестра под управлением Игоря Вербицкого состоялся в Городском дворце культуры.

Изобразительное искусствоВыставком отобрал работы для отчётной выставки Союза художников

Заседание состоялось там же, где через два дня откроется выставка работ, созданных за последние пять лет.

Зал ожиданияВоронежское хореографическое училище приглашает на традиционные отчётные концерты

В программу войдут номера из образцов классического наследия, разнообразие народных танцев и современные постановки.

ГлавноеОбласть танца

В Воронежской области сложилась одна из самых успешных в стране систем хореографического воспитания.