Войти
Театр
21.06.2017 21:24
«Родина электричества»? Нет, «Лампочка Ильича»

«Родина электричества»? Нет, «Лампочка Ильича»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Денис Данилов, Александр Самородов

«Мировая премьера», о которой мир вряд ли подозревал, состоялась в Воронеже 2 июня, в день открытия VII Платоновского фестиваля искусств. Второе исполнение произведения Глеба Седельникова по рассказам Андрея Платонова состоялось там же, в Театре оперы и балета, 16 июня. Будет ли третье?

Написанная в 1981 году опера «Лампочка Ильича» хоть и была впоследствии переименована в «Родину электричества», сохранила все родовые пятна поздней брежневской эпохи – идеологическую выверенность и ложную пафосность. Надо посмотреть, есть ли на титульном листе партитуры виза товарища Суслова, одобрившего сие произведение к постановке. Будет удивительно, если её там нет.

«Лампочка Ильича», однако, до сей поры поставлена так и не была. Полагаю, причин тому несколько: сложность музыкального языка, несовершенство либретто, отсутствие ряда типических признаков оперы как жанра, угроза голосовому аппарату солистов и так далее. Две попытки оживить на сцене произведение Седельникова – в Москве и Екатеринбурге закончились ничем, заглохнув на дальних подступах к подмосткам. Надо полагать, не только из-за того, что материал нечеловечески сложен. Потому ещё, что неблагодарен, финансовые и творческие затраты неадекватны полученному результату. Продать билеты даже на премьерные спектакли – титаническая задача, трудно решаемая без райкома партии.

В Воронеже стараниями маэстро Юрия Анисичкина, режиссёра-постановщика Михаила Бычкова, сценографа Николая Симонова, других участников творческого проекта вывести Фрола Дерьменко и его соратников на сцену удалось. И что же в итоге? Фурор? Провал? Или что-то среднее?

Давайте по пунктам. Самый удачный компонент премьерного спектакля – сценография, самый неудачный – либретто. Музыка и режиссура посередине.

Язык композитора сложен, непривычен даже для тех, кто принимает музыку Бриттена, Шнитке, Лигети, не говоря уже о Шостаковиче и Щедрине. К слову, отголоски музыки композиторов XX века слышны в произведении Седельникова. Отсутствие распевности, мелодики – не приговор, а особенность современного музыкального языка. Терпкие седельниковские гармонии, диссонансы, изощрённые модуляции привели в восторг музыковедов с профильным высшим образованием. Я, увы, к их кругу не принадлежу.

Нельзя не отдать должное музыкальному руководителю постановки Юрию Анисичкину. Он не просто предложил уверенное прочтение партитуры, но и добился её убедительного воплощения от оркестра, хора и солистов. Умом понимаю, но вряд ли до конца представляю себе, каких усилий и труда это стоило. Но все зазвучали, слились в ансамбле и благополучно допели-доиграли до конца. Я, правда, сильно переживала за солистов, для которых подобная тесситура элементарно опасна. И думала: как всё-таки хорошо, что «Родина электричества» пока исполняться не будет. Пусть наши певцы поберегут голоса для более привычного и щадящего основного репертуара.

Настоящий подвиг совершил хор, поднявшийся чуть ли не до высот античного театра. В предлагаемых непростых (а порой экстремальных) сценических обстоятельствах артисты хора не только пропевают свои партии, но и проживают судьбы своих героев.


Сценография Николая Симонова и видеопроекции Алексея Бычкова, уходящие корнями в эпоху русского авангарда начала прошлого века, смотрятся весьма стильно. Разновысотный пандус, который поворачивается к зрителю то одной, то другой стороной, придаёт действу объёма, «этажности», некоего подобия монументальности. Плюс ещё масса символов, ярких придумок, отчего спектакль выглядит нарядно и многозначительно. Правда, порой закрадывается мысль, что перед тобой большой макет декорации, не до конца обжитый и освоенный исполнителями.


Теперь о тех компонентах спектакля, которые не позволяют ему претендовать на статус события сезона в общероссийском масштабе. В первую очередь, это сюжетная канва, которая представляет из себя маскирующуюся под Платонова мешанину. Такое впечатление, что рассказы гениального писателя «Родина электричества», «О потухшей лампочке Ильича», «Афродита», «Сампо» загрузили в блендер, хорошенько перемешали и вывалили на бумагу. Плюс добавили кое-что от себя, расставили акценты в духе установок идеологического отдела ЦК КПСС. «Подправили» Платонова. И в произведении Седельникова, и в постановке воронежцев всё это подано без всякой иронии, подтекста, осмысления с точки зрения современности. Элементарно в лоб. Не очень уважительно по отношению к Платонову и его жизненной трагедии, не правда ли?

И это, увы, ещё не всё. В спектакле «Родина электричества» налицо отсутствие музыкальной драмы с её проработанными ходами, изощрённым психологизмом и синтетичностью. Теоретики-классики говорят нам, что оперой может быть признано только то произведение, в котором полноценная драматургия находит целостно-музыкальное воплощение. Вот уж, чего нет, того нет. Как нет арий, дуэтов, любовной линии и пр.

Отсюда и недостатки режиссуры, которая в принципе не может преодолеть ущербности исходного материала. Основная позиция участников представления – фронтальная. Солисты большую часть времени пребывают на сцене с остановившимися взглядами, прикованными к дирижёрской палочке. Словно стремясь компенсировать эту статуарность, режиссёр заставляет участников спектакля сильно суетиться в моменты музыкальных дивертисментов, когда певцам не нужно вовремя вступать со своими речитативами. Мизансценирование скудное и не очень уверенное.

Я бы определила жанр спектакля так: не опера, а оратория в костюмах и декорациях.

Стала ли «Родина электричества» неординарным событием? Возможно, в культурной жизни Воронежа – да. Эта большая работа максимально мобилизовала и постановочные возможности Театра оперы и балета, и скудные финансовые потенции нашей областной культуры. Лампочка Ильича засияла.

Но даже не буду напоминать, чем там на самом деле у Платонова всё закончилось.




Объявление

Невеста на свадьбе – это главное украшение. Платье, фата, макияж и прочие аксессуары – основные моменты, к которым тщательно походит каждая девушка. На сайте http://buketonline-msk.ru/povod/svadebnyebukety/ вашему вниманию представлен огромный каталог свадебных букетов. Заходите и выбирайте.

Ранее в рубриках
В ВоронежеКазанский «Барс» оставил «Буран» без очков

Игра с первых секунд началась активная. Атаки развивались в обе стороны.

В РоссииВ цирке только девушки!

Парад женских цирковых профессий возглавят более 120 уникальных артисток мира.

В миреУгрожающий Флориде ураган «Милтон» может усилиться до гипотетической шестой категории

В любом случае, от «Милтона» ожидают беспрецедентных масштабов разрушений.

ОбществоВ Воронеже стартовал цикл полезно-оздоровительных занятий «Источник жизни»

Основная цель – привлечение внимания к важности активного образа жизни и поддержания здоровья.

ТеатрВ честь юбилея Андрея Платонова Воронежский оперный театр покажет спорный спектакль в постановке Михаила Бычкова

9 и 10 ноября на сцене Воронежского театра оперы и балета состоятся три показа спектакля «Родина электричества».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 3-6 октября: сенсационная победа «Графа Монте-Кристо»

Эксперты ставили на новый фильм «Василиса и хранители времени», но на финише картина Павла Лунгина проиграла.

ПерсонаДжошуа Зиркзее уже этой зимой вернётся в Италию?

Последние решения руководства «Манчестер Юнайтед» продолжает вызывать множество вопросов не только у фанатов клуба, но и простых футбольных обывателей.

ЛитератураДевятый номер журнала «Подъём» посвящён истории и культуре Аннинского района

После ознакомления с номером возникает стойкое ощущение огромного духовного богатства нашей земли.

МузыкаОткрытие сезона в Воронежском Доме композиторов вызвало ажиотаж

В этот вечер звучали сочинения воронежских композиторов на стихи поэта.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 28 сентября – 5 октября в мировых СМИ

Хорошая неделя. Множество неплохих снимков, правда, шедевров маловато.

Главное«Золотой витязь» подвёл итоги, оказавшиеся лестными для воронежцев

Среди лауреатов – воронежские прозаики, поэты, критики, авторы журнала «Подъём».