Войти
Театр
29.05.2016 19:49
Фестиваль «Радуга» продемонстрировал многоцветье современного театра

Светлана Лаврецова и Адольф Шапиро

Фестиваль «Радуга» продемонстрировал многоцветье современного театра

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

С 18 по 24 мая 2016 года в Санкт-Петербурге, на базе Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева проходил XVII Международный театральный фестиваль «Радуга» – один из самых престижных театральных форумов. В прошлом году заслуги фестиваля были отмечены Премией правительства Российской Федерации в области культуры. Яркой, насыщенной и показательной была фестивальная программа и этого года.

Организаторы постарались собрать в одну программу спектакли, отражающие основные тенденции современного театра, причём, не только российского. Свои работы представили коллективы из Франции, Дании, Болгарии, Грузии, Латвии, Ирана, Казахстана, Польши. Большой интерес вызвали спектакли «модных» российских режиссёров.


Спектаклем открытия – «Бунтарями» МХТ им. А.П. Чехова – фестиваль взял высокую и громкую ноту. Эта работа театра и молодого режиссёра Александра Молочникова – развёрнутое художественное высказывание о природе русского бунтарства, неистребимый вирус которого из века в век поражает представителей новых поколений. Создатели спектакля без особого пиетета, как, впрочем, и без особого цинизма представили на сцене культовые фигуры российской истории – и Солнце русской поэзии, и народовольцев, и декабристов. А также вывели на подмостки знаковых персонажей отечественной рок-сцены – Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова, Жанну Агузарову и других. Спектакль, «замешанный» на рок-музыке и панк-культуре, пронизанный музыкой, на которой выросло несколько поколений, оказался драйвовым, близким и понятным современной молодёжи. Если бы ещё режиссёрское высказывание было более внятным. И не всегда столь громогласным. Как бы то ни было, «Бунтари» обратили на себя внимание и стали одной из вершин фестиваля.


Отличительная черта нынешней «Радуги» – обилие моноспектаклей. Все они были разными, даже разножанровыми. Литературный театр был представлен спектаклем Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» «Были слезы больше глаз» – по произведениям Марины Цветаевой – стихотворениям и «Повести о Сонечке». Моноспектакль актрисы Валерии Жилиной в постановке Александра Михайлова – признание в любви к поэту, её героям, восхищение их мужеством, честностью, одарённостью. Спектакль порадовал органичным соединением литературы и театра, адекватностью сценических выразительных средств первооснове. Режиссёр и актриса трепетно отнеслись к творчеству Цветаевой, успеху спектакля способствовала и личность актрисы. В небольшом пространстве малой сцены среди простейшей выгородки она создала целый мир и прожила несколько жизней, меняясь на глазах. Вот перед нами сама Марина Ивановна, а вот её подруга Сонечка. А это – кто-то из их современников. Перевоплощение мгновенно, бесшовно и восхитительно. Не случайно этот спектакль охотно приглашают многие международные фестивали, потому что мастерство актёра и тонкая, точная работа режиссёра востребованы везде и всегда.


В помещении «Молодёжного театра на Фонтанке» была показан самый, пожалуй, необычный и запоминающийся спектакль фестивальной программы – «Макбет» в постановке коллектива «Макс Театр Групп» из Тегерана (режиссёр Реза Сервати). Шекспировская трагедия в иранском театре – зрелище необычное, но завораживающее, привлекающее какой-то первозданной энергетической мощью. Жутковатый, и притягательный, натуралистичный и высокохудожественный, прекрасный и безобразный спектакль оказывает гипнотическое действие. От него невозможно оторваться. Неожиданные и в то же время узнаваемые герои Шекспира предстали перед публикой без многовековых напластований и клише. Видимо, этот эффект создало сочетание современного европейского театра с национальной традицией. И, как признался Реза Сервати, его настольными книгами являются труды Константина Станиславского. В общем, удивительный сплав, заставивший фестивальную публику о себе много говорить. У гостей из Ирана получился спектакль, обнажающий жизнь духа, чем он и запомнился.


Спектакль «Идиот. Возращение» питерский театр «Мастерская» показывал на своей площадке. Художественный руководитель постановки Григорий Козлов остановил свой выбор на первой части великого романа Фёдора Достоевского. Фактически это четырёхчасовой сценический вариант одного дня из жизни князя Мышкина, только что прибывшего в Россию из Швейцарии после лечения. Спектакль отличается нетипичной для нашего времени дотошностью, неторопливостью, тщательностью психологической проработки образов. Ярких актёрских работ в «Идиоте» много, но особенно запоминаются в этой театральной версии романа Лев Николаевич Мышкин и Парфён Рогожин. Постановщик не идеализирует князя, но при этом персонаж полон физически ощущаемого внутреннего света, озаряющего всех, с кем Мышкин контактирует. Рогожин же брутален, безбрежен и многомерен, как русская душа. Вместе они составляют два полюса одной Вселенной, центром которой является Настасья Филипповна.


Театр Наций представил на «Радуге» «Электру» в постановке Тимофея Кулябина. У меня этот спектакль вызвал много вопросов при том, что он графически точно выстроен, прочитывается и остаётся в памяти. Возможно, вспомнив о блистательном кулябинском «Онегине», я ожидала от талантливого молодого режиссёра большего. Но на этот раз спектакль Кулябина не стал для меня откровением, вызвав чисто профессиональный интерес.

Постановщик перенёс действие трагедии Еврипида из глубокой античности в интерьеры современного аэропорта. И это объяснимо. Это территория между небом и землёй, между раем и адом, между прошлым и будущим. Электра живёт в служебном помещении аэровокзала, её муж работает здесь простым уборщиком. Высокая трагедия представлена в современных интерьерах и решительно лишена котурн.

Чего только нет в этом спектакле – и Бозон Хиггса, и теория струн, и модель расширяющейся Вселенной... Но здесь нет места Богу. Он не просто оставил этих людей на произвол судьбы, Его не было с самого начала. А если Его нет, то позволено всё – убийство, издевательство над трупом, чудовищное глумление над матерью… Поистине омерзителен мир, в котором нет ни Господа, ни человечности.


Спектакль театра юных зрителей имени А.А. Брянцева «Носороги» по пьесе Эжена Ионеску (свежая премьера) порадовал прежде всего своим изобразительным рядом, замечательным сценографическим решением. При этом режиссёрам-постановщикам Николаю Рощину и Андрею Калинину, которые являются одновременно и сценографами, запала на всё не хватило. Создав удивительный визуальный образ спектакля, поместив зрителя в самый центр действа, они явно не «растворились в актёрах». Злободневные детали, вплетённые в ткань действа, также не помогли ощутить «эффект присутствия» и почувствовать себя соучастником. Однако я отмечаю для себя этот спектакль как пример свежего и стильного визуального решения.


И, наконец, вполне современный, европейский и при этом милый спектакль Международной театральной группы MishMash из Копенгагена «Ромео и Джульетта». Можно сказать, что этот Шекспир – на другом полюсе от иранского. Разнообразие творческих приемов (от пантомимы до акробатики, от трагического хора до клоунады) не создаёт впечатление сценической эклектики. Несмотря на очевидность трагического финала, это лёгкое, изобретательное действо, которое играет со смыслами, перемешивает эпохи, оставляя на поверхности главное – то, что делает человека Человеком.
Труппа молода – она родилась в 2012 году в Дании, объединив актеров из Турции, Швеции, Финляндия и других стран. Все они – единомышленники, исповедующие современный синтетический театр: маски, клоунада, нарратив, пантомима и т.д. В общем, это сплав собственно театра, циркового искусства, музыки, магии и т.п.

Основной художественный метод MishMash – выявление театральных возможностей через физический аспект действия. Образы появляются не за счет использования декораций и реквизита, а как результат движения и импровизации. И это один из путей развития современного театра. Наверное, поэтому, небольшая труппа из Копенгагена так востребована во всём мире.
Для нас, россиян, это всё-таки экзотика. Наш театр, как ещё раз показал фестиваль «Радуга», больше тяготеет к психологизму, к Школе, творчески развивая именно это направление. Всегда ли получается убедительно? Наверное, нет. Но поиск и движение вперёд не остановить.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЖара по воскресеньям – погода в Воронеже и области до конца первой декады августа

Август в регионе прохладным не будет. Согласно предварительному прогнозу, он окажется даже теплее нормы.

В РоссииВ России утвердили правила вручения медали за заслуги в области театрального искусства

Награда была учреждена в апреле 2024 года Указом Президента РФ Владимира Путина.

В миреЦеремония открытия Парижской Олимпиады – китч, кринж и французский стыд

Шоу содержало кучу причуд, но в нём не было глубокого единства или связности, зато хватало пошлости и безвкусицы.

ОбществоВодоём в Воронежской области окрасился в кроваво-красный цвет

Местные жители предположили, что причиной явления стал слив химикалий или нечистот.

ТеатрВоронежский театр оперы и балета объявил дату открытия сезона 2024/2025

Открытие 64-го сезона в Воронежском театре оперы и балета состоится 6 сентября – раньше всех.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 25 июля: лидирует Николас Кейдж

За первый день «Собиратель душ» освоил в России 18,5 миллиона рублей, собирая в залах в среднем по 16 зрителей.

ПерсонаМитрополит Иларион отправлен в отставку

Таково решение Священного Синода Русской Православной Церкви.

ЛитератураВышел июльский (2024) номер журнала «Подъём»

Читателям предлагается обширная, насыщенная подборка прозы, поэзии, критики, публицистики.

МузыкаВ Воронеже выступит пианист из мирового рейтинга

В программе – Морис Равель: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль мажор.

Изобразительное искусствоВ Воронеж привозят выставку «Донбасс. Индустриальный портрет»

Будет представлено более сорока работ, выполненных в жанре соцреализма.

Зал ожиданияВоронежцам предлагают попробовать нарисовать фрески каменного века

Познавательная лекция в «Костёнках» впервые будет дополнена интересной практической частью.

ГлавноеВоронежцам и гостям города рассказали, что посетить в предстоящие выходные 27-28 июля

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 27-28 июля 2024 года.