Войти
Театр
22.04.2016 14:20
Две «Касатки» – две удачи: театры Белгорода и Липецка показали в Воронеже, что они в отличной форме

Две «Касатки» – две удачи: театры Белгорода и Липецка показали в Воронеже, что они в отличной форме

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службами театров

В Воронеже завершились обменные гастроли Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина и Липецкого драматического театра на Соколе. Гастроли были короткими, но яркими. Воронеж принимал гостей полными залами, продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».

Свой главный козырь белгородцы выложили в начале гастролей на сцене академического театра драмы имени А. Кольцова и приберегли на конец. Спектакль Валерия Беляковича «Куклы» – современный, энергетически мощный, захватывающий. Этот пример синтетического театра показателен и для оценки труппы в целом. Можно констатировать: она в хорошем состоянии. Артисты способны решать самые сложные задачи, которые ставят перед ними столичные режиссёры.

О «Куклах» можно писать много, что, кстати, делалось и делается коллегами. Но мне хочется, раз уже представился такой случай, поделиться мыслями о двух «Касатках». Эту пьесу Алексея Толстого в последнее время ставят довольно часто и охотно. Видимо, эта незатейливая история начала прошлого века даёт возможность современным творцам повести разговор о человечности, чуткости, любви.

Так вышло, что почти одновременно в Воронеже сыграли свои спектакли по пьесе Толстого белгородцы и липчане. В Белгороде «Касатку» ставила питерская команда по главе с народным артистом России Семёном Спиваком, в Липецке – художественный руководитель театра на Соколе Геннадий Балабаев. Спектакли получились разные, но в целом оба удались.


«Касатка» в Белгородском театре более яркая, экспрессивная, но менее цельная и ровная, нежели в Липецком. На фоне блестящей работы заслуженной артистки России Ирины Драпкиной в роли Варвары Долговой отчётливо видны недостатки в игре других актёров. Одни не доигрывают, как, к примеру, заслуженная артистка России Оксана Бгавина (Мария Семёновна, Касатка), другие безудержно педалируют и комикуют, как Надежда Пахоменко в роли тётки Анны Аполлосовны. Монотонен Дмитрий Евграфов в роли Абрама Желтухина… Отсюда ощущение пестроты и шероховатости в звучании спектакля.

Но это по гамбургскому счёту. А главное достоинство спектакля – профессиональное существование артистов на сцене, следование режиссёром лучшим традициям отечественной театральной школы. Это когда роль актёрами проживается, когда есть сверхзадача, посыл и отклик, общая композиция действа и грамотное мизансценирование… Вы скажете, это же элементарно, зачем об этом говорить? Да затем, что на воронежской сцене это, к сожалению, не всегда увидишь.

В целом театр мне понравился, он меня заинтересовал. Захотелось увидеть и другие спектакли из обширного разностороннего репертуара щепкинцев.


На спектаклях белгородцев неизменно были профессора театрального факультета Воронежского государственного института искусств. Они пришли посмотреть, как работают их бывшие ученики – ведь в труппе немало выпускников воронежского вуза. Мастера могут гордиться своими воспитанниками – молодые актёры прекрасно выучены и великолепно работают на сцене.

А в спектакле «Касатка» Липецкого драматического театра на Соколе вообще главными на сцене Воронежского ТЮЗа были «наши». Судите сами. Мария Пропастина (Касатка) училась в Воронеже у Алексея Дундукова. Владимир Терновых (Илья Ильич Быков) окончил академию в 2010 году, мастером курса была Виолетта Тополага. Лилия Журман (Варвара Иванова Долгова) – ученица Ирины Сисикиной. Александра Иванцова (Раиса Глебовна) – окончила Воронежскую государственную академию искусств в 2008 году, курс Алексея Константиновича Дундукова. Анна Борискина (Вера) окончила академию в 2014 году, курс Виолетты Владимировны Тополаги…


Режиссёр-постановщик Геннадий Балабаев сумел раскрыть в спектакле лучшее, что было заложено в артистах их наставниками. «Воронежцы» и их коллеги существуют на сцене достоверно, убедительно. Им доступны и яркие мазки и полутона. Они играют подтекст, настоящее и прошлое своих героев, прекрасно слышат друг друга и реагируют на партнёров. На этой основе можно выстраивать тонкое психологическое действо с комическими и мелодраматическими нотками, добиваться погружения в атмосферу постановки и активного сопереживания. Что и продемонстрировали липчане, «взяв» публику с первых минут спектакля.


Реакция воронежской публики на спектакли театров и Липецка и Белгорода – тема для отдельного разговора. Такого активного сопереживания, такой благодарной реакции по окончании представлений не ожидали, видимо, и сами артисты. Зритель принял, понял и щедро отблагодарил. Похоже, публика получила то, чего ей недостаёт на некоторых воронежских спектаклях. Искренность, эмоциональность, трепетное отношение к Школе, опора на неё – порой этого нам действительно не хватает.

Белгородцы и липчане невольно нам это наглядно продемонстрировали.

Ранее в рубриках
В ВоронежеАкадемический хор ветеранов отмечает юбилей

В составе хора 38 человек в возрасте от 55 до 86 лет, которых объединяет большая любовь к песне.

В РоссииВоронежский «Факел» проиграл выездной матч московскому «Динамо»

Красные карточки, первый голландец в составе «Факела», промах южноафриканского воронежца…

В миреОлимпиаду в Париже сравнили с хождением по канату

Сорок лет не было такой напряжённой обстановки в мире во время проведения Олимпийских игр.

ОбществоГлавбух управления по физической культуре и спорту присвоила более 6 миллионов рублей

Главный бухгалтер муниципального учреждения приговорена к лишению свободы на 2, 5 года.

ТеатрПосле ареста директора Тюменского драмтеатра Сергея Осинцева слетело три спектакля

Руководителя театра и его заместителя обвиняют в мошенничестве и хищении в крупном размере.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 18-21 июля: лидер освоил огромное количество… сеансов

Фильм «Водитель-олигарх» предсказуемо выиграл, уложившись в рамки прогноза экспертов.

Персона«Атлетико Мадрид» готов потратить 30 млн евро на покупку Никласа Фюллькруга

И это только одна из подобных сделок, которые эксперты прогнозируют в ближайшее время.

Литература«Электрический бал» Михаила Жарчева – мистический детектив в антураже Российской империи

Появившийся в Москве маг-спирит вроде бы французской национальности оказывается не тем, за кого себя выдаёт.

МузыкаФестиваль классической музыки на сене пройдёт в поле близ райцентра Воронежской области

Фестиваль получил грант в размере почти 3 млн рублей от Президентского фонда культурных инициатив.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 13-20 июля 2024 в мировых СМИ

Макушка лета в Северном полушарии оказалась продуктивной для лучших фотографов планеты.

Зал ожиданияXV фестиваль фольклора и ремёсел «Русь песенная, Русь мастеровая» пройдёт 3 августа

На этот раз – одним днём вместо двух и при повышенных мерах безопасности.

ГлавноеСпециалисты подсказали воронежцам и гостям города, где побывать в субботу и воскресенье 20 и 21 июля

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные жни 20-21 июля 2024 года.