Войти
Театр
22.04.2016 14:20
Две «Касатки» – две удачи: театры Белгорода и Липецка показали в Воронеже, что они в отличной форме

Две «Касатки» – две удачи: театры Белгорода и Липецка показали в Воронеже, что они в отличной форме

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службами театров

В Воронеже завершились обменные гастроли Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина и Липецкого драматического театра на Соколе. Гастроли были короткими, но яркими. Воронеж принимал гостей полными залами, продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».

Свой главный козырь белгородцы выложили в начале гастролей на сцене академического театра драмы имени А. Кольцова и приберегли на конец. Спектакль Валерия Беляковича «Куклы» – современный, энергетически мощный, захватывающий. Этот пример синтетического театра показателен и для оценки труппы в целом. Можно констатировать: она в хорошем состоянии. Артисты способны решать самые сложные задачи, которые ставят перед ними столичные режиссёры.

О «Куклах» можно писать много, что, кстати, делалось и делается коллегами. Но мне хочется, раз уже представился такой случай, поделиться мыслями о двух «Касатках». Эту пьесу Алексея Толстого в последнее время ставят довольно часто и охотно. Видимо, эта незатейливая история начала прошлого века даёт возможность современным творцам повести разговор о человечности, чуткости, любви.

Так вышло, что почти одновременно в Воронеже сыграли свои спектакли по пьесе Толстого белгородцы и липчане. В Белгороде «Касатку» ставила питерская команда по главе с народным артистом России Семёном Спиваком, в Липецке – художественный руководитель театра на Соколе Геннадий Балабаев. Спектакли получились разные, но в целом оба удались.


«Касатка» в Белгородском театре более яркая, экспрессивная, но менее цельная и ровная, нежели в Липецком. На фоне блестящей работы заслуженной артистки России Ирины Драпкиной в роли Варвары Долговой отчётливо видны недостатки в игре других актёров. Одни не доигрывают, как, к примеру, заслуженная артистка России Оксана Бгавина (Мария Семёновна, Касатка), другие безудержно педалируют и комикуют, как Надежда Пахоменко в роли тётки Анны Аполлосовны. Монотонен Дмитрий Евграфов в роли Абрама Желтухина… Отсюда ощущение пестроты и шероховатости в звучании спектакля.

Но это по гамбургскому счёту. А главное достоинство спектакля – профессиональное существование артистов на сцене, следование режиссёром лучшим традициям отечественной театральной школы. Это когда роль актёрами проживается, когда есть сверхзадача, посыл и отклик, общая композиция действа и грамотное мизансценирование… Вы скажете, это же элементарно, зачем об этом говорить? Да затем, что на воронежской сцене это, к сожалению, не всегда увидишь.

В целом театр мне понравился, он меня заинтересовал. Захотелось увидеть и другие спектакли из обширного разностороннего репертуара щепкинцев.


На спектаклях белгородцев неизменно были профессора театрального факультета Воронежского государственного института искусств. Они пришли посмотреть, как работают их бывшие ученики – ведь в труппе немало выпускников воронежского вуза. Мастера могут гордиться своими воспитанниками – молодые актёры прекрасно выучены и великолепно работают на сцене.

А в спектакле «Касатка» Липецкого драматического театра на Соколе вообще главными на сцене Воронежского ТЮЗа были «наши». Судите сами. Мария Пропастина (Касатка) училась в Воронеже у Алексея Дундукова. Владимир Терновых (Илья Ильич Быков) окончил академию в 2010 году, мастером курса была Виолетта Тополага. Лилия Журман (Варвара Иванова Долгова) – ученица Ирины Сисикиной. Александра Иванцова (Раиса Глебовна) – окончила Воронежскую государственную академию искусств в 2008 году, курс Алексея Константиновича Дундукова. Анна Борискина (Вера) окончила академию в 2014 году, курс Виолетты Владимировны Тополаги…


Режиссёр-постановщик Геннадий Балабаев сумел раскрыть в спектакле лучшее, что было заложено в артистах их наставниками. «Воронежцы» и их коллеги существуют на сцене достоверно, убедительно. Им доступны и яркие мазки и полутона. Они играют подтекст, настоящее и прошлое своих героев, прекрасно слышат друг друга и реагируют на партнёров. На этой основе можно выстраивать тонкое психологическое действо с комическими и мелодраматическими нотками, добиваться погружения в атмосферу постановки и активного сопереживания. Что и продемонстрировали липчане, «взяв» публику с первых минут спектакля.


Реакция воронежской публики на спектакли театров и Липецка и Белгорода – тема для отдельного разговора. Такого активного сопереживания, такой благодарной реакции по окончании представлений не ожидали, видимо, и сами артисты. Зритель принял, понял и щедро отблагодарил. Похоже, публика получила то, чего ей недостаёт на некоторых воронежских спектаклях. Искренность, эмоциональность, трепетное отношение к Школе, опора на неё – порой этого нам действительно не хватает.

Белгородцы и липчане невольно нам это наглядно продемонстрировали.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже к выходным потеплело, аномальная прохлада отступает?

Используйте субботу для активного отдыха на воздухе, в воскресенье дожди вам этого не дадут.

В России«Факел» 17 мая играет в Нижнем Новгороде, где накануне команда «Пари НН» подозрительно крупно разгромила «Крылья Советов»

Спустя всего 16 минут после стартового свистка, «Крылья Светов» пропустили дважды. Игра была сделана.

В миреДональд Трамп оскорбил Брюса Спрингстина

«Крайне переоценённый Брюс Спрингстин едет в зарубежную страну, чтобы плохо говорить о президенте Соединённых Штатов».

ОбществоВ России дорожает хлеб – заморозки ускорят рост цен?

Рост цен на хлеб обусловлен целым комплексом причин, поэтому заморозки не будут иметь решающего влияния на этот процесс.

ТеатрВ Воронежском Камерном театре ставят пьесу Макса Фриша «Бидерман и поджигатели»

В основе сюжета — история владельца магазина, который пускает в свой дом преступников, собирающихся поджечь город.

Кино и телевидениеПочему длинные стоячие овации по окончании фильма или спектакля – это плохо

Продолжительные аплодисменты, выкрики далеко не всегда соответствуют качеству увиденного.

ПерсонаБезвременно скончался известный виолончелист, ведущий исполнитель на старинных инструментах Дэвид Уоткин

Причиной смерти музыканта стала прогрессирующая склеродермия –хроническое аутоиммунное заболевание.

ЛитератураВышел апрельский (2025) номер журнала «Подъём»

В одном из прозаических произведений сатирическими штрихами изображена подкладка современной власти в глубинке.

МузыкаОпределились победители и неудачники второго полуфинала конкурса «Евровидение-2025»

Неудача постигла представителей Грузии, Австралии, Чехии, Сербии, Черногории, Ирландии.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 10-17 мая 2025 в мировых СМИ

Раздел не смог вместить всё лучшее, чтобы было снято в разных уголках планеты за эту неделю.

Зал ожиданияВоронежцам рассказали, как приятно и с пользой провести выходные дни 17-18 мая

Погода будет благоприятной как для посещения спектаклей и концертов, так и для отдыха под открытым небом.

ГлавноеСкандал на Платоновфесте: ведущие московские критики вышли из состава оргкомитета фестиваля

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад.