Театр
В театре оперы и балета отметили 175-летие балета «Жизель» и 50-летие со дня премьеры спектакля в Воронеже
- Текст: Елена Фомина, Валерий Попов
- Фото: culturavrn.ru
20 января, в день двойного юбилея, главные партии исполнили молодые солисты. Удался ли праздник? На спектакле побывали наши постоянные авторы, критики Елена Фомина и Валерий Попов. У них разный взгляд на это событие. Читайте.
Балет «Жизель» французского композитора Адольфа Адана - один из самых известных в мире. С тех пор, как 175 лет назад состоялась его премьера в парижском театре Гранд Опера, он прочно обосновался на сцене и по-прежнему остается одним из самых востребованных в балетном репертуаре.
Воронежская «Жизель» празднует золотой юбилей и через полвека привлекает зрителей так же, как в 1966 году, когда главные партии танцевали звезды воронежской сцены: Набиля Валитова и Нина Кондратьева (Жизель), Яков Лифшиц и Юрий Соловьев (Альберт), Лариса Ефимова (Мирта). Об этом напоминает старая афиша, сохранившаяся в архиве театра: бумага пожелтела от времени, но спектакль в постановке Геннадия Малхасянца, которым дирижировал Ростислав Миронович, зрители со стажем считают одним из самых ярких театральных впечатлений.
Для автора этой заметки «Жизель» - тоже дорогой спектакль, потому что именно с него в еще дошкольные 70-е годы прошлого века началось мое знакомство с театром вообще и с Воронежским театром оперы и балета в частности. Кто танцевал тогда, по бессознательности возраста не помню. Потом доводилось видеть этот спектакль в разных составах – с воронежскими солистами и гастролерами. Из приезжих остались в памяти Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев, из наших – абсолютно разные, но обе потрясающие Татьяна Фролова и Марина Леонькина.
В юбилейный вечер в главных партиях впервые выступили молодые солисты: Яна Черкашина (Жизель), Михаил Ветров (Альберт), Максим Данилов (Ганс), Ольга Негробова (Мирта). Дебютанты заметно волновались. Зал проникся ответственностью момента и поддерживал артистов осторожными, но вдохновляющими аплодисментами.
Каждый заслужил свою долю похвалы. Яна Черкашина подкупает непосредственностью и простотой. Выразительные руки, красивые волосы. Не хватило трагедии в сцене сумасшествия, зато во втором акте балерина безыскусно трогательна на фоне бесстрастных вилисс. Классически строга и воздушна Ольга Негробова (Мирта), вышколен и пластичен Михаил Ветров (Альберт), харизматичен и ярок Максим Данилов (Ганс), хотя иногда переигрывает в первом акте, но характерная партия позволяет сгущать краски. Из «неглавных» хочется отметить Ивана Негробова (па-де-де в первом акте) и Екатерину Любых (одна из двух вилисс во втором), продемонстрировавших академическую выучку и чувство стиля.
Оркестр, за пультом которого в этот вечер был Андрей Огиевский, звучал порой грубовато, порой размыто, как бы «не в фокусе». Заметные соло и хороший финал первого действия не смогли компенсировать погрешности в ансамблевом звучании.
Сентиментальная история обманутой девушки, сохранившей любовь к своему избраннику даже после смерти, вряд ли может всерьез захватить современного зрителя. Однако «Жизель» недаром не исчезает из репертуара. Балетная классика неизменно трогает чистотой линий и красотой чувств, даря иллюзию возвращения в детство. А дебюты позволяют обновить остроту восприятия.
Валерий Попов:
Балетная труппа Воронежского государственного театра оперы и балета, главный балетмейстер Александр Литягин и художественный руководитель Андрей Огиевский осуществили проект, аналогов которому еще не было в театральной практике – устроили праздник в честь 175-летия балета Адана «Жизель» и 50-летия его постановки в Воронеже.
Несмотря на промозглую погоду, скользоту и слякоть воронежская публика охотно приняла приглашение принять участие в празднике. Зрительный зал был полон, в фойе второго этажа была развернута фотовыставка, посвященная создателям и исполнителям главных партий со дня премьеры и по сегодняшний день. И это был взгляд в прошлое и настоящее.
Взглядом в будущее стал сам юбилейный спектакль, ибо Александр Литягин рискнул доверить исполнение всех главных партий молодым солистам, восходящим звездам нашей балетной труппы. Сразу четыре значимых и ответственных дебюта: Яна Черкашина в партии Жизели, Михаил Ветров в партии Альберта и Максим Данилов в партии Ганса – персонажи трагического любовного треугольника. И Ольга Негробова, станцевавшая повелительницу мстительных виллис Мирту. По сути, был представлен новый спектакль, где молодые солисты демонстрировали высший пилотаж танцевальной техники. И это в целом, не считая мелких погрешностей, им вполне удалось.
Самое главное в том, что они предложили более современную трактовку канонических образов, что вполне понятно и оправданно, учитывая реалии нашей сегодняшней жизни, в которой зримо доминируют прагматизм и разобщенность. Поэтому Жизель у Яны Черкашиной отнюдь не простодушная пейзанка, коварно обманутая знатным волокитой, а натура более сложная, эмоциональная и как следствие трагически ранимая. Да и ее избранник Альберт в исполнении Михаила Ветрова менее всего жуир, ищущий в жизни только удовольствий. Это скорее образ интеллектуала, многие знания которого, почерпнутые из мировой паутины, несут многие печали. И, наконец, Ганс у Максима Данилова получился тем, кого теперь называют «правильным пацаном». Его любовь к Жизели и жажда справедливости столь же сильны, сколь и разрушительны.
В целом же спектакль, хоть и был награжден бурной овацией зала, прошел неровно в плане массовых сцен первого акта и особенно отсутствием слаженности женского кордебалета во втором.
[
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал
Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.