Войти
Театр
13.02.2014 10:37
«Трамвай «Желание», или палата № 6 по-американски в театре у Никитских ворот

«Трамвай «Желание», или палата № 6 по-американски в театре у Никитских ворот

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Фото предоставлено пресс-службой театра

«Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены – то есть чувства и мысли артистов и зрителей», – заметил как-то Станиславский. Честное, любовное отношение к зрителю, которому не «замыливают» глаза спецэффектами и не забивают душу двусмысленными шутками, исчезает с подмостков с каждым сезоном. Поэтому спектакли, по-станиславски «прочувствованные» и «возвышающие», становятся событием.

2014 год для театральной Москвы начался с такого события – театр «У Никитских ворот» 8 февраля дал премьеру: «Трамвай «Желание» по одноименной пьесе Теннесcи Уильямса в постановке Марка Розовского. Сотканный из глубинных, подсознательных переживаний героев, он вселил оптимизм по поводу русского драматического театра.


Сюжет пьесы прост: главная героиня – Бланш Дюбуа – приезжает к своей сестре Стелле в Новый Орлеан погостить. Обе сестры вышли из состоятельной и обеспеченной семьи, от которой у них остались только память и хорошее светское воспитание. Фамильную усадьбу Бланш пришлось продать, и она чувствует себя виноватой перед младшей сестрой. Расстроенную психику героиня лечит выпивкой. И все бы ничего, только муж сестры, поляк Стэнли Ковальский – человек заурядный и простой, как пробковое дерево, – недолюбливает Бланш... В итоге у нее случается нервный срыв, и в финале ее увозят в клинику для душевнобольных.

Музыкальность здесь обусловлена не только джазовым сопровождением по ходу спектакля. Розовский проявил нетипичную для современных режиссеров верность драматургу и чуткость в работе с пьесой. Неслучайно Теннеcси Уильямс выбрал местом действия Новый Орлеан – родину джаза. Если внимательно вчитаться, то становится очевидным преломление Уильямсом идей джаза в пьесе, и Розовский сумел перенести это на сцену.

Джаз – это музыкальное искусство, объединившее традиции разных народов, в котором импровизация, отвергая условности и партитуры, является главной формой. Импровизация держится на свинге и синкопах – намеренном смещении ударения и акцента с сильной доли на слабую. Посмотрим с этой точки зрения на Стэнли Ковальского, блестяще сыгранного Владимиром Давиденко. Неслучайно Бланш называет его «животным» – существом, которому неведомы понятия этикета и разумности, живущим инстинктами: его поведение – это одна сплошная джазовая импровизация, организованная лишь его желаниями и интуицией. С одной стороны, его бросание тарелок и вилок на пол в знак уборки со стола, его беспощадное противодействие роману героини с Митчем, кажутся верхом жестокости и аморальности, и их ничем нельзя объяснить. Но если посмотреть на маневры героя с джазовой стороны, то они очень даже логичны, так как рождаются спонтанно (нелогично, синкопировано). Поскольку он поляк, рожденный и выросший в Америке, его поведение-импровизация также завязано на смешении культур разных народов.

Бланш Дюбуа в разных составах первоклассно сыграли Наталья Баронина и Виктория Корлякова. Эти актрисы по-разному выстроили образ Бланш. Баронина играет с чарующей самоотдачей, глубоко и по-русски, а в финале, уезжая в дурдом, Бланш – типичная больная из палаты номер 6: ее искренне жалко, ведь в подобной западне мог бы оказаться любой из зала. Красавица Корлякова создала Бланш по-американски: форма здесь важнее содержания, то есть внешний вид порой заслоняет душевную муку Бланш. Но когда ни с того и ни с сего, по принципу синкопы, ее душа обнажается, зрителю становится очевидна тяжелая грусть, которую она носит в себе. В финале Бланш Корляковой уезжает в дурдом оскверненной гордячкой, красивой и упрямой. Она вызывает не столько жалость, сколько восхищение – такие тоже лежат в палате номер 6. Как бы то ни было, в обоих случаях работа актрис завораживает настолько, что невольно порываешься подбодрить их героинь, сказать, что-то банальное – вроде, все еще наладится, держись...

Однако не все так однозначно с Бланш, потому что у нее тоже, согласно музыкальной организации пьесы, есть своя партия. И ее партию Уильямс увидел в блюзе. Блюз – это сольная лирическая песня грустного характера с социальным-бытовым подтекстом в медленном темпе, являющаяся также импровизационной разновидностью музыки. Не знаю, учитывали ли это Баронина и Корлякова в работе над ролью, но монологи в их прочтении предстают как раз такими лирическими балладами с социальным подтекстом, какими их задумывал сам Уильямс. Монологи по-блюзовому выстраданы героинями, это их сердечный порыв рассказать о наболевшем.


Вся роль Бланш у Уильямса держится на внутреннем беспокойстве и неустроенности своей жизни, то есть базой всей роли является как раз блюзовые социальные смыслы, лиричность и нежность здесь обусловлены именно блюзовой организацией персонажа. Более того, на протяжении всего спектакля не отпускает ощущение, что Бланш не так уже и неудобно оказаться «на дне» – конечно, бытовые неудобства смущают, но подсознательно она с первой минуты «спелась» со Стэнли. Именно на это указывает драматург в пьесе, и душа зрителя буквально ликует при виде всей этой музыкальности на сцене!

Спектакль богат на актерские победы. Взять хотя бы Митча, несостоявшегося жениха Бланш, в исполнении Николая Захарова – артист наделил приятеля «животного» нетипичными для своей среды нежностью и ранимостью. Когда героиня благодарит небо за такое быстрое исполнение ее молитв о сердечном друге, зритель понимает значение внутренней боли героини во многом благодаря образу Митча. Митч выступает своеобразным противовесом проблем Бланш, человеком, в чьих силах склонить чашу весов в другую, светлую, сторону. Думается, что Уильямс задумывал Митча не только недотепой, но и человеком, не справившимся со своей миссией спасителя, сломавшимся под давлением среды, – зерно образа Митча в этом. Захаров проявил редкую для молодых артистов тонкость, прочувствовал своего недотепу до самой глубины и сыграл на зависть многим звездам столичных сцен. Совершенно очевидно, что будь Митч иным, трагедия героини приобрела бы другие очертания, стала бы более прозаичной и лишилась бы существенной доли драматизма.

Наталья Калашник, сыгравшая Стеллу, сумела передать окрыляющую и ослепляющую силу «животной» любви. Несмотря на переживания за сестру, она осталась верна «тайне двоих в темноте», и во всех сценах очень легка и, как всякая любящая женщина, нежна. Обратила на себя внимание и Наталья Юченкова-Долгих, сыгравшая всевидящее и всезнающее око соседки сверху, – как раз тот случай, когда эпизодическая роль приобретает звучание и значение благодаря артисту.


Ко всему выше сказанному остается добавить, что сценография Станислава Морозова выполнена также в полном соответствии предписаниям драматурга. Сцена представляет собой дом на улице Елисейские Поля в Новом Орлеане: на первом этаже помещение Ковальских, но втором – квартира соседки, на авансцену вынесены символичные рельсы, по которым, однако, катится боулингский шар (излюбленная, как и покер, игра Ковальского). Квартира Ковальских представляет одну большую комнату, которую шторка по центру делит на две спальни: стол, стулья, кровать, диван, шкаф. Много деталей, всевозможных домашних штучек-дрючек и реквизита, которые наравне с острой психологической игрой также исчезают со сцен в угоду минимализму. Одним словом, зритель видит обычную квартиру, коих предостаточно в любых рабочих районах. Близости к зрителю способствует не только камерный зал театра и знакомые конфликты «на бытовой почве», но и частые проходы героев на сцену через зрительный зал: такие пассажи смывают границы между игрой и реальностью, объединяя все в одну жизнь.

«Трамвай «Желание» – исключительно актерская пьеса. Мы провели подробнейшую проработку характеров, искали глубинные мотивировки и тончайшие переливы настроений персонажей, пытались открыть тайны их непредсказуемых слов и действий», – сказал режиссер журналистам. Так и хочется ему ответить: говорите, говорите еще… Кто сейчас готовит так спектакли? За кубами, конфетти, взрывами и спущенными на сцену большими экранами еле видна жизнь самих героев – она больше напоминает позерство или трюкачество, а понятие актерского мастерства как будто стирается из памяти артистов.


«Трамвай «Желание», прочувствованный на сцене буквально до последней точки Уильямса, открыл целый ряд талантливейших молодых актеров, в которых угадывается яркое будущее. Яркое будущее угадывается и в судьбе самого спектакля, но только при условии, что игра артистов будет пребывать на высоте.

Ранее в рубриках
В Воронеже«Буран» не смог поразить ворота «Горняка»

Воронежцы проиграли на своём поле с сухим счётом, чего болельщики не ожидали.

В РоссииПатриарх Кирилл: засилье развлечений на ТВ «обнажает духовные язвы» и угрожает цивилизационной идентичности россиян

Легкомысленная беззаботность очень сильно контрастируют с тем, что происходит в стране и в зоне СВО.

В миреФантастический ущерб от наводнения в Испании – следствие ошибки синоптиков?

Метеорологи говорят, что виновата DANA — высотная депрессия, отличная от обычных штормов.

ОбществоВ Воронежской области разгоняется инфляция

Особенно болезненным для населения является постоянный рост цен на продукты питания.

Театр«Театральной 17» больше нет

Эта студия была гордостью Воронежа, одним из лучших и любимых детищ Константина Хабенского.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 31 октября: «Огниво» продолжает зажигать

Фильм-сказка «Огниво» готов выиграть второй уик-энд подряд с хорошей кассой.

ПерсонаМитрополит Сергий продолжил служить в Воронеже

Он возглавил воскресное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе.

ЛитератураТриллер-детектив Ребекки Торн «Карта убийцы» получил высокие оценки читателей

Это и в самом деле оригинальная, атмосферная, захватывающая история с замысловатым сюжетом.

МузыкаЛеди Гага и зелёный попугай – угасающая поп-звезда снова попалась на плагиате

И это не в первый раз. Однако до сих пор поп-диве всё сходило с рук, и она выходила сухой из воды.

Изобразительное искусствоВ Воронеже открылась выставка памятных монет «Музыка танца»

Поражает, как ювелирно точно переданы на памятных монетах не только узнаваемые образы, но и само движение.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили бесплатно посетить фестиваль-конкурс песни и танца «Казачий Дон»

Творческое состязание украсят вокальные и танцевальные коллективы.

ГлавноеВ Воронеже открылась выставка «Пути творчества», посвящённая 90-летию региональной организации Союза художников России

В экспозиции представлено более 120 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.