Театр
Премьера в «Маяковке»: путешествие во времени на обед к философу Канту
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: ИТАР-ТАСС, Александр Качкаев
В московском театре им. Вл.Маяковского долгожданная премьера: «Кант. О критике чистого разума» по пьесе современного литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса в постановке художественного руководителя театр Миндаугаса Карбаускиса. Вопреки названию, в спектакле нет ничего от философии в её понимании обывателем: умозаключений о бренности бытия, самоанализе и т.д. Напротив, ненавязчивая философичность и предложение задуматься здесь еле уловимы за смехом и шутками.
Вдруг появляется Фоби Грин (Юлия Соломатина), приехавшая из Шотландии взять у Канта автограф. Потом она уходит, и выясняется, что она не та, за кого себя выдавала. Кант с сотрапезниками озадачены. Приходит старшая сестра милосердия из коммунитета лютеранок-пиетисток (народная артиста России Светлана Немоляева) с сестрой того же ордена (Вера Панфилова): они думали направить на борьбу с нищетой английского бойцового петуха, от которого яйца несутся в два раза крупнее. Мартин же петуха украл. А тут еще Канту пытаются подсунуть нового слугу (Нияз Гаджиев)…
В пьесе соблюден зачем-то этот принцип театра классицизма о трёх единствах: времени, места и действия. Короче говоря, материал на любителя. Можно даже сказать, на режиссёра-любителя.
Драматургу повезло – он попал в хорошие руки, можно даже сказать, он счастливчик. Что было бы с его пьесой в руках другого режиссера, других актёров и, главное, другого сценографа, остаётся гадать. Все эти три составляющие в «Канте» представляют образец мастерства, а в единстве они дали великолепный спектакль, который обещает стать гордостью не только «Маяковки», но и всей театральной Москвы.
Народный художник России, давний и верный сотворец Карбаускиса, гениальный Сергей Бархин создал шедевр, работая над пространством. Многие ошибочно называют построенное им здание, одновременно являющееся и домом главного героя, и зрительным залом, кубом. Если бы этот красный многогранник имел внутри лишь круглый обеденный стол, тогда бы можно было говорить о кубе. Однако поскольку внутри по граням выстроены прямые (места для зрителей), которые в свою очередь являют еще несколько кубов, то весь дом Канта по форме является гиперкубом. Продолжая эту геометрическую справку, замечу, что гиперкуб – это пространство с бесконечным числом измерений, т.е. фактически дом Канта, каким его создал Бархин, – это космос. Такое решение соответствует не только значению для мировой философии трудов Канта, но и заставляет зрителя поменять угол собственного восприятия. Словно, что-то переключается в вас, и вы глупости, пошлые шутки, словоблудие собравшихся за столом воспринимаете как неотъемлемую часть мироздания, как, скажем, цветы или снег за окном.
Возможно, сам того не ведая, Бархин по-кантовски ниспустил личность философа и его труды до обычной части общего земного организма во вселенском масштабе. А уж о том, что такое пространство и временной вакуум, в котором оказались все гости гиперкуба, сами по себе выразительнее любых слов, и говорить не приходится. Даже с учетом высочайшего мастерства Миндаугаса Карбаускиса, вне декораций Бархина пьеса умрёт. Его работа заслуживает самых высоких похвал.
Карбаускису же было, над чем потрудиться – неслучайно премьера постоянно откладывалась и в итоге состоялась на год позже запланированного срока.
Помимо всего выше сказанного, пьеса, по сути, держится на обеде с последующим разговором, что сдерживает динамику постановки, которая рискует превратиться в нечто тоскливое и скучное. Но этого не случилось. Более того, предметы беседы все как на подбор бестолковые: то герои решают мобилизовать волю, чтобы устранить застрявшую в глотке кость, то проверяют время и щупают пальцами воздух, то разгадывают, почему шатаются стулья, и т.п. и т.д., – эти люди в париках и фраках демонстрируют все черты самодуров. Тем не менее, их кривляния друг перед другом (желая заслужить похвалу самого Канта, они еще и соревнуются в своей дурости) так органичны в этом красном космосе, что зритель сам не замечает, как оказывается в их плену. Легкость и невесомость, с которой существуют эти тугодумы и тяжеловесы мысли, свидетельствуют о громадном труде и долгой аналитической работе всех артистов и режиссера. Думается, что и без Карбаускиса эта пьесе выглядела бы иначе.
Режиссёру Карбаускису свойственно особое чувство юмора, которое держится на репетитивности – нарочитых, возведённых до абсурда, повторах героями своих, казалось бы, несущественных проявлений, вербальных и пластических. Это можно увидеть в «Г-не Пунтиле и его слуге Матти» и в гениальных «Будденброках» (кстати, эти спектакли тоже оформил Бархин, и они также иллюстрируют будни бюргеров), в более ранних «Старосветских помещиках». Однако если там Карбаускис свою задоринку использует в качестве инструмента по созданию комического, то в «Канте» она и порождённый ею абсурд предстают как естественное проявление героев. Всё очень органично, и не видно, что в героях от драматурга, что от режиссёра и артистов, а что от их реальных исторических прототипов.
Иными словами, спектакль выстроен идеально: простой зритель покупает билет на гарантированное путешествие во времени! Только самые внимательные из них смогут разглядеть здесь трудности, которые театр Маяковского преодолел в работе с пьесой. В качестве музыкального сопровождения звучат вальсы и лендлеры Франца Шуберта.
Ни для кого не секрет, что лучше «быть», чем «казаться». Спектакль «Кант» с отменной правдивостью и художественностью показал под лупой тех, кто «казался» (сам Иммануил Кант в этом плане явился противников своих друзей и последователей, ибо «был» – в спектакле его слова и реплики можно пересчитать по пальцам). И нет никакой случайности в том, что один из самых талантливых, самобытных и свободолюбивых театральных режиссёров России обратил такое сконцентрированное внимание на ряды подражателей. Возможно, Карбаускис предложил современникам взглянуть на себя со стороны и оценить себя с космических высот, а не с сегодняшнего дня, в котором все и так уже умники (и не важно, что говорят, рассуждают и выглядят одинаково); сработал по-шекспировски: являть «всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток».
«Кант» – победа не только Карбаускиса, но и всей «Маяковки». Что ж, поздравляем! Это успех.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Секреты успешного кастинга для участия в фильмах и передачах
Следуя нашим советам, вы сможете пройти кастинг на самый престижный проект.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.