Войти
Театр
11.01.2014 13:16
«Гамлет» Розовского: как завещал Шекспир

«Гамлет» Розовского: как завещал Шекспир

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: Фото прдеоставлено пресс-службой театра

«Как великому Мейерхольду хотелось поставить всего Гоголя в "Ревизоре", так и мне захотелось поставить всего Шекспира в "Гамлете"», – сказал художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский журналистам о «Гамлете» собственной постановки, успешная премьера которого состоялась в октябре. В решении этой непростой задачи мастеру помогала сильнейшая команда из известных артистов труппы, сценографов, костюмеров и музыкантов.

«Гамлет» Розовского поставлен с максимальным уважением к автору и пьесе, не содержит переосмыслений и модных сегодня фантазий «на тему». Более того, сам зрительный зал в какой-то момент превращается в театр «Глобус», в котором играл Шекспир, и где актеры легко переходили от зрителей к воплощаемым героям. Во-первых, здесь герои выходят на сцену из зала, а не из кулис, шуты же и вовсе на протяжении всего первого акта колобродят между сценой и зрителями. А во-вторых, на полу сцены сооружен большой вращающийся круг, на котором и разворачиваются основные события. Думается, что такое решение было навеяно сценографу Александру Лисянскому историей шекспировского театра, который был также построен в виде круглого здания.


Спектакль выдержан в традиционном стиле, чему в большой степени способствуют костюмы, созданные Марией Даниловой. Типичные шутовские красочные трико для кордебалета с масками и колпаками соседствуют с длинными темными платьями в пол с присборенными у манжет рукавами для Клавдия и рукавами-колоколами для Гертруды. Из истории известно, что шут всегда был своеобразным альтер эго короля и придворных, а в случае с Шекспиром и его удивительным для английской драматургии психологизмом и глубиной он и вовсе предстает чуть ли не одним из главных героев, помогающих понять основных персонажей. Как ни странно, эта контрастность одежд еще больше усиливает экспрессивность грехопадения и зла, которые завладели Клавдием и Гертрудой. Если бы не шуты, то зритель видел бы только кровосмешение и братоубийство. Шуты же окрашивают это в цвета похоти и разврата, показывая страсти и порочные помыслы героев, которые они скрывают в свете. В «Гамлете» Розовского шекспировское противопоставление шута королю гармонично вплетается в драму главного героя.


«Передо мной стояла задача пропустить через "Гамлета" как можно больше артистов нашего театра, так как этот спектакль – своеобразный экзамен на зрелость актера», – отметил режиссер. В спектакле несколько составов: принца датского играют звезда столичных мюзиклов Максим Заусалин и один из ведущих актеров театра Валерий Толков, Клавдия – народный артист России Валерий Шейман и заслуженный артист России Александр Масалов, Гертруду – заслуженная артистка России Марина Кайдалова, Наталья Корецкая и Наталья Баронина, Горацио – восходящие звезды театра Александр Чернявский и Юрий Печенежский, Офелию – Дарья Щербакова и Сандра Элиава, – и это лишь основные герои.


Монологи и диалоги, читаемые со сцены, несмотря на готический антураж, звучат удивительно своевременно! При этом в игре нет современных, растиражированных штампов. Напротив, каждый персонаж прочувствован до дна артистами, вознесен до уровня не сценической правды, а пленяющей сценической истины. Может, поэтому спектакль кажется очень своевременным: на сцене говорят об истинном предательстве, истинной любви и истинной верности – неизменных понятиях, на которых и в наши дни держится жизнь.

Трагедия разыгрывается под звуки музыки Николая Корндорфа, чья атональность и репетитивность, «новая простота» оказываются созвучными как основной диалектике пьесы (зло/добро, ложь/честь, грех/целомудрие), так и оригинальности, «перпендикулярности» мировоззрения Гамлета.


«Гамлет» Розовского можно по праву считать одной из лучших постановок Шекспира в этом сезоне, богатом на инсценировки истории датского принца. Музыка, костюмы, сцена и артисты органично вошли в шекспировский театр, к которому апеллирует спектакль. Мастерство каждого артиста, его чуткость и любовь к исполняемым ролям обещают этому «Гамлету» долгую и яркую жизнь.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеНа субботник вышли 180 тысяч воронежцев вместе с губернатором

Воронежцы убрали 9,3 га парков, скверов, бульваров, лесных массивов, мемориалов. В ряде районов субботник провели в формате праздника.

В РоссииЕжегодная акция «Ночь искусств» пройдёт в России и в Воронеже 3 ноября

Девиз акции – «Искусство объединяет». В некоторых регионах её решили посвятить Году театра.

В миреПротестующие заблокировали туристов в соборе Sagrada Familia в Барселоне

Каталония и её столица парализованы невиданными по размаху акциями протеста.

ОбществоЛимонов предложил лишить Украину Днепра, отвернув реку вглубь России

Именно так, по его мнению, и ведётся современная война – не нужна артиллерия и танки, когда есть бульдозеры и экскаваторы.

ТеатрПремьера спектакля «Тиль» в Кольцовском театре

Свою версию истории о Тиле готовятся представить режиссёр Глеб Черепанов и актёры Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за пятницу, 18 октября: осечка Малефисенты

Сборы фильма «Малефисента: Владычица тьмы» оказались ниже нижнего предела острожных прогнозов.

ПерсонаВыставка Александра Ворошилина в зале на Пушкинской – праздник, который всегда с нами

Убедиться в этом может любой воронежец и гость города – вход в выставочный зал демократично свободен.

ЛитератураВышла книга о том, как важно быть самим собой

Если вы не будете собой, вы будете никем, — уверяет автор бестселлера New York Times.

МузыкаКонцерт Егора Крида в Воронеже перенесён

Произошла замена площадки на более компактную – Дворец спорта продать не удалось.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 13-19 октября (2019) в мировых СМИ

Удивительное разнообразие взглядов и подходов продемонстрировали фотомастера планеты.

Зал ожиданияВоронежцев приглашает «Русь стозвонная»

В пятнадцатый раз проводится фестиваль имени заслуженного артиста России Александра Токмакова.

ГлавноеВ Воронеже открылась христианская выставка народного художника России Олега Савостюка

В экспозиции представлены работы, созданные в период с 2017 по 2019 год, – их объединяет тема Христа и веры.