Войти
Театр
24.12.2013 20:09
Магический куб Театра Наций

Магический куб Театра Наций

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: ИТАР-ТАСС

Свершилось! После пяти лет работы всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж представил московской публике спектакль «Гамлет | Коллаж», в котором все роли играет Евгений Миронов.

Капризные столичные зрители готовили себя к техничной инсценировке Шекспира и великолепной игре артиста. Их искушенные ожидания не совсем оправдались, ибо творящееся два с половиной часа на сцене превратило драму в Откровение. И все благодаря пространству, куда Лепаж решил перенести действие. Он заменил традиционную сценическую плоскость кубом, который вращается, реконструируется, видоизменяется благодаря световым проекциям. Гамлет, Лаэрт, Офелия, Гертруда, Клавдий, Горацио, – как в невесомости герои живут здесь, а легкость, с которой Миронов буквально перепрыгивает с одного на другого, и убедительность в каждом образе заставляют признать в этом артисте не только большой драматический талант, но авантюрную отвагу и первозданную душевную чистоту, – сочетание, свойственное гениям.


Предвосхищая негодование хранителей классических традиций, Лепаж рассказал о своем стиле работы с Шекспиром и обозначил сакральные зоны: «Единственное, что я переосмыслил, – это пространство. Поместил всё в куб, потому что традиционная плоскость очень невыразительна сама по себе и ограничивает экспрессивность действия. Тот факт, что Евгений играет все роли, и женские в том числе, тоже отсылает к шекспировскому театру, в котором лицедействовали только мужчины. Шекспир когда-то завещал играть в прямом смысле слова на сцене: играть, в первую очередь, с монологами, словно отстраняясь от героев. Ведь если посмотреть на «Гамлета» объективно, то это сборник хитовых монологов, которыми драматург предлагает режиссеру жонглировать. «Гамлет | Коллаж» сохранил элементы азартной игры, заложенные Шекспиром».


Спектакль завораживает, и его таинственную природу зритель постигает не сразу. Куб представляет другое измерение, которое обычно никто не видит, но интуитивно догадывается о его существовании. С одной стороны, это та самая система координат, на которую любят ссылаться фаталисты. И с этой точки зрения действие здесь приобретает мистические черты, усиливая лейтмотив злого рока: преломленные в кубе измены, предательства и убийства возводятся в кровосмешение, распутство и благословенную месть.

Сам Шекспир устами Гамлета сказал, что задача драмы – «являть каждому веку и сословию его подобие и отпечаток». Показанные в кубе неприкаянность Гамлета, его «сумасшествие» преобразуются, с другой стороны, в трагедию современного человека, в котором взращенные всемирной паутиной матрицы борются с жаждой реальной жизни.


Действительно, все больше и больше отдаваясь Интернету, человек становится элементом всемирной коммуникативной схемы, просчитанной и выверенной, сам загоняет себя в мышеловку и обрекает на гамлетовское одиночество среди омертвевших сердец. Параллельное киберпространство воплощается в гиперкубе с бесконечным числом измерений. Именно в таких условиях рушится стройная жизнь Гамлета – от нее остается лишь кубическая руина как символ воцарившегося хаоса. С этого, кстати, и начинается спектакль: человек, связанный в смирительной рубашке, как загнанный в угол зверь, смотрит в зал из вращающегося куба. Мы узнаем в нем датского принца.

Вместе с Лепажем и Мироновым работала целая команда профессионалов мирового уровня из Канады и России. Особенно хочется отметить музыку Жозуэ Бокажу: самоучка из Квебека, он сумел придать «Гамлету» уникальное звучание, в котором слышны пульсация жизни, ее мощь. Пронзает сцена смерти Офелии, в которой нет ни одного слова, но музыка проникнута покорностью, кристальной чистотой и освобождающей силой любви. С помощью незначительной трансформации на одной из граней куба, правильно выстроенного света и ветровых эффектов, Офелия «падает» в воду и «тонет», унося за собой шлейф непорочности и кротости. Это шедевр современного сценического искусства, и выразительность здесь во многом определена музыкой.

Кого бы ни играл Миронов, в кубе всегда разворачивается грустная история человека, тщетно пытающегося вернуть гармонию в свою жизнь. Скатываясь от монолога к монологу по граням, герои зеркально отражают всех тех, кто безуспешно ищет истину, дружбу и любовь в реальной жизни. Пьесу, написанную в эпоху Возрождения, режиссер сумел вытолкнуть в третье тысячелетие, с опережением, кажется, многое предугадывая…

«Гамлет | Коллаж» – это очень уважительная к Шекспиру, осторожная игра. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что спектакль ждет счастливое будущее и долгая жизнь. Скрещение мастеров творит фантастику наяву, и она будет актуальна до тех пор, пока фантастика не станет обыденностью. Поскольку планка, установленная Лепажем и Мироновым, слишком высока, то это случится еще не скоро.


Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеЗа год в Воронеже высажено почти шесть тысяч деревьев и в десять раз больше кустарников

Из 60 тысяч гектаров площади города 39 процентов занято зелёными насаждениями и зонами рекреации.

В РоссииНовогодний эфир под угрозой – почти половина россиян не собирается включать телевизор вечером 31 декабря

За три года число россиян, отказывающихся от просмотра новогодних музыкально-развлекательных программ, выросло с 38 до 45%.

В миреБолее 70 процентов учителей страдают от депрессии

Таковы итоги исследования, проведённого Управлением стандартами в образовании Великобритании в британских школах.

ОбществоДорожную сеть Воронежа будут «лечить» асфальтобетоном

500 тонн литой асфальтобетонной смеси будет приобретено мэрией в ближайшее время, а потом ещё 700.

ТеатрВ Доме актёра показали премьерный спектакль «Телефон доверия»

«Телефон доверия» – добрый, пронизанный тонким юмором спектакль, который дарит радость и желание жить дальше.

Кино и телевидение3 декабря в пятом туре «Аватар-шоу» разоблачили Артемона

Оказалось, что этим аватаром управлял Митя Фомин.

ПерсонаВ Воронеже отметят 85-летие со дня рождения Валерия Вольховского

Череда мероприятий завершится вечером в честь прославленного кукольника.

ЛитератураВышел сборник повестей и рассказов Дины Рубиной «Не вычёркивай меня из списка...»

Это пронзительные, ностальгические и поучительные новеллы известной писательницы о семье.

МузыкаВоронежцев пригласили на бесплатный концерт «Зимний дивертисмент» Воронежского камерного оркестра

Прозвучат популярные произведения известных композиторов: С. Рахманинова, И. Брамса, Л. Боккерини, Й. Гайдна.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 25 ноября – 2 декабря 2023 в мировых СМИ

Порадовали так порадовали. Некоторые работы достойны звания «Лучший снимок года».

Зал ожиданияОбъявлена программа Митрофановских церковно-исторических чтений

Открытие регионального этапа и пленарное заседание состоятся 1 декабря 2023 года.

ГлавноеНовым председателем СТД стал Владимир Машков

Машков избран на пять лет. Он сменит Александра Калягина, который руководит Союзом с 1996 года.