Театр
Магический куб Театра Наций
- Текст: Анна Бояринова
- Фото: ИТАР-ТАСС
Свершилось! После пяти лет работы всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж представил московской публике спектакль «Гамлет | Коллаж», в котором все роли играет Евгений Миронов.
Предвосхищая негодование хранителей классических традиций, Лепаж рассказал о своем стиле работы с Шекспиром и обозначил сакральные зоны: «Единственное, что я переосмыслил, – это пространство. Поместил всё в куб, потому что традиционная плоскость очень невыразительна сама по себе и ограничивает экспрессивность действия. Тот факт, что Евгений играет все роли, и женские в том числе, тоже отсылает к шекспировскому театру, в котором лицедействовали только мужчины. Шекспир когда-то завещал играть в прямом смысле слова на сцене: играть, в первую очередь, с монологами, словно отстраняясь от героев. Ведь если посмотреть на «Гамлета» объективно, то это сборник хитовых монологов, которыми драматург предлагает режиссеру жонглировать. «Гамлет | Коллаж» сохранил элементы азартной игры, заложенные Шекспиром».
Спектакль завораживает, и его таинственную природу зритель постигает не сразу. Куб представляет другое измерение, которое обычно никто не видит, но интуитивно догадывается о его существовании. С одной стороны, это та самая система координат, на которую любят ссылаться фаталисты. И с этой точки зрения действие здесь приобретает мистические черты, усиливая лейтмотив злого рока: преломленные в кубе измены, предательства и убийства возводятся в кровосмешение, распутство и благословенную месть.
Сам Шекспир устами Гамлета сказал, что задача драмы – «являть каждому веку и сословию его подобие и отпечаток». Показанные в кубе неприкаянность Гамлета, его «сумасшествие» преобразуются, с другой стороны, в трагедию современного человека, в котором взращенные всемирной паутиной матрицы борются с жаждой реальной жизни.
Действительно, все больше и больше отдаваясь Интернету, человек становится элементом всемирной коммуникативной схемы, просчитанной и выверенной, сам загоняет себя в мышеловку и обрекает на гамлетовское одиночество среди омертвевших сердец. Параллельное киберпространство воплощается в гиперкубе с бесконечным числом измерений. Именно в таких условиях рушится стройная жизнь Гамлета – от нее остается лишь кубическая руина как символ воцарившегося хаоса. С этого, кстати, и начинается спектакль: человек, связанный в смирительной рубашке, как загнанный в угол зверь, смотрит в зал из вращающегося куба. Мы узнаем в нем датского принца.
Вместе с Лепажем и Мироновым работала целая команда профессионалов мирового уровня из Канады и России. Особенно хочется отметить музыку Жозуэ Бокажу: самоучка из Квебека, он сумел придать «Гамлету» уникальное звучание, в котором слышны пульсация жизни, ее мощь. Пронзает сцена смерти Офелии, в которой нет ни одного слова, но музыка проникнута покорностью, кристальной чистотой и освобождающей силой любви. С помощью незначительной трансформации на одной из граней куба, правильно выстроенного света и ветровых эффектов, Офелия «падает» в воду и «тонет», унося за собой шлейф непорочности и кротости. Это шедевр современного сценического искусства, и выразительность здесь во многом определена музыкой.
Кого бы ни играл Миронов, в кубе всегда разворачивается грустная история человека, тщетно пытающегося вернуть гармонию в свою жизнь. Скатываясь от монолога к монологу по граням, герои зеркально отражают всех тех, кто безуспешно ищет истину, дружбу и любовь в реальной жизни. Пьесу, написанную в эпоху Возрождения, режиссер сумел вытолкнуть в третье тысячелетие, с опережением, кажется, многое предугадывая…
«Гамлет | Коллаж» – это очень уважительная к Шекспиру, осторожная игра. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что спектакль ждет счастливое будущее и долгая жизнь. Скрещение мастеров творит фантастику наяву, и она будет актуальна до тех пор, пока фантастика не станет обыденностью. Поскольку планка, установленная Лепажем и Мироновым, слишком высока, то это случится еще не скоро.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — «Лошадей Апокалипсиса» и остановку Биг-Бена назвали признаками грядущего конца света
Мы, искушенные люди 21-го века, слишком просвещены, чтобы заниматься суеверной чепухой, не так ли? Уже нет.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — На Московском кинофестивале победил «Стыд»
Таково решение жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном.
Персона — Уволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова
Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 20-27 апреля 2024 в мировых СМИ
Отличных работ было много, в этом вы можете убедиться сами.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.