Войти
Театр
24.12.2013 20:09
Магический куб Театра Наций

Магический куб Театра Наций

  • Текст: Анна Бояринова
  • Фото: ИТАР-ТАСС

Свершилось! После пяти лет работы всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж представил московской публике спектакль «Гамлет | Коллаж», в котором все роли играет Евгений Миронов.

Капризные столичные зрители готовили себя к техничной инсценировке Шекспира и великолепной игре артиста. Их искушенные ожидания не совсем оправдались, ибо творящееся два с половиной часа на сцене превратило драму в Откровение. И все благодаря пространству, куда Лепаж решил перенести действие. Он заменил традиционную сценическую плоскость кубом, который вращается, реконструируется, видоизменяется благодаря световым проекциям. Гамлет, Лаэрт, Офелия, Гертруда, Клавдий, Горацио, – как в невесомости герои живут здесь, а легкость, с которой Миронов буквально перепрыгивает с одного на другого, и убедительность в каждом образе заставляют признать в этом артисте не только большой драматический талант, но авантюрную отвагу и первозданную душевную чистоту, – сочетание, свойственное гениям.


Предвосхищая негодование хранителей классических традиций, Лепаж рассказал о своем стиле работы с Шекспиром и обозначил сакральные зоны: «Единственное, что я переосмыслил, – это пространство. Поместил всё в куб, потому что традиционная плоскость очень невыразительна сама по себе и ограничивает экспрессивность действия. Тот факт, что Евгений играет все роли, и женские в том числе, тоже отсылает к шекспировскому театру, в котором лицедействовали только мужчины. Шекспир когда-то завещал играть в прямом смысле слова на сцене: играть, в первую очередь, с монологами, словно отстраняясь от героев. Ведь если посмотреть на «Гамлета» объективно, то это сборник хитовых монологов, которыми драматург предлагает режиссеру жонглировать. «Гамлет | Коллаж» сохранил элементы азартной игры, заложенные Шекспиром».


Спектакль завораживает, и его таинственную природу зритель постигает не сразу. Куб представляет другое измерение, которое обычно никто не видит, но интуитивно догадывается о его существовании. С одной стороны, это та самая система координат, на которую любят ссылаться фаталисты. И с этой точки зрения действие здесь приобретает мистические черты, усиливая лейтмотив злого рока: преломленные в кубе измены, предательства и убийства возводятся в кровосмешение, распутство и благословенную месть.

Сам Шекспир устами Гамлета сказал, что задача драмы – «являть каждому веку и сословию его подобие и отпечаток». Показанные в кубе неприкаянность Гамлета, его «сумасшествие» преобразуются, с другой стороны, в трагедию современного человека, в котором взращенные всемирной паутиной матрицы борются с жаждой реальной жизни.


Действительно, все больше и больше отдаваясь Интернету, человек становится элементом всемирной коммуникативной схемы, просчитанной и выверенной, сам загоняет себя в мышеловку и обрекает на гамлетовское одиночество среди омертвевших сердец. Параллельное киберпространство воплощается в гиперкубе с бесконечным числом измерений. Именно в таких условиях рушится стройная жизнь Гамлета – от нее остается лишь кубическая руина как символ воцарившегося хаоса. С этого, кстати, и начинается спектакль: человек, связанный в смирительной рубашке, как загнанный в угол зверь, смотрит в зал из вращающегося куба. Мы узнаем в нем датского принца.

Вместе с Лепажем и Мироновым работала целая команда профессионалов мирового уровня из Канады и России. Особенно хочется отметить музыку Жозуэ Бокажу: самоучка из Квебека, он сумел придать «Гамлету» уникальное звучание, в котором слышны пульсация жизни, ее мощь. Пронзает сцена смерти Офелии, в которой нет ни одного слова, но музыка проникнута покорностью, кристальной чистотой и освобождающей силой любви. С помощью незначительной трансформации на одной из граней куба, правильно выстроенного света и ветровых эффектов, Офелия «падает» в воду и «тонет», унося за собой шлейф непорочности и кротости. Это шедевр современного сценического искусства, и выразительность здесь во многом определена музыкой.

Кого бы ни играл Миронов, в кубе всегда разворачивается грустная история человека, тщетно пытающегося вернуть гармонию в свою жизнь. Скатываясь от монолога к монологу по граням, герои зеркально отражают всех тех, кто безуспешно ищет истину, дружбу и любовь в реальной жизни. Пьесу, написанную в эпоху Возрождения, режиссер сумел вытолкнуть в третье тысячелетие, с опережением, кажется, многое предугадывая…

«Гамлет | Коллаж» – это очень уважительная к Шекспиру, осторожная игра. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что спектакль ждет счастливое будущее и долгая жизнь. Скрещение мастеров творит фантастику наяву, и она будет актуальна до тех пор, пока фантастика не станет обыденностью. Поскольку планка, установленная Лепажем и Мироновым, слишком высока, то это случится еще не скоро.


Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеЗвезда в эфире: ожидаются помехи на телеэкранах из-за солнечного излучения

В Воронежской области помехи и кратковременные прерывания сигнала могут наблюдаться вплоть до 20 октября с 12:37 до 13:41.

В России25 сентября в России коронавирус диагностировали у 7212 человек

Ситуация ухудшается на глазах, но всё же не так стремительно, как в ряде других стран мира.

В миреМедики Израиля теряют контроль над ситуацией

Введение самых жёстких мер убийственно для экономики, но ничего другого не остаётся.

ОбществоВ Воронежской области упала посещаемость объектов культуры

Чиновники объясняют невыполнение показателей распространением коронавируса и ограничительными мерами.

ТеатрВоронежская опера: объявлен публичный конкурс

Спорные решения, предложенные Сергеем Куцеваловым и Юрием Купером, отправлены в корзину.

Кино и телевидение«Стрельцов» стал лидером российского проката со скромным результатом первого дня

Прогноз на уик-энд – 90 миллионов рублей, для лидера это немного, но других претендентов на лидерство не наблюдается.

ПерсонаВиктору Шорину исполнилось 70

С юбилеем музыканта поздравил губернатор Воронежской области Александр Гусев.

ЛитератураНовое издательство Inspiria: больше, чем книга

Читателей приглашают заглянуть в яркие миры Inspiria. Книги издательства поддержат тренд «от массового к персональному».

МузыкаКлассический музыкальный обвал в Воронеже

Известные музыканты один за другим отменяют свои концерты в столице Черноземья.

Изобразительное искусствоВоронежский художественный музей имени Крамского приглашает на музейные занятия и лекции

В отличие от прежних лет, образовательно-познавательная программа рассчитана исключительно на взрослых.

Зал ожидания«Квартет И» в Воронеж не приедет

Сентябрьская гастрольная программа сорвана, теперь говорят, что гастрольная деятельность возобновится в октябре.

ГлавноеВ Воронежской области 25 сентября подтверждено 164 новых случая заражения коронавирусом

Рост заболевших и умерших налицо, однако глава региона не видит в этом никакой беды.