Театр
«Тартюф» в Воронеже: и где же торжество справедливости?
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: voronezhdrama.ru
Анатолий Слюсаренко поставил в Воронежском академическом театре драмы бессмертную комедию Мольера «Тартюф». Поставил так, что на сакраментальный вопрос «Где, ад, твоя победа?» можно ответить: «Да вот же она!».
О чем и зачем этот спектакль понятно. Торжество подлости, лицемерия, бесчеловечности в этом «Тартюфе» полное и безоговорочное. Соединение сюжетной канвы первого варианта пьесы с текстом окончательной версии производит на публику ошеломляющее впечатление. Зло безраздельно торжествует на фоне размытого парадного портрета монарха (собирательный образ) и звучащих со сцены мольеровских строк:
Расстаньтесь, сударь мой, с тревогой справедливой.
Над нами царствует монарх правдолюбивый,
Монарх, чей острый взор пронзает все сердца
И не обманется искусством хитреца.
Он, прозорливостью великой одаренный,
На все бросает взгляд прямой и неуклонный;
Он увлечения не знает никогда,
И разуму его несдержанность чужда.
Заслуженных людей он славой украшает,
Но рвение благих его не ослепляет,
И вся любовь к добру не заглушает в нем
Ни отвращения, ни гнева перед злом.
Когда в финале торжествующий Тартюф начинает дирижировать оркестром, это производит сильное впечатление. Настолько, что зрители не сразу приходят в себя, чтобы наградить артистов заслуженными аплодисментами.
А в начале, в прологе, оркестром дирижирует Оргон (Роман Слатвинский) – хозяин богатого дома со множеством домочадцев, неосмотрительно пригревший проходимца, начисто лишенного морали, но мастерски умеющего запудрить мозги. Впрочем, лживость и пустозвонство пройдохи очевидны практически всем. Но отец семейства и его матушка (Тамара Семенова) ослеплены мнимыми добродетелями втируши. А когда они понимают, как их облапошили и подставили, уже ничего исправить нельзя.
До поры до времени зомбированный Оргон никого не желает слушать, и любые доводы отметает с порога. Что ж, оставайся в дураках. Оргону дарят клоунский красный нос и отправляют в тюрьму. Дом его отошел другому, семья изгнана на улицу без копейки денег. Вот такое торжество добродетели с явственным запахом серы.
Об этом «Тартюф» Анатолия Слюсаренко, изобретательного режиссера, чьи неординарные спектакли, поставленные в геленджикском театре «Торикос» («Царь Эдип», «Любовь дона Перлимплина») мы видели в Воронеже.
О чем – понятно. Остается разобраться с тем, как он поставил комедию Мольера на воронежской сцене.
Прежде всего, комического в этом спектакле немного. И оно подчас не лучшего качества. Лакеи зачем-то носят по сцене упакованную пальму, а грабли, на которые наступает резонер Клеант (Евгений Баханов), больно бьют его по причинному месту. А вот сцена, когда слуги бегут из дома подобно крысам, хороша. И когда "святоша" Тартюф демонстрирует свои прелести ошалевшей Дорине (Елена Гладышева), - это тоже смешно.
Режиссер и художник-постановщик Игорь Капитанов смело используют элементы самых разных стилей: барокко, дель арте, хай-тек – все смешалось в доме Оргона. Нарочита пестрота и разноголосица в костюмах Фагили Сельской. Марианна (Татьяна Беляева) похожа на нэпманшу, Валер (Денис Кулиничев) выходит на сцену в костюме клоуна Дурова. Тартюф проводит почти весь спектакль в рубище и только в финале появляется в богатом черном одеянии, призванном подчеркнуть его новый статус.
Юрий Смышников – далеко не традиционный Тартюф, ханжа и лицемер, до поры до времени прячущий свое истинное лицо под маской благочестия. Он с первой минуты знает, чем все закончится. Манера игры, грим, инфернальность словно позаимствованы в спектакле «Анатэма», поставленном Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1909 году в Московском Художественном театре по пьесе Леонида Андреева.
Казимир Малевич. Василий Качалов в роли Анатэмы.
Как известно, в мировой литературе и драматургии у дьявола много имен: Вельзевул, Мефистофель, Сатана, Воланд. У Леонида Андреева он Анатэма.
Тартюф Смышникова инфернален, всеведущ, неодолим. Это не его разыгрывает Эльмира (Екатерина Иванова), а он играет со всеми героями пьесы как кошка с мышами. Актер умело усиливает ощущение жути происходящего, добавляя все больше черной краски в рисунок роли.
И в спектакле с первых же сцен нет легкости. Как будто мрачная тень преисподней уже нависла над домом Оргона, в котором появился Тартюф. Этого впечатления не рассевают ни картины Якаба Богдани и других художников барокко, появляющиеся на заднике, ни умелая игра светом и цветом (художник по свету Дмитрий Зименко). Не только обманщик знает, каким будет финал, но об этом подозревают другие герои представления. Этим и объясняется интонация – слишком аффектированная и драматическая для комедии.
Но разве это забавно, когда тартюфы торжествуют?
Реклама
Если вы коллекционируете монеты, то вы можете их приобрести на ресурсе greatcoins.ru. У нас очень большой каталог редких монет!
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Секреты успешного кастинга для участия в фильмах и передачах
Следуя нашим советам, вы сможете пройти кастинг на самый престижный проект.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.