Войти
Театр
19.10.2013 21:31
Театр из Орла «Свободное пространство» показал в Воронеже спектакль «Биндюжник и Король»

Театр из Орла «Свободное пространство» показал в Воронеже спектакль «Биндюжник и Король»

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: teatr.orel.ru

С нетерпением ждали воронежские театралы выступления на сцене Воронежского ТЮЗа в рамках фестиваля «Молодой театр» Орловского театра «Свободное пространство». Он регулярно бывает у нас в гостях и весьма полюбился воронежской публике своими яркими музыкальными спектаклями. Пожалуй, нет второго такого молодежного театра в стране, который бы так много уделял внимания мюзиклу – жанру весьма и весьма любимому молодыми.


На Молдаванке музыка замолкла…

Вот и на этот раз труппа Александра Михайлова привезла нам мюзикл. Да не какой-нибудь! Знаменитый «Биндюжник и Король» Александра Журбина по мотивам пьесы Бабеля «Закат» и его «Одесских рассказов» (либретто Асара Эппеля). Великолепная музыка, качественные тексты, захватывающий сюжет.

Замечательно само обращение к творчеству Исаака Бабеля, писателя, имя которого молодежь практически не знает, не говоря уже о его трагической судьбе. Да и старшее поколение тоже. Несмотря на реабилитацию в 1954 году, произведения писателя возвращались в литературу очень тяжело. Слишком уж страшную действительность в период завоевания власти большевиками показал писатель. Не прозвучали его произведения и в новую эпоху – возрождения капитализма.

Между тем, «Биндюжник и Король» в этом смысле выглядит вполне современно. В основе сюжета трагедия хозяина одесского «извоза», крупного еврейского «биндюжника» Менделя Крика (его великолепно играет и поет Валерий Лагоша). Желая захватить его бизнес и не потерять наследство из-за поздней страсти отца к красавице Марусе, два его сына – Беня Крик (Алексей Кондрахов) и Левка-кавалерист ( Евгений Рассоха) избивают отца и превращают его в безмозглого калеку. Беня Крик сам становится криминальным хозяином Одессы – прямо в духе современных ОПГ. Марусю лишают возможности родить ребенка. А отца просто запирают подальше от глаз.

Рассказывая о событиях тех далеких лет на одесской Молдованке, орловские артисты, как всегда, продемонстрировали великолепные технические возможности. Они прекрасно танцевали и пели. Даже не стала бы кого-то выделять. Особо выдающихся певцов в театре, как я поняла, нет, но в рамках художественной задачи они все вполне на уровне. Что касается работы над образами героев, выстраивания взаимоотношений, конфликта, даже просто фабулы, думаю, что тут есть проблемы.

Первый акт мне показался затянутым и скучным. Яркие зарисовки быта из жизни Молдованки не спасают положения. Неожиданное избиение отца братьями, которым он заканчивается, оказалось совершенно не подготовленным. До этого никаких «трещин» во взаимоотношениях «отцов и детей» заметить было невозможно. Вся основная нагрузка по действию легла на музыкальные номера и зонги - в них и говорилось о том, что происходит. А это не всегда улавливается зрителем, занятым музыкой и пением. Соответственно, артисты все усилия направили на то, чтобы качественно исполнить свои номера. И в меньшей степени были озадачены тем, чтобы исполнить РОЛИ. Поэтому, к сожалению, образы их героев получились довольно плоскими, поверхностными и однозначными.


Даже у таких хороших и харизматичных артистов как Валерий Лагоша, Нонна Исаева (Нехама, жена Менделя), Олег Семичев (жених дочери Двойры мосье Боярский), Ирина Агейкина(сама Двойра), которым, казалось бы, и играть ничего не надо. (Замечу, что мужская часть орловской труппы вообще отличается яркой фактурностью и колоритностью. Когда эта «банда» вываливает на сцену, становится не по себе…. Мощная энергетика буквально впечатывает в кресло.)

Особо хочется сказать об исполнителе роли Бени Крика – Алексее Кондрахове. Этот высокий красавец сразу обращает на себя внимание. К тому же и поет неплохо. Но все же для роли главаря банды он слишком хорош и интеллигентен, компенсируя отсутствие дерзости, наглости, самоуверенности и жесткости напускным бесстрастием. Боюсь, что такому спокойному и симпатичному человеку вряд ли удалось держать в руках даже небольшое количество отпетых негодяев и мошенников. Он и пистолет держит в руках как-то неуверенно и неумело, как будто не зная, что с ним делать. Но – запоминается, тут ничего не скажешь. В отличии, например, от возлюбленной Менделя – Маруси (Елена Симонова), хотя поет она как раз, быть может, лучше всех. Чем она покорила этого сильного человека, непонятно. Типичная лирическая героиня. К сожалению, многие и другие персонажи проходят через спектакль чисто функционально. И оттого, наверное, тоже развернувшаяся на сцене драма, не задевает душу.


Ни о каком втором плане, подтекстах, говорить, понятно, тоже не приходится. Хотя придуманный режиссером финал, наверное, призван этот второй план все-таки «подложить». В разгар свадьбы Двойры вдруг врываются люди в кожанках и с пулеметами и помещают всех в гетто (выразительно трансформировав биндюжные телеги – удачная находка оформления, кстати, - во внушительный забор). За кулисами, куда увели Беню, раздаются выстрелы. Понятно, что то же ожидает и остальных. Хотя сам автор «Одесских рассказов», расстрелянный по сфабрикованному Берией делу в 1940-м году, об этом еще не знал…

Но социально-политического звучания все равно не получается. В контексте происходящего на сцене – избиение отца и лишение его бизнеса (один из самых страшных у евреев грехов – не почитание своих родителей) и бандитской «деятельностью» Бени - помещение всей банды за забор и расстрел главаря воспринимаются как заслуженное возмездие.

А красные комиссары – как избавители земли от преступников. На это, некстати, накладывается еще и еврейская тема…
Не думаю, что постановщик спектакля хотел такого результата. Осторожнее бы надо с обобщениями!


Новости партнёров
Ранее в рубриках
В Воронеже9 августа в Воронеже опять объявили о 97 заболевших коронавирусом за сутки

На этот раз никто не умер, общее число смертей в регионе осталось 106.

В России10 августа в РФ подтверждено 5118 новых случаев заражения коронавирусом

Коронавирус в России ведёт себя иначе, чем в других странах, где он перешёл в контратаку.

В миреЧисло заболевших Covid-19 во всём мире превысило 20 миллионов

Покорён психологически важный рубеж, при этом темпы прироста заражённых ускоряются.

ОбществоВ Воронежской области стартует конкурс «Территория идей»

Граждане, признанные победителями конкурса, будут поощрены денежными премиями.

ТеатрВоронежский театр-студия «Театральная 17» занял первое место на Международном фестивале в Болгарии

Международный фестиваль-конкурс «Театрфест-2020» привлёк коллективы из России, Болгарии, Казахстана и Молдовы.

Кино и телевидениеНовые фильмы – просмотр онлайн на киносайте SlashTube

Можно выбрать не только название, но и удобное время просмотра, а также получить необходимую информацию.

ПерсонаДмитрий Рогозин предлагает раскрашивать ракеты в традициях народных промыслов

Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино – всё годится для пропаганды почвенной культуры.

ЛитератураВыходит книга Александра Долгова «Спасти Цоя. Роман, где переплелись вымысел и реальность»

Это фантастический роман о путешествии во времени, которое горой книги совершает ради того, чтобы предотвратить трагедию.

МузыкаИскусство эпохи коронавируса: Катя Ростовцева не приедет в Воронеж, а Андрей Гугнин решил сыграть

Противоречивые действия исполнителей свидетельствуют о растерянности общества перед лицом коронавируса.

Изобразительное искусствоCovid-19 вдохновил художников планеты

Они активно создают произведения эпохи коронавируса, порой весьма интересные.

Зал ожиданияВоронежская область станет участником заключительного этапа Всероссийской выставки-смотра «Салют Победы»

Заключительный этап Всероссийской выставки-смотра художников-любителей проводится с 13 августа по 7 сентября 2020 года в Москве.

Главное10 августа в Воронеже объявили о 96 заболевших коронавирусом за сутки

Инфекция не сдаётся, угрожая отозвать разрешение на проведение культурных мероприятий.