Театр
Остается ли Воронеж театральной Меккой?
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото:
- Правка
Еще совсем недавно – на рубеже веков – мы с гордостью говорили о воронежском феномене: особой театральной ауре, ярких мастерах сцены, внимательном, подготовленном зрителе. А какие были театральные вечера в Доме актера! Какие критики наезжали к нам, проводили семинары, писали о премьерах!
Но время неумолимо. Первым от нас ушел признанный корифей театра кукол Валерий Вольховский. Ушел в расцвете таланта, оставив труппу в творческом недоумении, в котором она, похоже, пребывает по сей день. Остались спектакли, но растворилось одухотворяющее начало, растаял магнетизм личности Мастера. И вот у нас снова не театр кукол, а кукольный театр. (На том, что это отнюдь не тождественные понятия, Валерий Аркадьевич настаивал принципиально.) И с каждой премьерой нарастает степень разочарования и сожаления о тех временах, когда в театре был Лидер.Другая удручающая утрата - безвременная кончина художественного руководителя академического театра драмы имени А. Кольцова Анатолия Иванова. Трудно привыкнуть к мысли, что Анатолия Васильевича с нами больше нет. И мы не увидим его новых спектаклей, в том числе и столь ожидаемых «Мертвых душ». Два последних сезона (увы, действительно последних для Мастера) стали для Иванова своеобразным ренессансом. Казалось, режиссер обрел второе дыхание. «Утиная охота» оказалась новой вершиной в его творчестве, встав почти вровень с «Женитьбой», «Все в саду», «Коломбой», другими лучшими спектаклями Мэтра. Замечательно, что Анатолий Васильевич успел вкусить успеха своего «Ревизора», услышать лестные оценки других своих недавних работ.
К горечи утраты примешивается сегодня чувство тревоги за театр. Сумеет ли коллектив выдвинуть из своих рядов (или принять со стороны) достойного лидера, который не только сохранит в репертуаре спектакли Анатолия Иванова, но и поможет театру сделать шаг вперед?Иногда кажется, что мы слишком строго судим Художников при жизни. Может быть, мало добрых слов говорим в адрес живущих и здравствующих (к счастью!) режиссеров, актеров, музыкантов... На мой взгляд, большего со стороны критики, общественности и властей заслуживает Адгур Кове – интересный, ищущий театральный режиссер, отличающийся крепким профессионализмом и своеобразным творческим почерком. Думаю, многие из тех, кто видел спектакли Адгура Кове в Борисоглебском драматическом театре и Воронежском театре юного зрителя со мной согласятся. Было бы жаль, если бы Кове уехал из Воронежа. Режиссеры – товар штучный, их и по России-то немного.
И уж совсем невосполнимой потерей был бы отъезд из нашего города Михаила Бычкова. За 15 лет мы заметно привыкли к тому, что в Воронеже есть Камерный театр – театр Бычкова и почти уверовали, что так будет всегда. Произнося привычные слова «Территория нашей души», «Оазис духовности» по отношению к Камерному, мы не всегда задумываемся, насколько хрупок этот редкий и прекрасный цветок, расцветший посреди пустыни. И пусть, на мой взгляд, недавние работы Михаила Владимировича не столь значительны, как «Дядюшкин сон», «Тойбеле и ее демон», «Скрипка Ротшильда», «Маскарад» или «Каин», но все же это – современный, умный, волнующий театр. И меня радует, что в июне, на пятнадцатилетии Камерного Михаил Бычков говорил о собственной творческой неудовлетворенности, о желании предъявить миру и городу новые спектакли, которые станут новой вехой в истории Театра. Честно говоря, давно хочется значительной, принципиальной премьеры в оперном. Ведь были же «Сельская честь», «Отелло», «Свадьба Фигаро» - спектакли, которые сделали бы честь и столичной сцене. Однако в последнее время театр удовлетворяется более скромными премьерами, по-прежнему делая ставку на оперетту, чей век на мировых подмостках, увы, заканчивается. Точку в сезоне поставили «Цыганским бароном», сыгранным на лоне природе в Дивногорье. За идею, конечно, спасибо, но, думается, уместнее на такой площадке было бы дать «Ивана Сусанина» или «Князя Игоря». Или «Реквием» Верди. Это представление стало бы событием театрально-музыкального сезона. И отнюдь не провинциального масштаба.Чего ожидать нам в сезоне 2009/2010? Чем удивят нас воронежские театры? Хотелось бы – произведениями искусства, а не скандалами. И уж совсем нежелательно воцарение на наших театральных подмостках серости и скуки, когда спектакль становится самым действенным снотворным. Воронежский театральный феномен не должен стать только фактом истории.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот
В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.
В России — «России необходимо очищение, народ этого ждёт» – Александр Проханов
Жизненно важно для страны и её будущего покончить с культом «золотого тельца».
В мире — Карнавалы становятся неуправляемыми и опасными
Какая злая сила превращает толпу в скопище дикарей, теряющих всё человеческое?
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — Умер автор исторических детективов Кристофер Джон Сэнсом
Автор романов о Мэтью Шардлейке скончался в возрасте 71 года от редкого вида рака.
Музыка — Явным фаворитом «Евровидения-2024» назвали швейцарца Немо
В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.