Войти
В России
15.05.2025 17:10
Скандал на Платоновфесте: ведущие московские критики вышли из состава оргкомитета фестиваля

Скандал на Платоновфесте: ведущие московские критики вышли из состава оргкомитета фестиваля

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: Pinterest

Если вы думаете, что анекдот про «министерство культуры» — это фигура речи, то вы ничего не знаете о том, как делаются дела в нашем министерстве культуры.

Итак, фигура первая: «Хотим по-богатому»


Как вы знаете, руководство Платоновским фестивалем перешло к бывшему учителю из Новоусманского района, некоему Юрию Зайцеву. До Платоновского фестиваля этот самый Зайцев проводил в Новой Усмани рок фестиваль «Молодые Ветра». Фестиваль – это, конечно, громко сказано: просто приглашал рокеров выступить в Новой Усмани.

О, Новая Усмань! Это вообще «родина слонов», одна танковая аллея чего стоит. Но «труба зовёт», и Новоусманская «бригада» возглавившая министерство внутренней политики, бросила Зайцева рулить Платоновским фестивалем. Ну а чё, человек уже знает, как фестивали мастырить, сварганил в Новой Усмани и с Платоновским справится, делов-то.


Понятно, что сам Зайцев там ничего не решал, а решали Елена Дерганова, Мария Мазур и Дмитрий Маслов. Вот такая вот особая тройка по самому дорогому культурному проекту в Черноземье.

Собственно, всё что произошло дальше, наглядно иллюстрирует анекдот «про прачечную». Итак, Зайцев, Дерганова и Маслов, решили, что всё должно быть по-взрослому, поэтому пригласили верстать программу ведущих московских критиков. Ну, как говорят в Новой Усмани – «…если что-то и брать, то брать самое лучшее…». Пригласили они Марину Тимашеву, Аллу Шевелёву и Марину Райкину, которые и сверстали программу мечты.

Дальше приводим прямую речь потерпевших, как говорится – «ни убавить, ни прибавить»:

Алла Шевелёва:

- Платоновский фестиваль и его новая дирекция презентовали программу этого года, упомянув, что её вместе с «экспертами дирекции» отбирали Марина Тимашева, Марина Райкина и я.

Лихо сформулировано, учитывая, что от собранной нами втроём программы из пятнадцати названий осталось три. Остальные двенадцать, стало быть, собирали безымянные «эксперты дирекции».

А дело было так. Минувшим летом нас попросили стать арт-директорами Платоновского фестиваля.

Мы довольно быстро собрали программу, в которую вошли прекрасно знакомые всей театральной России: Мастерская Петра Фоменко, РАМТ, «Красный факел», номинант нынешней «Золотой Маски» – орловский театр «Свободное пространство» и многие другие уважаемые коллективы. Программу утвердили, театры оповестили, начались переговоры по техническим вопросам и… представители фестиваля исчезли.

Спустя некоторое время Платоновский возглавил господин Юрий Зайцев. Бывший директор Алёна Ашкова, став его замом, в письме успокоила, что новое назначение не несет никакой угрозы. Мол, работа продолжается.

Однако все театры, с которыми были начаты переговоры, через некоторое время стали получать отказы с самыми невероятными формулировками. «Ягу» Дарьи Борисовой настоятельно попросили пройти «за детский стол» – на фестиваль Маршак, другим участникам намекали, что они недостаточно идейно выдержаны. С кем-то дирекция и вовсе не церемонилась: на звонки и письма перестали отвечать.

Кстати, все отказы предполагаемые участники программы получали по телефону (те, с кем дирекция разговаривала). Ни единого письменного свидетельства наши опытные организаторы не оставили. Всё на словах.

Когда новости о странном поведении приглашающей стороны дошли до меня, и я попыталась выяснить у дирекции, что происходит с утвержденной программой, как в ней оказались незнакомые мне названия, господин Зайцев ответил: «Отбирали наши сотрудники, мы не стали вас беспокоить». Как это трогательно!

К чему я всё это пишу, друзья? Хочу вас предупредить: не берите с меня (нас) пример. Мы оказались слишком доверчивыми.

И ещё я хочу извиниться перед театрами, которые невольно были нами введены в заблуждение. Простите. Мы не знали, что с вами и с нами так поступят. Видимо, верить сейчас нельзя никому. Даже если подписываешь договор и лично встречаешься с министром культуры региона, всегда есть шанс, что под твоё имя пригласят людей, которых ты в глаза не видел, а выбранных тобой художников сольют без объяснения причин.


Фигура вторая: «Немая сцена»


Короче, наша троица (Зайцев, Мазур, Дерганова), решила по-тихому перекроить программу, не ставя в известность приглашённых ими же арт-директоров. Как это называется? Ответ простой – жлобство как стиль работы минкульта и иных чиновников. То, что возмутило московских участников оргкомитета, постоянно происходит в воронежской культуре. Никому неизвестные и профнепригодные тётечки, естественно, лучше знают, какие спектакли привозить на Платоновфест, а какие недостаточно патриотичные. Это знание они получают из опыта сидения на совещаниях и чтения методичек и глянцевых журналов. При этом отношение к приглашённым экспертами – максимально высокомерное и хамское.

Подобное тянется к подобному и неудивительно, что Дерганова и Мазур «нашли друг друга» на широких просторах чернозёма.

Читаем свидетельства дальше:

Пишет Марина Тимашева:

- Молчать невозможно. Я написала два письма в эту дирекцию с просьбой не упоминать моё имя в контексте фестиваля, так как я не хочу отвечать за неизвестных мне экспертов, а также подписываться под программой, о которой я ничего не знаю. Ведь до того я написала им три письма с просьбой прислать мне программу. И тоже не получила ответа. Они там, видать, собственной тени боятся.

Вот так выглядела изначально наша программа. (потом сами отказались вахтанговский и пушкинский театры. А все остальное, кроме трёх спектаклей, куда-то делось. Мы увидели итоговую программу постфактум, когда она была официально объявлена). Итак:

1.«Пугачёв». Театр Петра Фоменко

2. «Генерал и его семья». Театр им. Евгения Вахтангова.

3. «Соборяне» Театр им. Гоголя (совместный проект)

4. «Яга». Орёл. театр «Свободное пространство». Или их же «Сирано де Бержерак»

5.«Люблинский штукарь». Театр «Шалом».

6.«Котлован». Новосибирск. Театр «Старый дом».

7.«Палата номер 6». СПб. МДТ.

8. «Завтра была война». Театр им. Пушкина.

9.«Мизантроп и я». РАМТ

10. «Егорушкины птицы». Челябинск, Новый художественный театр.

11. «Эдип». СПб. Театр «Левендаль».

12. «Черные доски». Владимирский областной театр драмы.

Театр кукол:

1. «Лето на память» Рязанский театр кукол.
Если Рязань не может вывезти «Лето на память», заменить на «Сон в летнюю ночь»

2. «Земля и Вселенная» (Иран, реж. Захари Сабри). Малая сцена.

Оперный театр:

1. «Мастер и Маргарита». Самара. Театр оперы и балета.


Фигура третья: «Финал»


Вот так, взяли и походя выхолостили Платоновский фестиваль, а теперь пытаются совершить невыполнимое – продать эту куцую афишу, в которой театральная программа соревнуется с музыкальной в необязательности.

Закончим мы нашу пьесу цитатой малоизвестного драматурга Антона Чехова, которого Дерганова и Мазур точно не пригласят на Платоновский фестиваль, потому что он «недостаточно патриотичный».

«Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев вицмундиры!».
А.П. Чехов

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев ждут две недели прохлады и дождей?

До 27 июня синоптики не видят возвращения сильной жары, поскольку прогнозируют циклоническую активность.

В РоссииПодведены итоги конкурса «Санкт-Петербургский Олимп»

К завершающему этапу конкурса жюри допустило 4 финалистов, но главный приз достался только одному, вернее, одной.

В миреБольшой симфонический оркестр имени Чайковского застрял в Иране

Возвращение музыкантов на родину в настоящее время невозможно.

ОбществоВ Воронеже пройдёт обучение по социокультурному проектированию и особенностям грантовых конкурсов

Вы узнаете, как качественно проработать социокультурный проект, соответствующий специфике грантового конкурса ПФКИ.

ТеатрИтоги XXVI Международного театрального фестиваля «Молодёжь. Театр. Фест»

Этот театральный форум сохраняет притягательность и актуальность на протяжении четверти века – как ему это удаётся?

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 12 июня: полная смена декораций

Новые фильмы вырвались вперёд, и только «Балерина» смогла оказать подобие сопротивления.

ПерсонаЕгор Сурин: «Мы больше хотели выиграть кубок»

Нападающий ярославского «Локомотива» уроженец Воронежа, привёз в родной город Кубок Гагарина.

ЛитератураВышел второй роман из серии уютных детективов Марка Экклстона об Астрид Свифт – «Клуб любителей искусства и расследований»

Вместе группой новых друзей из местного художественного круга Астрид приступает к негласному расследованию преступления.

МузыкаТоржественное открытие II Международного конкурса имени С.В. Рахманинова состоится 14 июня в Москве

II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова пройдет с 14 по 26 июня 2025 года.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 31 мая – 7 июня 2025 в мировых СМИ

Фотографы планеты расслабились. Найти что-то достойное вашего внимания было как никогда трудно.

Зал ожиданияКонцерт «Сказ о земле Воронежской» представит историю губернии силами четырёх искусств

Публика услышит музыку, созданную специально для этого проекта, в исполнении симфонического оркестра.

ГлавноеВоронежцам рассказали, как приятно и c пользой провести праздничные выходные дни 12-15 июня

Четыре выходных дня позволяют насладиться отдыхом на природе, посетить интересный спектакль или концерт.