Войти
Театр
13.04.2025 20:33
Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

Худрук велел не пущать…

Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: shedevrum.ai

Театральные критики потихоньку исчезают вместе с самим институтом критики. Во многих крупных городах нет штатных рецензентов во влиятельных СМИ. В ближайшем будущем выбор будет не между хорошей рецензией и плохой, а между единственной рецензией и полным отсутствием квалифицированной оценки.

Неуважение и даже враждебность к настоящей, а не проплаченной критике глубоко укоренились во многих театрах. Провинциализм и чувство привилегированности многих театральных деятелей не идут на пользу ни критике, ни театральному искусству. Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил, что этот обзор (рецензия) убил спектакль, обидел/оскорбил творцов и даже уничтожил рабочие места?

Когда в театре успех, режиссёры и актёры охотно берут на себя ответственность за результат. Когда это провал (что случается чаще), крайним делают критика и при этом пытаются любым способом заткнуть ему рот. А кому же хочется постоянно конфликтовать?

Но не только поэтому театральная рецензия становится вымирающим жанром. Для этого есть много причин, но основная заключается в том, что читатели не хотят театральных рецензий так же, как раньше. Интернет изменил многое. Людям всё больше нравятся короткие тексты с картинками, они не воспринимают анализ, им чуждо ассоциативное мышление.

Короткие, яркие обзоры в соцсетях, зачастую лишённые глубины анализа, заменили собой вдумчивые статьи. Читатели привыкли к быстрому потреблению информации, к мгновенной оценке – лайку или дизлайку, но не к тщательному разбору, к аргументированной критике. Пишущим волей-неволей приходится подстраиваться.

И это ужасно. С потерей квалифицированной критики, великие постановки останутся недооценёнными, а талантливые актёры не станут звёздами. Театр эфемерен. Единственное, что поддерживает живыми старые спектакли, — это архив рецензий. Рецензии означают, что театральное искусство живёт и может расцвести снова.

Было много рассуждений о том, почему театр находится в кризисе, и всевозможных объяснений, но главное остаётся без внимания: всё меньше и меньше внимания прессы, как позитивного, так и (что не менее важно) негативного. И – сюрприз! – театр страдает, деградирует, превращается в место заработка театральных деятелей, рутину и обиталище сводящей скулы скуки.

Критика жизненно важна для здоровья театра. Как можно этого не понимать?

Ситуация с театральной критикой – это не просто уменьшение количества рецензий, это симптом более глубокого кризиса, затрагивающего все аспекты взаимодействия театра с обществом. Утрата квалифицированной критики – это не только потеря объективного взгляда на постановку, но и лишение театрального процесса важного элемента саморегуляции. Ведь критика – это не только осуждение, но и анализ, выявление тенденций, поиск новых форм выражения и диалог между творцами и аудиторией.


Уход в тень профессиональных рецензентов приводит к тому, что театр теряет связь с интеллектуальной и эмоциональной жизнью, постепенно приходя в художественное запустение и превращаясь в застойное болото.

Театральные учреждения должны поменять свое отношение к критике, воспринимая её не как угрозу, а как возможность для диалога и самосовершенствования. Нужно понимать, что конструктивная критика – это инструмент развития, а не оружие для разрушения.

Возможно, нужно искать новые форматы критики, более доступные и интересные для современного читателя – подкасты, видеообзоры, интерактивные платформы...

В конечном итоге, вопрос выживания серьёзной театральной критики – это вопрос выживания самого театрального искусства. Если мы потеряем способность к анализу, к объективной оценке постановок, театр рискует либо превратиться в развлечение, лишенное глубины и смысла, либо утонуть в самодовольной выхолощенной «серьёзности».

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа ушёл в отпуск, сказав, что отопительный сезон завершат другие

Вернуться к работе градоначальник намерен перед майскими праздниками.

В РоссииАпрельские заморозки повредили будущий урожай плодов и ягод в России, Воронежская область – не исключение

По мнению экспертов, минус 4 градуса — это критичное значение для плодовых деревьев.

В миреКомический полёт поп-исполнительницы Кэти Перри и невесты Джеффа Безоса Лорен Санчес

Дамочки провели в космосе всего десять минут, а шум поднялся вселенский. Даже Овечкин померк.

ТеатрТеатральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?

Когда дело касается театральной прессы, всё выглядит довольно мрачно.

Кино и телевидение«Что с «Голосом»? Мы его теряем

«Голос» уходит под стук собственных копыт, этого не понимает только Константин Эрнст.

ПерсонаЭксклюзивное интервью Светланы Крючковой покажет канал «Россия-Культура»

Встреча с актрисой – в программе «2ВЕРНИК2» на телеканале «Россия-Культура» 25 апреля в 22:25.

ЛитератураНовая книга Павла Басинского «Леонид Андреев. Герцог Лоренцо» тоже стала бестселлером

Ранее автор «выстрелил» беллетризованными биографиями Льва Толстого и Максима Горького.

МузыкаКонкурс пианистов имени Вана Клиберна объявил имена участников – среди них трое россиян

Наших пианистов отобрано на конкурс вдвое меньше, чем китайцев.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 5-12 апреля 2025 в мировых СМИ

Очень продуктивная неделя, хотелось втиснуть в рамки публикации множество снимков, но материал не резиновый.

Зал ожидания«Театральная СТУДИЯ 17» покажет свой нашумевший спектакль «Василисса» в Центре культуры и искусства «Прогресс»

«Нужно только закрыть глаза и слушать сердце...» – фраза из спектакля, которая определяет смысл происходящего на сцене.

ГлавноеОбъявлены сроки проведения Платоновского фестиваля-2025

Теперь это лишь один из проектов фестивальной дирекции, квартирующей на улице Театральной.