Театр
Театральная критика стагнирует едва ли не быстрее самого театра, почему так?
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: shedevrum.ai
Театральные критики потихоньку исчезают вместе с самим институтом критики. Во многих крупных городах нет штатных рецензентов во влиятельных СМИ. В ближайшем будущем выбор будет не между хорошей рецензией и плохой, а между единственной рецензией и полным отсутствием квалифицированной оценки.
Когда в театре успех, режиссёры и актёры охотно берут на себя ответственность за результат. Когда это провал (что случается чаще), крайним делают критика и при этом пытаются любым способом заткнуть ему рот. А кому же хочется постоянно конфликтовать?
Но не только поэтому театральная рецензия становится вымирающим жанром. Для этого есть много причин, но основная заключается в том, что читатели не хотят театральных рецензий так же, как раньше. Интернет изменил многое. Людям всё больше нравятся короткие тексты с картинками, они не воспринимают анализ, им чуждо ассоциативное мышление.
Короткие, яркие обзоры в соцсетях, зачастую лишённые глубины анализа, заменили собой вдумчивые статьи. Читатели привыкли к быстрому потреблению информации, к мгновенной оценке – лайку или дизлайку, но не к тщательному разбору, к аргументированной критике. Пишущим волей-неволей приходится подстраиваться.
И это ужасно. С потерей квалифицированной критики, великие постановки останутся недооценёнными, а талантливые актёры не станут звёздами. Театр эфемерен. Единственное, что поддерживает живыми старые спектакли, — это архив рецензий. Рецензии означают, что театральное искусство живёт и может расцвести снова.
Было много рассуждений о том, почему театр находится в кризисе, и всевозможных объяснений, но главное остаётся без внимания: всё меньше и меньше внимания прессы, как позитивного, так и (что не менее важно) негативного. И – сюрприз! – театр страдает, деградирует, превращается в место заработка театральных деятелей, рутину и обиталище сводящей скулы скуки.
Критика жизненно важна для здоровья театра. Как можно этого не понимать?
Ситуация с театральной критикой – это не просто уменьшение количества рецензий, это симптом более глубокого кризиса, затрагивающего все аспекты взаимодействия театра с обществом. Утрата квалифицированной критики – это не только потеря объективного взгляда на постановку, но и лишение театрального процесса важного элемента саморегуляции. Ведь критика – это не только осуждение, но и анализ, выявление тенденций, поиск новых форм выражения и диалог между творцами и аудиторией.

Уход в тень профессиональных рецензентов приводит к тому, что театр теряет связь с интеллектуальной и эмоциональной жизнью, постепенно приходя в художественное запустение и превращаясь в застойное болото.
Театральные учреждения должны поменять свое отношение к критике, воспринимая её не как угрозу, а как возможность для диалога и самосовершенствования. Нужно понимать, что конструктивная критика – это инструмент развития, а не оружие для разрушения.
Возможно, нужно искать новые форматы критики, более доступные и интересные для современного читателя – подкасты, видеообзоры, интерактивные платформы...
В конечном итоге, вопрос выживания серьёзной театральной критики – это вопрос выживания самого театрального искусства. Если мы потеряем способность к анализу, к объективной оценке постановок, театр рискует либо превратиться в развлечение, лишенное глубины и смысла, либо утонуть в самодовольной выхолощенной «серьёзности».
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронеж пришло лето – воздух прогрелся почти до рекордных значений
Подобная погодная аномалия – яркое свидетельство глобального потепления.

В мире — Прогноз на невыносимо жаркое лето начинает сбываться досрочно
В Северном полушарии, Европе и Черноземье лето прогнозируется жарче обычного.

Общество — Воронежское водохранилище получило почти наивысший класс загрязнения
Накануне купального сезона экологи «убили» новостью о том, что окунаться в Воронежское море не только неприятно, но и опасно.

Театр — Воронежский театр оперы и балета пригласил на праздничный концерт «Опять весна на белом свете…»
Постановщик спектакля-концерта – режиссёр и композитор Павел Рукавицын.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 17 апреля: «Батя 2» против «Кракена»
«Кракен» может стать ещё одним убыточным кинопроектом, если продолжит в том же духе.

Персона — Эксклюзивное интервью Светланы Крючковой покажет канал «Россия-Культура»
Встреча с актрисой – в программе «2ВЕРНИК2» на телеканале «Россия-Культура» 25 апреля в 22:25.

Литература — Вышел мартовский (2025) номер журнала «Подъём»
В представленных произведениях возникает впечатление близости родного края.

Музыка — Выдающиеся певцы планеты отметят 90-летие Лучано Паваротти участием в юбилейном концерте
Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Анжела Георгиу, Франческо Мели и Джонатан Тетельман отпразднуют 90-летие Паваротти.

Изобразительное искусство — Как выбрать интерьерную картину под стиль помещения и правильно разместить – советы и тренды
Важно учитывать размеры помещения, его колорит. Ещё важнее – повесить в доме произведение искусства, а не китч.

Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона рассказали, как хорошо провести выходные дни 19-20 апреля
Ожидается по-летнему тёплая погода, поэтому акции под открытым небом станут особенно желанными.

Главное — Условия выживания и благополучия России в духовном завещании старца Илия
Очень важным условием благополучия и жизнестойкости России он считал необходимость очистить её от нецензурной брани.