Изобразительное искусство
В Воронеже открылась выставка к 100-летию со дня рождения Ксении Успенской
- Текст: Валерия Трофимова, Елизавета Мальцева
- Фото: Валерия Трофимова, Елизавета Мальцева
В воронежском областном художественном музее имени И.Н Крамского начала работу выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного». Её торжественное открытие состоялось в среду, 22 июня — спустя ровно 100 лет со дня рождения художницы.
Перед собравшимися выступили приглашённые гости, среди которых были соратник по цеху, художник, график и живописец Валентина Сумина, организатор многочисленных выставок Александр Гуторов. Они рассказали о самой Успенской, её жизни, убеждениях и мотивации, поделились личными воспоминаниями о художнице.
— Из прошлого века она принесла аромат какой-то мягкости, задушевности, аристократизма. Всем её работам присуща та внутренняя гармония, которой нам сейчас не хватает, — рассказала Валентина Сумина.
Александр Гуторов отметил, что многие картины Успенской хранятся не только в воронежских музеях, но и в Третьяковской галерее, а также находятся у различных частных коллекционеров — как отечественных, так и зарубежных.
— Она видела жизнь во всех её гранях и ипостасях, — добавил Александр Гуторов. — В её творчестве прослеживается любовь к людям, местам, которые она изображает.
Среди гостей выставки оказались также и бывшие студенты Ксении Успенской. В 60-е годы она занимала должность доцента в архитектурном отделении СХИ — нынешнем ВГАУ имени императора Петра I — и преподавала рисунок, живопись. Об Успенской студенты говорили с теплом, называли её наставником, открывшим дорогу в большую жизнь. Некоторые из них продолжали общение с художницей и после окончания института.
— Последний раз мы виделись с ней два года назад, ещё перед ковидом, — поделился воспоминаниями Владимир Васильевич, один из её студентов. — Ей было уже далеко за 90. Мы пришли к ней домой, встретились, поговорили. У неё стоял мольберт. Она занималась творчеством до самого последнего дня.
После торжественной части началась экскурсия, которую провела Лариса Китаева, заведующая научно-просветительским отделом музея. Она рассказала о вневременном творчестве Ксении Успенской. Лариса Китаева обратила внимание зрителей на то, что работы нужно смотреть спокойно, без суеты — как завещала сама художница.
На выставке были представлены наиболее значимые для Успенской произведения: «Первоклассница», «Мальчик в кресле» и самая известная — «Не взяли на рыбалку». Эта картина многим знакома ещё со школьных лет. В экспозиции музея оказалась репродукция знаменитого полотна — само произведение хранится в Третьяковской галерее.
Одна из основных и трепетных тем в творчестве Ксении Успенской — советский человек. Художница часто рисовала своего современника, подчёркивала его естественность, особенность его дела. Экскурсовод обратил внимание на портрет молодой телятницы, в изображении которой подчёркнут открытый взгляд, хорошее настроение, несмотря на тяжёлый труд, на портрет девушки-врача, только что проведшей свою первую операцию.
На выставке также представили серию работ, которые были созданы во время путешествий Успенской и её супруга Василия Криворучко. Художники побывали в Африке, Индии, Европе, Великобритании, Франции, Дании, Италии и все свои чувства и впечатления оставили в блокноте. Они привезли с собой более 300 набросков, которые после стали полноценными художественными произведениями. В этих картинах — изображение полуреального, полуиллюзорного мира, который для Успенской был новым источником вдохновения.
Художница уделяла внимания также детскому портрету, и в нём ей удалось сохранить эффект многоцветия. В изображении ребёнка она подчёркивала чистоту и непосредственность детской души, её открытость окружающему миру. В этих картинах — спокойствие и естественность, тонкость и осторожность линий. Успенская сохранила многоцветие не только в творчестве, но и в собственной жизни — многие называют её душевным и искренним человеком.
После экскурсии нам удалось поговорить с выпускницей Ксении Успенской — Верой Гнеушевой. Она рассказала о формировании факультета, на котором преподавала художница, обучении и личных впечатлениях.
— Она писала с нами картины на пленэре. Так, в перерыве подойдёт к нам, посмотрит, что-нибудь подскажет, может, похвалит. Никогда не ругала, не повышала тона, вообще она была очень интеллигентным человеком. О личных проблемах ничего не спрашивала, но всегда знала всё о нас, — поделилась Вера Гнеушева. — В трудный момент моей жизни она писала мне слова поддержки, которые мне тогда действительно помогли.
Выставка будет доступна до 17 июля.
Возрастное ограничение: 6+
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.