Театр

«Дон Жуан» в Воронежском театре оперы и балета: громкое открытие сезона
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото: culturavrn.ru
Одна моя коллега любит начинать свои рецензии так: «Свершилось!». В данном случае уместно последовать её примеру. Год работы над спектаклем с бюджетом в девять миллионов рублей, раздача «авансов» и обещаний. Наконец, премьера – 17 сентября 2016 года. И главное, что можно сказать после падения занавеса: «Моцарт писал гениальную музыку».
Музыкальный руководитель постановки Андрей Огиевский добился почти «европейского» звучания оркестра, точности в невероятно сложных ансамблях. Все партии сделаны, все акценты расставлены. Уже сам факт столь добротного исполнения одной из самых сложных опер мирового репертуара не может не радовать. Да, время от времени возникает ощущение, что дирижёр и ведомая им команда идут по тонкому льду. Но ведь не проваливаются! Другое дело, что моцартианской лёгкости и непринуждённости пока не достигли. Но – вспомним: первый спектакль, груз ответственности и завышенных ожиданий, тяжесть годового изнурительного труда…
Возможно, оттенок на музыкальную часть наложило сценографическое решение (художник Мария Вольская), отличающееся непривычной для Моцарта мрачностью и тяжеловесностью. В первом действии забываешь о том, что Моцарт написал эту оперу в жанре dramma giocosa, что означает «веселая драма». Трагическое и комическое, возвышенное и бытовое должны сочетаться здесь в математически выверенной пропорции. Сценография воронежского спектакля явно тяготеет к opera seria – массивные мрачные колоннады, всполохи «адского пламени», дымовая завеса на протяжении почти всего трёхчасового действа.
Пространство спектакля обозначено условно-готически, декорации от эпизода к эпизоду кардинально не меняются, что создаёт дополнительные трудности для понимания сюжета теми, кто пришёл на «Дон Жуана» в первый раз в жизни. А таких зрителей на премьере было большинство. Теперь уже мало кто помнит или может сказать, что видел спектакль «Дон Жуан» в Воронежской опере в предыдущем веке. Был такой спектакль. Работали у нас в театре и педагоги по итальянскому языку. Это я к тому, что не всё в искусстве случается «впервые».

Конечно, не впервые партию Лепорелло поручают не басу, а баритону. Игорь Горностаев с партией справился отменно, хотя, возможно, басовые обертоны придали бы музыкальной палитре спектакля больше сочности. Смущает другое. В либретто ключевые эпизоды связаны с тем, что персонажи путают Дон Жуана с его слугой. Спутать героев воронежского спектакля можно только будучи не в здравом уме. Высокий, статный дворянин в исполнении Кирилла Афонина и маленький толстенький слуга являют собой две противоположности homo sapiens. Для спектакля – это дополнительная доза театральной условности, которой порой и так с избытком. Но таковы правила игры, предложенные постановщиками.

Кирилл Афонин порадовал заметным профессиональным ростом. Партию Дон Жуана он аккуратно допевает до конца, красиво двигается, умело пользуется мимикой и жестами. Но не слишком ли много в образе Дон Жуана инфернальности? Жуир, ловелас, прожигатель жизни – да. Наделять же героя чертами Мефистофеля?..
Хороши, убедительны вокально и актёрски три сопрано – Анастасия Черноволос (Донна Анна), Светлана Дюдина (Донна Эльвира), Дарья Филиппова (Церлина). Разве что у Дюдиной во второй половине спектакля чувствовалась в голосе усталость. Но это явно следствие больших нагрузок в репетиционный период и вполне устранимо.
Порадовали «московские гости» - тенор Пётр Сизов, исполнитель партии Оттавио, и Владислав Попов (Командор). Немного «пережал», выпал из общего рисунка Алексей Тюхин в роли Мазетто, но к вокалу претензий нет. Снять лишнее должен был режиссёр-постановщик, но почему-то этого не сделал.
Вообще режиссура Михаила Бычкова ненавязчива настолько, что возникает вопрос: а знает ли режиссёр, о чём он ставит этот спектакль? Заявить городу и миру «Мы поставим «Дон Жуана» – недостаточно. Необходимо убедительное оригинальное режиссёрское решение. Сказать «Порок наказан, добродетель торжествует» можно и не ставя столь масштабный и дорогостоящий спектакль. Но данное умозаключение не заменит концепции.
Если она и была, то почему постановщик не объяснил её, к примеру, сценографу? Тогда не получилось бы такого усреднённого, концептуально размытого оформления. Чтобы заполнить пустоту сцены, прикрыть не освоенность большой площадки, приходится постоянно пускать клубы дыма. Как будто в окрестностях Севильи бушует непрекращающийся лесной пожар. Похоже, в малой форме, на драматической сцене режиссёр чувствует себя намного увереннее.
С другой стороны, мы можем быть благодарны постановщику за то, что он не пошёл путём осовременивания признанного шедевра. И даже использовал режиссёрские цитаты из других выдающихся постановок этой оперы – как, например, наличие натуральной еды в сцене ужина в особняке Дон Жуана и поедание Лепорелло настоящей куриной ножки.

И всё-таки в спектакле столько удобных для певцов статичных сцен и так мало движения и действия, что возникает ощущение застоя и, как следствие, театральной скуки. Никакие проекции и стробоскопы не помогут замаскировать статуарность. Кстати, «новаторский» приём с видеопроекциями Михаил Бычков использовал ещё в спектакле «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе в 2002 году в нашем же Театре оперы и балета. Как писал тогда «Петербургский театральный журнал», «в его новой работе не хватает четкости, ясности мысли… наверное, чтобы ставить оперу, нужны не только яркие ассоциации и нестандартное мышление, но и осмысленное понимание музыки — в первую очередь».
Прошло 14 лет, но то же самое можно сказать о постановке Михаилом Бычковым оперы Моцарта «Дон Жуан». Она и не революционная, и не строго традиционная. Это не вампука, но и не откровение. И уж, конечно, не «прорыв в XXI век». Для этого она слишком… робкая, что ли.

И ещё. Меня занимает вопрос. Зачем надо было так странно решать сцену смерти Дон Жуана, через… левую руку? Разве дворяне подают друг другу не правую, скрепляя договорённость? Как-то всё это получилось не театрально и не убедительно. Да и красные сапоги у героя – как будто из «Царской невесты»...
Но это, если брать по гамбургскому счёту. В целом же спектакль получился. А у нас так давно не было полноценных оперных премьер!

Новости партнёров
Ранее в рубриках

В Воронеже — «Факел» переиграл «Сочи»
Накануне матча обе команды обосновались на самом дне турнирной таблицы.

В России — Народную художницу РФ, постоянную участницу воронежских пленэров Любовь Савельеву спас от мошенников таксист
Грандиозная «культурная» афера с участием vip-персон сорвалась.

В мире — Тома Хэнкса сгенерировали для рекламы без его согласия
Рекламная акция с использованием созданной искусственным интеллектом версии Тома Хэнкса заставила актёра дать отпор.

Общество — Воронежская область: младенцев меньше, разводов больше
Демографическая ситуация в регионе, по официальным данным, аховская: продолжаем быстро вымирать.

Театр — Александр Калягин попрощался с прежней дирекцией «Золотой маски», работу с ней СТД прекращает
Об этом решении СТД уведомлена Мария Ревякина, бывший генеральный директор «Золотой маски».

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 28 сентября – 1 октября: провал заказывали?
Сборы на минималках. Даже удивительно, какой глубины достигло падение.

Персона — Скончался народный артист России, сыгравший роль Алексея Кольцова
Судьба актёра непосредственно связана с Воронежем, благодаря исполнению им роли поэта Алексея Кольцова.

Литература — Впервые на русском – роман японского классика Юкио Мисимы «После банкета»
В своё время книга вызвала большой скандал японских политических и светских кругах.

Музыка — Сопрано умерла в 25 лет через два месяца после свадьбы
Патрисия Янечкова ушла из жизни 1 октября 2023 года, окружённая нежной заботой мужа Властимила Бурды и своих близких.

Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 23-30 сентября 2023 в мировых СМИ
На этот раз пришлось «перелопатить» множество источников, чтобы найти достойное вашего внимания.

Зал ожидания — От деменции – бегом! – к Поэзии
Николай Тимофеев расскажет, как избежать старческого слабоумия и угасания творческого потенциала в преклонном возрасте.

Главное — Воронежская литературная осень продолжится в октябре
Проза, поэзия, музыка, изобразительное искусство, музейное дело, экскурсии...