Общество
Пошлость как диагноз
- Текст: Сергей Борисов
- Фото: соцсети
«Пошлость – это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
«Пошлость и пошляки» (стр. 384 - 388)
В. В. Набоков. «Лекции по русской литературе».
Справедливости ради отметим, что «эстетики безобразного» имеет глубокий смысл, футуристы 100 лет назад, провозглашали, что искусство, должно быть неприятным для обывателя и противопоставляли «безобразное» – кичу, т.е. приятному для глаз шир. нар. масс.

Но прошло 100 лет, и окружающий нас мир квадратных многоэтажек с застекленными лоджиями, уже не кажется никаким вызовом ничему, кроме здравого смысла. Невозможно подвести современную архитектуру Воронежа ни под один известный стиль, и это точно не футуризм. Хотя один мой знакомый, уважаемый архитектор, сказал, что это «архитектурный постмодернизм».
Но на мой личный взгляд этот неподражаемый стиль квадратиков и прямоугольников, натыканных друг на друга, можно назвать старым избитым словом – пошлость.

Всегда было смешно читать о нашем региональном конкурсе «Зодчество Черноземья», и при этом наблюдать за тотальным отсутствием этого самого «зодчества» вне рамок фуршетов и банкетов авторитетного форума архитекторов.
Простите за цитаты, но Набоков — это разрушительный медиатор для воронежского сельсовета ареопага чиновниц и немногочисленных чиновников, которые у нас в регионе отвечают за «культур-мультур» и что бы было красиво.

Вот, например, ещё одна цитата, применимая к широкому спектру деятелей, рекрутированных из Острогожска, Липецка, Новой Усмани и других местечек, рассказывающих о достижении плановых показателей. «Всё подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск. Чтобы превратиться в пошляка, крестьянину нужно перебраться в город..."

Ну заканчиваем вводную часть и переходим к основному блюду: посмотрите на эти прекрасные здания, возведенные по нац. проекту культура. Это восхитительное сочетание серого и коричневого керамогранита и пластиковых окон. Кто-то скажет, что эти строения стали похожи на крематорий или дешёвые офисы, нет — это дома и дворцы культуры!

Не надо вспоминать советский период, ведь на селе там строили древнегреческие храмы, где живут музы, а в современных керамогранитных казематах с вентилируемыми фасадами, обычно живут разведённые женщины средних лет, которые отвечают за то, чтобы населению было весело! Именно так понимает свою задачу наши культур мультур начальнички или по-модному – начальникессы, ведь мужчины большая редкость среди культурных чиновников.

По их разумению, гос. культура – она для того, чтобы народ веселился! И поэтому везде у нас «играй гармонь» – толпы участников дворовой самодеятельности отплясывают день и ночь. Посмотрите на официальный паблик культур-мультур ведомства, сплошные сарафаны и кокошники, на открытиях, закрытиях, публичных мероприятиях – везде эти незамысловатые прекрасные люди танцуют кадриль. Теперь их переместят в керамогрантные казематы, с подвесными потолками армстронг, какое счастье!

Только мне одному кажется, что есть проблемка со вкусом и чувством прекрасного в нашей воронежской культур-мультур?!

Как в анекдоте про навоз (pardonnez-moi, mesdames et messieurs): у меня для вас две новости, одна хорошая, а другая плохая - хорошая – с керамогранитными вентилируемыми фасадами проблем нет! Но керамогранита у нас, точнее у них – много. С культурой есть проблемы, но танцевать кадриль и надувать арки из шаров научились, ну на том и слава Богу! Можно расходиться.

У меня рацпредложение для повышения эффективности и достижения плановых KPI, а может быть отправить руководство министерства в керамогранитный цех? Люди уже себя показали, и что мы их мучаем кадрилью, а так займутся любимым делом?!

P.S. Ну и в завершение, ещё одна цитата Набокова: «Пошляк не увлекается и не интересуется искусством, в том числе и литературой – вся его природа искусству враждебна».
Ранее в рубриках

В Воронеже — Митрополит Леонтий похвалил и благословил юных разведчиков
А они продемонстрировали Архипастырю свои боевые навыки, ловкость и сноровку.

В России — Где поесть в Домбае: лучшие кафе и рестораны, традиционные блюда и советы туристам
Путешествовать по России зачастую приятнее, чем по заграничным курортам.

В мире — Побоище и международный скандал – во что превратился матч хоккейных сборных Канады и США
Матч между сборными Канады и США в субботу превратился в хаос: в течение первых девяти секунд между игроками вспыхнули три драки.

Общество — Прикрылись детьми: ОНФ не пустили в Гниловскую школу-развалюху Острогожского района
А прятать руководству единственной в селе Гнилом школы есть что.

Театр — «Век Риммы Мануковской» на сцене построенного ею Дома актёра
Организаторами вечера выступили Воронежский Дом актёра и Академический театр драмы имени А.В. Кольцова.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 13-16 февраля: ай да Пушкин!
407 миллионов рублей за четыре дня – это очень много.

Персона — Российско-итальянский маэстро победил на Международном конкурсе оперных дирижёров в Льеже
И до этого успеха молодого музыканта называли «дирижёром будущего».

Литература — Вышел роман «Гостья» от автора «Девочек» Эммы Клайн
Книга снискала удивительно противоречивые отклики читателей – от одной до пяти звёзд.

Музыка — «Когда уходит друг» — в Воронеже вспомнят композитора Геннадия Ставонина
Акция пройдёт в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 7-14 февраля в мировых СМИ
Это красивая планета, говорят нам фотомастера. Главное, чтобы не разрушались дома и не гибли люди.

Зал ожидания — Воронежская опера готовит сюрприз на «Ночь в театре»
Всё начнётся с премьерного показа оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней». А потом…

Главное — В Воронеже прозвучит «Реквием» Габриеля Форе и три «Аве Марии»
Концерт состоится 15 марта в 16:00 в Воронежском государственном театре оперы и балета.