Общество
Клиповое мышление: что такое, кто подвержен и существует ли вообще?
- Текст: Анна Хмелевская
- Фото: соцсети
Получить огромный объем быстро сменяющейся информации сейчас считается отдыхом. Посидеть, полистать Reels в Instagram (признано экстремистской организацией в РФ) или ленту в любой другой сети. Отдых ли это на самом деле, и какое влияние он оказывает на наш разум?
С чем это связано, думаю, вы и так догадываетесь. Переход от книг к цифровым технологиям не прошёл бесследно. Но началось это очень давно….
Сам термин появился в конце 1990-х годов, когда на телевидение пришла реклама с динамичной нарезкой. Элвин Тоффлер, американский социолог и футуролог, ввёл понятие «клиповая культура» (не мышление) еще в 1980-м году, когда выпустил книгу «Третья волна». Расшифровал он этот термин следующим образом: «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума».
Предсказание его вполне сбылось. Скажу больше, моё обучение журналистике сейчас полностью нацелено на современную клиповую культуру. Нас учат, что короткие и емкие тексты захватят больший процент аудитории, нежели лонгриды (объёмные тексты). За внимание читателя борется слишком много информации и используются совершенно разные методы: от кликбейтных заголовков до ярких изображений. Всё это способствует развитию клипового мышления.
Ещё до Тоффлера о клиповой культуре высказался Маршалл Маклюэн. В 1962 году он выпустил книгу «Галактика Гутенберга», в которой можно найти предпосылки описания феномена клиповой культуры: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в „электронное общество“ или „глобальную деревню“ и задаёт, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры».
Если честно, его понятие кажется более точным описанием кода культуры сегодняшнего дня. Многомерное восприятие мира в отрыве от линейности как никогда свойственно нашим современникам. Но всё же это относится больше к культуре, а начали мы с мышления.
Сам термин «клиповое мышление» был введен Фёдором Гиреноком, российским философом: «Когда утрачивается связь с – уже – пониманием, тогда возникает клиповое сознание. Слово сlipping обозначает всего лишь подборку газетных вырезок на определённую тему. Клип прост, как натюрморт. Это лоскут, часть, не отсылающая к целому. И одновременно клип, требует грёз, фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого… Любое мышление требует времени и сосредоточенности на чём-то одном. Нельзя думать и говорить одновременно. Клиповое сознание нас спрашивает: вы хотите думать? Пожалуйста, думайте, но думать – значит быстро думать».
Однако многие не признают «клиповое мышление», как научное явление. Понятие «клиповой культуры» имеет значение за пределами России, но «клиповое мышление» не нашло там отклика. А это абсолютно разные понятия. Ведь изменения в медиапотреблении не приводят к изменениям психических процессов. И не все процессы мышления, как считают учёные, подверглись влиянию клиповой культуры.
Вы запутались?.. Я немного тоже. Поэтому давайте пока воспринимать «клиповое мышление» просто как способ обработки информации и будем разбираться дальше.
Чем опасно «клиповое мышление»?
• снижается коэффициент усвоения знаний, низкая концентрация
• поверхностное восприятие информации
• выстраиваются эмоциональные связи взамен логических. Часто это ведет еще к одному негативному фактору – ослаблении эмпатии, так как порог эмоциональной чувствительности становится слишком высоким.
• чтение новостей создаёт иллюзию осознания процессов, происходящих в мире, в то время как, в сущности, это ряд отдельных фактов, которые почти невозможно связать между собой, установить между ними причинно-следственные связи. Фрагментарный формат клипа заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку понимания: события считаются связанными, если они имеют временную близость, а не фактическую связь. Это приводит к подверженности манипуляциям.
Чем полезно «клиповое мышление»?
• высокая способность к многозадачности. Человек научился очень быстро переключаться между простыми и часто повторяющимися действиями, не требующими большой концентрации вниманиям;
• Клиповое мышление мешает развитию логического мышления (что впрочем логично), так как образы, не задерживаясь в памяти, сразу исчезают и заменяются новыми;
• Ускоряет реакцию на окружающие процессы;
• Защищает мозг от перегрузки: фильтрует интенсивный поток информации, а клип, яркий и легкий, минуя наше сознание, сразу отпечатывается на подсознании.
Но, выходя из медиа среды, человек не перестает мыслить «клипами», для него все события являются разрозненными и не складываются в единое целое. Они, как стеклышки в калейдоскопе, складываются в узор не благодаря причинно-следственной связи, а случайным образом.
Это чревато тем, что человек может потонуть среди разрозненных «клипов», не сумев выложить себе дорожку из них.
Пока я писала эту статью, отвлеклась на социальные сети 20 раз, просидев в них суммарно 15 часов… За это время я могла бы написать ещё одну статью. Но лёгкое удовольствие для мозга взяло вверх над долгосрочным планированием. И «логическое мышление» явно покинуло меня.
Надеюсь, что у вас таких проблем нет. По крайней мере, если вы дочитали до этого момента, не пропуская информацию, – поздравляю, у вас скорее всего не клиповое мышление!
Но если хотите пройти более точный тест – ссылка внизу.
https://theoryandpractice.ru/questionnaires/kakoy-y-vas-tip-myshlenia
А, забыла. Если вы выявили «клиповое мышление» у себя, но хотите от него избавиться, вот несколько советов:
• Медитируйте. Это позволяет справиться с хаосом, тревогой и информационным шумом.
• Читайте больше книг. Главное, чтобы книга была интересна для вас.
• Спорьте со своими убеждениями, вступайте в дискуссии с другими, анализируйте разные точки зрения на одну проблему. Это заставляет мозг работать.
• Пишите. Чем больше, тем лучше. И обо всем. Заведите дневник. На письме причинно-следственная связь отслеживается намного лучше.
• Устройте цифровой детокс. Закиньте куда-нибудь телефон, отдайте кому-нибудь на время работы, выключите его. Убрав способ прокрастинации, легче настроить концентрацию.
Пойду следовать собственным советам. И вам желаю удачи!

Ранее в рубриках

В Воронеже — Воронежскую область накрыли заморозки
Мороз и солнце – день чудесный. Возможно, но только не в конце апреля.

В России — Героическая оборона и неутешительный итог. «Факел» проиграл в Казани, хоть и забил гол
А счастье было так близко, так возможно…

В мире — На фестивале в Ванкувере автомобиль протаранил толпу, есть жертвы
Полиция Ванкувера не уточнила, сколько человек погибло или пострадало, но сказала, что водитель намеренно врезался в толпу.

Общество — Подорожание муки и хлеба – признак будущего неурожая?
В целом, по официальным оценкам, инфляция в регионе в расчёте на год превышает десять процентов.

Театр — Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» назвал победителей
В номинации «Лучший спектакль» победил спектакль московского Государственного театра наций «Как я стал художником».

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 24-27 апреля: «Кракен» затонул
«Кракен» вряд ли отобьёт затраченные не него деньги, для этого надо собирать вдвое больше.

Персона — Мэндбаяр Тумурбаатар – новое яркое имя воронежской живописи
Выставка молодой художницы будет доступна до 3 мая, на входе в институт искусств надо предъявить паспорт.

Литература — «Заклинатель» Лейтона Грина – экзотический триллер-детектив с элементами хоррора
В темноте скрыто нечто гораздо худшее, чем когда-либо представляли себе большинство людей.

Музыка — Концерт «любимой группы губернатора» 25/17 в Воронеже 24 апреля не состоится
Это лишь один из концертов и спектаклей, отменённых или перенесённых за пару недель.

Изобразительное искусство — Выставка Евгения Кострюкова высветила эволюцию дарования известного воронежского живописца
Евгений Кострюков проявляет себя в новых работах как незаурядный колорист, он увлечённо играет светом и цветом.

Зал ожидания — Приглашает фестиваль «ВеневияАрт-2025»
Музейные площадки должны стать творческим пространством, где рождается новый культурный код на основе традиций XIX века.

Главное — В Воронеже решили нажиться на Победе и дружбе с братским народом?
Вот уже чего не ожидал даже автор этих строк, хорошо осведомлённый о закулисье воронежской культуры.