Войти
Общество
10.07.2019 12:19
Подлинная история Эмилии Сухачевой и Михаила Бычкова

Подлинная история Эмилии Сухачевой и Михаила Бычкова

  • Текст: Денис Данилов
  • Фото: culturavrn.ru

Увольнение Эмилии Сухачевой «по собственному желанию», о котором она узнала из СМИ, несостоявшееся (пока) назначение Михаила Бычкова на пост регионального министра культуры, подоплёка событий, взбудораживших общественность, – в материале Дениса Данилова, написанном под впечатлением обрушения столпа по имени Эмилия и кокетничанья худрука Платоновфеста.

Глава регионального департамента культуры Эмилия Сухачева 8 июля покинула кресло руководителя. В этот раз – официально, окончательно и, кажется, бесповоротно. Различные слухи о скором увольнении чиновницы активно муссировались в околокультурных и политических кругах уже около двух лет.

Парадоксальным образом фигура Сухачева казалась непотопляемой при том, что скандалов за время ее руководства в культуре разразилось немало. Четыре года продержалась на посту Эмилия Александровна – в заданных условиях это заметное достижение, повод для гордости. Для нее лично, но не для воронежской культуры.

Эти годы для всей сферы были безвозвратно упущены. Они прошли под эгидой прожектов, внутрицеховой грызни и вечной паранойи. Изначально на свою должность Сухачева была назначена для того, чтобы обслуживать Платоновский фестиваль по максимуму, а все остальное – по остаточному принципу. В этом заключался грандиозный замысел губернатора Алексея Гордеева и его супруги Татьяны – больших любителей ярких помпезных фестивалей и современного искусства. Но неумолимое время выявило все недостатки подобного концепта.

От любви до ненависти

Эмилия Сухачева к выполнению своей задачи приступила ответственно и последовательно – шутка ли, с момента ее назначения бюджет Платоновского вырос вдвое, превысив цифру в 100 миллионов рублей. А в качестве весомой добавки к этому можно расценивать факт, что на фестиваль работает вся культурная инфраструктура: ежегодно он на весьма льготных условиях задействует помещения, площадки и кадры – все приятные мелочи и не перечислишь.

Но с уходом губернатора Гордеева пропала и «дубина» над головой. Из непосредственной близости она переехала в дальние дали – на федеральный уровень. Хоть покровительница искусств Татьяна Гордеева и продолжала опосредованно «курировать» воронежскую культуру, стараясь сохранять привычные установки, Эмилия Александровна поняла: есть шанс отыграться. Отыграться за все обиды, которые она успела стерпеть от художественного руководителя Платоновского, а по совместительству – главы Камерного театра, Маршака, Мандельштамфеста, режиссера, преподавателя и члена всех возможных советов Михаила Бычкова, которого Сухачеву долгое время заставляли любить.

Так в отрасли родился внутренний конфликт двух местных «титанов». В арсенале Эмилии Сухачевой находился инструментарий представителя исполнительной власти, а за спиной Бычкова – толпа вскормленных им же «почитателей», негласная поддержка вице-премьерской четы Гордеевых и неплохие связи в Москве. В 2018 году, на пике противостояния, руководитель департамента культуры пошла ва-банк: позволила себе критику фестивальной политики и главное – деятельности худрука Платоновского фестиваля. Но даже эти высказывания были в русле замечаний губернатора Александра Гусева, который не до конца разделял восторг от деятельности Бычкова. Когда же он сменил гнев на милость, Сухачева оказалась в интересном положении. Как если бы, в кои веки решившись, поднялась из окопа в атаку и осталась один на один с хорошо вооруженным противником. Такого противостояния она в итоге не выдержала.

Летопись деградации

Всю глубину «любви» и неприязни двух крупнейших местных игроков в полной мере ощутила на себе вся культурная отрасль Воронежской области. Однозадачный руководитель оказался не способен внять ее нуждам. Скажем прямо – добрых и полезных дел за это время сделано было немного. Без подобающего надзора общая деградация культурной инфраструктуры вылилась в несколько крупных скандалов и миллион мелких конфликтов.

Традиционная культура, в отличие от «современных» изысков, оказалась не в фаворе. Дома культуры во многих населенных пунктах области быстро пришли в плачевное состояние. Специалистов на местах вынудили выживать на копеечную зарплату, отобрав все потенциальные ресурсы региональной культуры в пользу Платоновского. Вишенкой на торте из лицемерно-благостных отчетов департамента стал факт выявления нецелевого расходования средств при ремонте и переоснащении учреждений культуры региона. Эту информацию 13 марта 2019 года губернатору озвучил руководитель контрольного управления областного правительства Игорь Селютин. По сведениям ведомства, в нескольких районах были обнаружены нарушения муниципальными заказчиками принципа обеспечения конкуренции и недостаточный уровень контроля за целевым использованием субсидий из областного бюджета. В результате это вылилось в неправомерную трату денег, которых в культуре всегда немного, даже если их – миллиарды.

Кадровая политика Эмилии Сухачевой для общественности тоже стала причиной недоумения и недовольства – список уволенных ею ярких деятелей культуры впечатляет, среди прочих там имена Игоря Непомнящего, Владимира Добромирова и Александра Латушко. Из «Дивногорья» ушла Марина Лылова, возглавлявшая музей десятилетиями. А совсем недавно департамент вляпался в абсурдную историю с увольнением по «утрате доверия» Виктора Ковалевского – известного и уважаемого специалиста. Это нелепое дело, которое протекает буквально на наших глазах, называют соломинкой, сломавшей спину верблюда Сухачевой.

В самом департаменте осталось мало квалифицированных сотрудников, способных качественно выполнять отраслевые задачи. Да и те разобщены – деморализованы постоянным «стукачеством» особо лояльных коллег и корпоративной слежкой. Весть об увольнении горячо любимой начальницы стала для них громом среди ясного неба. Товарищи понимают: без покровительства Сухачевой со своими профессиональными навыками в новой команде ужиться им не удастся.

Отдельно стоит заметить, что попасть на прием к Эмилии Александровне было практически невозможно. Тому есть доказательства: одиночный пикет балерины Натальи Власовой в 2017 году и недавний казус четверых заслуженных артистов России – Юлии Даниловой, Веры Рызванович, Нины Езарец и Юрия Краскова. Люди, чей труд высоко оценило государство, не могли понять, почему их многолетняя работа ценится меньше, чем выслуга «гордеевских» заслуженных артистов Воронежской области. Красков скончался, так и не дождавшись решения вопроса о мизерной доплате к пенсии по званию.

Кроме того, под эгидой «гласности», еще на заре Сухачевой при департаменте был создан общественный совет якобы из представителей культурной интеллигенции, в основном – руководителей культурных учреждений, находящихся в прямом подчинении у департамента. Его задачей стало отмывание непопулярных и заангажированных решений от лица мнимой культурной общественности. Произошло это после весьма сомнительного голосования на сайте ведомства с «плавающими» результатами голосования. Лебединой песней фиктивного органа стал вопль о необходимости сноса Театра оперы и балета, потонувший в грохоте возмущения общественности настоящей. Потом показания резко изменились, а после – совет фактически прекратил свое существование до лучших времен. Тем не менее, присутствие в нем Михаила Бычкова в «эпоху любви» позитивно сказалось на положении режиссера и позволило сему выдающемуся творцу одобрять решения о присуждении грантов самому себе. Остальным учреждениям оставалось молча кивать и бояться гнева «титанов».

К настоящему времени ведомство Сухачевой подошло, имея негативные оценки по ряду индикаторов участия в реализации нацпроекта «Культура» на 2019-2024 годы. Зато господа, памятую о наставлениях Гордеева, завалили Минкульт отчетами о проведенных мероприятиях, а после – гордо сообщили о лидерстве в рейтинге информирования. Для понимания – в этом рейтинге нет дифференциации по масштабу события, любой «урок мужества» в сельской школе на окраинах региона идет в зачет наравне с крупнейшим фестивалем. Неэффективные деятели всеми силами стараются преподнести ежедневную работу как достижение.

На другой стороне баррикад

А что же второй игрок? Михаил Владимирович Бычков «расцвел» под покровительством четы Гордеевых и успел пожать множество плодов своей востребованности. Он успешно инвестировал в наработанные московские связи, укрепил культ своей личности в глазах верных «последователей» и всеми силами старался сохранять место в медиапространстве, напоминая о себе при любом удобном случае. Чего стоят его красочные выступления против «ужасного репрессивного аппарата» власти, которая, по факту, его поощряла как могла и превратила в самого высокооплачиваемого деятеля культуры региона.

Были у Бычкова в последние годы и временные приступы паники, когда он не чувствовал за собой достаточно сил в схватке с Сухачевой. В такие моменты он сам и почитатели его таланта обычно поднимали крик, что достояние региона – Платоновский фестиваль хотят уничтожить неведомые злые силы, попутно занимаясь откровенной подменой понятий в виде сращивания персоны худрука с фактом существования форума. Последний штурм позиций Михаила Бычкова случился осенью прошлого года, когда Александр Гусев собрал попечительский совет Платоновского чтобы обсудить возможные реформы концепции фестиваля. Михаил Бычков сделал вид, что открыт любым предложениям и готов на уступки. Это позволило ему выиграть время в ожидании изменения политических ветров.

Сейчас же, наблюдая крах своего оппонента, Михаил Владимирович откровенно куражится. Он вовсю пользуется атмосферой неопределенности, которая возникла после увольнения Сухачевой. Бычков размещает двусмысленные сообщения и фотографии в социальных сетях, одобряет высказывания людей, прочащих ему пост главы культурного департамента. А после – разоблачает СМИ, связавшие факты отставки чиновницы и рабочую встречу Александра Гусева с худруком Платоновского. Оказывается, ничего более нелепого он давно не читал, и, если бы его привлекала карьера чиновника, Бычков бы попробовал себя на этом поприще значительно раньше.

Свято место

Что теперь ждет департамент культуры? Туман и неопределенность. Пока обязанности руководителя, видимо, будет исполнять заместитель руководителя Мария Мазур – верная соратница и подруга ушедшей Эмилии Сухачевой. Бывшая актриса, Мария Александровна верна идеям наставницы в той же степени, как и далека от понимания потребностей культурной отрасли. Остальные работники ведомства пока сами не представляют, что день грядущий им готовит.

Эмилии Александровне, покинувшей департамент якобы по собственному желанию, уже успели напророчить место ректора Воронежского государственного института искусств. Местный штат, хорошо знакомый с методами и уровнем компетентности чиновницы, от такой новости пришел в отчаяние. Злые языки не исключают вероятность бойкотирования подобного назначения. В любом случае, утверждаться оно будет не на уровне региона, а в Москве.

Вся областная культура зависла в тревожном «подвешенном» состоянии в ожидании официальных назначений или хоть каких-то однозначных решений власти. Кто займет кресло Сухачевой и чьи интересы этот человек будет отстаивать в первую очередь – пока достоверно неизвестно. Как бы то ни было, на руках у главы региона Александра Гусева сейчас есть возможность разорвать порочный круг внутрикультурного противостояния, вредящего всей отрасли. Бесславно потерянные четыре года еще можно если не отыграть, то сгладить. Общественность застыла в ожидании следующих решений губернатора, которые определят будущее воронежской культуры на ближайшие годы.

Источник: МК в Воронеже


Объявление

Наверное, вы слышали о знаменитой игре "Симс", где можно создавать героя, устраиваться на работу, заводить отношения, жить полноценной жизнью. Предлагаем вам скачать игру со всеми дополнениями https://torrentigruha.ru/simulyatory-games/4992-sims-3-vse-dopolneniya.html. Отличное качество, увлекательный сюжет.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.