В России
Марат Гельман уволен с поста директора пермского музея современного искусства PERMM
- Текст: Михаил Белецкий
- Фото: ria.ru
Пермские власти уволили Марата Гельмана с должности директора музея современного искусства PERMM. Об этом галерист сам сообщил в своем блоге. Информацию подтвердили и власти Перми: о намерении расторгнуть заключенный с Гельманом срочный контракт объявил и. о. министра культуры края Игорь Гладнев.
Гельман возглавил созданный им музей в конце 2008 года. PERMM позиционировался как единственный российский музей современного искусства, расположенный за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Галерист связал свое увольнение с конфликтом между ним и недавно назначенным главой культурного ведомства Пермского края Гладневым. В то же время, обращает на себя внимание обстоятельство, что об увольнении Гельмана было объявлено на следующий день после прошедшего у губернатора Пермского края Виктора Басаргина совещания. В ходе этот совещания глава региона дал краевой контрольно-счетной палате поручение провести проверку фестиваля «Белые ночи». Ранее о проведении такой проверки объявила федеральная Счетная палата.
Пермским депутатам показались подозрительно большими расходы на проведение фестиваля, его многомиллионный бюджет.
Объявление об отставке застало Гельмана в Москве, куда он приехал, чтобы представить свой новый, совместный с «Живым журналом» проект — социальную сеть для арт-сообщества culture.livejournal.com.
Гельман выразил надежду, что его увольнение не означает полного сворачивания пермского культурного проекта.
«Одновременно с моим увольнением губернатор заявил, что «Белые ночи» будут продолжаться, уже создается оргкомитет фестиваля 2014 года, который должен сделать все в соответствии с местными культурными условиями, — сказал галерист. — Но нет ни одного города в мире, который способен организовать насыщенную культурную жизнь только собственными силами — культурный обмен обязателен».
Судьба музея будет по-прежнему волновать Марата Александровича.
Поэт и переводчик Игорь Караулов оперативно прокомментировал в «Известиях» отставку Гельмана: «Случилось то, чего многие с надеждой ждали, иные же опасались».
По мнению Игоря Караулова, в последнее время Гельман терпит поражение за поражением: «В позапрошлом году он был изгнан из Твери, где пытался воспроизвести свой пермский опыт, преобразив в музей еще один речной вокзал. Неудачным оказался завоевательный поход на Краснодар: город приветствовал культуртрегера потасовками и плевками. И вот теперь Марата Александровича разлучили с его любимым пермским детищем. Отныне и весь большой региональный проект Гельмана можно считать закрытым».
В свое время Гельману показалось, что он нашел блестящий способ «окультуривания» провинциального города: прийти к губернатору и попросить денег из вечно бедствующего областного бюджета.
«Это было нагло, но по-своему эффективно», - считает Караулов.
И это казалось привлекательным: поначалу Гельман не предлагал властям региона разориться на культуру; напротив, он предлагал сэкономить на ее производстве. «Он показывал: современная культура может и должна быть дешевой — недаром история музея PERMM начиналась с выставки «Русское бедное». Фьють! — и лучшие художники слетятся в ваш город. Щелк! — и лучшие дизайнеры приедут, чтобы его украсить. Красная буква «П» на въезде в город стоит недорого. Красные безголовые человечки, тут и там расставленные на улицах, не стоят почти ничего. Но зато — узнаваемый фирменный стиль! Зато — непрерывная суета фестивалей, брызги фуршетного шампанского, вся та столичная движуха, которой так не хватало угрюмому промышленному городу-миллионнику».
«Эта идея готовой культуры, которую не нужно выращивать годами, а можно просто сорвать с московской грядки и отправить в рот, более того — не какой-то там посконной и доморощенной, а идущей в ногу с мировыми трендами, была настолько притягательна для прогрессивного губернатора Олега Чиркунова, что он и не думал обращать внимание ни на проклятия православных патриотов, требовавших изгнать посланца сатаны, ни на жалобы представителей местной, догельмановской культуры», - пишет комментатор в «Известиях».
Впрочем, скоро выяснилось, что дешевым культурный проект не будет. Бюджет только одного гельмановского фестиваля «Белые ночи» — 250 миллионов рублей — показался краевым депутатам чересчур жирным. Оказалось, что на культуру, столь дешевую в изготовлении, списывались вовсе не маленькие деньги!
«А главная мораль этой пятилетней истории вот в чем. Российской провинции не хватает не столько культуры, сколько культурной самостоятельности. Есть привычка оглядываться на Москву, которая и сама оглядывается то на Лондон, то на Нью-Йорк, и именно на этой вечной оглядке, то боязливой, то восторженной, то завистливой, построил свою игру Гельман, - заключает Игорь Караулов. - Лучшее, что могли бы сделать столичные культуртрегеры, — это помочь местной культуре развиться и выйти на мировую дорогу, а не давить ее в зародыше броским демпинговым товаром».
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Названы виды спорта, наименее популярные у телезрителей
Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.