Войти
В России
24.06.2012 17:05
Даниэле Финци Паска театрализовал «Реквием» Верди в Мариинском театре

"Реквием" Джузеппе Верди

Даниэле Финци Паска театрализовал «Реквием» Верди в Мариинском театре

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: mariinsky.ru

«Реквием» Джузеппе Верди хоть и называют 26-й оперой композитора, но ставят редко, ограничиваясь концертным исполнением. Однако известный театральный и цирковой режиссер Даниэле Финци Паска и Мариинский театр решились на эксперимент.

Спектакль Даниэле Финци Паски «Донка» показывали в Воронеже в рамках сотрудничества с Международным театральным фестивалем имени А. Чехова. Спектакль произвел сильное впечатление и укрепил репутацию итальянца как крупного европейского театрального режиссера. Но не все двери открываются подобранным им ключом. В частности, попытка театрализовать «Реквием» Верди на сцене Мариинки оказалась не столь удачной.

Незадолго до премьеры Даниэле Финци Паска говорил, что в рассказе о жизни и смерти не обязательно нужно использовать мрачные краски. «Быть свидетелями драмы не означает обязательно видеть эту драму в кровавых тонах. Всегда есть место для чего-то светлого, светоносного. Я рассказываю истории всегда трагические, но пытаюсь это делать с легкостью. Это – необходимость, человечество в этом нуждается», - заявил режиссер, известный также своими постановками для Цирка Дю Солей.



Маститый критик Гюляра Садых-заде, опубликовавшая свои заметки о премьере «Реквиема» на сайте «Фонтанка. ру», считает, что сила Паски-режиссера в том, что он сохранил в себе непосредственность детства. «И нас, зрителей, он призывает «стать, как дети», - пишет критик. - Клубятся в вышине курчавые, пышные барочные облака, словно перелетевшие на сцену с полотен Гвидо Рени. Переливается лазурью светлое небо, в котором кувыркаются ангелы с пушистыми крылами. Жаркое адское пламя закручивается в зловещую воронку, которая притягивает и засасывает грешные души». Зато слабым звеном, по мнению рецензента, оказались певцы: «Злата Булычева, опытная певица, с прекрасным меццо, звучала как-то хлипко и неубедительно, не сумев насытить партию подлинно живым смыслом. Ансамбль певцов – сопрано Виктория Ястребова, тенор Сергей Семишкур, бас Илья Банник – оказался ниже среднего».

Обозреватель Олег Кармунин в «Известиях» дает более жесткую оценку предпринятой попытки театрализации «Реквиема». Режиссер замышлял «Реквием» как гимн во славу легендарных театральных подмостков. На поверку «режиссерский гимн театру оказался гимном допотопной театральщине, одновременно наивной, несдержанной и смешной. Спектакль-энциклопедия расхожих сценических ходов разных эпох».

Апофеозом становится «полет» на сценой девочки. Как пишет критик, «ее прикрепляют к огромным белым воздушным шарам и заставляют висеть над громогласным хором. Исполнительница Аня Мошникова оглядывается по сторонам, машет ручонкой зрителям, болтает ножками и, видимо, очень ждет приземления. Больше ничего не происходит, и становится немного неловко».

«Пасторальные плюшевые ангелочки соседствуют с новомодным хай-теком, рисованные задники уживаются с металлическими панелями. Плюс электрические свечи, видеопроекции, бархатные занавесы. Все это множится на протяжении полутора часов, и к финалу наряду с объяснимым пресыщением возникает неожиданное ощущение эстетической законченности. Действительно, здесь воплотилась почти вся история театра. И все его родовые болезни», – пишет Олег Кармунин. Постановщик ежеминутно извлекает из рукава псевдоэффектные красивости. «Под этим тяжким грузом полностью теряется музыкальная составляющая. В постановке нет Верди, потому что у публики нет времени слушать, только — смотреть».

Вывод рецензента – все это очень грустно. «Двадцать шестую оперу» Джузеппе Верди после такого зрелища хочется вернуть в концертный зал и больше оттуда не выпускать.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоСпасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки

Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал

Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.