Войти
В России
19.03.2019 16:36
Воронежские танцовщики ещё раз поздравили Мариуса Ивановича «Корсаром»

Воронежские танцовщики ещё раз поздравили Мариуса Ивановича «Корсаром»

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: Денис Данилов

11 марта 2019 года великому русскому хореографу французского происхождения Мариусу Петипа исполнился 201 год. И именно в день рождения легендарного балетмейстера воронежская балетная труппа танцевала на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко балет, к которому Мариус Иванович в своё время приложил руку.

Воронежский «Корсар» на музыку Адана в постановке балетмейстера-реставратора Юрия Бурлаки вошёл в конкурсную программу фестиваля «Золотая Маска». Чтобы балет провинциального театра попал в поле зрения экспертов «Маски» и, более того, был удостоен пяти номинаций– явление уникальное. Критик Майя Крылова даже высказала мнение, что пять номинаций – это чересчур щедро.

Но в любом случае, участие в таком фестивале коллектива из провинции – событие не характерное и не рядовое. Как правило, из года в год за балетную премию бьются могучие федеральные монстры из двух столиц, Новосибирска, Екатеринбурга и примкнувший к ним театр регионального значения из Перми. Именно там, в силу благоприятных обстоятельств, «на гора» выдаются спектакли высочайшего класса.

Судя по информации, опубликованной на официальном сайте Воронежского ТОБа, пригласившие его на «Маску» эксперты, остались довольны выступлением воронежцев и даже поздравили главного балетмейстера театра Александра Литягина с заметной (за минувший год) динамикой роста мастерства коллектива.

Последовавшие за этим критические замечания со стороны балетоведов театр воспринял как должное, приняв во внимание то, что воронежскую труппу оценивают наравне с крупнейшими балетными труппами мира.

Ну а если почитать в сети отзывы столичных балетоманов, попавших на спектакль, складывается впечатление, что Петипа действительно получил на свой день рождения подарок от артистов, которым нравится танцевать его хореографию.

Большой форум любителей оперы и балета
http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=508043

Добавлено: Ср Мар 13, 2019
Корсар (Воронежский театр оперы и балета) МАМТ 11 марта.

Мне понравилось. Сразу скажу, что я не видела этот балет в БТ. Видела только видео, но плохо помню, теперь есть желание пересмотреть. Поэтому не могу сравнить постановки. Да и могла пропустить многое, потому что вообще плохо знаю этот балет. Тем не менее.

Во-первых, я была приятно удивлена уровнем труппы, не ожидала, если честно. Главные герои (Марта Луцко и Иван Негробов) хотя и были несколько скованyы в первом дуэте, очень скоро растанцевались и смотрелись замечательно. Па-де-де в гроте прошло на ура и при огромной поддержке зала, буквально были овации после вариаций. Марта и Иван – большие молодцы! Марта танцевала очень убедительно технически, хотя в общем и целом мне показалась несколько холодноватой и отстраненной. Но это не мешало ей притягивать взгляд и «царить» на сцене. Уверенные, без малейшего сбоя фуэте, с очень небольшим продвижением вперед. Иван танцевал и играл убедительно и темпераментно. Местами мне чуть казалась не совсем аккуратная мелкая техника, зато прыжки – легкие и красивые. Все поддержки выполнены были очень уверенно, хотя Иван – не богатырского сложения, а Марта достаточно высокая балерина.

Очень понравилась Елизавета Корнеева (Гюльнара), очень красивая балерина, идеально сложена, мягкие и стелющиеся руки, воздушная и соблазнительная. Мне тоже показалось, что станцевала очень уверенно.

Михаил Ветров, выйдя в партии Невольника, сразу обратил на себя внимание – очень хорош! Я не знала ничего про этого танцовщика, но сразу отметила его. И уже потом прочитала о нем в ветке Воронежского театра. Максим Данилов (Бирбанто), пожалуй, не так запомнился лично мне, однако тоже всё было достойно.

Кордебалет просто удивил, думаю, что труппа не такая и многочисленная, но в Оживленном Саду вышло 30 замечательных танцовщиц! Очень понравились характерные танцы. И совершенно очаровала Подруга Бирбанто - Луиза Литягина, ну до того ярка, ловка, темпераментна и красива была в костюме с шароварами, такой зажигательный танец!

Про постановку – все понравилось, классический сказочный спектакль. Возможно, местами даже чуть старомодный, но в этом и прелесть. Просто здорово, что областной театр может позволить себе такой балет. С декорациями, костюмами, многочисленным кордебалетом! Очень красивые декорации третьего действия, дворец паши, светлый, нарядный, даже элегантный. Да собственно, все декорации и костюмы удались, на мой вкус. Но самое главное – в этом спектакле много танца! Разнообразного, сложного, классического, характерного!

Корабль достаточно смешно качался, потом развалился. Эпилог мне показался несколько детским, но это уже не поменяло впечатления от всего спектакля. Зрители, насколько я поняла, восприняли действо с удовольствием, хотя и чуть подустали в конце. На сайте было написано два с половиной часа, но спектакль шел почти три. Аплодировали активно. Правда, я спешила, и ушла довольно быстро.

В общем и целом, конечно, воронежцам можно позавидовать, что у них идёт такой замечательный спектакль. А я, видя такую роскошь, еще раз погрустила, что сам МАМТ давно не выпускает новых полномасштабных спектаклей, вместо этого будет очередная Тройчатка эконом-балетов((

Большой спасибо всей труппе Воронежского театра за доставленное удовольствие!

***
Добавлено: Ср Мар 13, 2019

Хочу ещё добавить, что спектакль, на мой вкус, очень сбалансированный. Удачная пропорция и чередование танца и действия, так, что сюжет понятен, динамичен и не прерывается. Танца много, но не перегружено. Мимические сцены достаточно короткие, но ёмкие и понятные. Декорации впечатляющие, но не забивают происходящее на сцене, а обрамляют его. И продолжительность спектакля удачная.

***
Добавлено: Сб Мар 16, 2019

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ
Воронежский «Корсар» на «Золотой маске»
МАМТ

Порывшись в своем архиве программок, обнаружил, что «Корсар» из Воронежа – это восьмой «Корсар», виденный мною «живьём» на сцене (видеозаписи не считаю). И ещё за половинку засчитал «Оживлённый сад» в исполнении МГАХ. Вот и вышло феллиниевское название. Если коротко, то сюда вошли «Корсары» отечественные (московско-петербургские), гастрольные в Москве (из Латвии) и зарубежные в моих поездках (Мюнхен, Нью-Йорк). Какие-то видел по разу, какие-то многократно (больше всего – в ГАБТ с Машей Александровой). По своему рейтингу лучшим «Корсаром» в мире я счел постановку Ратманского и Бурлаки. По всем компонентам: сценографии, костюмам, расширенной хореографии (антре в па дез эскляв, Оживлённый сад, Танец с веерами с включением оригинальной вариации Медоры). При нашей подготовке к премьере мы завели специальную тему. В нее вошли описания нескольких исторических «Корсаров». В частности, либретто постановки Ж. Перро в Петербурге в 1858 г. Обращаю внимание, что балет начинается с переполненного рынка, на который уже проникли корсары. Видимо, не впервые, так как Конрад и Медора уже заигрывают друг с другом.

Воронежская версия начинается с краткого пролога – Конрад, Бирбанто, Ланкедем с Медорой и Гюльнарой высаживаются с какой-то небольшой фелюги, на которой начался роман мужественного корсара и красавицы-гречанки. Пройдя по авансцене, их спутники куда-то исчезают, а милующиеся танцуют адажио на совершенно пустом рынке. Признаюсь, что в начале «Корсара» эта дуэтная вставка (говорили, что как раз на вставную музыку из «Гентской красавицы») выглядит ненужной и избыточной как по драматургии, так и по хореографии: использованные в нем верхние поддержки сразу рушат иллюзию приверженности старинному стилю.

Вот не пойму, что именно отыскал Бурлака в архивах библиотеки? Не верится, что там лежали хореографические нотации типа гарвардского архива. А если речь о музыке, то зачем так далеко ходить? В 2001 г. я купил в Дортмунде CD «Гентская красавица»(La Jolie Fille de Gand, Complete Ballet), Queensland Symphony Orch., cond. A.Mogrelia, производство фирмы Marko Polo. В 2005 приобрел в Брюгге диск «Питомица фей» (La Filleule des Fees, Complete Ballet) той же фирмы в исполнении того же оркестра п/у того же дирижера. Юрий Петрович Бурлака – большой знаток старинной музыки и наверняка имеет эти записи. Вот я и думаю, партитуры этих балетов было проще выписать у производителя CD, чем сидеть в архивах в их поисках. Да и зачем? Вставки в музыку Адана (Делиб, принц Ольденбурский, Дриго) были сделаны еще Петипа, потом добавлены другие (Ц. Пуни, А. Г. Рубинштейн, Э. Григ, Ф. Шопен, П. И. Чайковский), а в советские времена усиленно ещё пополнялись или усекались. Так, в Мариинской версии П. Гусева возникли вставки из оперы Адана «Почтальон из Лонжюмо» (до этого пригород Парижа Лонжюмо знал только по истории КПСС как местоположение первой партийной школы РСДРП под руководством В. И. Ленина).

Закончив лирическое отступление, вернёмся на рынок. Кстати, Воронеж упорно стоит на том, что события «Корсара» происходят в Адрианополе, а этот город (мы уже обсуждали во время премьеры в ГАБТ) стоит вдалеке от моря, в Болгарии, и был известен султанской лесной охотой. У Байрона же паша правит в городке Корони на юго-запале Пелопоннеса, куда он собрал огромный флот для охоты за пиратами.

После адажио рынок заполняется купцами и невольницами и текст в целом повторяет постановку в ГАБТ. Там есть вставка танца рабынь, которая сначала в ГАБТ отсутствовала, а потом появилась в миниатюре (говорили, по настоянию Бурлаки) – скромного маленького танца трёх невольниц перед толстыми купцами. В Воронеже Бурлака сильно расширил этот номер и по количеству участниц, и по длительности танца, обозначенного в первом петербургском либретто как «покупщики и продавцы смотрят на танцы женщин». Откуда музыка – не знаю.

Дальше всё знакомо: сладострастного пашу никто из девушек не привлекает, тогда ему показывают танец невольников получше (участие Гюльнары – не впервые, в других версиях такое случалось тоже), и Гюльнару Сеид-паша покупает в гарем. Потом проходит восьмичастная вариация Медоры в окружении пиратов, имитирующих греблю при полном штиле, продажа её Сеид-паше, шуточный танец Медоры, вырывающей палочку у паши, танец пиратов, похищение пиратами Медоры, Гюльнары, танцорок и заодно Ланкедема.

В ГАБТ на этом заканчивалась первая картина 1-го акта, у воронежцев – сам 1-й акт, а 2-й акт – сцена в Гроте, на базе пиратов. В целом то же самое, отсутствует танец детей с драчливыми мальчишками и нежными девочками, нет Маленького корсара (при том, что имеется историческая запись на видео с Верой Ширяевой и рассказ в мемуарах Тамары Карсавиной). Вот здесь можно прочесть довольно подробный и интересный рассказ Карсавиной о её дебюте в роли Медоры – и о Маленьком корсаре, и об Оживлённом саде, и о кораблекрушении в финале. Лучшим номером у воронежцев я счёл здесь Форбан с блестящим исполнением характерного танца подруги Бирбанто – Луизы Литягиной (я бы наградил её Золотой маской, но она не номинирована, хотя это не мешает жюри присудить спецприз – пример Анна Жарова за Новосибирскую «Коппелию»). Она же, должно быть, танцевала с Бирбанто Танец пиратов в 1-м акте, но Форбан мне всегда нравился больше. (forban – французское слово, означающее пират, буканьер, разбойник, бандит; думаю, в балете названо так, чтобы легче отличать, наверно, от Танца пиратов в 1-й картине). Бирбанто (Максим Данилов) тоже неплохо партнёрствовал. Знаменитое любовное па-де-де танцевали Иван Негробов (Конрад, номинант на Маску) и Марта Луцко (Медора). Технически солидно, солист – хороший партнер, с прыжком, все поддержки выполнял уверенно. У Медоры хорошие стопы, длинные ноги, красивые линии. Их дуэт выглядел гораздо достойнее дуэтов с Фебом в саратовской «Эсмеральде». И зал на воронежский любовный дуэт отозвался с заслуженным энтузиазмом.

Третий акт – сцены в гареме. Одалиски – обычно, нормально, хотя исполнение вызвало в памяти других одалисок: Аню Никулину, Катю Крысанову и Наташу Осипову. Говорят, что вторая вариация – самая трудная (в Кремле её, кстати, исполняла Кристина Кретова), но Ратманский усилил Осиповой третью вариацию, поручив перенести двойные туры на сцене в двойные туры в воздухе, что до тех пор делали мужчины. Игра и поддразнивание Гюльнарой и молодыми наложницами главной жены паши Зюльмы – как обычно. Оживлённый сад упрощён и хореографией, и оформлением. Вместо грядок, через которые прыгают балерины, поставлены огромные корзины из прутьев с букетами – через такие не прыгнешь. А финальную позу Медора принимает с каким-то блестящим предметом в руке (рог изобилия, что ли?) на украшенном цветами постаменте, вместо ГАБТовской корзины. Здесь становится похожа на монумент в центральном сквере города.

После Оживлённого сада, пусть и не такого масштабного как в ГАБТ, но всё равно красивого и танцевально увлекающего, действие развивается столь торопливо и сумбурно, что за ним трудно уследить и даже понять, что в этой суматохе Медору подменили Гюльнарой со всеми вытекающими последствиями. Тут уже не до Веерного па, которое решительно купировано, что для данной постановки в отсутствие автора – Ратманского – вполне логично. В отличие от ГАБТовского «Корсара» злодея Бирбанто, разоблачённого Медорой, Конрад пристреливает тут же на пороге дворца паши:

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвёт пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

В этом бы месте завершить вампуку эффектной видеокартинкой – например, отплытием воссоединившихся Конрада с Медорой в светлую средиземноморскую даль. Однако, нет, зрителей ждёт еще достаточно длинный финал. Без которого я бы вполне мог обойтись, Ну, не было бы традиционного кораблекрушения и выползания Медоры с Конрадом на скалистый бережок. Ну и что (хотя лирическая музыка там хороша)? В «Баядерке» нет свадьбы Гамзатти с Солором в присутствии призрака Никии и последующего разрушения храма – и ничего, терпим.

Но и так при всех сокращениях «Корсар» воронежской версии остается той самой танцевальной махиной, что и в других театрах. И воронежская труппа «подняла» её очень достойно. Кажется, такой Маски не предусмотрено, но я бы придумал спецмаску жюри худруку (и ассистенту хореографа) Александру Литягину за отвагу и дотошную работу. Воронежский балет впервые вышел на Маску, и на радость выглядел очень прилично для не столичного театра. Во всяком случае, не хуже балетов в Милане, Дюссельдорфе, Дортмунде, Эссене и т.п. Желаю воронежцам дальнейших успехов и последующих встреч с московскими зрителями. А губернатор Воронежа мог бы наградить каким-нибудь почётным знаком труппу и её руководителя.

Вопросы к себе, касаясь официальных номинаций. Получит ли воронежский «Корсар» Маску за лучший балет? Не думаю. ГАБТовский «Корсар» ничего не получил (чудовищная несправедливость!) – даже за роскошные костюмы и спецэффекты с впечатляющим разваливанием корабля в финале. Получит ли Юрий Бурлака Маску за хореографию? Я бы приветствовал его награждение за постановку «Корсара» в ГАБТ, а вот награждение всё-таки упрощённой версии будет выглядеть несколько странно. Гюльнара – достойная пара главной героине. Эту роль исполняет Елизавета Корнеева, прелестная молодая танцовщица, номинированная на Маску. Вполне заслуженно, мне кажется (но у неё серьёзнейшие конкуренты в лице Крысановой, Кардаш, Мики Нисигути…). Получит ли Иван Негробов за Маску Конрада? Здесь конкуренция очень сильна – трое ГАБТовцев из «Нуреева» (Лантратов, Лопатин, Савин) и ещё Цвирко за Меркуцию Ратманского. Плюс балеты, которые ещё не видел. Про «своих» неофициальных номинантов на спецмаски писал выше.

В любом случае желаю воронежцам спокойно отнестись к любому результату на Маске. Главное, выступили хорошо, познакомились с Москвой, наши зрители заполнили зал и приняли труппу восторженно. Очевидно, что самой труппе безусловно пойдёт на пользу решение творческих задач, которые ставит многоплановый «Корсар». Да и сами артисты уже остались довольны, судя по их дружному крику после закрытия занавеса.

Пусть корабль плывёт и везёт нам на следующий год их новоиспеченную «Спящую»! Очень интересно, как Бурлака и Литягин поступят с этой стариной.

***
Добавлено: Вс Мар 17, 2019

Посмотрела и «Корсар» и «Пахиту». Оба балета очень понравились. «Корсар» смотрела с 12-летним сыном, сам захотел пойти, и ему балет тоже понравился. Очень красочный балет, много танцев, красивые костюмы, сражения, корабль в бурю. Как раз для мальчиков балет привлекателен. А мне понравилась прекрасная труппа Воронежского театра, солисты и Гульнара-красавица. Негробов был хорош. Зал прекрасно принимал спектакль, много хлопали во время балета и после, были цветы. Очень рада за Воронежский балет. Получили с сыном удовольствие. Декорации шикарные, восхитительные танцы в Дивном саду.


***
Отзывы в Instagram

***
s.ivanoff.1968
Пиратской романтикой и восточно-пряным ароматом окатило на балете «Корсар» Воронежского театра оперы и балета. 5 номинаций на премию «Золотая Маска». Оригинальная хореография Петипа реконструирована и дополнена постановщиком балета Юрием Бурлакой, фрагментами партитур из других, ныне утерянных балетов Адана. Красивые декорации и костюмы превратили и без того красочный, танцевально-полифонический балет в пышный карнавал. Блистательное исполнение партии Конрада, чуть завышенным изначально благородством роли, премьером Иваном Негробовым. Абсолютный консонанс с Мартой Луцко (Медора). Колоритнейший образ флибустьера Бирбанто слепил Максим Данилов. И, конечно же, незабываема в партии невольницы Гюльнара утонченно-эстетская Елизавета Корнеева. Сегодня сошлись все звезды. Фееричный спектакль.

***
elizaveta_evd
Воронеж – новая балетная столица мира! Это было прекрасно, восхитительно, великолепно, не знаю, как еще! Не могу даже ничего выделить, так как все было перфект! Не говоря уже о солистах – я думать забыла о такой легкости и изяществе! Браво, браво, брависимо!

***
evnovoros
Своего «Корсара» упорно не дают, но хоть «масочного» привезли! Да какого! Совершенная прелесть этот «Корсар» и исполнен очень достойно воронежской труппой.

***
kamila_sim_
Без всяких скидок на нервы, мандраж, масочный показ и пр. – это было прекрасно! Тот случай, когда сидишь почти три часа с улыбкой, когда радуешься за этих буквально горящих на сцене людей. Какая труппа! Волнение может и было, но они его хорошо замаскировали. Без малейшего зажима, раскрепощенные, с эмоциями через край. Парни летали один другого выше, танца мужского очень много, и танца качественного, я наслаждалась. Отлично поставлены бои, поединки, сабли сверкали, «юбки» задирались. И хотя голых торсов не было, но всё равно волнительно.
В спектакле очень много пантомимы, характерного танца. Сыграно всё это ярко, эмоционально, но без перегиба. На поклонах зал очень горячо приветствовал артистов.
Иван Негробов – настоящий герой, в нём виден и лидер корсаров, и нежный влюбленный. Внимательный партнёр, поддержки уверенные и всё как будто играючи. В сольных вариациях был свободным, парящим, без видимой старательности. Один раз в прыжке чуть не на краю сцены остановился, маловат ему МАМТ. Посчастливилось с ним за кулисами пообщаться – море обаяния и такой счастливый! Сказал, что сцена очень понравилась, пружинит. И зрителей за приём благодарил.


Объявление

Иногда, для того, чтобы получить немного информации о компании, достаточно одного телефонного звонка. Первый разговор очень важен, он несомненно оставляет впечатление. Голосовой автоответчик для любой организации крайне важен. Студия "Экоролик" поможет вам изготовить качественный и информационный автоответчик. Прослушать примеры наших работ можно по ссылке http://экоролик.рф/golosovoj-avtootvetchik-dlya-or

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежскую область поставили на разогрев

Третья декада апреля в этом году будет фактически летней с температурами выше плюс двадцати.

В РоссииСадальский о канале «Россия К»: канализация «Культурка»

«Без контента, нереально скучный, полный повторов всякой замшелости».

В миреАнатолий Вассерман о сгоревшем соборе Нотр-Дам: поджог был, и не один – вся Европа догорает на наших глазах

Со шпилем Нотр-Дама рухнул весь Старый Свет, каким мы его знаем. Каким он не будет уже никогда.

ОбществоДиректор музея-заповедника «Дивногорье» Марина Лылова подала заявление

По сообщениям СМИ, Марина Ивановна подала заявление об увольнении сегодня в 11:00. В чём причина такого резкого шага?

ТеатрВоронежский театр драмы приглашает на СИТО 4 и объявляет программу

Шоу многообещающее. Организаторы хотели бы, чтобы его увидели как можно больше зрителей.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за пятницу, 19 апреля: лидирует «Проклятие плачущей»

Фильмы ужасов переживают ренессанс. Публика не может насмотреться, сборы растут.

ПерсонаУмерла Анна Жидких

Ещё совсем недавно она была полна планов и задумок, но смертельная болезнь оказалась сильнее.

ЛитератураФантастический роман Андрея Ляха «Челтенхэм» обещает стать событием майской книготорговли

Такие романы в жанре фантастики появляются нечасто. Тем они ценнее.

МузыкаII фестиваль «Воронежская камерата» завершился концертом ансамбля «Академия камерной музыки»

Фестиваль стал одним из главных культурных событий Воронежа и всего региона.

Изобразительное искусствоБольшой «Маленький мир в картинной раме» Нины Гапоновой

В Воронеже открылась выставка Нины Гапоновой. 18 лет она проработала главным художником Кольцовского театра.

Зал ожиданияПасхальный фестиваль придёт в Воронеж, меломаны смогут услышать оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева

Воронеж вошёл в число городов, где состоится концерт симфонической программы в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля.

ГлавноеОбласть танца

В Воронежской области сложилась одна из самых успешных в стране систем хореографического воспитания.