Платоновский фестиваль
В Воронеже впервые выступили венгерские музыканты Кристоф Барати и Ласло Фенио
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Денис Данилов
Они принадлежат к музыкальной элите. Играют в лучших залах с лучшими оркестрами мира. Блестящие солисты, великолепные ансамблисты. Красивые, элегантные и потрясающе талантливые, Кристоф Барати и Ласло Фенио добавили в музыкальную программу Платоновского фестиваля европейский шарм и истинно мужское обаяние.
В Воронеже они сыграли вместе с Академическим симфоническим оркестром и двумя дирижерами – Владимиром и Игорем Вербицкими.
Сначала за пульт встал маэстро Вербицкий-старший. Программу открыл скрипичный концерт Игоря Стравинского ре мажор с солистом Кристофом Барати – 4-х частный, изысканный, насквозь театральный, пронизанный улыбками из разных эпох – от барокко до романтизма. В оркестре столько красок, столько сюжетных линий, что временами кажется, будто солирующая скрипка отходит на второй план.
Барати исполняет свою партию в не характерной для сегодняшних молодых скрипачей манере – сосредоточенно-сдержанно, без лишних телодвижений. Со своим инструментом – Lady Harmsworth 1703 года Антонио Страдивари, предоставленным скрипачу обществом Страдивари в Чикаго, он управляется достойно, поражая не столько виртуозной техникой, сколько качеством звука.
У Ласло Фенио тоже выдающийся инструмент – виолончель 1695 года работы венецианского мастера Маттео Гофриллера. Недавно Ласло его выкупил, теперь виолончель принадлежит музыканту. Голос этого уникального инструмента мы услышали в концертной пьесе венгерского композитора двадцатого века Эрне Донаньи (за пультом – Игорь Вербицкий).
Звук – чистое золото, богатейший тембр. Но даже самый лучший инструмент не заиграет без солиста. В который раз убеждаешься: техника в сочетании с интеллектом дает потрясающий эффект. Музыку Донаньи – возвышенную, романтичную, может быть, не такую глубокую, как у Шумана, Брамса или Элгара, создавших настоящие шедевры для виолончели, - Фенио исполняет с высочайшим вкусом и благородством. Он словно поет на инструменте – с по-настоящему вокальным вибрато и дыханием. А как обаятельно Ласло дирижирует «про себя» в оркестровых фрагментах! Сказывается опыт работы в оркестре: Фенио занимал пост концертмейстера виолончелей Симфонического оркестра Венгерского радио, Филармонии Унгарика и Симфонического оркестра «Радио Франкфурта».
Ласло Фенио – великолепный виолончелист, впитавший традиции в том числе и русской исполнительской школы. С 1994 по 1998 годы он учился в Любеке у Давида Герингаса. Ласло считает эту встречу судьбоносной: говорит, что она открыла ему глаза на многие вещи в музыке, в его игре появились эмоции и чувства – главное, что он ценит в русской школе.
Во втором отделении прозвучал Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса (за пультом – Владимир Вербицкий). В этом знаменитом концерте Кристоф Барати и Ласло Фенио продемонстрировали истинное товарищество – человеческое и музыкальное. Точная ансамблевая игра, свободная, волевая, в который раз заставившая задуматься о парадоксе: исполнители классической музыки – удивительные люди, они могут гонять на автомобилях, играть в торговых центрах (у Барати был и такой веселый опыт), но при этом они всегда одной ногой в вечности. На вопрос о композиторе, с которым хотелось бы поговорить, если бы представился такой случай, Ласло Фенио ответил однозначно: Брамс. Что ж, венгерские виртуозы доказали, что им есть что сказать великому немецкому классику.
Так же, как и Баху, которого Ласло Фенио и Кристоф Барати сыграли на прощание – после долгих аплодисментов и несмолкаемых «браво!».
До концерта, по традиции, венгерские музыканты ответили на вопросы журналистов. Они рассказали о том, что знакомы уже 9 лет и часто играют вместе у себя на родине. Поделились впечатлениями о Воронеже: наш город показался им очень музыкальным. Поразмыслили над тем, что классическая музыка всегда страдает, и музыкантам, исполняющим классику, приходится прилагать немало усилий, чтобы продвигать ее.
Ласло Фенио
Лучшим средством продвижения они считают не флеш-мобы и кроссоверы, а систематическое образование. Через несколько дней в Москве начнется XV Международный конкурс имени Чайковского, один из самых престижных в мире. На вопрос, считают ли они конкурсы главной ступенькой к международной карьере, Ласло Фенио и Кристоф Барати ответили так:
- Любое соревнование в искусстве довольно двусмысленно, потому что нельзя удовлетворить вкусы всех членов жюри. В конкурсах принимают участие замечательные музыканты, которых невозможно сравнивать. Соревновательность полезна на этапе обучения, в целях воспитании характера. Так что не стоит зацикливаться на победах в конкурсах. Нужно просто служить музыке, жить в ней.
Кристоф Барати
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — В Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку
Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Секреты успешного кастинга для участия в фильмах и передачах
Следуя нашим советам, вы сможете пройти кастинг на самый престижный проект.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.