Платоновский фестиваль
Ришар Гальяно и Воронежский молодежный симфонический оркестр добавили в палитру Платоновского фестиваля новую краску
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Денис Данилов
Музыкальная программа Платоновского удивляет каждый год. То новым форматом (как успешно стартовавшая в прошлом году World music), то необычным для академического жанра инструментом. В этом году им стал аккордеон. В театре оперы и балета при аншлаге выступил всемирно известный французский аккордеонист и композитор Ришар Гальяно и Воронежский Молодежный симфонический оркестр под руководством Юрия Андросова.
Открыл вечер Молодежный симфонический оркестр. Без этого коллектива и его дирижера и художественного руководителя Юрия Андросова трудно представить Платоновский фестиваль. Молодежный оркестр принимает в нем участие каждый год и, можно сказать, растёт вместе с фестивалем и делает его историю.
Третий Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, исполненный вначале, задал классический тон всему первому отделению. И Гальяно со своим переложением соль-мажорного скрипичного концерта Баха воспринимался как нечто вполне естественное. Бах и баян – сочетание нередкое, но оригинальное. Правда, баянисты чаще играют не скрипичные концерты, а хоральные прелюдии. Но Гальяно как хороший музыкант и композитор, может позволить себе и такой эксперимент. Природа у баяна и скрипки, по словам Гальяно, одна, но звукоизвлечение всё же разное. Скрипичной кантилены на баяне не сыграешь, зато можно полюбоваться каждым звуком в отдельности и в прямом смысле почувствовать дыхание музыки.
У Гальяно Бах звучит трогательно и просто: как если бы мы с вами, проснувшись поутру, вдруг запели… Баха. Можно сказать, он приближает эту космическую музыку к человеку. Эта трепетность и беззащитность еще больше проявляется в концерте Антонио Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Может быть, потому что популярная классика в исполнении баяна и оркестра звучит как в первый раз. А может, потому что Ришар Гальяно выглядит чуть застенчивым, типичным интеллигентом в очках, с мягкой улыбкой. Как будто случайно зашел человек на сцену. С баяном.
Всё изменилось во втором отделении. Куда подевалась и мягкость, и застенчивость. Исполняя музыку своего учителя и друга Астора Пьяццоллы, Гранд Астора, как называют его аргентинцы, Гальяно словно попал в привычную для себя стихию. Появилась и страстность, и властность, и концентрация энергии. «Весна» и «Осень» из цикла Пяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе». Смертельная игра на острие ножа.
Но самое сокровенное оказалось в музыке самого Ришара Гальяно. В пьесе Habenarando мы слышим вздохи прибоя: под мерный ритм рояля, переливы арфы, зыбь оркестра так легко представить картину ночи на берегу моря. Баян Гальяно – как он виртуозно управляется с этим чудовищем! – рассказывает нам, как сладко и больно быть маленьким человеком под огромным звездным небом.
Эту же – такую родную для нас – тему маленького человека Гальяно продолжает в своём Opale Concerto. Хотя почему только для нас? Мы везде маленькие – и во Франции, и в России. Баян Гальяно то взмывает вверх, рассыпаясь драгоценными искрами, то нежно поет, доставая до самого сердца, и снимает с нас, слой за слоем, снобизм, усталость, нетерпение, ложный оптимизм, оставляя наедине с собой и намекая, что мы еще не так безнадежны. Гальяно заставляет звучать свой инструмент и как скрипку, и как орган: мы слышим то мадригал, то средневековый хорал, то вдруг мелькают картинки современного большого города.
И еще пару слов о партнерстве солиста и оркестра. Гальяно сравнил концерт с путешествием, которое зависит от очень многого: взглядов, жестов, общего эмоционального состояния. У французского аккордеониста и Воронежского молодежного симфонического оркестра оно получилось удачным. Их совместное выступление доказало, что в музыке нет запретов, если это красиво, талантливо, не фальшиво в чувствах.
На бис Ришар Гальяно сыграл две вещи: танго Пьяццоллы Oblivion и свой знаменитый вальс «Марго». И мы вместе пролетели над улицами Парижа, представляя себе его сады и бульвары. Даже те, кто никогда там не бывал. Как во сне.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Затягивать и вечно переносить сроки мы себе позволить не можем», – мэр Воронежа Вадим Кстенин
Мэр сделал ряд замечаний по темпам работ и предупредил руководителей профильных структурных подразделений.
В России — Поезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь
В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.
В мире — В океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить
Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.
Общество — Вход в Музей-диораму становится платным
Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.
Театр — Продолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует
Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.
Кино и телевидение — Критики объяснили, почему фильм «Спящие псы» – провал
«Неуклюжий, затянутый триллер, в значительной степени опирающийся на клише».
Персона — Сергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами
Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».
Литература — Вышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»
Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.
Музыка — Подбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации
Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.
Зал ожидания — Стала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая
В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».