Войти
Платоновский фестиваль
06.06.2015 09:27
Ришар Гальяно и Воронежский молодежный симфонический оркестр добавили в палитру Платоновского фестиваля новую краску

Ришар Гальяно и Воронежский молодежный симфонический оркестр добавили в палитру Платоновского фестиваля новую краску

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Музыкальная программа Платоновского удивляет каждый год. То новым форматом (как успешно стартовавшая в прошлом году World music), то необычным для академического жанра инструментом. В этом году им стал аккордеон. В театре оперы и балета при аншлаге выступил всемирно известный французский аккордеонист и композитор Ришар Гальяно и Воронежский Молодежный симфонический оркестр под руководством Юрия Андросова.

В антракте первый вопрос, который задавали друг другу и всем окружающим журналисты, звучал так: «На чем всё-таки играет Гальяно?». Вопрос неожиданный, но не праздный. То, что у нас называется словом «баян», во Франции и других западноевропейских странах и в Америке именуют кнопочным аккордеоном. Так что журналисты не зря волновались. А раз так, то позвольте и мне в этой заметке употреблять привычное для России название.


Открыл вечер Молодежный симфонический оркестр. Без этого коллектива и его дирижера и художественного руководителя Юрия Андросова трудно представить Платоновский фестиваль. Молодежный оркестр принимает в нем участие каждый год и, можно сказать, растёт вместе с фестивалем и делает его историю.

Третий Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, исполненный вначале, задал классический тон всему первому отделению. И Гальяно со своим переложением соль-мажорного скрипичного концерта Баха воспринимался как нечто вполне естественное. Бах и баян – сочетание нередкое, но оригинальное. Правда, баянисты чаще играют не скрипичные концерты, а хоральные прелюдии. Но Гальяно как хороший музыкант и композитор, может позволить себе и такой эксперимент. Природа у баяна и скрипки, по словам Гальяно, одна, но звукоизвлечение всё же разное. Скрипичной кантилены на баяне не сыграешь, зато можно полюбоваться каждым звуком в отдельности и в прямом смысле почувствовать дыхание музыки.


У Гальяно Бах звучит трогательно и просто: как если бы мы с вами, проснувшись поутру, вдруг запели… Баха. Можно сказать, он приближает эту космическую музыку к человеку. Эта трепетность и беззащитность еще больше проявляется в концерте Антонио Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Может быть, потому что популярная классика в исполнении баяна и оркестра звучит как в первый раз. А может, потому что Ришар Гальяно выглядит чуть застенчивым, типичным интеллигентом в очках, с мягкой улыбкой. Как будто случайно зашел человек на сцену. С баяном.

Всё изменилось во втором отделении. Куда подевалась и мягкость, и застенчивость. Исполняя музыку своего учителя и друга Астора Пьяццоллы, Гранд Астора, как называют его аргентинцы, Гальяно словно попал в привычную для себя стихию. Появилась и страстность, и властность, и концентрация энергии. «Весна» и «Осень» из цикла Пяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе». Смертельная игра на острие ножа.


Но самое сокровенное оказалось в музыке самого Ришара Гальяно. В пьесе Habenarando мы слышим вздохи прибоя: под мерный ритм рояля, переливы арфы, зыбь оркестра так легко представить картину ночи на берегу моря. Баян Гальяно – как он виртуозно управляется с этим чудовищем! – рассказывает нам, как сладко и больно быть маленьким человеком под огромным звездным небом.

Эту же – такую родную для нас – тему маленького человека Гальяно продолжает в своём Opale Concerto. Хотя почему только для нас? Мы везде маленькие – и во Франции, и в России. Баян Гальяно то взмывает вверх, рассыпаясь драгоценными искрами, то нежно поет, доставая до самого сердца, и снимает с нас, слой за слоем, снобизм, усталость, нетерпение, ложный оптимизм, оставляя наедине с собой и намекая, что мы еще не так безнадежны. Гальяно заставляет звучать свой инструмент и как скрипку, и как орган: мы слышим то мадригал, то средневековый хорал, то вдруг мелькают картинки современного большого города.


И еще пару слов о партнерстве солиста и оркестра. Гальяно сравнил концерт с путешествием, которое зависит от очень многого: взглядов, жестов, общего эмоционального состояния. У французского аккордеониста и Воронежского молодежного симфонического оркестра оно получилось удачным. Их совместное выступление доказало, что в музыке нет запретов, если это красиво, талантливо, не фальшиво в чувствах.

На бис Ришар Гальяно сыграл две вещи: танго Пьяццоллы Oblivion и свой знаменитый вальс «Марго». И мы вместе пролетели над улицами Парижа, представляя себе его сады и бульвары. Даже те, кто никогда там не бывал. Как во сне.


Ранее в рубриках
В Воронеже«Затягивать и вечно переносить сроки мы себе позволить не можем», – мэр Воронежа Вадим Кстенин

Мэр сделал ряд замечаний по темпам работ и предупредил руководителей профильных структурных подразделений.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВход в Музей-диораму становится платным

Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКритики объяснили, почему фильм «Спящие псы» – провал

«Неуклюжий, затянутый триллер, в значительной степени опирающийся на клише».

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

ЛитератураВышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»

Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСтала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая

В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».