Платоновский фестиваль
Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнёва и альтист Максим Рысанов подарили воронежцам необычный вечер классики
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Юрий Данилов
К сильным художественным переживаниям привыкнуть трудно. Музыкальная программа Платоновского фестиваля всегда отличается высоким качеством: мы слышим музыкантов, выступление которых относится к событиям мирового масштаба, безотносительно того, в какой точке на карте они выступают. Вечер РНО под руководством Михаила Плетнёва с солистом Максимом Рысановым, безусловно, из их числа.
Концерт для альта с оркестром Плетнёв написал в 90-е годы. Образное философское сочинение в традициях 19-го века, с выразительными темами и настоящим пафосом: страданием, борьбой, преодолением. Говорят, Плетнёв сочинил этот концерт специально, чтобы проверить – насколько хорош тот или иной альтист. Максим Рысанов – один из самых востребованных сегодня классических музыкантов, лауреат престижных премий, участник европейских и американских фестивалей – в Вербье, Эдинбурге, Нью-Йорке. Живет Максим в Англии, где не принято открыто выражать эмоции, наверное, поэтому музыкант умеет ценить искренность. У него прекрасный звук и превосходная школа. И невероятная экспрессия при строжайшей дисциплине эмоций.
Максим Рысанов играет на инструменте работы итальянского мастера Джузеппе Гваданини. Ему 235 лет, как полагается инструменту такого класса, у него есть имя – Солдат. По словам Рысанова, его альт очень капризный – реагирует на малейшее изменение погоды. А вот играть на нём можно всё – от сочинений композиторов эпохи барокко до современной музыки.
Рысанов красиво играет даже внешне – без лишних движений и мимики, внимательно следя за дирижером. Исполнять музыку, когда за пультом автор, нелегко. Но Рысанов сам дирижер и даже допускает мысль сделать это основной профессией в будущем. Со своим альтом он героически проходит через все три части концерта. Сочинение Плетнёва, за которым стоит два века русской музыки, заставляет вспомнить Чайковского: полная неразрешимых вопросов первая часть концерта заканчивается тихой мольбой, вторая – лирическая реминисценция, высокий романс, с картинами среднерусского пейзажа, и финал, как должно, приводит к равновесию, говорит о человеческом достоинстве и бессмертной душе.
Перед концертом Максим Рысанов поделился с журналистами своей классификацией композиторов. В ней три категории: к первой относятся те авторы, чью музыку интересно слушать, но неинтересно играть, ко второй – те, чью музыку интересно играть, но неинтересно слушать, к третьей – чью музыку интересно и слушать, и играть. Из современных композиторов альтисту интересны болгарка Добринка Табакова и наш соотечественник Сергей Ахунов. А из классиков – Франц Шуберт. По классификации Рысанова, Шуберт безусловно, относится к третьей – самой почетной – категории. Альтист сейчас готовит двойной диск с рабочим названием «В компании с Шубертом», куда войдут бессмертные творения великого классика и посвященные ему произведения современных авторов.
Шуберта воронежцы в этот вечер не услышали, зато познакомились с концертом для альта с оркестром Михаила Плетнёва и заново открыли сочинения Брамса и Баха в оркестровке маэстро.
Вариации и фуга на Темы Генделя удивили сочетанием немецкой педантичности и доброго юмора, но всё равно – с приветом от Чайковского. А знаменитая Токката и фуга ре минор в симфоническом варианте звучит очень необычно – словно любимый черно-белый фильм, отреставрированный с помощью современных технологий.
Российский национальный оркестр уже дважды принял участие в Платоновском фестивале в Воронеже, а его художественный руководитель и дирижер Михаил Плетнёв – трижды, в прошлом году он выступил с сольной фортепианной программой. В этот раз, как и прежде, зал театра оперы и балета на тысячу с лишним мест, где традиционно проходят концерты Российского национального оркестра и Михаила Плетнёва, был полон. Билеты разошлись моментально, как, впрочем, и на другие концерты Платоновского фестиваля. И это тоже стало традицией.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот
В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.
В России — «России необходимо очищение, народ этого ждёт» – Александр Проханов
Жизненно важно для страны и её будущего покончить с культом «золотого тельца».
В мире — Карнавалы становятся неуправляемыми и опасными
Какая злая сила превращает толпу в скопище дикарей, теряющих всё человеческое?
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — Умер автор исторических детективов Кристофер Джон Сэнсом
Автор романов о Мэтью Шардлейке скончался в возрасте 71 года от редкого вида рака.
Музыка — Явным фаворитом «Евровидения-2024» назвали швейцарца Немо
В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.