Войти
Платоновский фестиваль
05.06.2015 10:25
Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнёва и альтист Максим Рысанов подарили воронежцам необычный вечер классики

Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнёва и альтист Максим Рысанов подарили воронежцам необычный вечер классики

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Юрий Данилов

К сильным художественным переживаниям привыкнуть трудно. Музыкальная программа Платоновского фестиваля всегда отличается высоким качеством: мы слышим музыкантов, выступление которых относится к событиям мирового масштаба, безотносительно того, в какой точке на карте они выступают. Вечер РНО под руководством Михаила Плетнёва с солистом Максимом Рысановым, безусловно, из их числа.

В программе: Вариации и фуга на тему Генделя Иоганнеса Брамса, Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха (оба произведения в оркестровке Плетнёва) и альтовый концерт Михаила Плетнёва.

Концерт для альта с оркестром Плетнёв написал в 90-е годы. Образное философское сочинение в традициях 19-го века, с выразительными темами и настоящим пафосом: страданием, борьбой, преодолением. Говорят, Плетнёв сочинил этот концерт специально, чтобы проверить – насколько хорош тот или иной альтист. Максим Рысанов – один из самых востребованных сегодня классических музыкантов, лауреат престижных премий, участник европейских и американских фестивалей – в Вербье, Эдинбурге, Нью-Йорке. Живет Максим в Англии, где не принято открыто выражать эмоции, наверное, поэтому музыкант умеет ценить искренность. У него прекрасный звук и превосходная школа. И невероятная экспрессия при строжайшей дисциплине эмоций.


Максим Рысанов играет на инструменте работы итальянского мастера Джузеппе Гваданини. Ему 235 лет, как полагается инструменту такого класса, у него есть имя – Солдат. По словам Рысанова, его альт очень капризный – реагирует на малейшее изменение погоды. А вот играть на нём можно всё – от сочинений композиторов эпохи барокко до современной музыки.

Рысанов красиво играет даже внешне – без лишних движений и мимики, внимательно следя за дирижером. Исполнять музыку, когда за пультом автор, нелегко. Но Рысанов сам дирижер и даже допускает мысль сделать это основной профессией в будущем. Со своим альтом он героически проходит через все три части концерта. Сочинение Плетнёва, за которым стоит два века русской музыки, заставляет вспомнить Чайковского: полная неразрешимых вопросов первая часть концерта заканчивается тихой мольбой, вторая – лирическая реминисценция, высокий романс, с картинами среднерусского пейзажа, и финал, как должно, приводит к равновесию, говорит о человеческом достоинстве и бессмертной душе.


Перед концертом Максим Рысанов поделился с журналистами своей классификацией композиторов. В ней три категории: к первой относятся те авторы, чью музыку интересно слушать, но неинтересно играть, ко второй – те, чью музыку интересно играть, но неинтересно слушать, к третьей – чью музыку интересно и слушать, и играть. Из современных композиторов альтисту интересны болгарка Добринка Табакова и наш соотечественник Сергей Ахунов. А из классиков – Франц Шуберт. По классификации Рысанова, Шуберт безусловно, относится к третьей – самой почетной – категории. Альтист сейчас готовит двойной диск с рабочим названием «В компании с Шубертом», куда войдут бессмертные творения великого классика и посвященные ему произведения современных авторов.


Шуберта воронежцы в этот вечер не услышали, зато познакомились с концертом для альта с оркестром Михаила Плетнёва и заново открыли сочинения Брамса и Баха в оркестровке маэстро.


Вариации и фуга на Темы Генделя удивили сочетанием немецкой педантичности и доброго юмора, но всё равно – с приветом от Чайковского. А знаменитая Токката и фуга ре минор в симфоническом варианте звучит очень необычно – словно любимый черно-белый фильм, отреставрированный с помощью современных технологий.


Российский национальный оркестр уже дважды принял участие в Платоновском фестивале в Воронеже, а его художественный руководитель и дирижер Михаил Плетнёв – трижды, в прошлом году он выступил с сольной фортепианной программой. В этот раз, как и прежде, зал театра оперы и балета на тысячу с лишним мест, где традиционно проходят концерты Российского национального оркестра и Михаила Плетнёва, был полон. Билеты разошлись моментально, как, впрочем, и на другие концерты Платоновского фестиваля. И это тоже стало традицией.



Ранее в рубриках
В Воронеже«Буран» одержал первую победу в новом году

«Буран» добыл такие нужные 2 очка и поднялся на 15 место в турнирной таблице.

В РоссииПервая рабочая неделя года будет самой короткой

Россиянам предстоит потерпеть на работе всего два дня, а потом снова можно предаваться отдыху.

В мире2024 год стал самым жарким на Земле за всю историю наблюдений

При этом учёные прогнозируют, что он станет одним из самых холодных в 21 веке.

ОбществоКак выбрать идеальное женское нижнее бельё премиум класса: руководство для покупательниц

Как не ошибиться с выбором и подобрать бельё, которое идеально подойдёт вам?

ТеатрСтранная премьера «Аиды» в Метрополитен-опера и больной Пётр Бечала в роли Радамеса

Явно нездоровый тенор надрывался весь вечер в роли Радамеса, а потом обезголосел и снялся с дальнейших спектаклей.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за новогодние каникулы 1-8 января: жаловаться грех

Лидеры не дотянули до прошлогодних показателей, но сборы всё равно были эффектными.

ПерсонаОльга Перетятько сообщила об отмене выступлений в связи с перенесённой операцией

Сопрано опубликовала заявление после отмены спектакля в театре Карло Феличе в Генуе.

ЛитератураВышел роман Жана-Батиста Андреа «Храни её», удостоенный Гонкуровской премии

Роман, полный энтузиазма и блеска, наполненный изяществом и красотой.

МузыкаАмериканцев попросили назвать любимых композиторов-классиков – узнайте, какое место занял Чайковский

Великий русский композитор идёт сразу за бессменной тройкой гениев – Бетховена, Моцарта, Баха.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 28 декабря – 4 января в мировых СМИ

Рубеж годов, праздники, зима. Таковы основные темы снимков лучших фотографов планеты.

Зал ожиданияВоронежцам и гостям региона рассказали, как приятно и пользой провести выходные дни 11-12 января

Синоптики обещают тёплую погоду, поэтому отдыхать под отрытым небом будет комфортно.

ГлавноеРождественская Митрополичья ёлка собрала в Воронежском театре оперы и балета множество детей

Поздравить малышей и их родителей со светлым праздником Рождества Христова прибыл митрополит Воронежский и Лискинский Леонтий.