Войти
Персона
02.02.2013 15:44
Вера Гусева: «Будущее за молодежными оркестрами»

Вера Гусева

Вера Гусева: «Будущее за молодежными оркестрами»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: msovrn.ru

Профессиональных молодежных оркестров в России всего два – в Екатеринбурге и Воронеже. Воронежский Молодежный симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Юрия Андросова знают не только в родном городе. Он успешно гастролирует в России и за рубежом, проводит массу концертов в сезоне, принимает участие в Международных фестивалях, создает собственные проекты. В 2014-м году ему исполнится десять лет.

О том, чем были наполнены эти годы, рассказывает директор оркестра Вера Гусева.

- Официально, как юридическое лицо коллектив возник в 2004 году, - вспоминает Вера Борисовна, - но сама идея молодежного оркестра появилась гораздо раньше. Дирижер Юрий Семенович Андросов и директор Академического симфонического оркестра Александр Иванович Пухальский еще в 2001 году задумали создать оркестр-студию при основном коллективе, как резервный, так как Академический оркестр часто уезжал на гастроли. В 2004 году мы с Юрием Андросовым переработали идею оркестра-студии в Молодежный оркестр. Почему? Потому что не каждый город имеет столько предпосылок: академия искусств, музыкальные колледжи – то есть, все условия для создания молодежного оркестра, основная задача которого – готовить достойную смену ветеранам академического оркестра. Кроме того, мы даем выпускникам наших музыкальных учебных заведений дополнительные рабочие места. Нам хочется удержать их в родном городе. Они получают дипломы и разлетаются, как бабочки, - в Москву, Санкт-Петербург… С одной стороны, это делает честь нашей школе. Воронежские музыканты, особенно струнники, востребованы, их с удовольствием берут в столичные оркестры. Но наша задача – как можно дольше удержать их в Воронеже, чтобы они могли работать в нашем оркестре.

- Но ведь «молодежный» не значит «ученический»?

- Конечно, нет. Ученические оркестры существуют во многих музыкальных колледжах и консерваториях. Они ведут огромную образовательную работу. Оркестр в вузе – это предмет, который обязаны посещать студенты. Воронежский Молодежный – это профессиональная концертная единица. Мы не делаем скидок на возраст, и требования у нас к оркестрантам не как к студентам, а как к профессиональным музыкантам. Мы играем много серьезной музыки, сложной по исполнению. С оркестром выступают замечательные солисты, подчас очень известные, и им нужно соответствовать. Концерты проходят в залах не только Воронежской филармонии, но и в концертных залах городов России и зарубежья. Все это, позволяет молодым музыкантам ощущать себя настоящими профессионалами.

- Это масштабные задачи, с которыми вы успешно справляетесь. Но ведь есть еще репертуар. Как название «Молодежный» отражается на репертуарной политике?

- Наш репертуар – от барокко до рока. Давайте вспомним замечательные концерты с Фридрихом Липсом. Вместе с ним мы исполняли произведения композиторов – Гия Канчели «Капоте» и Ефрема Подгайца «Viva voche». Мы играли сочинения Губайдулиной – солист Владимир Тонха, ежегодно исполняем произведения воронежских композиторов – это интересная современная музыка. Безусловно, мы играем много классической музыки. Очень интересные концерты в плане репертуара и, конечно, исполнения, были с Аркадием Шилклопером. С Молодежным оркестром сотрудничают известные исполнители - Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Фредерик Кемпф, Граф Муржа, Нарек Ахназарян и многие другие. О признании Молодежного симфонического оркестра как самостоятельного творческого коллектива говорит и тот факт, что он является постоянным участником всероссийских и международных фестивалей, таких как Международный Платоновский фестиваль, международный фестиваль современной музыки «Созвучие», Всероссийский виолончельный фестиваль, мы принимаем участие в Пасхальном фестивале Валерия Гергиева.


- У оркестра много проектов. Это ваша тактика?

- Конечно. Каждый концерт - событие. Мы должны думать о том, кто в зале, и привлекать публику интересными идеями. Тем более что музыканты молодые. И Воронеж – город студентов, публика тоже молодежная. Поэтому самым первым проектом стала серия абонементных концертов для студенчества – «Золотая классика».

- Таким образом, растили свою публику?

- Да, можно сказать, мы взрастили свою публику. Этот проект существует уже девятый год, интерес к нему не ослабевает. У нас сложились замечательные отношения с руководителями учебных заведений, нет проблем с реализацией этого абонемента, зал всегда полный. Есть еще один интересный ежегодный проект: «Сохранение классического наследия», в концертах которого звучат произведения хорового ораториального жанра. Проводить такие концерты, очень непросто, но они оказывают мощное эмоциональное воздействие – как на музыкантов, так и на слушателей. В этом проекте принимали участие капелла Владислава Чернушенко из Санкт-Петербурга, Липецкий камерный хор, Тамбовская хоровая капелла имени Рахманинова, хор Воронежской Академии искусств, хор Воронежского педагогического университета, хор музыкального колледжа имени Ростроповичей. Солисты «Геликон-опера», Большого театра. Для молодых музыкантов участвовать в таких масштабных проектах - прекрасный стимул для творческого роста.

- Но вы же понимали, когда только задумывали создать свой коллектив, что в городе уже есть симфонический оркестр. Не боялись конкуренции?

- А кто сказал, что творческая конкуренция - это плохо? Конечно, мы должны были доказать, что имеем право на существование. Несколько лет жили полностью на самоокупаемости, только на средствах от продажи билетов. И как раз своими проектами, своими успехами мы доказали, что оркестр – достойный и довольно успешный коллектив. На сегодняшний день мы являемся членом Союза концертных организаций России, региональным отделением Международного благотворительного фонда «Новые имена». В 2011 году Правительство Воронежской области присудило оркестру грант – для развития и поддержания проекта «Новые имена в Воронеже», а с 2012-го года оркестр получил финансовую поддержку от правительства Воронежской области.

- Это радует, потому что у нас в стране тенденция вкладывать средства в спорт, а не в классическую музыку…

- Благодаря этой поддержке у нас появился второй абонемент – «Классика и не только». В нем принимают участие известные солисты: Петр Кондрашин, Граф Муржа, контрабасист из Берлинского симфонического оркестра Руис Эдиксон, пианист Александр Синчук. В феврале в рамках этого абонемента состоится концерт «Новые имена в Воронеже», будут играть лауреаты Международного конкурса «Щелкунчик». И, кстати, в рамках проекта «Новые имена в Воронеже» мы никогда не ограничиваемся концертами. Приглашаем педагогов из Московской консерватории для проведения мастер-классов с нашими студентами. Они всегда проходят «на ура». Люди приезжают из районов нашей области, из других городов – Губкина, Липецка, - чтобы присутствовать на этих мастер-классах. Недавно у нас появился еще один проект – «Музыкальная академия». Мы задумали серию концертов, которые пройдут в профессиональных музыкальных учебных заведениях Воронежской области и городах Черноземья. Мы уже побывали в Губкинском музыкальном колледже, в Курском музыкальном колледже имени Свиридова, планируем выступить в Боброве и Борисоглебске. Цель проекта – популяризация профессии музыканта и поиск одаренной молодежи для поступления в Воронежскую академию искусств.

- Проблема с кадрами?

- Ни для кого не секрет, что сейчас нет таких конкурсов в музыкальные училища, консерватории какие были, скажем, лет двадцать назад. Особенно остро сейчас стоит проблема медных духовых инструментов. Некому учиться! Поэтому нужно привлекать талантливых ребят.


- Вы сказали, что каждый концерт Молодежного оркестра должен стать событием для публики…

- И для оркестра тоже. Нельзя, чтобы молодые музыканты чувствовали себя невостребованными. Нельзя позволять, чтобы оркестр играл на пустой зал. Когда в зале аншлаг, это очень много значит. Я считаю, это от лукавого, когда говорят, что даже если в зале один зритель, то музыкант будет играть с полной отдачей. Это неправда. Музыкантам необходимо общение с залом. Необходимо, чтобы из зала шла заинтересованность. Музыкантам нужна поддержка. Тем более молодым, у которых вся жизнь впереди. Они должны понять, что выбрали правильную профессию, чтобы сказать себе: «Я буду играть до конца своих дней».

- Но ведь они не могут играть в Молодежном оркестре до пенсии?

- Они получают здесь такую практику, что уже готовы для любого оркестра. Наших солистов приглашают в самые лучшие коллективы. Вспомните последний Пасхальный фестиваль, где выступал оркестр Валерия Гергиева. Там играли наши солисты. Многие музыканты из Молодежного оркестра уже играют в Воронежском академическом.

- Не обижаетесь, когда вас называют стартовой площадкой для молодых музыкантов?

- Нет. Что же в этом плохого? Да, мы площадка. Но площадка профессиональная, которая не позволяет молодым музыкантам ощущать себя просто учениками. Они уже готовые оркестранты. У Воронежского Молодежного оркестра как минимум два - три концерта в месяц, семь-восемь репетиций к каждому концерту. Мы профессиональный концертный коллектив с большой нагрузкой. Я ничего не имею против слова «ученический». И, мне кажется, будущее за молодежными оркестрами.


28 апреля Воронежский Молодежный симфонический оркестр выступит в Международном Доме музыки в Москве. В концерте примут участие лауреат конкурса «Щелкунчик» Мария Артеева, лауреаты фонда «Новые имена».

В рамках абонемента «Классика и не только» в этом сезоне на сцене Воронежской филармонии мы услышим трио «Лойко», Аркадия Шилклопера и Сергея Накарякова, Государственную академическую хоровую капеллу России имени Юрлова.

В июне состоится Третий Платоновский фестиваль искусств, в музыкальной программе которого примет участие Воронежский Молодежный симфонический оркестр. А в ноябре коллектив отправится на гастроли во Францию.

Кроме того, у оркестра появился свой сайт, на страницах которого можно узнать всю информацию о коллективе. Адрес сайта: msovrn.ru

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли сразу установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеВ финале пятого сезона «Маски» 5 мая рассекретили четырёх персонажей и назвали победителя

Финал усилил подозрения в нечестном судействе и прочих махинациях устроителей.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.