Войти
Персона
02.06.2024 12:32
Валерий Потанин: любимец публики

Валерий Викторович ПОТАНИН 30.05.1954 – 12.03.2019

Валерий Потанин: любимец публики

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Из архива автора

Актёр «с тысячью лиц», из которых главное – психологически обусловленная комическая эксцентрика. Актёр, без которого невозможно представить спектакли «Входит свободный человек», «Собачье сердце», «Театральный романс», водевиль «Хлопотун», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Женитьбу» в постановке А.В. Иванова (1987).

Педагог по пластике Воронежского государственного института искусств. Режиссёр-постановщик спектаклей для детей. Выдающийся организатор и режиссёр детского театрального творчества в городе Воронеже. Основатель и ведущий творческой мастерской «Основы режиссуры» и театральной студии в воронежском лицее при педагогическом университете.

«Он такой один!» – так определил его место в воронежском театральном пространстве один из ведущих театральных обозревателей Павел Лепендин в газете «Воронежский курьер» в октябре 2010 года.

Путь на сцену Валерий Викторович проложил себе сам. В трёхлетнем возрасте. В Саратове. В балете «Лебединое озеро». Вот как это было.

«Дебютировал я на сцене Саратовского театра оперы и балета, когда мне было три года в… «Лебедином озере». Отец был солистом оперы. И вот однажды во время спектакля я оказался у кулис. А на сцене в это время «Танец маленьких лебедей» исполняют. Дай, думаю, посмотрю, как это тёти под музыку танцуют. Ну, и вышел на сцену… Мне шипят, шепчут, шикают из-за кулис, а я на них рукой: отстаньте, мол, тут интересней… Ну и, естественно, всё внимание зала на себя забрал…».

«Играй, артист, играй!» – кажется, нашёптывала ему сама Судьба. Ибо и стечение обстоятельств благоприятствовало выбору: везло на наставников. С самого начала везло. Ещё в школе, ещё в конце шестидесятых оказался в театре «Молодая гвардия» при Саратовском Дворце пионеров. А руководила им Наталья Иосифовна Сухостав. Её ученики – Олег Табаков, Владимир Конкин, Галина Яцкина, клоун Геннадий Ротман. Это был настоящий театр: давали по три спектакля в неделю в зале на четыреста мест. С аншлагом. Ставили серьёзные «взрослые» спектакли.

В 1975-м, уже после службы в армии, по совету подруги по «пионерскому» театру, которая уже училась в Воронеже, Валерий Потанин приезжает сюда и поступает в институт искусств. Здесь ему тоже очень повезло: курс вели отличные педагоги, основатели театрального факультета – профессор ГИТИСа Ольга Ивановна Старостина и Борис Григорьевич Кульнев. Природные способности и хорошие педагоги – это замечательно, это путёвка в профессию, но будущее человек должен построить сам.

Не рано и не поздно, а именно своевременно Валерий Потанин начал искать ориентиры для саморазвития. «Ещё будучи студентом, - вспоминает он, - в 1977 году, мне довелось посмотреть в Ленинграде «Историю лошади» с Евгением Лебедевым. Вот тут я понял, что значит мастерство… Вот тогда для меня и сложился эталон актёрского профессионализма».

О.И. Старостина и Б.Г. Кульнев вели курс всего один год, в течение которого дали студентам отличный старт. После их отъезда в Москву в 1976 году эстафету, то есть курс, принял главный режиссёр Кольцовского театра Глеб Дроздов. Ему как раз требовалось омолодить творческий состав, в котором было немало великолепных актёров-ветеранов, которым некому было передавать накопленное мастерство. В 1979 году состоялся выпуск. Глеб Борисович взял в театр шесть человек. Пятеро из них– Надежда Леонова, Вячеслав Зайцев, Татьяна Егорова, Александр Смольянинов, Надежда Иванова – и сегодня составляют творческое ядро коллектива.

Оказавшись в труппе, наш герой сразу же получает крупную роль – Ярматова в самом нашумевшем в те годы спектакле «Синие кони на красной траве» М. Шатрова. Сам артист вспоминал об этом: «Это было неожиданно. Я играл Ярматова в паре с заслуженным артистом РСФСР Владимиром Седовым. Всё это было как с корабля (институтского) на бал (театральный). Крупный эпизод. Двадцать минут. По-новому ощутил, что такое чувство ответственности».

Глеб Дроздов был режиссёр умный, просчитывал последствия, полагаю, он прекрасно понимал, что это будут два абсолютно разных образа. Будучи внутренним диссидентом по отношению к властям (это были глухие, беспросветно застойные годы), он хотя бы в спектаклях (впрочем, и не только) позволял себе некоторые «вольности». Поэтому ввёл альтернативой опытному актёру вчерашнего студента Потанина, который наверняка создаст «другой» образ. Впрочем, Владимир Седов вскоре оставил Воронеж, и молодой актёр остался единственным исполнителем ответственной роли.

Постановка «Синие кони на красной траве», в которой главную роль Ленина, абсолютно без грима, интересно и художественно убедительно играл Вадим Соколов, в течение нескольких лет была визитной карточкой театра. Ею в разных городах обычно открывались гастроли, в том числе и в национальных республиках. По принятым в те годы идеологическим соображениям спектакль с такой темой обязан был быть оценён прессой. И вот что писала четыре года спустя после премьеры об игре Потанина в этом спектакле главная газета Башкирии: «В молодёжных сценах запоминается Валерий Потанин: острый гротеск в образе лектора Ярматова, рассуждающего о «чистоте» пролетарской культуры, заставляет вспомнить живучие принципы вульгарного социологизма. С ними также спорит Ленин…» (Л. Цуканова. О главных вопросах жизни. Советская Башкирия, 1983, 12 августа). К этому необходимо добавить: никакого, конечно, «острого гротеска» в пьесе нет. А появился он благодаря исполнителю этой роли Валерию Потанину. Так что вполне можно утверждать: первая роль на сцене сразу же была, благодаря режиссёру, отмечена индивидуальностью актёра.

Ну, а потом… Потом, в течение нескольких лет, артист Потанин оказался «в тени». Нельзя сказать, что совсем без ролей. Но это были какие-то проходные эпизоды и полдюжины сказок. В коллективе его сразу полюбили, приняли: за веселый, открытый характер, за живой темперамент, за прямодушие. Оценили, как актёра острохарактерного, интересного партнёра по сцене. Помогали. Вячеслав Бухтояров ввёл его на свою роль Чиполино в одноимённой сказке. И дети полюбили весёлого, доброго, забавного Чиполино-Потанина. А с каким блеском и самоотдачей исполнял он целый каскад трюков в роли Кощея Бессмертного в сказке «Василиса Прекрасная!». Уже спустя годы стало понятно, что этот «сказочный период», без «настоящих» больших ролей, в жизни актёра Потанина был для него подарком. Благодаря богатому «сказочному опыту» в начале 1980-х, спустя несколько лет в Воронеже появился выдающийся педагог и режиссёр-постановщик детских спектаклей и театральных фестивалей.

Наконец, в 1982 году режиссёр Глеб Дроздов даёт Потанину роль в спектакле «Горячее сердце» А.Н. Островского. Гаврило – приказчик в лавке купца самодура Курослепова, который в кураже разбил не одну гитару о голову бедного молодого человека. А тут, как на грех, выбрала его в женихи Параша, дочь этого самого купца. В общем, знакомая коллизия «маленького человека» в жестоком торгашеском мире. Маловато тут возможностей для проявлений комического или сатирического. Тут надо представить характер, судьбу человека. А для этого – углубление в психологию персонажа. Почти сразу после премьеры с её разбором выступила в газете П.А. Бороздина, доцент филологического факультета ВГУ. Пишет она и об исполнителях роли Гаврилы: «Гаврилу играют два актера: В. Потанин и В. Бухтояров. Играют хорошо, убедительно, глно В. Потанин всё же ближе к герою Островского. Он с большей проникновенностью доносит до зрителя те высокие душевные качества, которые сумела разглядеть и оценить в Гавриле Параша. Тема Гаврилы звучит в спектакле как тема сиротства, тема задавленного «маленького» человека, которому, видно, уж не доведется распрямиться, отойти от вечного испуга».

Но главная оценка этой работы молодого актёра случилась через год. В 1983-м Валерий Потанин получил два диплома – лауреата Всероссийского фестиваля, посвящённого творчеству А.Н. Островского, в Костроме и лауреата смотра творческой молодёжи Воронежа.

Тема сиротства – его собственная. Его родители часто уезжали, и, как он сам вспоминает: «В детстве я периодически жил и воспитывался в интернате»… По этой же причине всякое доброе отношение к себе других людей Валерий Викторович ценит и помнит всю жизнь. До сих пор с большой теплотой вспоминает он акт доброй воли и благородства, редкий по всяким временам, среди людей. Дух соперничества вполне естествен для театрального организма. А вот опытный актёр Анатолий Гладнев в 1983 году сам подошёл к молодому актёру и предложил ввести его на свою роль Криспена в очень смешной костюмной комедии Жана Франсуа Реньяра «Единственный наследник». И вскоре эту роль они стали играть в очередь. Надо иметь в виду: в те времена в театре в порядке вещей было шефство опытных актёров над молодыми. В труппе было немало мастеров. И такой метод позволял передавать эстафету мастерства, высокой театральной культуры и ответственности от старшего поколения молодому.

После отъезда Г.Б. Дроздова из Воронежа в 1983 году главным режиссёром стал А.Т. Кузнецов. В своей первой постановке на историческую тему «Через сто лет в Берёзовой роще» он дал Потанину роль Скомороха. А после того, как он с блеском сыграл сразу несколько ролей в остросатирической комедии Я. Гашека «Бравый солдат Швейк», все в театре – режиссёры и актёры – поняли: Валерий Потанин нужен там, где требуются гротеск, гипербола, эксцентрика, яркое актёрское хамелеонствование.

И всё же целых пять лет пришлось дожидаться актёру главной роли. Сам он рассказывает об этом так. «Были мы на гастролях летом. Подходит ко мне главный режиссёр Кузнецов: «Ты главную роль играл когда-нибудь?». – Конечно, играл, отвечаю. – Ну, вот что, будешь играть Тарелкина! – Пожалуйста! Хоть Чашкина, хоть Горшкова!». Вот так актёр получил свою первую главную роль – в спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина.

В рецензии «На сцене – классика» профессор ВГУ А.Б. Ботникова писала: «Театр отважился на смелый выбор. Пьеса «Смерть Тарелкина», по общему признанию, является одной из самых крупных жемчужин русской сатирической драматургии. Писатель заклеймил взяточничество и казнокрадство чиновников Российской империи, злостные махинации всевозможных проходимцев, полицейский произвол и бесправие личности. И сделал это остро сатирически, в гротескной форме. Дела давно минувших дней… Однако и сейчас комедия-шутка А.В. Сухово-Кобылина не утратила своей актуальности. Потому что, как это ни печально, не перевелись ещё негодяи, махинаторы и взяточники…». (Текст 1984 года, а будто о наших днях! – Н.Т.).

А вот как автор рецензии оценивает игру исполнителя главной роли. «В. Потанин в роли шантажиста Тарелкина более других стремится к заострённой передаче образа. Эта злобная, хитрая и беспардонная тварь (характеристика относится к персонажу, а не к исполнителю роли – Н.Т.) может прятаться под любой личиной, может произносить высокие слова, в его устах они звучат издёвкой, ведь «когда объявили прогресс, то он стал и пошёл перед прогрессом – так что уж Тарелкин был впереди, а прогресс сзади!». К сожалению, такого рода ударные моменты в устах актёра не прозвучали с достаточной силой и определённостью». (А. Ботникова. На сцене – классика. Коммуна, 1984, 27 марта).

Театровед З.Я. Анчиполовский в фундаментальной книге «Кольцовский Академический» (2002), анализируя период А.Т. Кузнецова в театре, уделяет достойное место его постановке пьесы А.В. Сухово-Кобылина. Он более позитивно оценивает работу исполнителя главной роли: «Исполнитель этой роли Валерий Потанин отлично почувствовал жанр спектакля. Его острая, гротескная манера игры далека от традиций «школы переживания». Нарочитое неправдоподобие, приёмы балагана, к которым то и дело прибегает драматург, требовала именно такого актёра в роли Тарелкина, актёра, отлично передающего игровой, шаржированный стиль автора и отчасти спектакля». (З.Я. Анчиполовский. «Кольцовский Академический». Воронеж. 2002, с. 302).

К сожалению, спектакль недолго продержался в репертуаре. Я полагаю две причины. Во-первых, «не перевелись ещё негодяи, махинаторы и взяточники», как справедливо написала А.Б. Ботникова, и среди тех, кто определял, чему быть, а чего нельзя допустить до сознания масс посредством театра. Кто-то из начальства узнал себя или своего приятеля в персонажах пьесы… Во-вторых, пьеса была поставлена в 1984 году, когда страна готовилась отмечать 40-летие Великой Победы над фашизмом. И хотя режиссёр Г.В. Меньшенин уже репетировал хорошую пьесу А.А. Дударева «Рядовые» о солдатах Великой Отечественной, всё равно чёрная, зловещая фантасмагория русского классика была как «ложка дёгтя» в «бочке мёда», то есть в целом идеологически благостном репертуаре Академического театра.

В том же 1984-м Потанину повезло лицедействовать по полной программе. Он играл одновременно (в рамках репертуара) четыре разноплановые роли. В какой-то вечер – это был «злобный, зловеще фантасмагоричный» Тарелкин, в другой – «чистый и смешной, не знающий всех ужасов войны Одуванчик – хорошая работа Потанина» (из интервью Т. Семеновой после премьеры «Рядовых» в ноябре 1984 года), в третий – смелый, блистательный испанский дворянин Дон Луис, который хочет узнать имя прекрасной незнакомки (события происходят в Мадриде, в XVII веке) в «Даме-невидимке» Педро Кальдерона, в четвертый – Палач в спектакле «Бравый солдат Швейк»… Ну, стоило ли, право жаловаться на недостаток внимания, ролей?..

И всё же… Всё же мечталось поработать с очень талантливым режиссёром. Потому что было в подсознании: ещё что-то, кроме предлагаемого, могу… Внутренняя молитва реализовалась, когда в Воронеже совершенно неожиданно появился режиссёр Роман Виктюк. В 1985 году он поставил в Кольцовском театре последнюю и самую пронзительную пьесу А. Арбузова «Виноватые» – о классическом конфликте между чувством и долгом. В очень сложной психологической ситуации оказались молодые герои пьесы Тоня (Надежда Леонова) и Егор (Валерий Потанин), её двоюродный брат, с детства в неё влюблённый. Несколько раз смотрел я эту постановку и всегда с особым трепетом ждал сцен Егора с Тоней, особенно первых картин первого действия. Необыкновенную щемящую нежность к единственному в его жизни близкому человеку выявил актёр в этой роли. В этих сценах мало слов. И – никакого гротеска. Никакого эпатажа. Никакой эксцентрики. Всё решается пластикой чувств. Роли такого лирического наполнения у артиста, пожалуй, не было. Так талантливый режиссёр сумел открыть в актёре «второе дыхание», дать возможность познать себя, реализовать невостребованные до того способности.

В полную силу талант актёра раскрылся с приходом в 1987 году в качестве главного режиссёра, а потом и художественного руководителя А. В. Иванова. Я полагаю, Анатолий Васильевич угадал в нём будущего Кочкарёва в своей дебютной постановке «Женитьба» Н.В. Гоголя, увидев артиста в роли Петра Верховенского в «Диктатуре совести» М. Шатрова, которую поставил в Кольцовском театре весной того же года приглашённый из Москвы Марк Захаров. Уже здесь были видны необходимые для роли Кочкарёва энергия и сила, требуемая степень агрессивности и напористости. Ну, а качества полюса противоположного заметны в актёре невооружённым глазом.


Н.В. Гоголь. Женитьба. Агафья Тихоновна – Елена Гладышева. Кочкарёв – Валерий Потанин.

По рекомендации главного редактора «Театральной жизни» Олега Пивоварова спектакль был включён в программу Всероссийского фестиваля "Лучшие спектакли России-1990»" и, по мнению большинства членов жюри, он прошёл номером первым. О "Женитьбе" стали писать центральные' газеты и журналы, о ней заговорили критики. Спектакль пригласили в Москву, записали в "золотой фонд" "Радио-1. Останкино". Съемочная группа Центрального телевидения приезжала в Воронеж, фильм-спектакль "Женитьба” был на экранах телевидения много раз.

Все критики, отмечая редкостный сценический ансамбль, сходились на особой роли в нем Потанина-Кочкарёва. Один из ведущих критиков столицы, заместитель главного редактора еженедельника "Советская Культура" Сергей Беднов, увидев спектакль на сцене Государственного драматического театра имени А. С. Пушкина в Москве, через несколько лет специально приезжает в Воронеж, и в газете появляется его статья с большой фотографией, озаглавленная весьма эффектно, – "Виртуозный Потанин". Нечасто столичные издания балуют читателей портретами провинциальных актеров. Что же касается воронежских, то это чуть ли не первый случай за несколько десятилетий.
"Потанин (виртуозный Потанин!) кажется на сцене пришельцем из другого мира. Его пластика - несомненно, самая совершенная часть дара актера. Он один умудряется быть пластическим камертоном целого спектакля. Анатолий Иванов, художественный руководитель театра и автор большинства постановок, хорошо знает это свойство Потанина. И потому даже в тех пьесах, где для Валерия не находится крупной роли, Иванов всё ровно дает возможность сыграть, иногда специально придумывая не существовавший в тексте персонаж. Игра стоит свеч. Виртуозный Потанин появляется на сцене буквально на минуту, и спектакль начинает звучать по-другому”.

Напомню читателю, что речь здесь идет о таких спектаклях, как “Любовь по переписке", в котором зрелого возраста актер играет тринадцатилетнего мальчика, "Самоубийца", в котором у актёра нет ни единой фразы, но в роли официанта он бесподобен.

Ну, и конечно, не было бы никакого Чонкина и весьма популярного в начале девяностых годов спектакля «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по В. Войновичу, не будь в труппе Потанина. То дурашливый (а себе на уме!), то по-детски доверчивый и лиричный, а то решительный и смелый, – все эти качества уживались в одном персонаже. В исполнении Валерия Потанина переход из одного состояния в другое безупречно органичен. В результате получился совершенно своеобразный цельный народный характер.


В. Войнович. Приключения солдата Ивана Чонкина.
Нюра – Татьяна Егорова. Иван Чонкин – Валерий Потанин.

Живи артист в девятнадцатом веке, когда самым массово почитаемым жанром был водевиль, он был бы известен на всю Россию и имел бы успех грандиозный. Водевильная составляющая Потанина в отдельных сценах отдельных спектаклей лишь просверкивает. Но вот в 1994 году талантливый актёр и режиссёр Юрий Лактионов ставит спектакль из двух водевилей. Главную роль Репейкина в водевиле «Хлопотун, или Дело мастера боится» получает Валерий Потанин.


В. Писарев. Хлопотун, или Дело мастера боится.
Репейкин – В. Потанин. Радимов – В. Корчагин.

Вот как оценивает новую работу артиста рецензент: «Особенное впечатление на меня произвел Валерий Потанин в роли Репейкина. Неукротимый темперамент и неуёмная энергия артиста, отточенный профессионализм сделали его главным героем водевильного вечера. Это был даже не "хлопотун", который совал свой нос во все дырки, брался за несколько дел одновременно, в результате оставшись с носом и без невесты. Это какой-то вихрь, фейерверк, смерч. Ни минуты покоя, непрерывная бурная и очень смешная деятельность. Каждая сцена Репейкина – а он, кажется, с неё и не сходил – вызывала в зале истинный восторг и рукоплескания. Давно не было у Валерия Потанина такой феерической роли, достойной его таланта». (Владислав Александров, кандидат искусствоведения. Водевильный триумф. Воронежский курьер,1995, 19 февраля).

Актёрская судьба, кажется, и впрямь оказалась на редкость благосклонной, позволяя актёру не заштамповываться на выигрышных приёмах, вызывающих известную реакцию зрителей. Так часто случается, когда режиссёры, не заботясь о будущем артиста, всего лишь эксплуатируют удачно наработанные им приёмы. Чаша сия миновала Валерия Потанина. Достаточно посмотреть его репертуарный лист с точки зрения сыгранных им ролей. В 1994-м он весело и искромётно играет смешного «Хлопотуна» и в том же году готового за деньги совершить любую подлость наглого, откровенно циничного и социально опасного мелкого конторщика Горецкого в постановке «Резвые крылья амура…» по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», а уже в следующем сезоне создаёт два психологически сложных, полных драматизма образа – загнанного в угол вихрем революции рафинированного интеллигента-идеалиста Голубкова в «Беге» М. Булгакова, вслед за этим, почти сразу же, психологически сложный, вызывающий то жалость и сочувствие, а то явное отторжение образ Карандышева в хрестоматийной «Бесприданнице» А.Н. Островского. Все три постановки режиссёра А.В. Иванова.


А.Н. Островский. Бесприданница. Огудалова – Тамара Семёнова.
Карандышев – В. Потанин

Московский критик Алексей Зверев: «В “Бесприданнице» А. Иванова показаны «ужасный век, ужасные сердца», и это впечатление лишь усиливается из-за того, что так пленительна атмосфера, в которой развертывается такая тривиальная, но при всем том настолько пронзительная жизненная история. И актеры, сознавая, что их персонажи кому-то покажутся выхваченными из гущи нашей сегодняшней повседневности, тем не менее вовсе не добиваются эффекта подобного узнавания. Они стараются воплотить характеры, написанные Островским, – такие, в которых непременно схвачено что-то перерастающее границы эпохи и среды. Это особенно удалось В. Потанину-Карандышеву, законченному «маленькому человеку» со всей униженностью и жалкой фанаберией, присущей этому неискоренимому человеческому типу, со всеми его смешными потугами и нешуточной обидой на мир, которая толкает к протесту безоглядному и чудовищному по своим следствиям». (Алексей Зверев. Ужасные сердца. Страстной бульвар, 1998, №9).
К великому сожалению, эти прекрасные классические работы режиссёра и его актёров недолго радовали воронежцев. В 1996 году театр вынужден был переехать из старого разрушающегося здания на малую сцену строения на Советской площади. На ней в 1997-м А.В. Иванов ставит «Театральный романс» по ранним пьесам А.Н. Толстого, в котором Валерий Потанин получает роль Яблокова. Это, по сути, был первый истинный триумф актёра Потанина!

Спектакль был показан на международных фестивалях в Ярославле, Таганроге и даже в турецком городе Трабзоне. А на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону в 2001 году Потанин всех поразил своей виртуозностью, сценической раскрепощенностью и легкостью диалога со зрителем. Выходящая в Ростове-на-Дону «Новая городская газета» в обзоре фестиваля выделила игру Потанина среди всех прочих участников: «Забавно, но в спектакле воронежцев «Театральный романс» Яблоков (Валерий Потанин), будучи, несомненно, натурой артистичной, тоже ставит свой спектакль и играет в нём главную роль. Он очень увлечён и зажигается от собственных придумок и собственного вранья. Актёр играет талантливого плута эксцентрично и заразительно. В каждой мелочи – как он глянет, как выкинет коленце или сыпанет скороговоркой – виден характер: своенравный, изменчивый, гибкий. Он несёт отсебятину (помимо текста пьесы), и это не режет слух. Он выходит в зал, играет с публикой, бегает по лестницам, и это органично, смешно, потому что в исполнении талантливого актёра даже банальное кажется оригинальным».

Фестиваль оценивало большое жюри известных московских критиков. Валерий Потанин был награждён «Почетным призом памяти Андрея Миронова» с формулировкой: «За музыкальность и пластичность в сценическом воплощении роли Яблокова в спектакле «Театральный романс» А.Н. Толстого». А семинар театральных критиков и журналистов учредил для него специальный приз «Первая скрипка», выразив таким образом свою симпатию виртуозной способности перевоплощения воронежского актера. В Воронеж актёр возвращался вполне обласканный славой. Такого же эмоционального плана оценки получила игра актёра в этом спектакле и на Международном Волковском фестивале в Ярославле в ноябре 2002 года.

Впрочем, ещё до Ростова, в 2000 году ведущие критики России могли увидеть мастерство Валерия Потанина во время международного фестиваля в Москве. Тёплый, по-человечески привлекательный образ простого человека из народа, создал актер в постановке А.В. Иванова «Любовь моя, Мелек!..» по пьесе турецкого драматурга Решада Нури Гюнтекина, показанной на российско-турецком фестивале в столице в декабре 2000 года. Известный российский театровед Наталья Старосельская в обзорной статье по итогам фестиваля посвятила игре Потанина отдельный абзац: «История о подставном женихе грустна и смешна и тонко стилизована под современные нравы. В тот момент, когда вчерашнему случайному вору, а нынешнему случайному жениху Хильми (В. Потанин) не хватает слов для выражения своих чувств, начинают петь его руки – этот маленький человек (привычный для русской литературы образ) движениями кистей рассказывает нам историю своей несостоявшейся жизни». (Наталья Старосельская. По разные стороны Босфора. «Культура», 2001, 17 января).

Двадцать первый век принёс Потанину новые роли и новый успех. В первые пять лет новые роли даются Потанину одна за другой, «идут косяком», как рыба на удочку удачливого рыбака. И бывает так, что сегодня он хитрый и коварный китаец Херувим в «Зойкиной квартире» М. А. Булгакова, завтра купается в ванне короля Франции Филиппа в постановке «Лев зимой» Дж. Голдмена, а послезатра в роли «вечного студента» Пети Трофимова проповедует «светлое будущее» обитателям «Вишнёвого сада» А.П. Чехова.


Д. Голдмен. Лев зимой. Король Франции Филипп – Валерий Потанин

В 2004 году в связи с пятидесятилетием артиста был устроен его бенефис, который стал поистине городским праздником. В тот вечер бенефициант играл свою коронную роль Яблокова в идущем уже седьмой сезон «Театральном романсе». Аналитичный критик Вячеслав Лютый, умеющий подмечать и оценивать метаморфозы, происходящие с актёром в течение его творчества, весьма точно определил новый уровень мастерства актёра, наработанный им за годы лицедейства благодаря непрестанной собственной, актёра, работе над собой под руководством талантливой режиссуры.

«Потанинская эксцентрика с годами стала мягче, лиричнее, голос актёра теперь не подчёркивает движения рук и корпуса, а как будто сопровождает их и чуть-чуть гасит. Это сочетание невероятной изобретательности в жестикуляции, в сценическом шаге – с точной и в чем-то глубинно-грустной интонацией речи – делает образ потанинских персонажей объёмным и близким зрителю. Хотя герои Потанина скорее комичны, порою зловещи, иногда даже отталкивающи... Но всегда в них присутствует едва уловимая доля личного отношения артиста к своей роли, к действующему лицу пьесы. И если когда-то прежде именно пластика Потанина считалась его визитной карточкой, то теперь в не меньшей степени потанинский «росчерк пера» виден в его речи, перетекающей от уже привычного балагурства к затаенной грусти». (В. Лютый. «Сцена – его дом». Молодой коммунар, 2004, 16 декабря).
В 2005 году Анатолий Васильевич Иванов назначает Потанина на роль Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Это было неожиданно и для самого актёра и для всех в театре. Ведь Хлестакову в пьесе 21 год, а актёру – за 50…


Н.В. Гоголь. Ревизор. Хлестаков – Валерий Потанин.
Марья Антоновна – Дина Мищенко.

По этому поводу Потанин рассказывает: «Известный московский критик Вера Максимова после спектакля подошла ко мне: «Вы знаете, когда увидела на обложке Ваш портрет, Валерий Викторович, то удивилась, как же этот товарищ будет играть двадцатиоднолетнего? Я засомневалась, ну как так можно?» А я там без грима, как я есть, во всей красе. «Но как только вы вышли на сцену, сразу же всё завертелось, закружилось, и я забыла про ваш возраст. На сцене увидела какую-то порхающую бабочку, которая буквально протанцевала роль по партитуре. Всю. От начала и до конца. Главное – это энергетика».


Н.В. Гоголь. Ревизор. Хлестаков – Валерий Потанин.

Спектакль «Ревизор» был показан в 2009 году в Тамбове в программе Межрегионального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова, проходившего под эгидой Малого театра. Исполнитель роли Городничего народный артист России Анатолий Гладнев получил диплом «Актёр России», а Валерий Потанин диплом «Признание». Один из старейших и известнейших театральных критиков России Николай Жегин постфактум писал в еженедельнике «Культура»: «Можно, оказывается, играть просто, совсем просто, а в зале между тем – впечатление небывалой исполнительской новизны. В том же «Ревизоре», поставленном Анатолием Ивановым с великолепной творческой дерзостью и свободой, Хлестаков Валерия Потанина восхищал острейшим пластическим рисунком, подлинно «танцем в роли». (Николай Жегин. Здесь все свои. Культура, 2009, 25 июня-1 июля).

Великолепен актёр в роли Херувима в «Зойкиной квартире» М. Булгакова в постановке А.В. Иванова.


М. Булгаков. Зойкина квартира. Херувим – Валерий Потанин

Последняя работа Анатолия Васильевича Иванова в Кольцовском театре – это спектакль «Собачье сердце» по повести М. Булгакова.


М. Булгаков. Собачье сердце. Шариков – Валерий Потанин.
Профессор Преображенский – Юрий Кочергов.

Конечно, такую постановку можно было затевать, когда в труппе на роль Шарикова есть такой актёр, как Валерий Потанин. Через год Мастера не стало. А спектакль был включён в программу Х Международного театрального фестиваля имени Фёдора Волкова в Ярославле. Подводя его итоги, обозреватель А. Лаврова в «Страстном бульваре» особо отмечает игру Потанина: «Прежде всего, исполнителем главной роли «взял» спектакль Воронежского академического театра драмы им. А.В. Кольцова «Собачье сердце», одна из последних постановок прославленного худрука театра Анатолия Иванова, недавно ушедшего из жизни. Зрители фестиваля увидели виртуозно сыгранную Валерием Потаниным роль Шарикова: из блохастого престарелого пса в ободранной ушанке он превратился на глазах изумленного зала в просветлённое новое существо, открытое добру и злу, потом – в ребёнка, старательно поющего гаммы, взгромоздясь на стульчик, и всеми силами стремящегося понравиться своему «папе» – профессору Преображенскому, а потом – с пугающей неизбежностью – в мерзкого урку, готового на любые злодейства. Увы, рай на земле в очередной постановке М. Булгакова опять построить не удалось, как и новую жизнь нового человека. Но удалось сделать захватывающий спектакль».

Пришедший вслед за А.В. Ивановым новый художественный руководитель В.С. Петров также не оставил без внимания актёра Потанина. Для него из Петербурга был приглашён режиссёр А. Баргман, который поставил пьесу о «странном» человеке современного английского драматурга Т. Стоппарда «Входит свободный человек». «Странного человека» сыграл Потанин и в 2014 году, в свой бенефисный вечер по случаю 60-летия. Театральный критик Елена Фомина очень точно определила актёрские приёмы артиста в этой постановке: «Изобретателя –неудачника Джорджа Райли играет народный артист России Валерий Потанин, играет как импровизацию, с лёгким оттенком безумия, самоиронии и юмора на грани абсурда. Потанин-Райли – стопроцентное попадание в образ». (Елена Фомина. Почему люди не летают. Воронежский курьер, 2014, 28 марта).


Валерий Потанин в главной роли в спектакле Т. Стоппарда
«Входит свободный человек»

На вопрос: «У тебя были провалы на сцене?» актёр без смущения ответил: «Конечно! И не один. Вряд ли ты найдёшь актёра, которого миновала сия чаша. Зрители после спектакля могут говорить, мол, ничего, нормально. А сам-то я чувствую – сегодня был такой провал!.. Из всех сыгранных мною за эти годы ролей особо отмечаю лишь несколько. Зачастую, это спектакли, где все выстроилось в уникальный парад планет: «Чонкин», «Женитьба», «Театральный романс», «Ревизор», «Собачье сердце». Думаю, сейчас и Стоппард вошёл в эту мою коллекцию».

И, конечно, Валерию Викторовичу очень повезло с режиссёром Ивановым. Он относился к актёру на редкость бережно. Вот что он сам рассказывает по этому поводу: «Амплуа – это ловушка, в которую тебя захлопывает зритель. Всегда хочется вырваться, играть разное, а зритель снова и снова возвращает туда, где ему все знакомо, узнаваемо и сам расставляет акценты. Выбраться из сложившегося амплуа трудно. Для этого нужен режиссёр-педагог. Вот почему Анатолий Васильевич давал мне разные роли, при этом он говорил: «Валера, тебя уже видели здесь, не надо. Стоп. Это ты уже делал в том спектакле. Перестань улыбаться, твою улыбку уже все знают, не надо больше этого». Вот так потихонечку он отметал во мне всё наносное. Поэтому, конечно, нужен такой человек, который следил бы за тобой со стороны. И, вспоминая Анатолия Васильевича Иванова, царство ему небесное, я понимаю, насколько он был прав, когда после только что состоявшейся премьеры «Собачьего сердца», где я играл Шарикова, он вывесил распределение на, увы, несостоявшийся спектакль «Мертвые души», а меня среди исполнителей не было. Поначалу несколько опешил, поскольку привык, что вслед за одной работой следует другая. Но тут ко мне подошел Анатолий Васильевич и сказал: «Валера, не обижайся на меня. Отдохни немного. Ты только что сделал такую огромную работу. Но я тебя всё равно займу в новом спектакле. Там есть небольшая роль, практически без слов. Только ты сможешь сыграть этот эпизод». Иногда нужно, чтобы зритель отдохнул от актёра. А потом он придет через какое-то время на премьеру, вновь увидит его и удивится снова».

Много можно (и хочется) писать об актёре Валерии Викторовиче Потанине, которого, к сожалению, уже пять лет нет с нами. Он ушёл в иной мир внезапно, 12 марта 2019 года. И сегодня вспоминать его хочется только в настоящем времени. Интереснейшая жизнь. Замечательный талант. Всё это достойно хорошей книги с богатыми иллюстрациями. Кстати, его совершенно объективно можно назвать чемпионом среди воронежских артистов по количеству публикаций. Почему? Потому что говорит интересно и сам ведёт журналиста по своей профессии, а не наоборот, как нередко случается во время интервью, когда артиста так и сяк пытаются разговорить о его творчестве. Он всему, что касается творчества, отдаёт отчёт. Рассуждает спокойно и мудро. А иногда – предельно артистично. Недаром одна из публикаций так и называлась: «Говорит и показывает Валерий Потанин». И подзаголовок: «Если честно, то всё больше показывает» (Газета «Эфир 365, 15-21 января 2002 года).

Вот одно из его рассуждений о профессии. «Актёр, на мой взгляд, не профессия, а призвание. В трудовой книжке у меня записано: принят на должность актёра. Но для меня это не должность, а стиль жизни. У актёра неуемная творческая фантазия, желание творить, манящая его воображение сцена должны быть в крови постоянно. К сожалению, в нашей профессии многое зависит от случая. Например, образ Хлестакова меня догнал спустя многие годы. Впервые я сыграл его в седьмом классе. Но что я тогда понимал? Не знал никаких законов актёрской игры, не имел представления о том, что такое общение между партнерами на сцене. Играл по наитию. Относился ко всему очень серьёзно, боялся, что у нас ничего не получится. И вот, спустя годы, когда мне уже за 50 лет, Анатолий Васильевич предлагает мне роль Хлестакова. Я сначала опешил, потому что этот герой у Гоголя человек молодой. Но в процессе репетиций и последовавших за ними спектаклей я понял, что Хлестакова нужно играть артисту с определённым жизненным и актёрским опытом. Собственно, как и Шарикова в «Собачьем сердце».

Быть артистом, оказывается, не единственное призвание Валерия Викторовича Потанина. Он ещё и талантливый педагог с почти сорокалетним стажем. «Эта страница моей жизни открылась совершенно случайно, – рассказывал артист. В 1978 году, когда я еще был студентом, меня пригласили в школу № 59 помочь перед смотром-конкурсом доработать спектакль. Приехал. Материал был очень сырой, дети совершенно не понимали, что и зачем они делают. Я начал показывать им отрывки. Они смеются. Говорю: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь. Вы так вот и играете, что смотреть и смешно, и грустно». В общем, переделал постановку полностью по-своему. Это сейчас уже у меня есть определённый опыт, сам веду мастерство актёра, упражнения, придумываю пластику, саму программу. Но раньше мне было интереснее этим заниматься, чем сейчас, поскольку я всё уже знаю в этом деле. А тогда вместе с ребятами многое впервые открывал для себя. А сегодня, когда я приезжаю со своими воспитанниками выступать, то те, кто меня знает, сразу говорят: «О, потанинцы приехали». Те, кто не знает, начинают удивляться: «Посмотрите, какая необыкновенная пластика у этих ребят, как они проживают свои роли».

Удивляться потанинцам и мне не раз доводилось. Никогда не забуду, как от души хохотал, когда в апреле 2007 года смотрел на сцене Дворца творчества детей и молодёжи спектакль «Женитьба Бальзаминова» по А.Н. Островскому в исполнении десятиклассников педагогического лицея, где Потанин уже не одно десятилетие вёл спецкурс «мастерство актёра». Это был праздник, некая лёгкая музыкальная фантастическая феерия. Надо было видеть, с какой юной прелестью и естественностью юные гимназистки общались друг с другом на сцене, причём ни в чём не противореча тексту великого драматурга.

Заключая воспоминания о великом актёре, который на протяжении десятилетий был любимцем публики, хочется пожелать нынешнему молодому поколению артистов брать в качестве творческого ориентира актёров такого масштаба, каким был незабвенный Валерий Викторович Потанин.

Это был – АРТИСТ!

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже у Дворца бракосочетания подрались участники свадебной церемонии

Пожалуй, эта свадьба запомнится брачующимся, их родственникам и гостям на всю жизнь.

В РоссииВ Москве назвали лауреата театральной премии «Гвоздь сезона»

Претендовали на премию пять спектаклей столичных театров, а выиграл один.

В миреАмериканские астронавты стали пленниками МКС

И никто не знает, когда они смогут безопасно вернуться на Землю.

ОбществоВоронежцам рассказали, чего нельзя брать с собой на «Пирс»

Можно принести с собой позитивный настрой на восприятие творчества групп из провинции.

ТеатрМихаил Бычков дал интервью ПТЖ по случаю 30-летия Воронежского Камерного театра

21 июня 1994 года — это дата, когда в Воронеже была сыграна «Береника» — первый спектакль Камерного театра.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 20-23 июня: триумф пиратства

С большим преимуществом победил фильм, которого официально в прокате не было.

ПерсонаУмер выдающийся воронежский актёр Михаил Мальцев

Артист скончался ан 75-м году вследствие тяжёлого онкологического заболевания.

ЛитератураТриллер Ребекки Маккай «У меня к вам несколько вопросов» понравится поклонникам Донны Тартт и Кейт Элизабет Рассел

Этот пространный роман – психологический триллер, показывающий, насколько болезненным может быть прикосновение к прошлому.

МузыкаДва рояля вместо одного – Гран-при конкурса Grand Piano Competition умножили на два

Рояль пилить не придётся – оба обладателя Гран-при получат от организаторов по акустическому роялю.

Изобразительное искусствоСовременное искусство на фоне собора в Солсбери возмутило местных жителей

Деревянная скульптура под названием «Вид на море» создана художницей из Солфорда Хилари Джек.

Зал ожиданияЧто посетить в Воронеже в эти выходные рассказали специалисты

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 22 и 23 июня

ГлавноеВоронежскому Камерному театру – 30 лет

Это первый день рождения театра без художественного руководства его основателя и бессменного лидера Михаила Бычкова.