Войти
Персона
27.07.2009 16:35
Елена Фанайлова

Елена Фанайлова

  • Текст: Юрий Данилов.
  • Фото:
  • Правка

Не знаю как вам, а мне весьма интересны воронежцы, осевшие в столице. Перечень имен весьма впечатляющ: Григорий Бакланов, Константин Феоктистов, Ия Саввина, Сергей Астахов, Людмила Рюмина, Сергей Селин, Тамара Акулова, Иван Рыбкин, Александр Мешков, и многие другие ныне живущие, не говоря уже о великих наших почивших земляках.

С особым вниманием слежу я за творчеством Елены Фанайловой. Энциклопедия характеризует ее как русского поэта, обозревателя Радио «Свобода». Когда-то, беседуя с Еленой в коридорах и скромных кабинетах Воронежской государственной телерадиокомпании (где, кстати, работал ее брат Виктор Фанайлов), я поражался ее начитанностью и, одновременно, редкой естественностью поведения. А еще – внутренней свободой. Что ж, не случайно она вот уже более десяти лет работает (и весьма успешно) на Радио «Свобода». А еще меня поразило, что еще в «тучном» 2005 году Елена Фанайлова убежденно говорила о грядущем российском кризисе – экономическом, социальном, идеологическом. И вот он разразился.

Моя жена и Елена появились на свет в одном городе, в одном году, в одном месяце.
Елена Николаевна Фанайлова родилась в Воронеже 19 декабря 1962 года. Окончила Воронежский мединститут и Воронежский государственный университет, шесть лет работала врачом, преподавала на факультете журналистики (курс "Психология рекламы"). Корреспондент Радио "Свобода" с 1995 года. Лауреат Премии Андрея Белого (1999), первый лауреат премии "Московский счет" (2003). С конца девяностых годов живёт и работает в Москве. Публикуется с конца 80-х.

Елена Фанайлова:

«Мне кажется, я работаю довольно традиционно. Что до дела, то это скушная и старая история, потому что пишу стихи тридцать пять лет (ужас). Меня никто не направлял, кроме матери, но она рано умерла. Была учительницей литературы. В провинции не у кого учиться. Мои две или три попытки поговорить с местными литераторами (18 лет, 25 лет, 29 лет) заканчивались приступом тошноты и ужасом оттого, что я могу быть на них хоть немного похожа».

Жесткость, бескомпромиссность суждений – отличительные черты стиля и почерка Фанайловой. Вот как она охарактеризовала родной город в раннем эссе под заголовком «Вместо путеводителя»:

«Люди, которым здесь приходится заниматься различными искусствами, с удивительным единодушием отмечают абсолютную неприспособленность города (Воронежа – Ю.Д,) к этим занятиям. Трудности, по всей вероятности, связаны не столько с провинциальной инерцией, отсутствием востребованности и хорошей критики, сколько с функционально иными задачами, которые эта местность призвана решать. В давние времена она служила пограничной областью между Московским государством и южными степями, контрольно-пропускным пунктом, поселением полувоенного типа. Устойчивая же театральная репутация Воронежа, при отсутствии реальных оснований для таковой, связана, видимо, с тем, что пограничник, находящийся в пограничном состоянии город или человек, всегда имеет в себе функцию декорации, нечто бутафорское, знак о переходе из одной реальности в другую».

Не могу не привести одно из самых известных стихотворений Елены Фанайловой:

Я не умею с Б-гом разговаривать.
Свои талоны скорби отоваривать.
Я ужаса смертельного полна,
Когда Он, морщась, смотрит из окна
Небеснаго на тяготы земные,
Не в силах осознать, ну, как там остальные,
На муки плоти, снежный хруст костей,
Сюжеты из последних новостей.
Я не готова к разговору этому.
Уж лучше я к мошеннику отпетому,
Обманщику, завзятому лжецу,
Его погибшему, но милому лицу –
Мол, офицер, мол, угостите даму сигаретою,
И мы немедленно идем к венцу,
Свинцовому и верному концу.
Какой утраченною чувства мерою,
Какой абсурдной, безразмерной верою,
Какой чумою, язвою, холерою
Истцу необходимо обладать,
Какой невозвратимою химерою,
Чтоб на груди у боженьки рыдать,
Как посреди пустыни, океана, прерии.
Как ныне цинику, а в прошлом жителю империи,
Мне недоступна эта благодать.

(«Из записок маньячки», сборник «С особым цинизмом»)

Да, она такая – несентиментальная, резкая в суждениях:

«Меня современная литература не интересует. Простите, это не кокетство. Не так давно я вообще бросила читать художественную литературу. Меня еще интересуют современное кино, причем в массовом его варианте, и изобразительные технологии. (Смыкаются они в таком шедевре масскульта, как «Город грехов».) Меня интересует жизнь, история, формообразование, трансформации социальной энергии, за этим я еще могу как-то следить, да и то еле успеваю. Меня интересует смысл. Современная русская литература этим не занимается. Она являет собою низкотехнологичное устаревшее устройство с низким КПД для удовлетворения мелких амбиций». (Сайт «Полит. Ру»)

Думаю все-таки, что читать она не бросила. Иначе бы просто выпала из литературного контекста. Как-то Елена обмолвилась, что хорошо знакома с прозой Пелевина, Сорокина, Лимонова. На Радио «Свобода» она комментирует события кино, литературы, ведет блог. У нее есть имя, есть друзья, поклонники. И есть земляки, которым она тоже нужна и интересна.

Ранее в рубриках
В Воронеже«Затягивать и вечно переносить сроки мы себе позволить не можем», – мэр Воронежа Вадим Кстенин

Мэр сделал ряд замечаний по темпам работ и предупредил руководителей профильных структурных подразделений.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВход в Музей-диораму становится платным

Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКритики объяснили, почему фильм «Спящие псы» – провал

«Неуклюжий, затянутый триллер, в значительной степени опирающийся на клише».

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

ЛитератураВышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»

Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСтала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая

В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».