Персона
Елена Фанайлова
- Текст: Юрий Данилов.
- Фото:
- Правка
С особым вниманием слежу я за творчеством Елены Фанайловой. Энциклопедия характеризует ее как русского поэта, обозревателя Радио «Свобода». Когда-то, беседуя с Еленой в коридорах и скромных кабинетах Воронежской государственной телерадиокомпании (где, кстати, работал ее брат Виктор Фанайлов), я поражался ее начитанностью и, одновременно, редкой естественностью поведения. А еще – внутренней свободой. Что ж, не случайно она вот уже более десяти лет работает (и весьма успешно) на Радио «Свобода». А еще меня поразило, что еще в «тучном» 2005 году Елена Фанайлова убежденно говорила о грядущем российском кризисе – экономическом, социальном, идеологическом. И вот он разразился.
Моя жена и Елена появились на свет в одном городе, в одном году, в одном месяце.
Елена Николаевна Фанайлова родилась в Воронеже 19 декабря 1962 года. Окончила Воронежский мединститут и Воронежский государственный университет, шесть лет работала врачом, преподавала на факультете журналистики (курс "Психология рекламы"). Корреспондент Радио "Свобода" с 1995 года. Лауреат Премии Андрея Белого (1999), первый лауреат премии "Московский счет" (2003). С конца девяностых годов живёт и работает в Москве. Публикуется с конца 80-х.
Елена Фанайлова:
«Мне кажется, я работаю довольно традиционно. Что до дела, то это скушная и старая история, потому что пишу стихи тридцать пять лет (ужас). Меня никто не направлял, кроме матери, но она рано умерла. Была учительницей литературы. В провинции не у кого учиться. Мои две или три попытки поговорить с местными литераторами (18 лет, 25 лет, 29 лет) заканчивались приступом тошноты и ужасом оттого, что я могу быть на них хоть немного похожа».
Жесткость, бескомпромиссность суждений – отличительные черты стиля и почерка Фанайловой. Вот как она охарактеризовала родной город в раннем эссе под заголовком «Вместо путеводителя»:
«Люди, которым здесь приходится заниматься различными искусствами, с удивительным единодушием отмечают абсолютную неприспособленность города (Воронежа – Ю.Д,) к этим занятиям. Трудности, по всей вероятности, связаны не столько с провинциальной инерцией, отсутствием востребованности и хорошей критики, сколько с функционально иными задачами, которые эта местность призвана решать. В давние времена она служила пограничной областью между Московским государством и южными степями, контрольно-пропускным пунктом, поселением полувоенного типа. Устойчивая же театральная репутация Воронежа, при отсутствии реальных оснований для таковой, связана, видимо, с тем, что пограничник, находящийся в пограничном состоянии город или человек, всегда имеет в себе функцию декорации, нечто бутафорское, знак о переходе из одной реальности в другую».
Не могу не привести одно из самых известных стихотворений Елены Фанайловой:
Я не умею с Б-гом разговаривать.
Свои талоны скорби отоваривать.
Я ужаса смертельного полна,
Когда Он, морщась, смотрит из окна
Небеснаго на тяготы земные,
Не в силах осознать, ну, как там остальные,
На муки плоти, снежный хруст костей,
Сюжеты из последних новостей.
Я не готова к разговору этому.
Уж лучше я к мошеннику отпетому,
Обманщику, завзятому лжецу,
Его погибшему, но милому лицу –
Мол, офицер, мол, угостите даму сигаретою,
И мы немедленно идем к венцу,
Свинцовому и верному концу.
Какой утраченною чувства мерою,
Какой абсурдной, безразмерной верою,
Какой чумою, язвою, холерою
Истцу необходимо обладать,
Какой невозвратимою химерою,
Чтоб на груди у боженьки рыдать,
Как посреди пустыни, океана, прерии.
Как ныне цинику, а в прошлом жителю империи,
Мне недоступна эта благодать.
(«Из записок маньячки», сборник «С особым цинизмом»)
Да, она такая – несентиментальная, резкая в суждениях:
«Меня современная литература не интересует. Простите, это не кокетство. Не так давно я вообще бросила читать художественную литературу. Меня еще интересуют современное кино, причем в массовом его варианте, и изобразительные технологии. (Смыкаются они в таком шедевре масскульта, как «Город грехов».) Меня интересует жизнь, история, формообразование, трансформации социальной энергии, за этим я еще могу как-то следить, да и то еле успеваю. Меня интересует смысл. Современная русская литература этим не занимается. Она являет собою низкотехнологичное устаревшее устройство с низким КПД для удовлетворения мелких амбиций». (Сайт «Полит. Ру»)
Думаю все-таки, что читать она не бросила. Иначе бы просто выпала из литературного контекста. Как-то Елена обмолвилась, что хорошо знакома с прозой Пелевина, Сорокина, Лимонова. На Радио «Свобода» она комментирует события кино, литературы, ведет блог. У нее есть имя, есть друзья, поклонники. И есть земляки, которым она тоже нужна и интересна.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Юбилейный» не продается – концерт Jony отменён
Новые отмены и переносы в Воронеже не заставили себя ждать.
В России — Хоккейная редкость – «Буран» в Самаре
Мало того, что счёт редкий, так ещё перед началом матча погас свет.
В мире — Скандал с Паваротти: мэр итальянского города Пезаро извинился за статую певца, застрявшую на катке
Вдова покойного певца считает строительство «уродливого» катка вокруг статуи в Пезаро неуважительным по отношению к тенору.
Общество — Что не так с сосисками и колбасой?
Эта не самая здоровая еда дорожает быстрее полезных деликатесов.
Театр — Театрализованное представление «Звёзды театров Воронежа» запланировано на первый в истории День артиста
Подробностей пока мало, но уже известно, что будет не банальный набор номеров, а некое действо.
Кино и телевидение — В кинотеатрах Воронежа уверенно лидирует «Человек-бензопила»
На другом полюсе (за пределами топ-20) – военно-патриотическая комедия «Есть только МиГ» с кассой пятницы 8 тысяч рублей.
Литература — В Воронеже прошла презентация книги Анны Лебедевой «С поклоном к русской старине»
Книгу уже получили во всех районах Воронежской области.
Музыка — Виват, композитор!
Вниманию слушателей будет предложен концерт из произведений воронежских композиторов.
Изобразительное искусство — Открылась уникальная выставка работ преподавателей Детской художественной школы Воронежа
Впервые работы преподавателей школы представлены столь масштабно.
Зал ожидания — Участники акции «Цветная карусель» расскажут о том, как празднуется Новый год в их странах
На огонёк заглянут Дедушка Мороз и Снегурочка, которая исполнит любимые новогодние песни.
Главное — В 2026 году воронежской культуре дадут 5 миллиардов рублей, увеличив финансирование в 1,3 раза
Денег хватит даже на строительство канализации для туристического комплекса «Ямань SPA Resort».





