Войти
Персона
28.09.2021 10:26
Юрий Брусенцев: «Я занимаюсь не массовой культурой, а академической музыкой»

Ю.В. Брусенцев

Юрий Брусенцев: «Я занимаюсь не массовой культурой, а академической музыкой»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: culturavrn.ru

Имея дело с яркой творческой личностью, мы получаем возможность обрести материал для размышлений о судьбах нашей культуры, искусства, творческого образования, о возможностях самореализации художника в современных условиях. Сказанное в полной мере относится к известному музыканту и педагогу Юрию Викторовичу Брусенцеву.

Не будет преувеличением утверждение, что история клавишного аккордеона в сфере отечественного профессионального академического исполнительства и образования соединились в судьбе Юрия Брусенцева – профессора кафедры оркестровых народных инструментов Воронежского государственного института искусств, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, дипломанта международных фестивалей, лауреата премии Фонда «Русское искусство».

Он родился в 1951 году в городе Серове Свердловской области. Через три года семья переехала в Оренбург. Как вспоминает Юрий Викторович, в семье все пели, от бабушки он услышал множество народных и городских песен. Родители знали все популярные мелодии, а отец к тому же играл на семиструнной гитаре.

Оказалось, это судьба. В восемь лет Юра пошёл учиться в музыкальную школу. По окончании поступил в Оренбургское музыкальное училище, которое потом сменил на Липецкое.

На последнем курсе училища решил поступать в Московский институт им. Гнесиных, не подозревая, что на дневное отделение аккордеонистов не брали, а для поступления на вечернее нужна была московская прописка. «Всё-таки судьба была ко мне благосклонна, и я был принят на дневное отделение, первым среди аккордеонистов», – говорит Юрий Викторович. Он в полной мере прочувствовал, что профессиональный путь аккордеониста складывался в те годы намного сложнее, чем у баяниста. Во-первых, не было качественных готово-выборных инструментов, во-вторых, профессиональное образование негласно отдавало приоритет развитию баянного исполнительства.

Брусенцеву пришлось не только овладевать профессиональными навыками исполнительства, но и конструировать свой музыкальный инструмент. Благодаря его усилиям в 1971 году в Москве появился первый готово-выборный аккордеон. Следующая, более совершенная модификация этого инструмента увидела свет в 1979 году.

В 1975 году Юрий Брусенцев окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс профессора В. П. Кузовлёва), затем, в 1981 году, — исполнительную аспирантуру Горьковской консерватории (руководитель – профессор Н. Я. Чайкин). Здесь он опять же был первым аккордеонистом, обучающимся в ассистентуре-стажировке.
Вместе с группой соратников Юрий Викторович приехал в Воронеж и с 1974 года по сей день преподаёт в Воронежском государственном институте искусств, активно сотрудничая с Воронежской филармонией.

Сегодня профессор Брусенцев является одной из наиболее заметных и самобытных фигур в аккордеонной педагогике и исполнительстве. Выдающийся музыковед Михаил Имханицкий в своё время писал о Брусенцеве: «С его именем связано формирование одной из ведущих школ аккордеонного исполнительства как на концертной эстраде, так и в системе высшего образования».

Уже будучи признанным музыкантом и педагогом Брусенцев продолжал искать себя, заниматься самообразованием, определялся в исполнительстве. Так, в 1989 году он съездил в Польшу к знаменитому профессору Влодзимежу Пухновскому на международные курсы музыкальной интерпретации. Играл там сольное отделение, обратил на себя внимание.

Заметное влияние на Брусенцева оказало окружение коллег-баянистов. Например, на протяжении 25 лет он работал в Воронежском институте искусств с Александром Тимошенко — буквально в соседних классах. Это был очень яркий творческий человек, неординарная личность. Уже полвека Юрий Викторович знаком с Александром Скляровым — кумиром нескольких поколений баянистов.

Не испытывал ли музыкант сожалений, что стал аккордеонистом, а не баянистом? «Сейчас мы дожили до такого времени, когда аккордеонистов стало гораздо больше, и отношение к ним баянистов изменилось в лучшую сторону. Я в своё время был один, что, конечно, наложило отпечаток и на всё моё воспитание в профессии, и на творческое мировоззрение», – объясняет Юрий Викторович.

Аккордеону он верен и высоко оценивает его возможности: «Я себе представляю аккордеон прежде всего как мелодический инструмент. Его естественная среда обитания — музыка, в которой есть гармония, мелодия, всё что касается души инструмента, который не ударный по своей природе, а поющий. И если это всё не востребовано при исполнении, то это музыка не моя... Аккордеон — многоголосный инструмент, на нём исполняется музыка с разноплановой фактурой. Первое, на что я обращаю внимание и что оцениваю — это фактурную соразмерность, слышание и выделение мелодии, баса, гармонии».

Свой педагогический стиль Юрий Брусенцев называет «консервативным», т. к. он опирается на традиции, заложенные великими музыкантами. И это плодотворный подход. Многие ученики профессора Брусенцева добились признания, сделали карьеру, стали лауреатами и дипломантами престижных творческих соревнований.

Учитель прекрасно помнит о своём первом ученике, победившем на крупном конкурсе. В 1979 году в Ленинграде состоялся Второй всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, на котором аккордеонист впервые получил звание лауреата. «Этим аккордеонистом стал мой ученик Виктор Мельников, мой первый лауреат, который, пройдя все три тура, получил третью премию. Сейчас он успешно работает в Туле», – делится Юрий Викторович.

Среди учеников Брусенцева – Е. Кочетов, Е. Кожукарь, А. Павлов, Е. Князева, Е. Кунаковский, М. Токаев, Е. Колкунов, Е. Мингалёв, Е. Бондарь и многие другие.

«Наша работа «штучная». Это не поток. Каждый человек – индивидуальность. Своих учеников помню, со многими поддерживаю дружеские связи. Некоторые, к моему удивлению, помнят всё, что я им говорил, чему учил. Мне везло на одарённых учеников», – говорит Юрий Викторович.

Помимо ВГИИ ещё одним знаковым местом в Воронеже для Юрия Брусенцева является фабрика баянов и аккордеонов «АККО».

Юрий Викторович рассказывает: «В 1991 году Владимир Авралёв — лауреат первой премии престижного международного конкурса баянистов и аккордеонистов в Клингентале — сделал невероятный по дерзости шаг: открыл в Воронеже частную фабрику по производству баянов. В 1992–1993 годах, Авралёв предложил мне сотрудничество на фабрике по созданию новых и перспективных инструментов, мотивируя своё решение тем, что я в курсе основных задач и мастера прислушиваются к моему мнению. Но я предпочёл быть консультантом и другом, который всегда будет под рукой».

В 1997–1998 гг. был изготовлен первый образец цельно-планочного готово-выборного аккордеона с диапазоном 45 клавиш в правой клавиатуре. Успешная работа воронежской фабрики «АККО» привела к тому, что в России теперь имеется большая линейка цельно-планочных аккордеонов для исполнителей разных возрастов и разностилевой музыки.

«15 лет фабрика развивалась с отцом – Владимиром Васильевичем, уже столько же во главе её стоит сын – Дмитрий Владимирович Авралёв, с которым я постоянно в контакте. Я на фабрике как дома, помогаю по мере сил», – говорит Брусенцев и добавляет: «Фабрика развивается очень успешно, заказы расписаны на годы вперёд». Надо добавить, что Юрий Викторович долгие годы был художественным руководителем фестиваля имени Владимира Авралёва.

Но всё же главным своим домом Юрий Викторович считает Воронежский институт искусств, которому в октябре исполнится 50 лет. Профессор желает родному вузу стать ещё более авторитетным. Чтобы получать здесь образование стремились музыканты со всей страны.

Брусенцева знают далеко за пределами Воронежа. Он много ездит по стране с лекциями и мастер-классами, нередко получает приглашения поработать в жюри всероссийских и международных конкурсов. По словам музыканта, это огромная подпитка в творческом процессе и возможность обогащения новыми идеями.

47 лет стажа – целая жизнь в музыке и педагогике. В судьбе Юрия Брусенцева ярко проявились черты, присущие его личности в целом, — неутомимость и заинтересованность, серьёзный, продуманный подход к решению задач, искренняя любовь и преданность раз и навсегда избранному делу жизни.


- Я работаю давно, долго. Через меня прошли несколько поколений студентов, мне многое удалось. Но не думайте, что моя жизнь была безоблачной. Были моменты, когда опускались руки. Но я шёл дальше. Помогали врождённое упорство и коллеги, которым я очень благодарен, – говорит Юрий Брусенцев. Он продолжает делать то, для чего был рождён, – передаёт опыт, мастерство следующим поколениям музыкантов. И в этом видит смысл жизни.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев приглашает «Библиотека в парке»

Библиотеки Воронежа ждут вас в парке «Орлёнок».

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКто снимет маски в финале сезона 5 мая?

Зрители узнают, кто скрывался под масками Кота, Енота, Змея Горыныча и Бабочки.

ПерсонаЭнтони Хопкинс сыграет Генделя в биографическом фильме

Легендарный актёр воплотит на экране ещё одну знаковую фигуру, на этот раз из мира музыки.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.

ГлавноеВоронежцам покажут ночное Пасхальное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе

Прямую трансляцию взялась осуществлять телекомпания «Губерния».