Войти
Персона
25.07.2021 18:05
К юбилею Валентины Юровой – актрисы Кольцовского театра

К юбилею Валентины Юровой – актрисы Кольцовского театра

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Архив автора

Уверен, настоящие театралы, которые на протяжении десятилетий в курсе всего, что происходит на Кольцовской сцене, давно знают и любят нашу актрису Валентину Николаевну Юрову. К ней вполне подходит определение: без неё театр неполный. Не в смысле заполняемости зала, а в том смысле, который имел в виду наш гениальный земляк Андрей Платонов, проронив как-то фразу, ставшую крылатой: «Без меня народ неполный».

Творческий театральный коллектив только тогда вполне жизнеспособен, когда в нём есть весь диапазон типажей, которые встречаются в жизни. В предельном случае: от «витающего в облаках» идеалиста до «отъявленного негодяя». Впрочем, бывают таланты, способные воплотить на сцене как отъявленного негодяя, так и его антипода. Но это случается не так уж часто. Валя Юрова где-то посередине означенного выше диапазона. В большинстве пьес и русской и советского периода драматургии, да, пожалуй, и зарубежных авторов, наряду с эксцентричными фигурами, вокруг которых, как правило, и разворачивается действие, присутствует женский образ, всё понимающий, спокойно реагирующий и порой одним своим присутствием уравновешивающий острые конфликты. Когда пишу эти строки, ясно вижу перед собой актрису Валентину Юрову в роли Фоминишны, уютно разливающую чай в гостеприимном доме купца Большова в спектакле Анатолия Иванова «Банкротъ» по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся». Всё кажется, что совсем недавно это было – в 2008 году всего-то…

Но вернёмся к начальному периоду её биографии. О Валентине Николаевне можно сказать, что к драматическому театру она подбиралась исподволь, постепенно. В пятнадцать лет была уже актрисой Курского областного театра кукол. Учась в школе, посещала студию при том же театре. Окончив и школу и студию, переехала в Воронеж. Здесь её тотчас же приняли в наш Театр кукол. Проработала в нём три года. Но какое-то внутреннее чувство говорило, что надо попробовать себя на драматической сцене. И тут как раз произошло экстраординарное событие. В 1971 году был объявлен первый набор на театральный факультет открывшегося тогда института искусств. И Валя Юрова оказалась в числе счастливчиков. Это было действительно так: курс вели замечательные московские театральные педагоги – профессор О.И Старостина и доцент Б.Г. Кульнев. У них завязались творческие отношения с главным режиссёром Кольцовского театра Г.Б. Дроздовым. И студенты старших курсов нередко играли на его сцене массовку и эпизодические роли.


Повезло в этом плане и Вале Юровой. Сначала участие в нескольких сказках, а затем роли в двух значимых для того времени публицистических спектаклях – «Дело Боброва» В. Черных и «Хроника одного дня» Э. Пашнева и Г. Дроздова. Обе постановки имели всесоюзный успех. Фильм-спектакль «Дело Боброва» транслировало Центральное телевидение на весь СССР. А за постановку «Хроники одного дня» (о трагических событиях в Чили) шестеро воронежцев были удостоены Государственной премии РСФСР.


В итоге, несколько человек первого театрального выпуска 1975 года были приняты в труппу старейшего драматического театра. Дальнейшая их судьба складывалась по-разному. По причине факторов и объективных, и субъективных. Конечно, в порядке вещей для молодых выпускников отметиться сначала в десятке сказочных персонажей. Разные Няньки, Котофеи, Пятачки, Землянички были в репертуаре всякой начинающей молодой актрисы. Впрочем, сказки тогда ставились фантастические, яркие, музыкальные, ансамблевые. И это тоже была полезная школа. Играла Валя Юрова всяких зверушек, злых и добрых старух ярко, искристо, с выдумкой и самоотдачей. Но кроме них, в первые пять лет на Кольцовской сцене актриса сыграла и в спектаклях, которые в те времена относились к весьма неплохой драматургии – «Слон» А. Копкова, «Самая счастливая» Э. Володарского, «Спешите делать добро» М. Рощина, «Деньги для Марии» В. Распутина. Правда, роли были неглавные, порой эпизодические, из разряда так называемых «простых женщин». Без таких, как правило, не бывает пьесы и, естественно, спектакля. Сыграны они были безупречно и стали хорошей школой, что сказалось впоследствии. К сожалению, не нашлось режиссёра, который поставил бы на Валентину Юрову. В мире неминуемой конкуренции, среди более ярких, активных актриса, по характеру не борец за пьедесталы, человек очень нежный и ранимый, оказалась несколько в тени. У Глеба Дроздова были свои представления, кто должен играть главные роли, у сменивших его – свои. Но при этом почти все режиссёры, работавшие в Кольцовском театре, а также приглашённые со стороны, находили роли для Валентины Юровой в своих постановках. Среди них – Глеб Дроздов, Валерий Соловьёв, Герман Меньшенин, Анатолий Иванов, Валерий Тищенко. Все они понимали, что актриса органически вписывается в любой ансамбль, дополняя его психологической достоверностью в порученной ей роли.


С приходом в 1987 году в Кольцовский театр Анатолия Иванова для Валентины Юровой возникла возможность расширить и углубить творческий диапазон. Очень важна была и для театра, и для нового главного режиссёра, и для нашей актрисы – постановка в самый что ни на есть перестроечный период пьесы «Уроки музыки» (1988) драматурга Людмилы Петрушевской, не очень-то жалуемой официальными властями. И роль Таисии Петровны, матери непростого семейства, требовала не просто одноплановой характерности, а глубокой психологической проработки. От того, насколько сложный, живой и реалистический характер удастся воплотить исполнительнице этой роли, практически зависел успех всего спектакля. И актриса вполне справилась с режиссёрской задачей. Перед зрителем возникла современная женщина, весьма практичная, понятная в своих нуждах и переживаниях за благополучие семьи и своих близких.

Позже Анатолий Иванов поставил два спектакля, в которых опять, но уже в полноте зрелости, была востребована острохарактерность актрисы. В «Самоубийце» (1989) Н. Эрдмана, кстати, пьесе, до того запрещённой к постановкам, Валентина Юрова сыграла Раису Филипповну, даму с характером. А в постановке «Любовь по переписке» (1991) по повести В. Войновича есть запоминающийся эпизод, в котором секретарь поссовета (Валентина Юрова) оформляет «по знакомству» брак случайно залетевшего на станцию Кирзавод в дым пьяного солдата Ивана Алтынника (Константин Афонин) и «видавшей виды» не первой молодости местной фельдшерицы Людмилы Сыровой (Елена Гладышева). Владимир Николаевич Войнович, смотревший спектакль в Кольцовском театре, лично похвалил актрису за этот эпизод.

Впрочем, близкий по характерности к этому сатирический эпизод сыграла Валентина Юрова и в постановке Валерия Тищенко «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1990) по роману того же писателя В. Войновича. В нём передовица труда Нюра рассказывает, как она была в Кремле и видала «самого Иосифа Виссарионовича Сталина».


А вот роль Людмилы в психологической драме драматурга А. Галина «Ретро» (1993) – просторная, острохарактерная, можно сказать, главная. В театре пьеса, поставленная в качестве бенефиса к 80-летию Бориса Крачковского (играл главную роль старика Чмутина), шла под гротесковым названием «Папа, давайте мы вас женим». И играли в ней известные воронежцам «звёзды» Кольцовской сцены – кроме Крачковского, Римма Мануковская, Кира Трапезникова, а также Анна Соколова. В этом ансамбле Валентина Юрова была органична, как у себя дома.

Интересно, что в конце 1990-х репертуар вернул актрису «в детство». Она была востребована почти в десятке сказок для детей, поставленных в театре. Среди них и «Аленький цветочек», и «Волшебная лампа Аладдина», и «Муха-Цокотуха», и «Кошкин дом», и «Приключения Чиполлино»… А какие спектакли – красочные, волшебные, музыкальные – были!


Судьба улыбнулась Валентине Юровой в начале нового века. В 2000 году Анатолий Иванов к 55-летию Великой Победы поставил знаменитую пьесу Виктора Розова «Вечно живые». А в 2001 году театр был приглашён с этой постановкой на Межгосударственный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Брянск, находящийся на границе трёх прежде братских республик. Постановка произвела такое большое впечатление на весьма компетентное жюри, состоящее из ведущих московских критиков, что решено было учредить Гран-при специально для этого спектакля. Валентина Юрова, сыгравшая роль эпизодическую и «отрицательную» с точки зрения содержания – Нюрку-хлеборезку – так покорила достоверностью образа, что жюри включило актрису в число лауреатов этого престижного фестиваля. Интересно также, что поставленный в 2000-м спектакль последний раз удивил московских зрителей степенью художественной правды и в 2013-м, когда отмечалось 100-летие со дня рождения замечательного драматурга Виктора Розова.


Наверняка, многие зрители помнят и сегодня роли Валентины Юровой в спектаклях конца первого десятилетия нового века. Это и «Банкрот» (2007), и «Собачье сердце» (2008), и «Без вины виноватые» (2009).

В настоящее время актриса занята в спектаклях текущего репертуара: «Женитьба» Н. Гоголя, «Гамлет» У. Шекспира, «Улитка на склоне» А.и Б. Стругацких, «Маскарад» М. Лермонтова.

Всего в Кольцовском театре Валентина Юрова сыграла более шестидесяти ролей.

Таковы её творческие успехи. Кроме того, в коллективе психологически разнородном, непростом Валентина Николаевна имеет репутацию человека безупречно доброго и честного, всегда готового прийти на помощь попавшим в беду, мирно разрядить конфликтную ситуацию.

За долголетнюю творческую жизнь в искусстве департамент культуры Воронежской области накануне её юбилея объявил Валентине Николаевне Юровой благодарность.

Коллектив Кольцовского академического театра драмы поздравляет нашу замечательную Валентину Николаевну с юбилеем и желает ей Доброго Здоровья и дальнейших творческих успехов.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.