Персона
Сергей Надточиев, его ученики, спектакли и суждения о Воронежском институте искусств
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: Юрий Данилов, архив
Воронежскому государственному институту искусств в октябре исполнится 50. Сегодня мы рассказываем о Мастере, воспитавшем множество талантливых, успешных актёров. Сергей Надточиев – профессор кафедры мастерства актёра театрального факультета ВГИИ.
Некоторым выпускникам присвоены почётные звания «Народный артист России» и «Заслуженный артист России». Многие снимаются в кино, на телевидении, работают на эстраде, преподают в театральных вузах, работают режиссёрами в театрах и кинематографе.
Профессор кафедры мастерства актёра, до недавнего времени декан театрального факультета ВГИИ Сергей Александрович Надточиев имеет к этому самое непосредственное отношение. Он шесть лет возглавлял театральный факультет.
- Сергей Александрович, почему Вы оставили должность декана театрального факультета?
- Так уж получилось… Да и сейчас у меня выпускной курс и первый, который впервые набирали онлайн.
- Сколько человек вы набрали?
- 21.
- А сколько выпускается?
- 26.
- На них уже есть заявки от театров?
- Да, есть. Один студент уже работает в спектакле Камерного театра.
- Какие спектакли будут показаны в июне экзаменационной комиссии?
- «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Александра Островского, «Женитьба Фигаро» Бомарше, сцены из спектакля «Венецианский купец» по Шекспиру, две самостоятельные работы – «Мизантроп» Мольера и вербатим «Перепуть». Необходимо отметить, что коронавирусная эпопея осложнила образовательный процесс и отняла время от четырёхлетнего курса обучения. Четырёх лет тоже недостаточно для того, чтобы воспитать актёра. Начальный уровень подготовки, с которым молодые люди приходят в институт, низок, и приходится восполнять пробелы в образовании и воспитании. Для этой профессии требуется более основательное знание литературы, истории. Воплощение слова в художественный образ для молодых людей сегодня проблема. Я имею в виду не клиповое, а образное мышление. Первый курс я бы продлил хотя бы на полгода. Вообще, пять лет – минимальный срок для воспитания актёра. К сожалению, бытует мнение, что актёром можно стать за несколько месяцев, окончив какие-нибудь курсы. Почему-то о врачах, инженерах и учителях такого не говорят. Артист – это такая профессия, которая требует долгого вхождения в неё.
Дипломная работа 4 курса театрального факультета Воронежского института искусств. Спектакль по пьесе Александра Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» на сцене Воронежского Дома актёра. Режиссер спектакля – Александр Сидоренко. Мастер курса – Сергей Надточиев.
- Тем не менее и после четырёх курсов ваши выпускники успешно работают в театрах и в кино.
- Помогает накопленный за годы учёбы «багаж». Мы стараемся беречь и продолжать принципы русского психологического театра и школы Станиславского. Но театры появились разные, с различными эпитетами, например, «документальный», «пластический», «новый»…
- Какие собственные спектакли Вам особенно запомнились?
- Мне до сих пор дорог спектакль «Утиная охота» по Александру Вампилову с Василием Марковым (Шумским) в главной роли. Помните, у нас был молодёжный театр в Детском парке «Орлёнок»? Он давал возможность поддерживать нормальный, профессиональный ритм прохождения практики выпускникам. Мы играли по 20 с лишним спектаклей в месяц! Хорошо помню многие из них.
- Есть шансы обрести новую похожую площадку?
- Шансы – не знаю…Надежда есть! Да, мы над этим сейчас работаем. Надеюсь, уже в этом году сможем кое-что сделать в этом направлении.
- А из спектаклей, поставленных в Москве, какие особенно дороги?
- «Старший сын» Вампилова в театре Терезы Дуровой, «Незабываемые знакомства» по пьесам «Ехай» Нины Садур и «Что случилось в зоопарке» Эдварда Олби в Театре Сатиры…
- Вы же выступали не только в качестве режиссёра, но и сценографа.
- Да, всё началось с нашей совместной работы с Алексеем Голодом над спектаклем «Бег» в Кольцовском театре. Потом оформлял спектакли в Антрепризе. В ТЮЗе - «Таланты и поклонники» и «Тряпичная кукла». В Воронежской опере ставил музыкальный спектакль «Волшебник Изумрудного города» и делал сценографию к спектаклю «Буратино».
- Вы сразу после окончания Воронежского института искусств были приняты сюда на работу.
- Мой мастер и в те времена ректор Владимир Бугров не захотел меня отпускать. К тому же открылся Молодёжный театр, где можно было ставить всё – от классики до современности. Предполагалось, что я в основном буду заниматься Молодёжным театром, но судьба распорядилась иначе. Владимир Васильевич давал мне полную творческую свободу, за что я ему до сих пор очень благодарен.
- Помните первый день работы преподавателем?
- Конечно. После выпуска из института в 1989 году я поехал на гастроли с Молодёжным театром, а по возвращении уже набирал с Бугровым первый курс. Было очень странно сидеть в приёмной комиссии, подавать реплики. У меня даже сохранились вступительные листы. С Владимиром Васильевичем мы набрали два курса, а потом я уже стал работать самостоятельно.
- Те студенты вышли в люди?
- Практически все добились успеха и признания в профессии.
- Назовёте самых ярких учеников?
- Замечательным театральным режиссёром стала Нина Чусова, больших успехов в кино добился Дмитрий Дьяченко. Заслуженный артист России Андрей Егоров успешно работает в Театре Российской Армии, Сергей Астахов (Козлов) стал известным сериальным актёром. Ещё – Андрей Аверьянов, Андрей Мирошников, Василий Марков, Борис Алексеев, Татьяна Беляева, Дмитрий Карташов, Татьяна Бабенкова… Заслуженный артист России Сергей Чернов работает в Калининграде... Надо бы называть всех, но формат материала вряд ли это позволит.
- Современный театр… как Вы его понимаете?
- По-разному… Иногда я его не понимаю, иногда восхищаюсь…Дело не в том, что на сцене будут люди с мобильниками или компьютерами. Если актёры (студенты) присваивают текст, если ты чувствуешь отклик в их душе – вот что главное, а не костюмы и причёски. Больше проблем с современной литературой. Она лишена тех красивых, пространных описательных моментов, которые рассказывают о внутренней жизни человека, ее изменчивости и конфликтности. Поэтому этюды на литературной основе становятся проблемой. Выстраивание внутреннего монолога – сложнейший элемент школы актёрского мастерства. Литература подсказывает, как это делается. Самыми лучшими в этом смысле являются произведения Шукшина, Аксёнова, Астафьева, Распутина… Но для нынешнего молодого поколения этот пласт литературы уже чужой. Какое-то время мы ещё продержимся на этих именах, но что делать дальше? Нужны преемники!!!
- Какие чувства Вы испытываете к институту?
- Это мой родной дом. Я ведь здесь и живу, и работаю. Один сентиментальный момент: пока не подхожу к зеркалу, я не ощущаю своего возраста. Я очень интегрирован в институтскую, студенческую жизнь. И у меня нет ощущения груза прожитых лет.
- Ваш сын осознанно выбрал актёрскую профессию?
- Наверное. Он же рос в этой атмосфере, с детства знал немало талантливых актёров и режиссёров. Должен признаться, я не дал сыну всего, что мог. Перед Антоном я в долгу. Стараюсь восполнить пробел, общаясь с внуком.
- Тем не менее, Антон Надточиев – состоявшийся актёр, у него есть имя.
- Он хорошо поёт, а это очень важно. Поющие люди хорошо слышат жизнь… он всё слышит и интуитивно постигает. Вообще, на мой взгляд, музыка и пение – более высокий вид искусства, чем даже драматический театр.
- Что бы Вы пожелали институту по случаю предстоящего юбилея и на следующие полвека?
- Это большая удача Воронежской земли, что здесь есть такой институт. Выпускники ВГИИ во всех сферах искусства занимают лидирующие позиции и продолжают замечательные традиции, музыки, театра, изобразительного искусства. Если бы в каждом регионе был такой вуз, наверное, наша жизнь была бы другой. Мне бы хотелось пожелать родному институту больше внимания со стороны властей. Его нужно поддерживать и оберегать. Он этого заслуживает.
Желаю всем коллегам, всем, кому дорог Воронежский институт искусств, успехов, здоровья, благополучия, всех-всех благ! И УДАЧИ!
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев
На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Дети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?
Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.