Войти
Персона
29.03.2021 17:26
Зоя Солодилова: «Воспитать оперного певца – невероятно сложная задача»

Зоя Солодилова: «Воспитать оперного певца – невероятно сложная задача»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Архив

В октябре 2021 года Воронежский государственный институт искусств будет отмечать полувековой юбилей. За эти 50 лет ВГИИ сделал так много, что иному вузу не успеть и за век. Один перечень славных имён, так или иначе связанных с институтом, способен стать красноречивой юбилейной публикацией.

В качестве подарка уважаемому вузу мы инициируем серию материалов, посвящённых его сотрудникам. Поскольку автору эти строк близко оперное искусство, открывает цикл материал о народной артистке России, замечательной певице и педагоге Зое Солодиловой.

Зоя Дмитриевна Солодилова – народная артистка России, доцент кафедры вокального искусства ВГИИ, заведующая кафедрой. Певица исполнила, пожалуй, все ведущие партии, написанные великими композиторами для драматического сопрано. В 1988 ей было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», а десять лет спустя она была удостоена звания «Народный артист Российской Федерации». На сцене она выступала под фамилией Митрофанова, которую сохранила в память о своей горячо любимой маме.

- Зоя Дмитриевна, как Вы оказались в Воронеже, в театре оперы и балета?

- В Воронеж я попала совершенно неожиданно для себя, поскольку ожидала вызова в другой театр России. В тот момент в Воронежском театре ставилась опера Тихона Хренникова «В бурю», и московский режиссер М. Высоцкий попросил назначить на партию Натальи молодую певицу. Позвонили в Харьковский институт искусств, и заведующая кафедрой профессор Тамара Веске предложила мою кандидатуру.
Я сомневалась, но решила не терять время, выучила за три недели партию, приехала, спела премьеру – и меня пригласили в труппу театра. Это просто судьба. Театр поразил меня своим богатейшим репертуаром, а главное – мощью труппы. Когда я услышала в спектакле Дж. Верди «Бал-маскарад» заслуженную артистку России Флорентину Себар – я была восхищена и покорена и её голосом, и голосами партнеров, постановкой, декорациями, оркестром. Мне предложили работу в театре где служили замечательные дирижёры, музыканты, певцы, режиссёры, художники.


Для меня это была настоящая школа. Я очень быстро осваивала огромный репертуар, пела в спектаклях, поставленных выдающимися дирижёрами и режиссёрами. В нашем театре творили дирижёры Р. Миронович, А. Людмилин, Я. Вощак, М.И. Носырев, И. З. Островский, В. Васильев. Ю. Анисичкин, режиссёры: С. Штейн, А. Зыков, В. Александрова.
В театре огромную часть работы по выучке и впеванию партий проводили опытнейшие концертмейстеры. М. Г. Ляндрес, Н.М. Клёнова, С.В. Андреева. Они вложили в меня большой труд и любовь. Я им очень благодарна. Заслуженный работник культуры РФ Нина Михайловна Клёнова являлась и педагогом, и концертмейстером в лучших традициях мировой концертмейстерской практики. С ней мы продолжили сотрудничество и в институте искусств на нашей кафедре. Свой огромный опыт она передавала нашим студентам.
Моими партнерами в Воронежском театре были народный артист РСФСР Евгений Пойманов, народный артист РСФСР Сергей Каданцев, заслуженные артисты России Игорь Непомнящий, Игорь Денисов, Анатолий Куриленко, Александр Аникин, Лидия Кондратенко, Ирина Монастырная, Ирина Макарова, Флорентина Себар и другие. Мне также посчастливилось петь в спектаклях с выдающимися приглашёнными вокалистами: Владиславом Пьявко, Зурабом Соткилавой, Александром Дедиком и другими.
В Воронеже тогда шли спектакли, которые в то время не ставились ни в Большом театре, ни в Кировском: «Джоконда» А. Понкьелли, «Порги и Бесс» Дж. Гершвин, «Миньон» А. Тома, «Сельская честь» П. Масканьи. Шли оперы Верди, Чайковского, Пуччини – репертуар огромный!


Проработав в театре почти 35 лет, я спела во всех спектаклях, в которые успела войти, участвовала во всех новых постановках. Попробовала себя в опереттах. Пела с концертами в Воронежской филармонии.
Мне повезло работать во времена обязательных ежегодных гастрольных поездок театра. Мы гастролировали и в Киеве, и в Ленинграде, и в Калининграде, и в Иркутске, и многих других городах. А также я неоднократно гастролировала с концертами программами в зарубежных странах: Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Великобритании, Греции, Кипре, Югославии, Нидерландах. В 1983-1986 годах трижды исполняла партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на сцене оперного театра города Брно (Словакия). На гастролях с театром в Нидерландах исполнила партии Лизы в опере «Пиковая дама» Чайковского и Дездемоны в опере «Отелло» Верди. Участвовала во Всероссийских оперных фестивалях в Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Воронеже и других городах России.



- У Вас были любимые партии?

- Выделить из своего репертуара любимые или нелюбимые партии невозможно. Оперу я считаю вершиной музыкального искусства. Я прикоснулась к характеру и жизни таких героинь, что дух захватывает. От королев и княгинь до простых женщин.
Я очень люблю Верди, Пуччини, Масканьи и вообще европейскую музыку. Но образы героинь великих русских композиторов меня покоряют. Лиза, Татьяна, Ярославна, Мария, Наташа и др. Это же мечта любой актрисы драматического театра. А опера даёт такую возможность в каждом спектакле.



- Как случилось, что Вы стали преподавать?

- Ещё будучи студенткой Харьковского института искусств, я спела в оперной студии четыре спектакля. Слушая пластинки, на которых звучали уникальные голоса великих певцов, я пыталась разгадать секрет их звуковедения, эмоционального наполнения и окраски. Читала много методической литературы и сравнивала свои ощущения и чувства с великими мастерами. Мне хотелось найти свой стиль в звуковедении и музыкальном развитии образа. Певец должен учиться всю жизнь, так как его инструмент – это он сам. Проработав столько лет в театре с большими музыкантами, певцами, дирижёрами и режиссёрами, захотелось поделиться своим опытом с учениками.
На кафедре вокального искусства ВГИИ я стала преподавать с 1999 года. С 2011 года в штате кафедры. Веду дисциплины: «Сольное пение», «Камерное пение», «Изучение оперных партий», «Педагогическая практика», «Камерный ансамбль». За эти годы подготовила 24 выпускника, работающих в театрах, филармониях и педагогами в музыкальных училищах и колледжах, из них 12 лауреатов и дипломантов межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов:

Надежда Кривуша – ведущая солистка оперы Ростовского театра оперы и балета, дипломант 1-го Всероссийского конкурса вокалистов им. Н. Обуховой,

Юлия Изотова – солистка оперы Ростовского театра оперы и балета,

Ольга Маслова – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, лауреат многочисленных конкурсов,

Роман Дюдин – ведущий солист оперы Воронежского театра оперы и балета, дипломант и лауреат ряда профессиональных конкурсов,

Светлана Дюдина – ведущая солистка оперы Воронежского театра оперы и балета,

Алексей Ковалев – солист Воронежского театра оперы и балета,

солисты Воронежской филармонии Наталья Пастухова, Елена Старкова (Рожкова), Алексей Попов,

Вероника Цай – солистка капеллы Томской филармонии.

- Трудно дался переход к преподаванию?

- Переход на преподавательскую работу для меня оказался естественным. Педагог всегда счастлив, если его труд, терпение, опыт аккумулирован в талантливом ученике. Оперный певец – это уникальное явление. Даже если вы освоили технологию звуковедения, обладая при этом артистическими способностями, эмоциональностью, нужна колоссальная сила воли, собранность и самоотдача на сцене. Чтобы воспитать певца, нужен труд не только педагога по специальности, но и труд концертмейстера, дирижёра, режиссёра, педагога по сценической речи и сценическому движению, педагога по танцам и, конечно, необходим весь спектр гуманитарных дисциплин. В нашем институте работают педагоги, профессора высочайшего уровня. На сайте института можно ознакомиться с историей кафедры, её основателями, профессурой и преподавательским составом за многие годы.
За 48 лет своего существования кафедра выпустила 220 певцов-вокалистов, работающих на разных сценах крупных театров и концертных организаций России: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Курск, Тамбов, Ижевск и др. Многие из них имеют звания и награды. Только в Воронежском театре оперы и балета работали и продолжают работать наши выпускники кафедры – заслуженные артисты РФ А. Аникин, И. Макарова, Т. Бондарева, Л. Марченко, А. Назаров, заслуженная артистка Воронежской области Н. Тютюнцева. Лауреаты и дипломанты различных конкурсов артисты театра Светлана и Роман Дюдины, А. Иванов, Н. Дячок, Л. Солод, А. Тюхин, Е. Поваляева, С. Мещерский, Е. Серегина, О. Шапошникова, И. Чернышов, А. Черноволос, И. Ходяков. А также наши выпускники работают в Воронежской филармонии, преподают в Воронежском музыкальном училище и в различных музыкальных учреждениях города Воронежа.
Особой гордостью нашей кафедры и вуза являются выпускники, добившиеся в своем творчестве выдающихся результатов.
Их победы в престижных международных и всероссийских конкурсах впечатляющи. Вот только некоторые имена:

Ирина Макарова (меццо-сопрано) – заслуженная артистка России, удостоенная званий лауреата различных международных конкурсов, лауреат Фонда Ирины Архиповой, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». Ирина Макарова родилась в Воронеже и получила образование в Воронежском государственном институте искусств. Она начала выступать как профессиональная вокалистка на сцене Воронежского театра оперы и балета. В 1998-1999 годах сотрудничала с Московским муниципальным театром «Новая опера» под руководством Евгения Колобова, в 2001-2002 годах выступала на сцене Баденского государственный театра в Карлсруэ, в 2001-2003 годах – сотрудничала с Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева. В январе 2003 года И. Макарова заключила контракт с Большим театром России и в 2005-2007 годах выступала в качестве солистки в Театре ла Скала (Милан, Италия). Певица выступает на самых престижных отечественных и мировых подмостках, сотрудничает с выдающимися дирижёрами.

Ирина Лунгу – выпускница класса профессора Михаила Подкопаева, лауреат восьми международных конкурсов в Греции, Италии, Германии, Австрии, Испании, США, ныне солистка Миланского театра Ла Скала. С огромным успехом выступает в ведущих партиях на сценах крупнейших театров мира.

Антонина Весенина – выпускница класса заслуженной артистки России профессора Ольги Макеевой, лауреат IV премии Международного конкурса им. Чайковского. Солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, приглашенная солистка Большого театра.

Ольга Маслова – моя выпускница, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, лауреат международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки и других конкурсов.

Кафедра вокального искусства у нас очень сильная. Здесь плодотворно трудятся профессора Михаил Подкопаев и Ольга Макеева, заслуженная артистка РФ.
Кафедра активно сотрудничает с Воронежским театром оперы и балета, который является базой театрально-сценической практики студентов под руководством главного дирижёра театра, профессора ВГИИ, заслуженного деятеля искусств Юрия Анисичкина, а также с Воронежской государственной филармонией в лице доцента кафедры, заслуженного деятеля искусств Воронежской области Игоря Вербицкого.
Особая благодарность нашим замечательным концертмейстерам, которые много лет работают на кафедре. Это заслуженная артистка России, дипломант международных конкурсов Светлана Гельфанд, лауреаты международных конкурсов Жанна Чернышова и Марина Подкопаева.

- Вы гордитесь нашим институтом искусств?

- Среди многочисленных российских вузов Воронежский институт искусств за 50 лет своего существования зарекомендовал себя, в первую очередь, результатами своей деятельности. Наши выпускники работают с успехом во всех регионах России и за рубежном. Потенциал нашего института я оцениваю очень высоко! На всех кафедрах работают очень высококвалифицированные профессора, доценты и преподаватели. Институт достоин самой деятельной поддержки.

- Вы такой неравнодушный, эмоциональный человек…

- Меня очень волнует состояние вокального искусства в стране – засилье эстрады на телевидении, в социальных сетях, на концертных площадках. В этих условиях нужно не сокращать количество бюджетных мест в музыкальных вузах на кафедрах академического пения, а увеличивать. Сегодня у многих талантливых ребят из глубинки с прекрасными голосами не всегда найдутся средства, чтобы оплатить внебюджетное обучение. А тенденция такая, что больше становится именно платных мест. Наша Российская земля должна и дальше взращивать новых Шаляпиных, Лемешевых, Неждановых, Нестеренко, Образцовых…

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.