Войти
Персона
30.10.2020 21:36
Назаров Александр Юрьевич, «Судьба современного историка» – отзыв о книге

Назаров Александр Юрьевич, «Судьба современного историка» – отзыв о книге

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: infpol.ru

Александр Назаров отразил в своём произведении «Судьба современного историка» весь жизненный опыт и аналитические выкладки профессионала, фаната (в хорошем смысле слова) своего дела.

Историческое сообщество всегда было и остается объединением людей, которые заинтересованы в познании не только внешнем, но и внутреннем. Книга Александра Назарова – не просто воспоминания, представленные на суд современникам. Это памятник эпохи, живое свидетельство переломного момента.

Стоит отметить, что Назаров в своей автобиографической рефлексии не одинок. В период с 1990 по 2010 год, в переломный момент с точки зрения истории, её методологии и историографии, было выпущено рекордное количество мемуаров и автобиографий. Феномен с лёгкой руки А.Г. Тартаковского назвали «мемуарным взрывом». И действительно, количество автобиографий выросло по сравнению с прошлыми десятилетиями более чем вдвое.

Впрочем, для профессиональной среды историков такой «взрыв» стал вторым за столетие. Первый произошёл после революции 1917 года и гражданской войны, которые привели к установлению власти Советов в России. Тогда появился значительный комплекс эго-документов. Мемуары Н.И. Кареева, М.М. Богословского, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера и других историков, политологов, обществоведов исследуют до сих пор, они представляют собой ценность и как исторические документы, и как зафиксированные на бумаге попытки проанализировать масштабные события сразу же в процессе их совершения.

Нынешний «мемуарный взрыв», в который попал и Александр Юрьевич Назаров со своей «Судьбой…», произошёл в 1990-2010. Это время не только в истории страны, но и в истории самой исторической науки называют «порубежьем». Причины очевидны: советская модель оказалась в прошлом, социальный статус учёного резко изменился, методология стала значительно больше – отказ от классовой теории как наукообразующей породил множество дискуссий.

Назаров, приступивший к изучению истории во второй половине девяностых, застал методологический кризис лично, впрочем, все остальные кризисы тоже: историки переосмысляли самое себя, место в мире и функции науки. Более возрастной профессуре приходилось смириться с тем, что прогностическая модель по Марксу оказалась беспомощна: распад Советского Союза не предсказывали даже самые смелые. Более молодые ученые отчаянно искали новые пути, изучали структурализм и неопозитивизм, становились последователями школы «Анналов», толком не разобравшись, что это такое.

Александр Назаров впитывал старую и новую методологию, словно губка, пытался адаптировать методы исследования зарубежных историков к нашей действительности. Он оказался вовлечён в процесс и как свидетель, и как участник. И – уже в качестве автора – как аналитик.

Фигура Назарова Александра Юрьевича в автобиографии в некотором смысле парадоксальна. Он описывает воспоминания, будучи при этом вооружён навыками источниковедческого анализа – то есть, сразу понимает, что историческое свидетельство получится неполноценным и даже односторонним, субъективным. Александр Юрьевич на объективность не претендует, приводя в одной из глав книги цитату Аарона Гуревича: «…мои воспоминания субъективны: фактическая канва событий, история, с одной стороны, и память – с другой, вступают в известное противоречие. … Всё, что я могу изложить, – это симбиоз фактической истории и памяти».

Впрочем, абсолютной объективности от Александра Юрьевича мы и не ждём, как не ждём её от других историков, социологов, психологов, заставших переломную эпоху, появившихся на свет в одной стране и живущих в другой. Их истории – ценнейшее свидетельство для нас, и оно должно быть изучено должным образом.

Биография автора книги:

https://www.infpol.ru/221350-aleksandr-nazarov-biografiya-istorika-blogera-i-prepodavatelya/

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже стартовал международный благотворительный фестиваль творчества «Искусство без границ»

Приём заявок на участие в творческом конкурсе фестиваля «Искусство без границ» стартовал в Воронеже 14 января.

В России21 января объявлено о 21887 новых случаях ковида и 612 смертях в РФ

Приходится верить в то, что человечество в 21 веке оказалось бессильным перед невидимым врагом.

В миреПроведение Олимпийских Игр в Токио маловероятно

Опытный организатор Олимпиад уверен, что у оргкомитета Токио-2020 есть план «Б» на случай отмены Игр.

ОбществоСоциальные сети vs СМИ: где больше фейков

Каким источникам верить – решать вам, но послушайте, что говорят профессионалы.

ТеатрАндрей Огиевский вернётся за дирижёрский пульт Воронежской оперы

Правда, всего на два спектакля «Дон Жуан» по приглашению нынешнего художественного руководителя театра Александра Литягина.

Кино и телевидениеРейтинг НТВ рухнул

На прошлой неделе самая рейтинговая передача канала смогла подняться только на 15 место в топ-100 самых популярных программ.

ПерсонаОльга Скрынникова подтвердила уход с поста и.о. ректора Воронежского института искусств

По словам Ольги Анатольевны, она покидает капитанский мостик ВГИИ по собственному желанию.

ЛитератураВышла книга «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях»

Это больше, чем книга про архитектуру. Это сборник историй о том, какой была жизнь города в разные эпохи.

МузыкаВ Воронежской филармонии вынесли оправдательный приговор Сальери

Суд был четным, беспристрастным и справедливым в отличие от…

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 9-16 января 2021 в мировых СМИ

Новый год принёс новые замечательные снимки, часть из которых поднимается до высот подлинного искусства.

Зал ожиданияВоронежский Дом Актёра покажет спектакль «Люди и дельфины», посвящённый Владимиру Высоцкому

Этот спектакль некоторые поклонники творчества Владимира Семёновича уже видели и успели оценить.

Главное21 января в Воронежской области зафиксировано 386 случаев заражения коронавирусом

Коронавирусная инфекция проявляет поразительную сопротивляемость всем попыткам человечества её обуздать.