Персона
Назаров Александр Юрьевич, «Судьба современного историка» – отзыв о книге
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: infpol.ru
Александр Назаров отразил в своём произведении «Судьба современного историка» весь жизненный опыт и аналитические выкладки профессионала, фаната (в хорошем смысле слова) своего дела.
Стоит отметить, что Назаров в своей автобиографической рефлексии не одинок. В период с 1990 по 2010 год, в переломный момент с точки зрения истории, её методологии и историографии, было выпущено рекордное количество мемуаров и автобиографий. Феномен с лёгкой руки А.Г. Тартаковского назвали «мемуарным взрывом». И действительно, количество автобиографий выросло по сравнению с прошлыми десятилетиями более чем вдвое.
Впрочем, для профессиональной среды историков такой «взрыв» стал вторым за столетие. Первый произошёл после революции 1917 года и гражданской войны, которые привели к установлению власти Советов в России. Тогда появился значительный комплекс эго-документов. Мемуары Н.И. Кареева, М.М. Богословского, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера и других историков, политологов, обществоведов исследуют до сих пор, они представляют собой ценность и как исторические документы, и как зафиксированные на бумаге попытки проанализировать масштабные события сразу же в процессе их совершения.
Нынешний «мемуарный взрыв», в который попал и Александр Юрьевич Назаров со своей «Судьбой…», произошёл в 1990-2010. Это время не только в истории страны, но и в истории самой исторической науки называют «порубежьем». Причины очевидны: советская модель оказалась в прошлом, социальный статус учёного резко изменился, методология стала значительно больше – отказ от классовой теории как наукообразующей породил множество дискуссий.
Назаров, приступивший к изучению истории во второй половине девяностых, застал методологический кризис лично, впрочем, все остальные кризисы тоже: историки переосмысляли самое себя, место в мире и функции науки. Более возрастной профессуре приходилось смириться с тем, что прогностическая модель по Марксу оказалась беспомощна: распад Советского Союза не предсказывали даже самые смелые. Более молодые ученые отчаянно искали новые пути, изучали структурализм и неопозитивизм, становились последователями школы «Анналов», толком не разобравшись, что это такое.
Александр Назаров впитывал старую и новую методологию, словно губка, пытался адаптировать методы исследования зарубежных историков к нашей действительности. Он оказался вовлечён в процесс и как свидетель, и как участник. И – уже в качестве автора – как аналитик.
Фигура Назарова Александра Юрьевича в автобиографии в некотором смысле парадоксальна. Он описывает воспоминания, будучи при этом вооружён навыками источниковедческого анализа – то есть, сразу понимает, что историческое свидетельство получится неполноценным и даже односторонним, субъективным. Александр Юрьевич на объективность не претендует, приводя в одной из глав книги цитату Аарона Гуревича: «…мои воспоминания субъективны: фактическая канва событий, история, с одной стороны, и память – с другой, вступают в известное противоречие. … Всё, что я могу изложить, – это симбиоз фактической истории и памяти».
Впрочем, абсолютной объективности от Александра Юрьевича мы и не ждём, как не ждём её от других историков, социологов, психологов, заставших переломную эпоху, появившихся на свет в одной стране и живущих в другой. Их истории – ценнейшее свидетельство для нас, и оно должно быть изучено должным образом.
Биография автора книги:
https://www.infpol.ru/221350-aleksandr-nazarov-biografiya-istorika-blogera-i-prepodavatelya/
Новости партнёров
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронеже стартовал международный благотворительный фестиваль творчества «Искусство без границ»
Приём заявок на участие в творческом конкурсе фестиваля «Искусство без границ» стартовал в Воронеже 14 января.

В России — 21 января объявлено о 21887 новых случаях ковида и 612 смертях в РФ
Приходится верить в то, что человечество в 21 веке оказалось бессильным перед невидимым врагом.

В мире — Проведение Олимпийских Игр в Токио маловероятно
Опытный организатор Олимпиад уверен, что у оргкомитета Токио-2020 есть план «Б» на случай отмены Игр.

Общество — Социальные сети vs СМИ: где больше фейков
Каким источникам верить – решать вам, но послушайте, что говорят профессионалы.

Театр — Андрей Огиевский вернётся за дирижёрский пульт Воронежской оперы
Правда, всего на два спектакля «Дон Жуан» по приглашению нынешнего художественного руководителя театра Александра Литягина.

Кино и телевидение — Рейтинг НТВ рухнул
На прошлой неделе самая рейтинговая передача канала смогла подняться только на 15 место в топ-100 самых популярных программ.

Персона — Ольга Скрынникова подтвердила уход с поста и.о. ректора Воронежского института искусств
По словам Ольги Анатольевны, она покидает капитанский мостик ВГИИ по собственному желанию.

Литература — Вышла книга «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях»
Это больше, чем книга про архитектуру. Это сборник историй о том, какой была жизнь города в разные эпохи.

Музыка — В Воронежской филармонии вынесли оправдательный приговор Сальери
Суд был четным, беспристрастным и справедливым в отличие от…

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 9-16 января 2021 в мировых СМИ
Новый год принёс новые замечательные снимки, часть из которых поднимается до высот подлинного искусства.

Зал ожидания — Воронежский Дом Актёра покажет спектакль «Люди и дельфины», посвящённый Владимиру Высоцкому
Этот спектакль некоторые поклонники творчества Владимира Семёновича уже видели и успели оценить.

Главное — 21 января в Воронежской области зафиксировано 386 случаев заражения коронавирусом
Коронавирусная инфекция проявляет поразительную сопротивляемость всем попыткам человечества её обуздать.