Персона
Назаров Александр Юрьевич, «Судьба современного историка» – отзыв о книге
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: infpol.ru
Александр Назаров отразил в своём произведении «Судьба современного историка» весь жизненный опыт и аналитические выкладки профессионала, фаната (в хорошем смысле слова) своего дела.
Стоит отметить, что Назаров в своей автобиографической рефлексии не одинок. В период с 1990 по 2010 год, в переломный момент с точки зрения истории, её методологии и историографии, было выпущено рекордное количество мемуаров и автобиографий. Феномен с лёгкой руки А.Г. Тартаковского назвали «мемуарным взрывом». И действительно, количество автобиографий выросло по сравнению с прошлыми десятилетиями более чем вдвое.
Впрочем, для профессиональной среды историков такой «взрыв» стал вторым за столетие. Первый произошёл после революции 1917 года и гражданской войны, которые привели к установлению власти Советов в России. Тогда появился значительный комплекс эго-документов. Мемуары Н.И. Кареева, М.М. Богословского, П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера и других историков, политологов, обществоведов исследуют до сих пор, они представляют собой ценность и как исторические документы, и как зафиксированные на бумаге попытки проанализировать масштабные события сразу же в процессе их совершения.
Нынешний «мемуарный взрыв», в который попал и Александр Юрьевич Назаров со своей «Судьбой…», произошёл в 1990-2010. Это время не только в истории страны, но и в истории самой исторической науки называют «порубежьем». Причины очевидны: советская модель оказалась в прошлом, социальный статус учёного резко изменился, методология стала значительно больше – отказ от классовой теории как наукообразующей породил множество дискуссий.
Назаров, приступивший к изучению истории во второй половине девяностых, застал методологический кризис лично, впрочем, все остальные кризисы тоже: историки переосмысляли самое себя, место в мире и функции науки. Более возрастной профессуре приходилось смириться с тем, что прогностическая модель по Марксу оказалась беспомощна: распад Советского Союза не предсказывали даже самые смелые. Более молодые ученые отчаянно искали новые пути, изучали структурализм и неопозитивизм, становились последователями школы «Анналов», толком не разобравшись, что это такое.
Александр Назаров впитывал старую и новую методологию, словно губка, пытался адаптировать методы исследования зарубежных историков к нашей действительности. Он оказался вовлечён в процесс и как свидетель, и как участник. И – уже в качестве автора – как аналитик.
Фигура Назарова Александра Юрьевича в автобиографии в некотором смысле парадоксальна. Он описывает воспоминания, будучи при этом вооружён навыками источниковедческого анализа – то есть, сразу понимает, что историческое свидетельство получится неполноценным и даже односторонним, субъективным. Александр Юрьевич на объективность не претендует, приводя в одной из глав книги цитату Аарона Гуревича: «…мои воспоминания субъективны: фактическая канва событий, история, с одной стороны, и память – с другой, вступают в известное противоречие. … Всё, что я могу изложить, – это симбиоз фактической истории и памяти».
Впрочем, абсолютной объективности от Александра Юрьевича мы и не ждём, как не ждём её от других историков, социологов, психологов, заставших переломную эпоху, появившихся на свет в одной стране и живущих в другой. Их истории – ценнейшее свидетельство для нас, и оно должно быть изучено должным образом.
Биография автора книги:
https://www.infpol.ru/221350-aleksandr-nazarov-biografiya-istorika-blogera-i-prepodavatelya/
Ранее в рубриках

В Воронеже — В Воронежском государственном институте искусств состоялся юбилейный пятидесятый выпуск
Это событие подтвердило высокий уровень художественного образования в ВГИИ и его роль как площадки для международного культурного диалога.

В России — Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) о преддверии Третьей мировой войны
Ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях.

В мире — Европейская волна тепла перемещается на восток, угрожая рекордными температурами в Германии
Отголоски аномалии через несколько дней дойдут до России и сопредельных стран.

Общество — Мошенники обещают воронежцам выплаты и продуктовые наборы от имени администрации
Негодяи не унимаются, изобретая всё новые способы отъёма денег у населения.

Театр — Пермский театр оперы и балета не будет выдвигать свои спектакли на премию «Золотая маска»
В былые годы такой позиции принципиально придерживался всемирно известный кукольник Валерий Вольховский.

Кино и телевидение — Критики разнесли фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»
Идеи закончились, диалоги позорные, а спецэффекты хуже, чем 30 лет назад.

Персона — Юбилей Елены Камбуровой отметит канал «Россия-Культура»
Известные песни в неповторимом исполнении Елены Камбуровой на канале «Россия-Культура» 11 июля в 20:45.

Литература — Вышла книга «Открой глаза. Эссе об искусстве» Джулиана Барнса
Барнс считает, что жизнь художника неотделима от его работ. Он часто рассказывает о личных драмах, которые влияли на создание картин.

Музыка — Юбилейный 115-й выпуск состоялся в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей
33 процента выпускников колледжа получили дипломы с отличием.

Изобразительное искусство — Новый жуткий портрет Трампа повесили в Капитолии штата Колорадо после того, как предыдущий вызвал его гнев
Пользователи не оценили новое изображение президента, пишут, что это хорошая доска для игры в дартс.

Зал ожидания — Состоится принесение в Воронеж ковчега с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского
Ковчег будет пребывать в главном православном храме Воронежа три дня.

Главное — Лето в Кольцовском сквере завершается на высокой ноте
Воронежская филармония проводит заключительные концерты в рамках популярного проекта.