Войти
Персона
12.02.2020 10:21
Вспоминая Римму Мануковскую. К 95-летию Великой Актрисы

Вспоминая Римму Мануковскую. К 95-летию Великой Актрисы

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Арзив автора

Талантливейшая звезда воронежской Мельпомены, выдающийся деятель российского театра. Народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии, обладатель первой в российской провинции Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», актриса театра и кино...

Выступала на сцене Воронежского государственного академического театра драмы с 1955 года и до последних дней жизни. Светлый, порядочный, умный, принципиальный человек. Такой запомнили её воронежские (и не только) зрители и все, кто знал её близко, кто вместе с ней работал.

Всю жизнь Римма Афанасьевна жила очень скромно. Когда входила в троллейбус, чтобы ехать домой после репетиции (никакой машины у неё никогда не было), пассажиры поворачивали головы в её сторону, уступали место. Когда приходила на рынок и выбирала зелень к обеду или кусок печенки для своего рыжего любимца последних лет (огромный длинношерстный кот так и звался Рыжик, на имя свое охотно откликался), некоторые продавцы по имени-отчеству зазывали к себе и предлагали товар по сниженной цене…

Звание народной артистки РСФСР Римма Афанасьевна получила поздно, в 54 года, при режиссёре Дроздове, в 1979 году, а «заслуженной» стала ещё в 1962. Но ведь все эти долгие 17 лет она была «народной» по сути.


Мужчины дежурили у выхода её из театра, шестнадцатилетние школьницы дежурили в Детском парке против её окон на четвертом этаже дома на улице Феоктистова. Заядлые театралы раскупали билеты заранее, увидев в афише готовящейся премьеры имя Риммы Мануковской.

В народные артистки ее несколько лет не пускали партийные власти. Не нравился слишком строптивый характер, отсутствие должного, на их взгляд, пиетета перед начальствующими лицами, не нравилось то, что она была «на дружеской ноге» с Михаилом Царёвым, который был вхож к членам Политбюро и которому жаловалась, какие кретины управляют идеологией в Воронеже. Когда, в середине семидесятых, она была председателем правления Воронежского отделения Всероссийского театрального общества, при её непосредственном участии строился в нашем городе по специальному проекту Дом актёра (ныне единственный по архитектуре в России). Её, беспартийную, нередко вызывали в обком партии.

Секретарь по идеологии в директивной форме велел, чтобы в проекте был зал для бильярда, потому что он был любителем этой игры. Римма Афанасьевна посмотрела на него так, что ее голубые глаза стали синими, ответила: «Вот у себя в обкоме и стройте этот зал!», хлопнула дверью и ушла. «Идеологической» зацепкой, почему её несколько лет не пускали в народные, был и факт её биографии. Будучи школьницей, несколько месяцев вместе с матерью была в оккупации в занятом фашистами Белгороде. Но расправиться «за все эти штучки» со строптивой актрисой местные партийные начальники всё же не решались. Уж слишком была известна. В 1968 году её чествовали в Москве, в Центральном Доме Актёра. Её фотографии в ролях на воронежской сцене украшали обложки театральных журналов.

Георгий Товстоногов, главный режиссёр Ленинградского БДТ, к концу шестидесятых уже имевший и всесоюзное и мировое признание, приглашал Римму Афанасьевну в свой театр, обещая ей главные роли. И в женщинах, и в актрисах он понимал толк. Редкая притягательная красота, безупречное чувство вкуса, яркое сценическое обаяние, широкий диапазон сценической трансформации – от лёгкой, женственной кокетки до женщины предельно властной (к тому времени в её репертуаре были и «королевские роли» – Мария Стюарт в одноименной драме Ф. Шиллера, Мария Тюдор в драме В. Гюго), – редкая для женщины творческая самодисциплина и чувство ответственности. Все это вместе взятое не так уж часто встречается в людях.

Предложение было заманчивое, соблазнительное: всё-таки Ленинград, Товстоногов, БДТ… Будучи настоящей женщиной, Римма Афанасьевна обладала великолепным мужским качеством: строгим аналитическим умом, не позволявшим ей, при её данных, «кидаться в омут с головой», не зная, где и как будет выплывать. Она хорошенько расспросила знакомых ленинградских актрис, что её может там ожидать. И узнала о плачевной участи некоторых провинциальных примадонн, приглашенных великим режиссёром в свой театр.

Товстоногов предлагал приехать «попробовать», сыграть в его театре какую-то роль. Но, сославшись на занятость в воронежском репертуаре (и это была правда!), Римма Афанасьевна отказалась – не захотела разделить участь своих предшественниц, хотя и обладала весьма сильным и даже порой жёстким характером, позволявшим ей добиваться своего даже не в очень благоприятных обстоятельствах.

Впрочем, занятость её в репертуаре в ту пору была такой, что ей нередко приходилось отказываться от лестных предложений в кино. Хотя, будучи совсем юной, ещё студенткой Харьковского театрального института, сыграла главную роль в фильме «Судьба Марины», и её приглашали в киноактрисы на киностудию имени А. Довженко. Но её руководитель в институте и главный режиссер Харьковского театра драмы имени А. С. Пушкина народный артист СССР А.Г. Крамов просто не отпустил её в Киев, сказав: «Сцена даст тебе больше!». И всё-таки Римма Афанасьевна весьма успешно сыграла главную роль в фильме режиссёра М. Богина «Ищу человека», который нередко и сегодня возникает на экранах разных каналов телевидения.


Укрощать строптивых, да ещё талантливых, совсем не просто. Требуется значительное психофизическое усилие, а проще – и нервы, и силы, и время. Режиссёр Анатолий Иванов, принявший Кольцовский театр в 1987 году, долго присматривался к известной актрисе, не сопротивляясь, позволял ставить спектакли с её участием другим режиссерам, а сам ставил с другими актерами... Он фиксировал, как не пошёл спектакль «Бешеные деньги» режиссера В. Сыроваткина, как мучилась с ней режиссер А.Г. Каменская, рождая спектакль «Бабочка, бабочка…» по пьесе А. Николаи, которую сама же актриса и выбрала для себя, мучаясь невостребованностью. Лишь спустя четыре года, в 1990-м, А.В. Иванов взял Мануковскую в свою постановку «Всё в саду» по пьесе Э. Олби – на очень короткую, эпизодическую роль Миссис Туз. И то в паре с народной артисткой России Людмилой Кравцовой. А когда приехали московские критики, режиссёр, не предупредив Мануковскую, хотя в расписании стояла именно её фамилия, распорядился играть роль Миссис Туз Кравцовой.


Римма Афанасьевна переживала этот факт долго и больно. Но вот уже в 1991 году режиссер ставит на Мануковскую «Коломбу» Жана Ануя. Это была, кстати, вообще первая постановка этой пьесы знаменитого француза в России. После Воронежа она объявилась вскоре в репертуаре двух театров в Москве и пошла гулять по сценическим площадкам других городов. И в том же 1991 году в Воронеже проходит Всероссийский фестиваль «Актёрские звезды России». «Коломба» открывает его, а по закрытии Римма Афанасьевна становится «звездой России». Государственный театр Наций устраивает турне Мануковской с этим спектаклем – Москва, Самара, Харьков – в рамках программы «Национальное достояние России».

В 1994 году за роль Мурзавецкой в спектакле «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки и овцы» А.Н. Островского актриса получает приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону.


А через четыре года, в 1998-м, Римма Афанасьевна первой из провинциальных актрис удостоена Национальной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Получала её на сцене МХАТа имени А.П. Чехова в паре с Михаилом Ульяновым. Известие это с фотографиями было помещено в некоторых зарубежных газетах, в том числе и в Нью-Йорке, откуда она почти тотчас же получила отклик от бывших сокурсников по институту… Не правда ли: всё-таки судьба дарит порой дары свои – по уму, по справедливости, по таланту, по личностному вкладу в реализацию Дара Божьего….


Последний спектакль с её участием состоялся на сцене воронежского театра 12 марта 2003 года.

24 мая 2004 года память о Римме Афанасьевне Мануковской увековечена мемориальной доской на доме по улице Феоктистова, где актриса жила долгие годы.


В коллективе Кольцовского театра драмы Римма Мануковская была его совестью и творческой высотой, на которую равнялись многие. Она была Артистом с большой буквы. Любимицей публики и партнёров по сцене.

И сегодня артисты Кольцовского театра, те, которые знали её много лет, вместе с ней выходили на сцену, вспоминают Римму Афанасьевну Мануковскую тёплыми словами и чувствами.

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцам напомнили о салюте 23 февраля и связанными с ним ограничениями

Движение транспорта будет запрещено, причём запрет коснётся как частников, так и городских маршрутов.

В РоссииПридя в политику, Шнуров зачистил свои блоги от критики власти

Шнур может возглавить список Партии роста на предстоящих выборах в Государственную думу.

В миреКоронавирус пошёл в наступление по всему миру

Уже и Африке (в Египте) зарегистрирован один подтверждённый случай заболевания Сovid-19.

ОбществоПравительство Воронежской области объявило о проведении открытого творческого конкурса «Память поколений»

Победитель конкурса может оформить исключительное право на скульптуру как «произведение искусства» в форме свидетельства.

ТеатрНиколай Коляда предупредил, что нынешний сезон в «Коляда-театре» может стать последним

Руководитель театра больше не может содержать его за свои деньги, а государство стоит в стороне.

Кино и телевидениеКритики назвали главный недостаток фильма «Зов предков»

Это компьютерная собака там, где может быть только живая, иначе вся история тухнет.

ПерсонаВ свой бенефис Елена Гладышева выйдет на сцену Кольцовского театра в роли Сары Абрамовны

Спектакль «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды – совсем свежая премьера воронежского театра драмы.

Литература«Я наблюдаю за тобой» – новый психологический триллер Лайзы Джуэлл

Атмосфера слежки в современном обществе – и скелеты, хранящиеся в шкафах. Удастся ли из выволочь на всеобщее обозрение?

МузыкаТимур Халиуллин сыграл в Воронеже на клавесине музыку пяти веков

Во время концерта Тимур демонстрировал не только виртуозную технику, но и обширные познания в области исторической музыки.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 15-22 февраля 2020 в мировых СМИ

Не вирусом единым жив человек. Может быть, пока. Но мы надеемся на лучшее, правда?

Зал ожиданияТатьяна Шипулина посвящает вечер-концерт памяти художника Михаила Лихачёва

Впервые в этом сезоне концерт пройдёт не в Доме композиторов, а в конференц-зале Дома актёра.

ГлавноеВоронежский театр драмы показал «Бабу Шанель»

Спектакль по пьесе Николая Коляды поставил режиссёр Кольцовского театра Никита Рак.