Войти
Персона
12.04.2019 13:31
Художник творит атмосферу: к 65-летию Сергея Гулевского и 45-летию Воронежского художественного училища

Художник творит атмосферу: к 65-летию Сергея Гулевского и 45-летию Воронежского художественного училища

  • Текст: Наталия Бондарчук, кандидат искусствоведения
  • Фото: culturavrn.ru

Зажигать сердца, вдохновлять, направлять, объединять от мала до велика – вот далеко не полный список дел в ежедневнике Сергея Гулевского – директора Воронежского художественного училища, члена-корреспондента Российской академии художеств.

Изобразительное искусство – мир грёз и снов, к которому Сергей Петрович приобщался с детства, вначале в Воронежском ДК 50-летия Октября, затем в Бутурлиновском художественно-графическом педагогическом училище, а после в Харьковском художественно-промышленном институте. Среди его наставников – выдающийся мастер с мировым именем, крупнейший сценограф 1920-х–1940-х Борис Васильевич Косарев.

Получив фундаментальное художественное образование, Сергей Петрович возвращается в родной Воронеж, где с головой уходит в художественную жизнь города.

В начале 2000-х в России набирает силу пленэрное движение. Международный пленэр «На родине И.Н. Крамского», «Есенинский пленэр» в селе Константиново, Крымский, Третьяковский, Острогожский, Рамонский пленэры организованы по инициативе и при поддержке Сергея Гулевского. Где он выступает не только как активный участник, но и как наставник молодежи, поскольку концепция ряда пленэров предполагает совместное участие педагогов и студентов. После пленэра – отчётная выставка. И как результат в рамках Санкт-Петербургского форума искусств воронежцы разом попадают на одну из авторитетнейших выставочных площадок страны – Российскую академию художеств.

Большинство участников пленэрного движения в регионе – преподаватели Воронежского художественного училища, которых Сергей Петрович, будучи на должности директора вот уже 29 лет, собирал осторожно, словно детали часового механизма, ревностно оберегая академические традиции реалистической школы. Он сплотил вокруг училища крепких, убеждённых реалистов, тем самым добился того, что ВХУ сегодня в числе сильнейших художественных училищ страны, наряду со Свердловским, Ростовским, Пензенским, Ярославским. В подтверждение тому – многочисленные победы студентов на всероссийских конкурсах.

Вот так из года в год творит Сергей Петрович художественную атмосферу, как некогда творили ее Мамонтов, Дягилев, Волошин, Грабарь.


Сегодня в мире всё чётче определяется тенденция к универсальности, когда художник может многое: и здание спроектировать, и картину написать. Сергей Гулевский – художник универсал: живописец, график, дизайнер. Чему немало поспособствовала и альма-матер – Харьковская академия, где традиция воспитывать универсалов имеет глубокие народные корни. Достаточно вспомнить расписные хаты из гоголевских «Вечеров…». Но то, что влечёт непреодолимо, на чём отдыхает глаз и рука мастера – это камерная акварель. Сделанные в один сеанс, на одном дыхании листы влекут свежестью красок, летучестью форм, прозрачностью мазка, место которого определяется автором безошибочно. И что было вначале, уже не вспомнить, но привычка принимать решение молниеносно одинаково значима и для управленца, и для мастера быстрого этюда.


Удивительно то, что, обладая столь мощным темпераментом и дюжей энергией, он выбрал точкой приложения своего таланта столь хрупкую, можно сказать «хрустальную» технику, в которой уже более тридцати лет формирует поэтический образ средней полосы России. Его пейзажи преисполнены воздуха русских равнин. И даже беглый взгляд способен объять светлую грусть этих образов, в которых звучит для нас сегодняшних и завтрашних отеческий звон православных колоколен….


Художнику равно удаются как листы в технике алла прима, «по-сырому», так и живопись «по-сухому», но почти без лессировок. Сразу в силу берёт Сергей Петрович тональные и цветовые отношения, то ли смиренно приступая к изображению храма, наблюдая за птичьим полётом или любуясь сладким золотом спелого подсолнуха.


Тихий задушевный разговор с русской природой разливается по листу серебряным звоном. Патриархальные дворики, православные подворья, просёлки и взгорки притягивают глубокой искренностью, эмоциональностью образов. Это трепетное отношение к красотам даровано мастеру родным краем, воспевать который суждено ему. Мягкие, воздушные, сделанные с большим вкусом и чувством меры, эти акварели способны пробудить в человеке возвышенные чувства, они воспитывают вкус, настраивают душу, как инструмент, на лирические ноты. Это вещи музейного формата.


Что касается корпусных полотен маслом, то больше всего в них привлекают глаза русской интеллигенции. Выразителен её взгляд. Общая цветовая шкала портретов, как и пейзажей, сдержана. Колористическая система произведений строится посредством реалистических принципов изображения. Своих моделей художник подаёт в камерной обстановке.


Сергей Петрович умеет многое сказать немногословно – одно из самых ценных качеств в искусстве. Это ему удаётся и в живописи, и в работе с плакатом. В 1980-е его плакаты на политические, социальные и экологические темы были в числе самых заметных в стране.

Творить атмосферу – призвание и промысел. Атмосферу училища как одного из центров художественной жизни Черноземья, атмосферу живописного Воронежа, атмосферу цепкого плаката, метким замыслом поражающего цель. И наконец, точно передать состояние пасмурного или погожего дня в лирическом пейзаже, сотворить его атмосферу…


Творите атмосферу, Сергей Петрович ещё многая лета! С двойным юбилеем!


Объявление

Вам необходимо настроить пианино? К вашим услугам настройка пианино в Москве всего за полтора часа. Больше информации можно получить на сайте masterpianino.ru. Возьмусь за любой инструмент даже в самом запущенном состоянии.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежскую область поставили на разогрев

Третья декада апреля в этом году будет фактически летней с температурами выше плюс двадцати.

В РоссииСадальский о канале «Россия К»: канализация «Культурка»

«Без контента, нереально скучный, полный повторов всякой замшелости».

В миреАнатолий Вассерман о сгоревшем соборе Нотр-Дам: поджог был, и не один – вся Европа догорает на наших глазах

Со шпилем Нотр-Дама рухнул весь Старый Свет, каким мы его знаем. Каким он не будет уже никогда.

ОбществоДиректор музея-заповедника «Дивногорье» Марина Лылова подала заявление

По сообщениям СМИ, Марина Ивановна подала заявление об увольнении сегодня в 11:00. В чём причина такого резкого шага?

ТеатрВоронежский театр драмы приглашает на СИТО 4 и объявляет программу

Шоу многообещающее. Организаторы хотели бы, чтобы его увидели как можно больше зрителей.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за пятницу, 19 апреля: лидирует «Проклятие плачущей»

Фильмы ужасов переживают ренессанс. Публика не может насмотреться, сборы растут.

ПерсонаУмерла Анна Жидких

Ещё совсем недавно она была полна планов и задумок, но смертельная болезнь оказалась сильнее.

ЛитератураФантастический роман Андрея Ляха «Челтенхэм» обещает стать событием майской книготорговли

Такие романы в жанре фантастики появляются нечасто. Тем они ценнее.

МузыкаII фестиваль «Воронежская камерата» завершился концертом ансамбля «Академия камерной музыки»

Фестиваль стал одним из главных культурных событий Воронежа и всего региона.

Изобразительное искусствоБольшой «Маленький мир в картинной раме» Нины Гапоновой

В Воронеже открылась выставка Нины Гапоновой. 18 лет она проработала главным художником Кольцовского театра.

Зал ожиданияПасхальный фестиваль придёт в Воронеж, меломаны смогут услышать оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева

Воронеж вошёл в число городов, где состоится концерт симфонической программы в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля.

ГлавноеОбласть танца

В Воронежской области сложилась одна из самых успешных в стране систем хореографического воспитания.