Войти
Персона
10.04.2017 09:54
Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

Полина Шамаева: «Во время работы над «Пассажиркой» мне снились кошмары»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Она молода, красива, умна, талантлива. Сегодня Полина Шамаева – одна из самых востребованных певиц в России. Только за сезон 2016–2017 солистка «Новой оперы» спела партию Кристины в премьерном спектакле театра – опере «Пассажирка» Моисея Вайнберга, Фёдора в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского, Стефано в «Ромео и Джульетте» и Зибеля в «Фаусте» Шарля Гуно.

А ещё получила специальный приз на конкурсе Евы Мартон в Будапеште: стала приглашенной солисткой Венгерской государственной оперы, и уже в июне будет петь там партию Композитора в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса. Побывала на гастролях в Испании, выступила с сольными программами в Москве и Ярославле.

8 апреля Полина Шамаева спела в зале Воронежской филармонии. Концерт состоялся в рамках проекта «Воронежские имена», который представляет слушателям выдающихся земляков, получивших международное признание. Больше десяти лет назад Полина окончила колледж имени Ростроповичей, который дал ей пропуск в большую музыкальную карьеру.


На сцене филармонии Шамаева блистала в разнообразном репертуаре, демонстрируя лёгкий подвижный голос благородного тембра, тонкий артистизм, природный интеллект и обаяние. Ей удаются и острохарактерные западноевропейские образцы вокальной музыки: остроумный тост Орловского из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, страстная ария Консепсьон из оперы «Испанский час» Мориса Равеля. Особой глубины и проникновенности она добивается в русском репертуаре: песне и частушках Варвары из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина и романсе Женьки из оперы «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова. Звучали в программе и такие коронные для меццо-сопрано номера, как Сегедилья и Хабанера из «Кармен» Жоржа Бизе и «Гранада» Августина Лара. Великолепно аккомпанировал певице Воронежский академический симфонический оркестр, эффектно и точно передавая настроения и краски каждого произведения. За дирижёрским пультом в этот вечер был художественный руководитель театра оперы и балета Андрей Огиевский.


- Это удовольствие – петь с оркестром, – признается Полина. Особенно с таким, как воронежский симфонический: он поддерживает меня, разделяет мои эмоции. Я люблю, когда происходит такой взаимообмен. Мне очень приятно, что музыканты оркестра отзываются, и мы это делаем эмоционально вместе.

- Каждый человек проходит испытание огнём, водой и медными трубами. Не все с честью выходят из последнего. Что помогает вам?

- Я достаточно рано начала работать – уже на третьем курсе музучилища в Воронеже. Мы пели в храме с некоторыми девочками. Пели каждое утро и вечер, надо было все время держать себя в тонусе, чтобы успевать учиться и работать. То же самое было потом в Москве, когда я поступила в академию хорового искусства имени Попова. Несмотря на то, что училась на двух отделениях – хорового дирижирования и сольного пения, было много разных работ: это и пение в храмах, и озвучание мультфильмов, и участие в разных концертах – даже в качестве бэк-вокалистки на концертах в Кремлёвском Дворце. Этот опыт мне помог.

- А кто вас заметил, вывел на сцену?

- Это произошло как раз в училище. И я благодарна своим воронежским педагогам – Тамаре Олеговне Ждановой и Ирине Викторовне Лещёвой. Мы спели с Антониной Весениной «Глорию» Вивальди: это был первый большой опыт сольного выступления с оркестром. Тогда в Воронеж как раз приехал Мстислав Ростропович. Нам дали шанс. И мы его оправдали. А вообще любовь к музыке и веру в то, что у меня всё получится, я получила ещё в школе, когда попала к замечательному педагогу – Татьяне Александровне Кондратьевой. После этого я поступила в музыкальное училище.

- Кто у вас остался в Воронеже?

- Моя семья: мама с папой, младшая сестра и бабушка.

- То есть, вы возвращаетесь домой не в ностальгическом смысле. А как вам здесь поётся?

- Выступать здесь, конечно, сложнее, чем в других местах. В Воронеже знают, какой я была раньше. Это особая ответственность. Здесь слушают внимательнее, чем в других городах.


- Как настраиваетесь на концерт? Что держит в тонусе?

- Конечно, желательно выспаться. Но не всегда удается, потому что у меня маленький ребёнок. Бывают ситуации, когда ты понимаешь, что готов рухнуть перед сценой. Но ты должен собраться и идти.

- В этом сезоне вы спели партию Кристины в опере Моисея Вайнберга «Пассажирка». Чем запомнилась эта работа?

- Нас так назначили на роли, чтобы нам не пришлось кого-то изображать. Мы визуально и внутреннее подходили под тот персонаж, который был нужен режиссеру Сергею Широкову. Я играла старосту Кристину. Для меня это привычное амплуа: я была старостой и в школе, и в училище. И в спектакле я защищала своих девушек, боролась с надзирательницей. Сложность заключалась в том, что нас снимало телевидение: 24 камеры, мы практически были киноактёрами. Нас снимали во время спектакля, чтобы передавать изображение на большой экран. Пение – не очень эстетичное зрелище, оно предполагает широкое открывание рта и так далее. А тут ты должен следить за своей мимикой, чтобы нести образ через всю оперу. Ну и, конечно, сама тема сложная: Освенцим. Поначалу я старалась не думать об этом. Выучила нотный материал, но не хотела в это погружаться. Но в процессе работы настолько вжилась в свой образ, что мне стали сниться кошмары. Мне снилось, что мы в лагере, нас ведут на расстрел. Когда работа над постановкой закончилась, стало немного легче. 15 мая «Пассажирка» снова будет идти в «Новой опере», так что опять придется погрузиться в эту тему. Для меня это огромный опыт.

- А чем запомнились гастроли в Испании?

- Мы пели духовную программу в рамках культурного обмена между Россией и Испанией. Это русская духовная музыка: от знаменного распева до современных композиторов.


- В одном интервью вы признались, что очень любите Баха. Его музыка для вас – средство гармонизации мира?

- Вообще – это математическая музыка. Я её так воспринимаю. Я, конечно, привношу в неё эмоции, потому что не могу без них. В январе я участвовала в исполнении Рождественской оратории Баха в Московском международном Доме музыки. С нами работал интересный дирижёр, немец – Ханс-Кристоф Радеманн, он возглавляет Баховскую академию в Штутгарте. Я начала готовиться к этому проекту за полгода с коучем театра «Новая опера» Татьяной Сотниковой. Бах очень сложно ложится на голос. Здесь должна быть выверена каждая нота, чётко распределена фраза, немецкий текст, всё должно быть донесено.

- А как немецкоговорящий дирижёр отнесся к вашему немецкому языку?

- Я, конечно, очень волновалась, ведь как бы мы ни старались, акцент всё равно есть. Но он остался доволен.

- А почему Бах – это математическая музыка?

- Потому что у него всё выверено, всё четко. Нет места страстям. Может быть, от того, что он так много всего написал и знал, как надо. Мне доставляет удовольствие исполнение Баха. Недавно у меня был концерт в Москве, в римско-католическом соборе. Мы исполняли «Стабат Матер» Перголези и фрагменты мессы си минор Баха. Моя любимая акустика – Большой зал консерватории, но исполнять Баха в акустике собора – это потрясающее ощущение.


- А есть композиторы, которых вам удобно или неудобно петь?

- Ну, если петь годами, то всё будет удобно! Например, «Гранада» мне сразу была понятна, хотя я её выучила только в этом году. Но уже набравшись опыта, уже владея своим аппаратом. Я каждую вещь стараюсь петь так, чтобы это не доставляло дискомфорта. Почему я говорю, что Бах сложный: потому что мы должны исполнять его звуком, более приближенным к хоровому, чем к оперному. Ты не можешь делать в Бахе такое вибрато, так окрашивать звук, как в опере. В этом, наверное, сложность. И ещё в том, что нельзя один день петь Баха, потом оперу, а потом снова Баха. К музыке Баха аппарат должен привыкнуть. Но на деле часто приходится исполнять то одно, то другое.

- А что не поёте?

- Вагнера. Для него нужен другой тип голоса: огромный, стенобитный, пробивающий весь оркестр. Просто нужно родиться с другим аппаратом. Это как высокий и худой человек не может быть штангистом. Или бегун – с короткими ногами. То же самое в музыке. Хотя певец поёт в первую очередь не голосом, а мозгами. Я пытаюсь вжиться в каждый образ, то есть почувствовать себя каждым персонажем. И всегда дословно знаю, о чём пою.




Объявление

На что в первую очередь обращает внимание клиент салона красоты? На уютную обстановку, а также на кресло, в котором ему предстоит провести своё время. Эргономический дизайн и стильное исполнение делают кресло в парикмахерской комфортным для посетителей. Вашему вниманию представлены КРЕСЛА ПАРИКМАХЕРСКИЕ. Более детально ознакомиться с широким выбором самых разнообразных кресел, способных внести изюминку в обстановку вашего салона, можно на сайте salon-trade.ru.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеОбнародован план (программа) празднования Дня весны и труда (Первомая) в Воронеже

Воронежцев приглашают принять участие в шествии, а также в открытии сезона в парках и скверах города.

В РоссииКошмарный четверг в российском прокате: в залах кинотеатров по три человека

Сборы упали до исторического минимума, не этого ли добивался Минкульт?

В миреГастрономический туризм как популярное направление отдыха

С каждым годом появляется всё больше единомышленников, влюбленных в еду и готовых «заразить» своим настроением других людей.

ОбществоСамым высокооплачиваемым из руководителей учреждений культуры Воронежа оказался Михаил Бычков

Как худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Владимирович получает 240 тысяч рублей в месяц.

ТеатрПолучение воронежцем «Золотой маски» стало самым эффектным спектаклем

Артист Камерного театра Камиль Тукаев удостоился главной театральной премии за лучшую мужскую драматическую роль.

Кино и телевидениеКритики высказались о фильме «Мстители: Финал» и заметно разошлись в оценках

Сборы первого уик-энда в североамериканском прокате могут достичь 300 миллионов долларов.

ПерсонаЕрмен Анти (рок-группа «Адаптация»): «Должна произойти революция в сознании»

Лидер группы «Адапатация» считает, что человечеству остался выбор между плохим и очень плохим сценарием.

Литература«Большая книга» объявила «длинный список»

В него вошли более сорока произведений, причём, среди них две рукописи, авторы которых не называются.

МузыкаНа закрытии сезона в Воронежской филармонии выступит Элисо Вирсаладзе

С Воронежским академическим симфоническим оркестром и маэстро Владимиром Вербицким пианистку связывают давние творческие отношения.

Изобразительное искусствоВыставком отобрал работы для отчётной выставки Союза художников

Заседание состоялось там же, где через два дня откроется выставка работ, созданных за последние пять лет.

Зал ожиданияВ Воронеже готовят пасхальный колокольный концерт с перекличкой звонниц храмов

Своё искусство продемонстрируют и звонари Воронежских храмов, выпускники Воронежской школы звонарей при Покровском соборе.

ГлавноеВ Воронеже открылась большая отчётная выставка Союза художников

Представлены работы, созданные за последние пять лет и отобранные накануне выставочным комитетом.