Персона
Виктор Шорин: «Нам подобает быть на высоте»
- Текст: Елена Фомина
- Фото: musicvrn.ru
В жизни этого человека было немало событий, которые называют судьбоносными. В самом начале пути его, воспитанника детского дома, заворожил звук трубы. Золотой инструмент позвал за собой и стал профессией, которую он получил сначала в Псковском музыкальном училище, затем на военно-дирижерском факультете Московской консерватории.
В этом году главный дирижер Губернаторского эстрадно-духового оркестра Воронежской области Виктор Михайлович Шорин отмечает 30-летие своей творческой деятельности в Воронеже. А 14 ноября в зале филармонии состоится концерт, посвященный 10-летию Губернаторского эстрадно-духового оркестра, которым Виктор Шорин руководит со дня его основания.
- Нам гордиться есть чем, – улыбается Виктор Михайлович. – И прежде всего тем, что на протяжении всех десяти лет коллектив оркестра систематически выполнял свою задачу как концертное подразделение филармонии. Наше официальное название – Губернаторский эстрадно-духовой оркестр Воронежской области, по аналогии с оркестрами других областей – Московской, Тамбовской. К этому обязывает статус «губернаторского». Наша задача – концертная деятельность, причем не только в рамках филармонических абонементов. Это и выезды в муниципальные районы области, и плановые концерты для тех, кто нас приглашает. Кроме концертной деятельности, мы обеспечиваем музыкальную часть торжественных мероприятий, где требуется исполнение маршей, гимна, туша и так далее.
- Это почетная миссия и первоначальная задача таких оркестров?
- Да. До появления нашего коллектива в Воронеже существовало достаточное количество военных оркестров. Я раньше был дирижером оркестра Воронежского высшего военного института радиоэлектроники. Но после массового сокращения в силовых структурах военные оркестры тоже сократились до такой степени, что некого стало приглашать на торжественные мероприятия. В 2006 году мы с моим коллегой Александром Морозовым, который на тот момент руководил сокращаемым оркестром ФСБ России, подали идею о создании Губернаторского духового оркестра. Ее поддержал сначала Иван Дмитриевич Образцов, который тогда возглавлял управление культуры, а затем идею приняли в правительстве Воронежской области. Так появился наш оркестр. Сначала он назывался просто Губернаторский духовой, а через год мы добавили слово «эстрадный». Это соответствовало нашему репертуару и привлекало внимание слушателей.
- А кто играет в Вашем оркестре?
- Прежде всего, очень хорошие музыканты. Это Виктор Прокаев (труба), Александр Новиков (труба), Иван Киселев (труба), Александр Лысенко (кларнет), Святослав Москаленко (кларнет), Андрей Авраменко (флейта), Дмитрий Харьковский (флейта), братья Александр и Сергей Ткачевы (баритон, туба), Сергей Почиталов (ударные), Виталий Проволукин (тромбон). Духовиков вообще мало, поэтому они востребованы в других коллективах. Наши музыканты работают в симфоническом оркестре, в цирке, в военных оркестрах. В этом нет ничего необычного. Нам подобает быть на высоте.
- В том числе и по уровню зарплаты?
- К сожалению, это не так. Поэтому люди и вынуждены работать в разных местах. Половина коллектива у нас является совместителями. Конечно, нам бы хотелось давать больше концертов и иметь возможность выезжать на конкурсы и фестивали, в том числе и за границу. Но это сложно. Хотя в военных оркестрах хорошо платят, но музыканты работают и у нас. Потому что для них это возможность реализовать себя творчески.
- Было время, когда родители неохотно отдавали детей в музыкальную школу, да еще на духовой инструмент. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону?
- Вы знаете, сейчас наблюдается рост интереса к духовым инструментам. Причем даже со стороны девочек.
- Традиционно среди духовиков больше мужчин. Хотя в Вашем оркестре есть девушки.
- Да, их двое, и они играют на саксофонах. А в школе искусств в Новой Усмани, где я преподаю, у меня в классе наряду с мальчиками обучаются и девочки. В Японии и Китае есть целые девичьи оркестры. И, кстати, у девочек получается играть на духовых инструментах ничуть не хуже, чем у мальчиков.
- Потому что они старательнее и ответственнее?
- Да, в том числе и поэтому. Сейчас девушки наряду с мужчинами служат в военных оркестрах.
- Исследователи утверждают, что игра на духовых инструментах полезна для здоровья. Возможно, это тоже играет роль в возрождении интереса к ним?
- Как духовик я могу это подтвердить. Звук на духовом инструменте извлекается благодаря дыханию. Причем дыхание не обычное: быстрый вдох и медленный выдох. При таком выдохе кровь лучше обогащается кислородом. Это похоже на систему йоги. Особенно полезна игра на духовом инструменте для профилактики астмы и простудных заболеваний.
- А есть какие-то профессиональные особенности, касающиеся только духовиков?
- У нас вообще все особенное. На звук напрямую влияет и состояние здоровья музыканта, и температурный режим в том помещении, где он играет. А ведь мы играем и на открытом воздухе. Все это влияет на чистоту интонирования, технику исполнения, качество звука. Многое зависит от акустики помещения. Бывают залы, где можно играть очень комфортно, не напрягаясь.
- В обращении дирижера с музыкантами духового оркестра есть своя специфика?
- В симфоническом оркестре обычно принято обращаться к исполнителям по названию инструментов или их группам: тромбоны, первые скрипки и так далее. Если коллектив не такой большой, допускается обращение к музыкантам по имени, чтобы не слишком от них дистанцироваться. Хотя, безусловно, дистанция должна быть. Музыканты обязаны выполнять требования дирижера. Ведь иногда в нотах недостаточно разъяснений для более выразительного исполнения музыкального произведения. Это в основном касается динамики, темпа, штрихов и других элементов исполнения, зависящих от видения дирижера.
- А как Вы стали дирижером?
- Началось все со школы в небольшой деревеньке Псковской области. У нас в детском доме, где я тогда жил, не было ни пианино, ни других музыкальных инструментов. Но у нас имелась пионерская комната, где были барабан и горн. Я его часто брал в руки и научился извлекать из него звуки. Однажды к нам приехал с концертом музыкант из Ленинграда, наш бывший детдомовец. Он играл на кларнете и трубе. Его исполнение родило во мне мечту стать музыкантом-духовиком. Мои мечты сбылись после восьмого класса – я поступил в Псковское музыкальное училище. На третьем курсе появился предмет «дирижирование». И вот тогда я увлекся этим процессом. Когда пришло время сдавать госэкзамены в училище, один из моих педагогов посоветовал поступать в Московскую консерваторию на военно-дирижерский факультет. Я так и сделал. И никогда не жалел об этом. Служил сначала в одном из лучших оркестров Дальневосточного военного округа. Затем в Германии, в оркестре штаба группы советских войск – там были высочайшего уровня музыканты со всей страны. А потом получил назначение в Воронеж. Хотя накануне выиграл конкурс на должность дирижера оркестра Почетного караула. Но с Москвой не сложилось – начальник оркестра решил повременить с уходом на пенсию. И я остался в Воронеже.
- Не жалеете?
- Сначала немножко погоревал, а потом стал проводить фестивали духовой музыки, марш-парады. В 80-е годы было много оркестров – в домах культуры, на предприятиях. Сводный оркестр под моим руководством занимал всю площадь Ленина: 25 оркестров! Мы исполняли музыку как вместе, так и поочередно. Меня это очень увлекало. С 1996 по 2004 годы я проходил военную службу в качестве начальника и художественного руководителя ансамбля песни и пляски «Донская застава» – на тот момент Пограничного управления ФПС России, ныне Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям. А в 2006 году появился Губернаторский эстрадно-духовой оркестр. И вот уже тридцать лет, как я в Воронеже.
14 ноября в зале филармонии состоится концерт Губернаторского эстрадно-духового оркестра Воронежской области, посвященный 10-летию коллектива. В программе прозвучат самые яркие номера из его репертуара, в том числе произведения И. Дунаевского, А. Эшпая, мелодии из отечественных и зарубежных кинофильмов, джазовые композиции Д. Эллингтона, Ч. Паркера, Т. Монка, П. Дезмонда, Г. Миллера, танцевальные мелодии и классические хиты.
В концерте примут участие солисты-вокалисты Наталья Москаленко, Оксана Шапошникова, Светлана Шкарупина, Андрей Сорокин, Святослав Москаленко (кларнет), Артем Жаров (труба), эстрадно-танцевальная группа ансамбля песни и пляски «Донская застава» Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям (балетмейстер-постановщик – заслуженный артист РФ Алексей Малахов).
Поздравить коллег приедут музыканты из других городов: заслуженный артист РФ известный саксофонист Вениамин Мясоедов (Москва), заслуженный артист РФ композитор, аранжировщик и дирижер Александр Халилов (Москва), художественный руководитель Одинцовского эстрадно-симфонического оркестра заслуженный артист РФ Виктор Аникин (Москва), дирижер эстрадного оркестра «Энерго-брасс» Анатолий Зубарев (Ярославль).
Во главе оркестра в этот вечер будут главный дирижер коллектива заслуженный работник культуры РФ Виктор Шорин и Владимир Курило.
Ведет концерт заслуженная артистка России Татьяна Шешина.
14 ноября, зал филармонии, начало в 19 часов.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцев приглашает «Библиотека в парке»
Библиотеки Воронежа ждут вас в парке «Орлёнок».
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — В Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку
Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Кто снимет маски в финале сезона 5 мая?
Зрители узнают, кто скрывался под масками Кота, Енота, Змея Горыныча и Бабочки.
Персона — Энтони Хопкинс сыграет Генделя в биографическом фильме
Легендарный актёр воплотит на экране ещё одну знаковую фигуру, на этот раз из мира музыки.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — Подбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации
Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.
Изобразительное искусство — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.
Главное — Воронежцам покажут ночное Пасхальное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Прямую трансляцию взялась осуществлять телекомпания «Губерния».