Персона
Генриетта Яновская: «Если дети кричат актеру, что ему делать, значит, актер плохо работает»
- Текст: Алла Ключанцева
- Фото: Дарья Киселёва
В рамках второго воронежского детского театрального фестиваля «Маршак» главный режиссер Московского театра юного зрителя, народная артистка России Генриетта Яновская с удовольствием пообщалась с журналистами.
- Генриетта Наумовна, расскажите нам, как можно привлечь современного ребенка в театр?
- Я не понимаю вашего вопроса, если честно…
- Сегодняшние дети, играющие в планшеты, компьютерные игры, окунувшиеся в виртуальный мир…
- А как привлечь в театр взрослого, который сегодня занимается тем же самым? Не вижу особой разницы в возрасте, если вопрос ставится таким образом. Дети, которые с детства регулярно ходят в театр, вырастают взрослыми, которые также регулярно посещают театр и интересуются им. С другой стороны, если вы говорите о том, какая задача стоит перед театральными работниками, то тут ответ прост. Нужно знать интересы своей аудитории и пытаться не противоречить им.
- За все время работы Вы поставили огромное количество детских спектаклей. Можете вспомнить свою первую работу?
- Вы меня пугаете… Вспоминаю свою работу в Красноярске, Петербурге, тогда еще Ленинграде, в Москве, здесь… Я не сказала бы, что мной было поставлено так уж много детских спектаклей.
Первую свою работу помню отлично. Именно тогда для меня появились первые рамки, точнее сказать, особенности работы с детской аудиторией. Это была постановка «Волшебника изумрудного города». Помню, при работе со сценой, где Людоед собирался съесть Элли, я столкнулась с проблемой – как сохранить смысл и, одновременно, не напугать ребенка в зале. И вот, пока связанная девочка ждала своих друзей-спасителей, озадаченный злодей ходил вокруг неё и думал, как же запихнуть её всю, разом, в одну из своих многочисленных, но очень уж маленьких кастрюлек. Со стороны смотрелось даже забавно.
- Расскажите о своем мнении насчет театра как такого отдельного, специфического вида искусства.
- Вы совершенно правы, театр, на мой взгляд, и не только на мой, это – совершенно отдельный организм. У него своё время, своё действие, и всё это перемещается в своём режиме. Никто не может влиять на театр. А у зрителя не должно даже вопроса возникать, чтобы как-то изменить ход постановки. Даже маленький зритель должен понимать, что он – наблюдатель, но не участник представления.
Знаете, сталкивалась с разными ситуациями. Очень часто зрители кричат актёрам на сцене, что туда им идти не нужно, там их ждет опасность, лучше идти сюда. Когда такое случается, я начинаю понимать, что играющий на сцене не справляется со своей ролью, он даёт детям в зале возможность собой манипулировать…
Хотя, конечно, в случаях, когда театральное представление одной из задач ставит контакт со зрителями, например, когда деткам задают вопросы, – это другое дело.
Был ещё на моей памяти один забавный случай. Однажды, на спектакле «Волк и семеро козлят» один из моих маленьких зрителей вдруг на весь зал закричал: «Волк, подожди, не уходи, Волк! Я сейчас в туалет схожу и вернусь, дождись!». Это, я считаю, был огромный комплимент актёру (смеется).
- А расскажите о своём спектакле «Кошкин дом».
- Тогда, для начала, я должна сказать немного о городе, в котором пребываю сейчас. Ехала сюда по нескольким причинам. В первую очередь, из-за Мандельштама, который провёл здесь несколько плодотворных для его творчества лет. Во-вторых, из-за Маршака и Платонова, гениальных мастеров слова, подаренных миру Воронежем. Заметьте, на достаточно коротком временном отрезке здесь появляются и творят сразу несколько литераторов. Это может служить неплохим доказательством, что здешние места имеют какую-то специфическую энергетику, толкающую людей к творчеству.
Вы спросили о спектакле «Кошкин Дом», автор которого Маршак? Вот вам объяснение, почему я выбрала для постановки именно это произведение.
Немного расскажу о постановке. Для начала, всё представление идет в фойе, а не в зале. Главная и основная причина – аудитория, едва вышедшая из младенческого возраста, которой сложно усидеть на месте.
На протяжении всей постановки мы показываем дома – простые кубики с совсем непростыми картинами, изображёнными на них. Представляете, ребенок смотрит на столовую Кошки, и запоминает её изображение на всю жизнь, а на самом деле, это – картина Поля Сезанна. Или дом маленьких котят, нарисованный Марком Шагалом. Они вырастут, увидят эти картины на уроке или в музее, в натуральную величину, и поймут, что уже знакомы с ними, видели их в том далеком детстве.
Кстати, очень радует, когда родители малышей вдруг среди представления начинают шептать друг другу, что узнали ту или иную картину. В основном узнают Шагала, иногда Ван Гога…
– И вы все – Генриетта Наумовна обращается к нам, поднимая строгий и внимательный взгляд, словно пытаясь вычислить виновника очередной детской проделки, – приходите на спектакль, обязательно. Проверим ваши знания.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Названы виды спорта, наименее популярные у телезрителей
Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.