Войти
Персона
01.09.2016 18:49
Театральному режиссёру Анатолию Иванову в сентябре исполнилось бы 75

Театральному режиссёру Анатолию Иванову в сентябре исполнилось бы 75

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: архив

В сентябре 2016 года народному артисту России Анатолию Иванову, будь он жив, исполнилось бы 75 лет. 22 года его творческой деятельности были посвящены Воронежу, конкретно – сцене Кольцовского театра драмы.

Статистика и театральная сцена, на первый взгляд, сферы далёкие. Но когда подключается фактор времени, скажем, какой-то определённый период в жизни страны или отдельно взятого театра, именно статистика проявляет правду и кривду во всей своей, иногда оглушительной, наглядности. Как говорится, преподносит факты, против которых «не попрёшь».

… Есть печатное свидетельство ведущего воронежского театроведа ХХ века профессора З.Я. Анчиполовского о спектакле «Серебряная свадьба» А. Мишарина. Он вспоминает, как осенью 1986 года вместе с директором Кольцовского театра И. М. Чижмаковым их командировали в Пензу присмотреть режиссера для своего театра, который переживал тогда творческий кризис: «Удивительно живо ощущение глубины и остроты увиденного. Значительность человеческих характеров, кажется, превосходила возможности пьесы. Пружина драматического действия была сжата до отказа. Электрический ток, нигде не ослабевая, нигде не «отключаясь», проникал через «четвертую стену» в зрительный зал, держа его в постоянном напряжении…

Мы вышли из театра оглушенными. Несколько позже, через месяц или два, я видел очень известную тогда постановку «Серебряной свадьбы» в Художественном театре. Играли только «звезды», только знаменитости. Но они не затмили впечатления от пензенского спектакля».

В результате такой оценки в феврале 1987 года заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Васильевич Иванов оказался в Воронеже в должности главного режиссера, а с декабря 1991года и художественного руководителя Академического театра драмы.

Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии России Анатолий Васильевич Иванов покинул сей мир в июне 2009 года.

Сегодня, спустя семь лет после его ухода, окинем объективным взглядом, прибегнув именно к статистике, содеянное режиссёром за 22 года его пребывания в Воронеже.

Это, во-первых, участие в 39 (!) международных, всероссийских или межрегиональных фестивалях. Среди них – два Международных театральных фестиваля имени А.П. Чехова в Москве, Международный фестиваль «Памяти А.П. Чехова» в Мюнхене, Международный фестиваль «Золотой витязь» в Минске, Межгосударственный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Брянске (был учреждён Гран-при – специально для воронежского театра!).

Далее. Театр пять раз выезжал для участия в Международном фестивале стран Черноморского бассейна в турецкий город Трабзон. Долго перечислять названия прочих, в основном всероссийского масштаба, фестивалей. Города? – Москва, Орёл, Таганрог, Ярославль, Ростов, Краснодар, Самара, Белгород, Липецк, Тамбов… Помимо 39 фестивалей театр показывал спектакли в Москве и других городах в программах Государственного театра Дружбы народов (Театр Наций). Всё это – помимо гастрольной деятельности на просторах России, а затем и стран СНГ.

Весьма существенное дополнение к фестивальной деятельности коллектива: все эти поездки всякий раз финансировались приглашающей стороной. У театра своих средств на это не было. Ведь речь идёт о годах 1990-х, когда и нищенскую зарплату не всегда платили, и начале 2000-х. В числе устроителей большинства фестивалей были Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей России. Нередко и региональные центры подключали средства своего бюджета.

Был, правда, случай совершенно уникальный. В октябре 1992 года участие театра во Всероссийском фестивале «Играем А.П. Чехова» в Москве профинансировало Министерство по атомной энергетике России. Нововоронежскую АЭС тогда инспектировала комиссия Министерства во главе с замминистра Г. А. Кауровым. Он случайно услышал выступление по воронежскому радио А.В. Иванова, в котором худрук пожаловался на отсутствие средств для участия в Московском Чеховском фестивале. А очень хотелось бы! Ведь театр только что сценически открыл раннюю неоконченную пьесу А.П. Чехова «Без названия», а постановку назвал чеховской стихотворной строкой «Прости меня, мой ангел белоснежный!..»…

Георгий Алексеевич Кауров на следующий день появился в театре и предложил субсидировать поездку большого коллектива в Москву. Именно таким образом и стало возможным участие театра в этом фестивале. При этом воронежскому драмтеатру выпала честь закрытия фестиваля. Спектакль воронежцы показывали 26 октября на сцене МТЮЗа. А наутро 27 октября на первой полосе газеты «Известия» появилась заметка известного критика Марины Мурзиной: «Первый фестиваль российских театров «Играем Чехова» завершился достойно: прекрасным спектаклем Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова в постановке Анатолия Иванова «Прости меня, мой ангел белоснежный…». Культура, традиция, высокий уровень актерства (какие лица! голоса!) в сочетании с режиссерской чуткостью и изобретательностью – в итоге редко ставящаяся юношеская пьеса Чехова «Безотцовщина» обрела яркую сценическую форму, превратилась в живой, эмоциональный спектакль, в равной степени «зрительский» и «актерский».

Случай такого спонсорства – единичный. Во всех остальных – коллектив именно приглашали. Определяли – быть кому? – ведущие российские (столичные) критики. А поскольку театр отлично показался своей «Женитьбой» по Н.В. Гоголю уже в первом своём выступлении на фестивале «Лучшие спектакли России» в мае 1990 года в Орле, то коллектив сразу же стали иметь в виду и при организации последующих мероприятий подобного рода. С мыслью: «Плохое – не покажут!».

Результатом участия в том или другом фестивале, как правило, становились награды, призы, звания. Как для режиссёра-постановщика, так и для актёров – участников спектаклей. Так, например, народный артист России Анатолий Гладнев получил почётное звание «Актёр России», сыграв роль Городничего в «Ревизоре» на фестивале в Тамбове, проводимом под эгидой Малого театра. Народная артистка России Людмила Кравцова стала лауреатом премии имени Фёдора Волкова правительства Российской Федерации. Заслуженная артистка Воронежской области Магдалена Магдалинина получила «Золотую Розу Виктора Розова» от МИД-клуба (Московский интеллектуально деловой клуб Н.И. Рыжкова) за исполнение роли Вероники в постановке А.В. Иванова «Вечно живые» по известной пьесе В.С. Розова. Заслуженная артистка РФ Надежда Леонова получила приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове за исполнение главной женской роли в спектакле «Зойкина квартира» по М.А. Булгакову в постановке А.В. Иванова. И подобные примеры можно длить и длить ещё долго…

О чём всё это говорит? О том, что у театра в течение двух десятилетий за время художественного руководства А.В. Иванова было – Имя! Успех! Праздник! Много праздников! Ведь каждый новый фестиваль – это новый город, масса впечатлений, знакомство и общение с новыми интересными творческими людьми. Потом – отзывы в столичной прессе ведущих критиков страны… Так что жизнь коллектива в течение двух с лишним десятилетий была яркой, художественно насыщенной, полной эмоций и многочисленных праздников. И как это было, кстати, в самые тяжёлые для страны годы – 1990-е, когда и страна и её люди находились на грани физического выживания.

А вот и ещё один, вполне конкретный во всех отношениях факт, как результат творческого признания заслуг воронежского коллектива и его художественного руководителя: за 22 года его руководства 22 человека получили почётные звания. 8 человек, включая худрука, стали народными артистами России; 11 – заслуженными, а ещё трое, включая директора театра И.М. Чижмакова, стали заслуженными работниками культуры. Группу народных артистов пополнили Людмила Кравцова, Татьяна Краснопольская, Тамара Семёнова, Анатолий Гладнев, Сергей Карпов, Юрий Кочергов, Валерий Потанин. Тут стоит, право, задуматься и удивиться: 22 человека за 22 года! Была ли где-нибудь когда-нибудь на российских просторах подобная статистика?!

Первое почётное звание – «Заслуженный артист Российской Федерации» – при А.В. Иванове получила Т.С. Краснопольская уже в 1991 году, то есть всего через четыре года после его прихода в 1987 году. До того последнее почётное звание в театре было получено в 1982 году! Девять лет назад. Зато в следующие за 1991 годом девять лет почётные звания в театре получили 11 человек. Особенно «урожайным» в этом плане стал 1993 год. Народной артисткой России стала Л.А. Кравцова, заслуженными артистами РФ С. В. Карпов и Ю.А. Лактионов, заслуженными работниками культуры РФ директор театра И.М. Чижмаков и заведующая бутафорским цехом А.Л. Полежаева. Пять человек за один год!

Наиобъективнейшим показателем зрительской любви к театру является степень долгожительства спектаклей в его репертуаре. Российская статистика разных десятилетий советского и постсоветского периодов неизменно утверждает: время среднего присутствия спектакля в репертуаре коллектива – не более трёх лет. Большинство постановок А.В. Иванова – долгожители. «Женитьба» Н.В.Гоголя, ставшая премьерой режиссёра на воронежской сцене в 1987 году, в течение 10 лет была визитной карточкой театра, выведена из репертуара лишь в 2003 году. Спектакль «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, поставленный А.В. Ивановым в 1989 году, режиссёр снял волевым актом лишь в 2007 году, рассердившись на артиста Ю.А. Лактионова за то, что тот на пару месяцев оставил театр ради съёмок в фильме Э. Рязанова. За 18 лет спектакль имел более 237 представлений, значит, его посмотрело несколько тысяч зрителей.

Постановка «Вечно живые» по пьесе В. Розова, осуществлённая режиссёром к 55-летию Великой Победы в 2000 году, участвовала в пяти международных и всероссийских фестивалях. Последний раз была показана в 2013 году в Москве на фестивале, посвящённом 100-летию прекрасного российского драматурга и в который раз вызвала восхищение зрителей и видавших всякое критиков. В общем-то, постановки А.В. Иванова, я думаю, и сегодня могли бы пользоваться спросом, если бы не чрезвычайные обстоятельства организационно-технического порядка. В 2013 году было приказано «очистить» Концертный зал от постановок драмтеатра. А переносить их в новое (старое) здание руководство наотрез отказалось.


Тут самый раз вспомнить и о чрезвычайных ситуациях, которые пришлось преодолевать театру и его художественному руководителю в годы 1990-2000-е. В середине 1990-х в старом здании на проспекте Революции начали рушиться потолки и стены. В 1996 коллективу пришлось переходить на малую сцену в недостроенном здании на Советской площади. Зал на 170 мест. Сцена – небольшая эстрада, как в советского времени парках культуры и отдыха. В результате театр мгновенно лишился лучших своих постановок, которыми мог бы гордиться любой коллектив и режиссёр.

Исчезли из репертуара «Коломба», «Ангел белоснежный…», «Всё в саду», «Любовь по переписке», «Бег», «Там же, тогда же…»… Перенесённая на малую сцену «Женитьба» потеряла в новых условиях более половины своего художественного шарма. И т. д… В таких условиях любой режиссёр мог бы опустить «крылья». А.В. Иванов мужественно перенёс катастрофу и начал в новых дискомфортных условиях продолжать ставить спектакли, которые ведущие критики страны продолжали приглашать на новые фестивали.

А параллельно со всем этим режиссёр продолжал активизировать коллектив на то, чтобы напоминать воронежцам и сменяющим друг друга губернаторам о необходимости реставрации здания на исторически сложившемся с начала XIX века месте – на Большой Дворянской. И были реально опасные ситуации, когда Воронеж мог его навсегда лишиться. Один случай имел место в 2005 году, когда лишь вмешательство главного федерального инспектора по Воронежской области П.Н. Кораблёва помогло сохранить старый театр для последующей реставрации. П.Н. Кораблёв по приглашению активных членов коллектива пришёл на общее собрание, куда был также приглашён членами коллектива и начальник воронежского ФАУФИ (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) Зафеддин Микаилов. Когда последний стал давать уклончивые ответы на вопросы членов коллектива о судьбе федерального имущества (здание в то время таковым было), Павел Николаевич Кораблёв долго слушал всё это, а потом встал и твёрдым голосом заверил: ни в чьи частные руки эта федеральная собственность не попадёт.

Так оно и случилось. Поэтому, спасибо, конечно, тем, кто организовал и осуществил современную реконструкцию театрального здания. Но стоит всегда помнить: в том, чтобы было что реконструировать, велика заслуга режиссёра Анатолия Иванова и возглавляемого им коллектива, которые боролись за это четверть века.

Анатолий Васильевич Иванов умер в июне 2009 года, работая над постановкой «Мертвых душ» Гоголя.

P.S. «Благодарные» потомки до сих пор не установили на фасаде здания уже изготовленную мемориальную доску с профилем режиссёра и надписью: «В этом театре с 1987 по 2009 год работал Народный артист России, лауреат Государственной премии Анатолий Васильевич Иванов»…


Главный редактор журнала «Театральная жизнь» (Москва) О.И. Пивоваров вручает «Золотую Нику» - приз редакции «За лучшую режиссуру – 90 г.», спектакль Воронежской драмы «Самоубийца» Н.Р. Эрдмана в постановке А.В. Иванова.


А.В. Иванов с писателем В.Н. Войновичем, посетившим в 1992 году Воронеж с женой и поэтом Татьяной Бек, чтобы увидеть спектакль «Любовь по переписке» по его повести «Путём взаимной переписки».


Главный редактор и ведущий Национального телеканала «Культура» Республики Турция, театральный критик Хайяти Асылязыджи вручает А.В. Иванову приз Национальной театральной ассоциации Турции за лучший зарубежный спектакль - «Женитьба Фигаро» Воронежского театра, - показанный на Международном театральном фестивале стран Черноморского бассейна в Трабзоне в 2004 году. Вручение происходит на сцене воронежского театра в феврале 2005 года.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже прошёл военный парад

В нём приняли участие воины гарнизона, курсанты военно-воздушной академии, представители силовых органов.

В РоссииВ Петербурге автобус упал в Мойку, есть жертвы

В Петербурге на набережной Мойки пассажирский автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду.

В миреПрофессор Лихтман, безошибочно предсказывающий результаты выборов в США, сделал прогноз на 2024 год: Байден или Трамп?

Пока это предварительный прогноз, окончательный учёный намерен дать в августе.

ОбществоВ первом квартале 2024 года демографическая ситуация в Воронежской области заметно ухудшилась

Казалось бы, ухудшаться уже было некуда, но нашлись резервы – и вымирание ускорилось.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 9 мая: фильм «Сто лет тому вперёд» берёт миллиардный рубеж

Многие новые ленты оказались даже не во втором, а в третьем эшелоне, собирая крохи.

ЛитератураДва детектива Яцека Галиньского про пани Зофью: стервозная старуха против воротил преступного мира – кто кого?

Противостояние незаметной старушки и беспощадной мафии – есть ли у пани Зофьи хоть один шанс?

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСпециалисты рассказали, что посетить воронежцам и гостям города 11-12 мая

Путеводитель по Воронежу и окрестностям составлен профессионалами туриндустрии.

Главное«Оперную классику» отменили – трудные времена

Всё плохо: хиляют только деградант-поп, симфо-дрянь-рок, брутальный рэп и тюремный шансон.