Войти
Персона
26.09.2009 17:50
Людмила Максакова: «Надо делать хотя бы одно доброе дело в день»

Людмила Максакова: «Надо делать хотя бы одно доброе дело в день»

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Новости культуры Воронежа

Известно, что Людмила Максакова не очень жалует журналистов и редко дает интервью. Поэтому я шла на встречу с этой выдающейся и любимой мной актрисой с некоторым внутренним трепетом. Волнения оказались напрасными. Людмила Васильевна была настроена на доброжелательную и откровенную беседу. Первый вопрос продиктовали обстоятельства: театр имени Евг. Вахтангова привез в Воронеж чеховскую «Чайку»…

- Людмила Васильевна! Некоторые критики считают, что Вы играете Аркадину самовлюбленной, эгоцентричной, уверенной в себе.

- Ну, это не совсем так. И у нее есть «болевая точка». Это - ее сын. Все-таки, его самоубийство – центральный эпизод пьесы. Аркадина, конечно, актриса до мозга костей, но она и мать! Я старалась это подчеркнуть. Иначе, что остается – одно актерство? У нее большая трогательная сцена с сыном, когда он говорит, какие у нее замечательные руки. И, обратите внимание, – она читает Некрасова, у нее наверняка есть какие-то соображения по поводу несправедливого социального устройства. Поэтому рисовать ее одной краской, на мой взгляд, неверно.

- Один из режиссеров сказал о Вас: «Умеет Максакова: изменяться до неузнаваемости, оставаясь при этом самой собой».

- Мне в жизни повезло с режиссерами. Все-таки был старт с Рубеном Николаевичем Симоновым. Он очень талантливый режиссер, у него были замечательные спектакли. И он замечательно умел работать с женщинам. Это особый дар. Симонов и дал мне ускорение на старте. Я сразу же попала на первую позицию. Потом была встреча с прекрасным режиссером Романом Виктюком. И вот уже 25 лет дружбы связывает нас с Петром Наумовичем Фоменко. Могу смело назвать его гениальным режиссером. И человек он замечательный.

- Вы работали в спектаклях Некрошюса и Туминаса. Чья манера Вам ближе?

- Эймунтас Некрошюс, как и многие другие большие художники, довольно замкнутый, немногословный человек. Иной раз даже бывало трудно понять, чего же он от тебя требует. А Туминас - более открытый, контактный, с чувством юмора.
Оба они, конечно, большие режиссеры, и это везение – работать с ними. С Некрошюсом я работала в «Вишневом саде». Там, кстати, тоже тема сына: «Гриша, мой мальчик. Он погиб, утонул!» Не понимаю, почему Раневскую часто играют «в перьях». Ведь Париж – он разный. Эмигранты там не очень-то благоденствовали. А играли Раневскую чаще всего легкомысленной, не на том делая акцент. А у Чехова вообще не бывает «тру-ля-ля». Некрошюс говорил мне «Людмила, Вы идеалистка!» А я думаю, что не надо всегда показывать мир с темной стороны, в жизни и так хватает неприятного. А в театре как раз есть возможность жить среди иллюзий, в другом, более симпатичном мире.

- Как Вы думаете, Вахтанговский театр с Римасом Туминасом во главе идет верной дорогой?

- Мне трудно судить. Сейчас я играю у него в «Дяде Ване». Мнения о спектакле крайне противоречивые. А зрителю нравится. И, в конечном итоге, решает публика. Критик ведь может написать восторженную рецензию, а публику на спектакль не затащишь. В этом спектакле мне легче существовать, чем в его же «Ревизоре». Может быть, потому, что во время репетиций Римас позволял актерам немного фантазировать, отчасти самим выстраивать роль. Что будет дальше, не знаю. Туминас собирается восстанавливать «Маскарад». Я с восстановлениями не очень согласна. Возобновление – это всегда потеря.

- Вы на сцене почти полвека. Как изменился зритель за это время?

- Его не угадать. Уж очень он разношерстный. Раньше реакция зрителя была более единодушной и предсказуемой. Нынешний зритель очень плохо понимает юмор, если он чуть тоньше, чем в «Аншлаге». Не воспринимает иронию. Это беда, конечно. Иной раз играешь один и тот же спектакль, а реакция совершенно разная у подготовленного зрителя и случайного. Бывает, работаешь на сцене при полной тишине зала там, где нормальные люди должны смеяться. Так что с публикой проблема.

- Вы преподаете актерское мастерство в училище имени Щукина. Что можно сказать о молодом поколении актеров, которое идет на смену?

- Они разные. Есть очень талантливые, многообещающие. Но есть и другие. Один студент, не буду его называть, никак не может прочитать «Преступление и наказание», а ему играть Свидригайлова. Я его спрашиваю, что же ты делаешь, мы же месяц не назначаем репетиции?! И слышу в ответ: «Знаете, Людмила Васильевна, каждый раз дохожу до сороковой страницы и забываю, что было в начале». Таким людям надо бы поостеречься идти в нашу профессию. Это не их путь. Актер должен быть любознательным, внимательным, эрудированным, иметь блестящую память, разбираться в драматургии, живописи. Эта профессия требует многого.

- Получается ли у Вас оградить свой внутренний мир от разъедающей душу пошлости?

- Пока, Слава Богу, получается. Мне везет, что я очень много работаю, а работа – это спасение. Вот сейчас мы приехали к вам в Воронеже, изумительно нас Михаил Михайлович (Носырев) принял. Он нас пригласил, заботится о нас, как о малых детях. А человеку ведь очень важно внимание. Его не хватает. В мире много агрессии, безразличия. А отнеситесь к человеку с душой – и он ответит вам добром.

- У Вас по-прежнему дома 17 тысяч томов книг?

- Увы, нет, многое потеряно при пожаре в 2005 году: книги, картины. Но все равно уже целую комнату я заполнила новыми книгами. Раньше, помните, книги были страшным дефицитом, а сейчас я захожу в магазин – у меня глаза разбегаются, кружится голова, я хочу и это, и это. Уже себе говорю: Люда, остановись! Купила, прочитала – положи книжку на лестничной клетке. Кто-нибудь пойдет, возьмет и прочитает. Весь дом уже забит книгами.

- Читаете классиков, современников?

- И тех, и других. Сейчас, например, читаю Еврипида. Это мне нужно по работе. Из современных – замечательная книга Петра Вайля «Стихи про меня». Он создал такую своеобразную антологию стихотворений XX века, которые сыграли большую роль в его жизни. Прочла Сорокина «Сахарный Кремль» - ничего не поняла. Зато увлеклась мемуарами, книгами по истории.

- Читатели меня не поймут, если я не спрошу Вас о семье. Как складывается жизни сына, дочери?

- Сын продолжает заниматься бизнесом. Дочь перешла из Новой оперы в «Геликон». У Максима трое детей, у Машеньки - двое. Все мы очень дружим и любим вместе собираться.

- Ваша семья – настоящая артистическая династия. Вам ведомы идеалы старшего поколения, к которому принадлежала Ваша мама, великая оперная певица Мария Максакова, наверняка Вы знаете, что ценит, во что верит поколение, к которому принадлежит Ваша дочь, тоже певица…

- Ох, Вы знаете, они, наверное, недостаточно целеустремленные. А в этой профессии разбрасываться нельзя. В нашем деле прилежание, может быть, надо поставить на первое место. Потому что таланта – это уж сколько Господь отпустил. А вот прилежанием можно добиться очень многого.

- Что, на Ваш взгляд, главное в жизни? Можно ли свести это главное к каким-то словам, понятиям?

- Главное – это вера. Надо укреплять свою веру и делать хотя бы одно доброе дело в день. Вот такой у меня девиз. Надо помогать людям – ведь у них много разных трудностей - моральных и материальных. И по мере сил стараюсь спешить делать добро. Тогда ты сможешь оправдать свое пребывание здесь, на этой земле.

- Кто Ваш главный судья?

- Вот Он и есть. Есть грозный Судия – Он ждет.

- А на грешной земле, кто для Вас главный авторитет?

- Были Рубен Николаевич и мама. Я до сих пор их мысленно сажаю в первый ряд и стараюсь предугадать их реакцию. А сейчас для меня авторитетом является Петр Наумович Фоменко. Он – человек абсолютного вкуса и чувства меры. В нашей профессии это так необходимо, ведь нас, актеров, иногда заносит. Иной раз с добрыми намерениями «поднажмешь», а ведь еще Таиров говорил: «Вкус и чувство меры!» Без этого в нашей профессии нельзя.


Людмила Васильевна Максакова.
Народная артистка РФ, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени.
Лауреат Премии им. К. С. Станиславского (1996 г.)
Лауреат театральной премии "Хрустальная Турандот".

Дочь оперной певицы, солистки Большого театра Мари Петровны Максаковой.

Окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина в 1961 г., курс В. А. Этуша. В том же году принята в труппу театра им. Евг. Вахтангова.
Помимо работы в театре, Л. В. Максакова преподает актерское мастерство в театральном училище имени Щукина, снимается в кино.


Людмила Максакова в спектаклях академического театра имени Вахтангова:


«Чайка». А. Чехов. Аркадина


«Пиковая дама». А. Пушкин. Графиня


«Без вины виноватые». А. Островский. Коринкина.
Фото с сайта театра

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В мире«Лошадей Апокалипсиса» и остановку Биг-Бена назвали признаками грядущего конца света

Мы, искушенные люди 21-го века, слишком просвещены, чтобы заниматься суеверной чепухой, не так ли? Уже нет.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеНа Московском кинофестивале победил «Стыд»

Таково решение жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном.

ПерсонаУволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова

Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 20-27 апреля 2024 в мировых СМИ

Отличных работ было много, в этом вы можете убедиться сами.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеВ Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым

До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.