Персона
Евгений Евтушенко впервые за долгие годы выступил в Воронеже
- Текст: Борис Подгайный
- Фото: Евгения Емельянова
Вот ведь бывают слова (которые я сейчас пишу, которые вы сейчас читаете) обычные, привычные.
А бывают совсем другие слова: переворачивающие наши души, жгущие, неудобные, не позволяющие праздно на постели валяться, воспламеняющие, заставляющие нас вспомнить о том, что мы должны быть добрее, искреннее и радостнее, чем нам самим это кажется, - вот такие бывают слова.
Эти слова - стихи. Не каждому дано этими строчками говорить. Но каждому дано право эти слова услышать. Поэтому и существуют в нашем мире поэты - люди, которые призваны произносить слова, будоражащие наши души.
Евгений Евтушенко - поэт. В представлениях и регалиях не нуждающийся. Во вторник в зале Областной филармонии он читал свои стихи, рассказывал, почему они - именно такие - появились, общался со зрителями-слушателями, отвечал на их вопросы.
Это я сейчас пишу обычные слова, как журналист, которому положено написать отчет о событии. Но - событие (слово-то для поэта уж очень-то притягательное) было со-бытием с человеком, в котором Богом ли, генами ли, удачным ли расположением светил и (или) собственным трудом, счастливо соединились качества: поэт, актер, гражданин. И все эти качества - Бог с ней, с тавтологией, - высшего качества. Ну, или такого, которое мы можем представить высшим.
Он вышел на сцену немного сутулясь и провел на этой сцене два с половиной часа. Он сказал вначале, видимо, заготовленную заранее фразу: "Я непростительно давно у вас не был, потому что вы меня непростительно давно не приглашали". Он кокетничал. Но потом он стал читать свои стихи, стал рассказывать (очень подробно, можно даже по-нынешнему сказать - гламурно) о своих друзьях, о своих влюбленностях, женитьбах, сыновьях, предках - о своей жизни, о своей поэзии. О том, почему он такой, о том, почему мы такие.
Он читал стихи, посвященные Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому, Андрею Вознесенскому, а мы понимали, что эти стихи про нас всех. Он читал стихи про "гражданина Никанорова, вылетающего в Барнаул", а мы понимали, что это про каждого из нас. Он читал про прощание с красным флагом, а мы ощущали, что такое же прощание было (или неизбежно должно произойти) у каждого гражданина нашей страны.
Он сказал: "Я не делю свои стихи на гражданственную и лирическую поэзию. Лирика - это выражение чувств пишущего". Действительно, что уж тут делить. Выражать чувства можно по разным поводам. Было бы, что выражать.
У него есть, что и как сказать. Он - фонтан, он - энергия, фонтанирующая в благодатно орошенный этими брызгами зал.
Он говорил о поисках русской идеи. Общенациональной то есть. О том, что не нужно ее искать, ведь российская классическая литература и есть наша национальная идея. Сострадание, сердечность, сердобольность к униженным и оскорбленным, открытость, желание быть понятым другими народами, желание понять их, сохраняя свою самобытность, но не педалируя ее, - вот основа прочная и перспективная.
Он прочитал пронзающее - насквозь - стихотворение о матче между футбольными командами СССР и ФРГ в 1955 году. Когда безногие инвалиды, "историей выброшенные в хлам", на своих самодельных катушках катились в Лужники, где был матч.
Зачем сейчас говорить о том, каким был счет? Но, говорил нам со сцены Евгений Евтушенко:
Вернитесь в тот матч, и увидите там:
Кончаются войны не жестом Фемиды,
а только, когда, забывая обиды,
войну убивают в себе инвалиды,
войною разрезанные пополам.
А еще Евгений Евтушенко произнес такую фразу: "Пять с половиной месяцев я проживаю в Америке. Потом у меня отпуск. И в это время я езжу по России, по другим странам. В общем, нет отпуска. Но, с другой стороны, нет времени для того, чтобы стареть".
Дай Бог, Евгений Александрович, Вам не стареть. Дай.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — «Лошадей Апокалипсиса» и остановку Биг-Бена назвали признаками грядущего конца света
Мы, искушенные люди 21-го века, слишком просвещены, чтобы заниматься суеверной чепухой, не так ли? Уже нет.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — На Московском кинофестивале победил «Стыд»
Таково решение жюри основного конкурса во главе с исландским режиссером и актером Фридриком Тором Фридрикссоном.
Персона — Уволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова
Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 20-27 апреля 2024 в мировых СМИ
Отличных работ было много, в этом вы можете убедиться сами.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.