Персона
Юрий Бутусов в Воронеже: «Если бы я не стал режиссёром, пошёл бы в осветители»
- Текст: Денис Данилов
- Фото: Денис Данилов
10 июня на Платоновском фестивале журналисты встретились с создателями спектакля театра имени Ленсовета «Кабаре Брехт». Вместе с молодыми актёрами на встречу с представителями прессы пришёл режиссёр Юрий Бутусов. Ради пресс-конференции они прервали репетицию. Не удивило поэтому, что актёры были в сценических костюмах.

Кроме того, в пресс-конференции приняли участие директор театра имени Ленсовета Валерий Градковский, заведующая музеем Вера Матвеева и руководитель курса Анна Алексахина. На вопросы отвечали все, сам Бутусов просил журналистов задавать вопросы и актёрам тоже. Говорил: «Это не только моя пресс-конференция». Настроение у всех было приподнятое, маэстро улыбался, шутил, актёры его поддерживали.

Первый вопрос задал художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков: «Хорошо ли вам в Воронеже?»

«Да, нам хорошо в Воронеже», - дружно и весело ответили гости.
Бутусова спросили, как он работал над спектаклем «Кабаре Брехт».
- Это обычный принцип, по которому я ставлю спектакли. Актёрам предоставляется большая свобода, они много самостоятельно работают. Мы встречаемся, много обсуждаем, возникают новые идеи и задания, - ответил режиссёр.
Идея поставить этот спектакль пришла Юрию Николаевичу, когда он услышал, как молодые актёры поют.

«Этот курс очень музыкальный, - рассказал Бутусов. - начало спектаклю было положено на зачёте по вокалу, где ребята занимались Брехтовскими зонгами и приятно меня поразили. Сначала это называлось «Кафе Вайль», мы занимались только зонгами, но поняли, что нам этого не хватает. Мы прыгнули в драматургию, но поняли, что и этого тоже недостаточно, нам нужна фигура, какой-то цемент, который будет всё это соединять. Каким-то очень естественным образом мы вышли на самого Брехта. На его жизнь, его жену, его женщин, истории его жизни, которые неотрывно связаны с его драматургией, потому что он, конечно, человек-театр, создавший свой язык, который мы изучаем. Вдруг стало страшно интересно заниматься просто им, его жизнью. Возник очень широкий пласт вопросов. Фигура самого Брехта всё и объединила».
Воронежские критики напомнили, что это второй спектакль Бутусова по Брехту, который будет показан в Воронеже: «Чем вас так пленил этот автор? В чём его актуальность?».

- Мне привлекательна его эстетическая система ценностей. То, что разрывает оковы психологического театра. Мы вырываемся из правил, можем играть с ролью, хулиганить, возникают игровые зоны интересные и режиссёру и актёрам. Они дают большие возможности для раскрытия личности актёра, что чрезвычайно важно. Сейчас зачастую личность актёра даже важнее, чем какие-то профессиональные навыки. Конечно, Брехт говорил об острых политических вещах, но для меня это второстепенно. Самое главное – что он человек очень страстный, обожающий театр. Человек с большим сердцем, а это, мне кажется, в нашей стране почему-то всегда уходит на второй план. Самое важное – это его театр, его жизнь и его сердце, - подробно ответил режиссёр.
До прихода в театр Бутусов перепробовал много профессий, о чём ему не преминули напомнить.

- Мне нравилось то что я делал, - ответил Юрий Николаевич. - Я был сторожем, например. Я очень часто был один по ночам, и это были очень важные зоны молчания и темноты. Вы знаете, люминесцентные лампы страшно гудят. Вот днём из-за шумов их не слышно, а ночью это пытка! Они гудят так сильно, они орут! Я любил очень эту работу, а ещё я очень любил уходить с неё. Нет, было много интересного, ещё я возил детей в фаэтоне. Запрягал лошадь, вёз 6-7 детей по Сестрорецкому парку и пел песни. Хорошая была работа, на воздухе.
Просто я очень любил театр и всегда хотел быть в нём. Никакого фактора, который бы повлиял на меня, не было, просто я очень любил театр с раннего возраста. Не был бы режиссёром, был бы осветителем.
- В моей жизни вместе с Брехтом настал важный период, когда понимаешь, что мир совершенно не прекрасен, - добавил Бутусов. - Он огромен, страшен и болен. Ты начинаешь это чувствовать и в это вникать. Понимаешь, что не существует единой точки зрения, и нужна постоянная критика, чтобы быть живым и думающим человеком. Потому что костенеешь очень быстро и все вокруг тебя тоже костенеют.

Воронежцы поздравили Юрия Бутусова с очередной «Золотой Маской». Последовал вопрос, с чем связано третье обращение режиссёра к Чехову. Что в этом авторе нового?
Поблагодарив за поздравление, Бутусов сказал: «Я всегда боюсь отвечать на подобные вопросы. То, что мы находимся в диалоге с великими – Чеховым, Шекспиром, Брехтом – уже достаточно чтобы жизнь не казалась бессмысленной. Нужно относиться к ним как к живым современным людям. Очень важно – как к живым. Общение с такими людьми и есть смысл обращения к их драматургии.
- Вы поставили Брехта с молодёжью. С кем проще работать, со звёздными актёрами или с молодыми? – спросили режиссёра.
- Сложно со всеми, конечно, - ответил он. - Но молодые – более открытые. Есть какой-то запас авторитета, который чуть облегчает процесс. Но эта простота очень опасна, можно пропустить момент, проспать. И премьера застанет врасплох. А со взрослыми чуть больше ответственности. Хорошо, когда взрослые тоже беспокоятся и задают вопросы. Нужен диалог.
Последовал вопрос директору: «Какое место этот спектакль занимает в репертуаре вашего театра?»

- Спектакль стал репертуарным уже давно, сказал Валерий Градковский. - Молодые актёры – наши бывшие студенты. Мы взяли на себя смелость – сегодня это наши штатные артисты. Полноценные и уважаемые люди в нашем театре. Спектакль очень востребован, нас приглашают на фестивали. Спектакль идёт на аншлагах, мы возлагаем на ребят большие надежды.
Мы ехали в Воронеж к друзьям, позволю себе сказать. В 2005 году Михаил Бычков поставил у нас спектакль «Заговор чувств» по Юрию Олеше, который украшал афишу театра несколько лет. Это был один из любимейших спектаклей Петербурга. Теплота организаторов фестиваля передалась нам, мы ощутили в Воронеже эту теплоту и дружелюбие, исходящее от всех. Нам удалось побывать на нескольких мероприятиях, фестиваль наполненный, живой, один из самых интересных в стране на данный момент.








Ранее в рубриках

В Воронеже — Выходные дни 21-22 июня в Воронеже и области будут подпорчены погодой
Без дождя обойдётся только воскресенье, но всё равно будет не по-летнему прохладно.

В России — «РОСИЗО» открывает выставку «Видение небытия» в Иваново
Название выставки вдохновлено киноведческой статьей Галины Зеленской о фильме А. Тарковского «Иваново детство»,

В мире — Прорицатели предсказали, что Третья мировая война начнётся на Ближнем Востоке
Среди таких ясновидцев Баба Ванга, Владимир Жириновский, Альберт Пайк и другие.

Общество — Воронежские власти ответили за отключение интернета и «продуктовый коллапс»
Пресс-служба правительства области информацию о «продуктовом коллапсе» в Воронеже не подтвердила.

Театр — Платоновскую премию присудили режиссёру Сергею Женовачу
Премию вручили за спектакль по Платонову, поставленный в 2009 году.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 19 июня: заокеанская «Материалистка» против деревенского дедушки
При таком раскладе спрогнозировать итог уик-энда практически невозможно.

Персона — Умерла народная артистка России Наталья Тенякова
Народную любовь ей принесла роль бабы Шуры в культовом фильме «Любовь и голуби».

Литература — Вышел фантастический детектив Йоава Блума «Мгновение ока»
Это увлекательный фантастический детектив, полный парадоксов и неожиданных поворотов.

Музыка — Объявлено о первых летних отменах в Воронеже
Отменены концерты в Зелёном театре и на площадке МТС Live Hall в ТРЦ «Град».

Изобразительное искусство — Знаменитую картину Рубенса «Самсон и Далила» назвали подделкой
Не купила ли Национальная галерея в 1980 году пустышку за 2,5 миллиона фунтов стерлингов?

Зал ожидания — В Воронеже пройдёт бесплатное обучение по составлению бюджета социокультурного проекта
В ходе семинара будет рассмотрен пример составления бюджетной заявки музыкального межрегионального фестиваля.

Главное — Воронежцам подсказали, как приятно и c пользой провести выходные дни 21-22 июня
Афиша выходных дней разнообразна и может привлекательной для людей разного возраста.