Войти
Персона
06.03.2014 19:08
Ростислав  Миронович  -  музыкант, педагог,  интеллигент

Р.Г. Миронович (1904-1998)

Ростислав Миронович - музыкант, педагог, интеллигент

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

17 марта исполняется сто десять лет со дня рождения Ростислава Мироновича, дирижера и педагога, завершающая часть жизни которого тесно связана с Воронежем. Очерк об этом замечательном человеке, внесшем заметный вклад в развитие культуры, написала Елена Фомина.

И в честь, и в память

Он родился в 1904 году в Майкопе, на Кубани, в интеллигентной семье. Отец – Георгий Васильевич Миронович – из духовного сословия, до революции 1917 года преподавал историю, русскую литературу и латинский язык, после был учителем средней школы и преподавателем Учительского института. Мать – Надежда Николаевна, урожденная Молостова, потомственная дворянка, профессиональная пианистка, окончила училище Русского музыкального общества в Тифлисе. В семье Мироновичей было четверо детей, все состоялись как музыканты.

Ростислав Георгиевич учился в гимназии в Гори (там преподавал отец), там же начал играть на флейте в духовом оркестре. Родители часто возили его на симфонические концерты и оперу в Тифлис, большое впечатление на юного Мироновича произвело выступление вундеркинда Вилли Ферреро. Он стал мечтать о профессии дирижера. Однако поступил сначала в Краснодарский сельхозинститут (сказалась любовь к земле и природе), а через год, в 1923 году, не бросая учебу в институте, стал студентом Краснодарского музыкального училища по классу флейты. Еще через год, в 1924-м, организовал при сельхозинституте любительский симфонический оркестр, которым дирижировал до окончания института – осени 1927 года.

Еще в музучилище начал сочинять – написал несколько романсов, оркестровых пьес и детскую оперу «Листопад», которая была поставлена на сцене Краснодарского театра силами Дома художественного воспитания детей.
В 1928 году поступил в Московскую консерваторию – на оркестровый факультет по классу флейты к Владимиру Цыбину. В 1932-м был принят на должность дирижера в театр Юрия Завадского и в том же году поступил на дирижерский факультет консерватории в класс Бориса Хайкина. Продолжал сочинять музыку и, несмотря на загруженность, занимался композицией в классе Сергея Василенко.

В начале 1935 года был принят без конкурса в симфонический оркестр Московской Государственной филармонии. Переиграл обширный репертуар со многими выдающимися дирижерами – Клемперером, Вальтером, Фридом, Сенкаром, Головановым, Орловым, Небольсиным и другими. Игру в этом оркестре и наблюдение за работой крупных мастеров считал лучшей школой.
В 1941-м в его жизнь ворвалась Великая Отечественная война. С середины июля 41-го года воевал в действующей армии Юго-Западного фронта в звании Гвардии старшего лейтенанта Первой Гвардейской стрелковой дивизии. Был ранен, контужен, после лечения в госпитале демобилизован по инвалидности.

В 1943 году командирован в Тувинскую народную республику (в то время Тува еще не входила в состав СССР), в город Кызыл. Руководил музыкальной частью Тувинского национального музыкально-драматического театра, занимался реконструкцией национальных инструментов, обработкой народных песен, писал музыку для оркестра, балета, драматических спектаклей, сочинил оперу на тувинский сюжет.

С 1945 по 1962 годы дирижировал в Киргизском театре оперы и балета, поставил двадцать пять новых оперных и балетных спектаклей, среди которых «Раймонда», «Волшебная флейта», «Русалка», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица»… Преподавал в Киргизском музыкальном училище по классу флейты, дирижирование, теоретические дисциплины. Во время работы в Киргизии получил звание заслуженного деятеля искусств.

В начале 1962 года стал дирижером Воронежского театра оперы и балета. За пять лет поставил десять новых спектаклей. В их числе - «Аида», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Богема»…

С 1973-го до сентября 1997-го преподавал в Воронежском институте искусств в классе флейты и оперном классе.
Умер в апреле 1998 года.

…Я, к сожалению, никогда не была знакома с этим Музыкантом и Человеком. Но – таково свойство Большого Таланта – пробуждать к себе самые искренние чувства у всех, кто с ним сталкивается. Обилие заглавных букв – отнюдь не пафос, в отношении Ростислава Георгиевича неуместный, а дань уважения Дирижеру, Педагогу, Учителю – в самом высоком значении этих слов. Я благодарна тем, кто рассказывал мне о Ростиславе Георгиевиче: Галине Владимировна Тарасовой, Валерию Васильевичу Тупикову, Инге Михайловне Костринской, Надежде Дмитриевне Сыпаловой, уже ушедшим Вере Марковне Теплитской, Евгению Ивановичу Пойманову, Набиле Галиевне Валитовой… Они работали с ним, учились у него, каждому было и есть что сказать о любимом дирижере и педагоге. Готовясь к этой дате, я перебирала материалы о Мироновиче и нашла удивительную статью Веры Марковны Теплитской. Ее слова не устарели, как не может устареть восхищение истинным талантом, служение своему делу, преклонение перед тем, настоящим, что есть в искусстве.

«Время обладает счастливой особенностью, - пишет Вера Марковна, - оно сохраняет Чистоту, суетное, мелкое, которое есть в каждой жизни, – уходит из памяти. Остается главное, бесценное.

Что, на мой взгляд, было доминирующим в личности Ростислава Георгиевича?

Для меня это связано со словом Культура – от латинского «возделывание» (души, конечно).
Так вот, понятие Культура – со всеми его смыслами, пожалуй, могло бы быть ключевым к его облику учителя и человека.
Культура чувств.
Культура общения.
Культура как главная ценность в жизни своей нации и Родины, которую он защищал.
Культура быта, поведения, внешнего вида.
Культура как понятие глобальное имеет много слоев и уровней, а искусство – это верхняя, несущая ее часть. Искусство, Музыка – были стержнем и высоким мерилом его жизни, потому что он Музыку воспринимал и представлял в своей жизни как Откровение Высших Начал. Как нечто святое, потому был справедливо непримирим к невежественному произволу в искусстве, к примитивному и вульгарному подходу к восприятию искусства.

Его семья, родители, учителя, Московская консерватория того времени, общение с выдающимися величинами в искусстве сформировали его вкус и критерии, которые он стремился привить и «деликатно насадить» своим ученикам…
Содержанием его жизни была Любовь! Любовь к жизни, к профессии, благодарная любовь к учителям, друзьям, ученикам. И удивительно, эта любовь с возрастом не иссякала. Он часто говорил о существующем законе нарастания энергии – чем больше дел, тем больше сил.

Ростислав Георгиевич все делал с удовольствием: занимался с учениками, сочинял музыку, аранжировал, водил автомобиль, готовился к приему гостей, кормил птиц…

Мы все создаем традиции нашего вуза, привнося естественным образом в нашу деятельность, в нашу духовную жизнь те примеры, модели поведения и принципы, которые мы получили от своих учителей и которые потом складываются как доминирующие.

В записных книжках Ростислава Георгиевича я прочла о традиции: «Следование традиции – это не сохранение пепла, а поддержание огня». Для него это не было красивой фразой. Действительно, в нашем созидающем взаимном обмене должен быть кислород, поддерживающий живой огонь. И это, прежде всего, мышление, свободное от рутины и штампов, свобода выбора и ответственность.

Хочу подчеркнуть, что, по сути, то, чем мы занимаемся – образование – это культура человека, понимаемая очень широко, включающая в себя не только обучение профессиональным навыкам, искусствоведческий кругозор, эмоциональный и слуховой опыт и т.д. Этого недостаточно. Цели образования, которое по своему существу никогда не может быть завершено, должны обязательно совпадать с целями культуры: нравственными, художественными, научными, религиозными и т.д. Это не сумма знаний, а штучная, индивидуальная их переработка. Ведь художественный талант – величина загадочная, это всегда тайна. Именно таланты определяют меру вещей, но Ростислава Георгиевича интересовали таланты как величины моральные…

Мы часто в жизни и в профессии проходим мимо людей скромных и по своей деликатной природе не являющихся яркими лидерами. Но они часто бывают накопителями духовного богатства времени, в котором жили и живут. Потому, что умеют ярко и точно помнить, благоговейно помнить пережитые впечатления, не «приукрашивая» эти явления собой, не навязывая в эти явления себя. Таким был Ростислав Георгиевич Миронович.

Меня всегда покоряла в Ростиславе Георгиевиче его глубокая благодарность и любовь к своим учителям и своей Alma Mater – Московской консерватории. Увы, если наши студенты не вспоминают добрым словом свою Alma Mater, то в этом, думаю, виноваты и мы, их наставники…

Ростислав Георгиевич часто повторял слова академика Д.С. Лихачева, которого очень чтил: «Злой может притвориться добрым, глупый – умным, вероломный – преданным. Интеллигентным притвориться нельзя».

А что для него воплощалось в этом понятии – интеллигентность? Не только образованность, способность широко мыслить, но прежде всего – неравнодушие, бескорыстное участие в жизни других людей, возможность способствовать чьей-то Радости или участвовать в посрамлении Зла.

Я держала в руках солидную пачку бумаг – переписку Ростислава Георгиевича со всевозможными инстанциями с 1990 по 1996 год в борьбе за узаконенность остановки транспорта возле Академии искусств. И он добился этого.
Он считал своим долгом защищать русский язык, посылая на ТВ списки неграмотно употребляемых выражений и слов.
Он защищал музыку, которой он жил, от посягательств так называемых «новых прочтений» и «редакций».

Он сам считал себя за это ответственным и, как мог, оберегал то, что любил…

Мы все видим Мир по-своему. Мы и в Священном Писании видим то, что несем в себе.

И если мы несем в себе Добро, Любовь, Восторг и Радость – таким будет и мир!

Я думаю, что у каждого, кто общался с Ростиславом Георгиевичем, есть свои личные воспоминания, которые греют, восхищают, сохраняют светлую память, но, как я себе представляю, восхищение должно рождать и собственные действия. Мысли не должны расходиться со словами, а слова – с делами. А какие у нас мысли? Так ли они высоки? Так ли мы все беззаветно служим своей профессии, процветанию вуза, так ли заботимся о совершенствовании этических представлений, о создании атмосферы доброжелательности, свободы и красоты, в которых только и может раскрыться истинный талант?
Не внешние проявления (по которым, увы, часто судят) важны, а внутренние, способствующие развитию пути Духа, свободомыслия – основы творчества!

Приобщение к красиво прожитой жизни дает Веру и Силы, Надежду и Радость.
Нам продолжать…»

После этих слов Вера Марковна Теплитская поставила многоточие. Конечно, не зря. Нам продолжать…


Благодарю за предоставленные материалы Надежду Дмитриевну Сыпалову, Юрия Михайловича Буркина, Валерия Васильевича Тупикова.

17 марта, в день рождения Ростислава Георгиевича Мироновича, в Воронежской специальной библиотеке искусств имени Пушкина состоится вечер его памяти. Начало в 18 часов, вход свободный.

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреНазваны виды спорта, наименее популярные у телезрителей

Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом

Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.

ПерсонаМихаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет

Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.

ЛитератураВышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»

В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеВ Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым

До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.